Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах. Владимирова, Людмила Павловна бесплатно
3:35 AM
Скачать Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах. Владимирова, Людмила Павловна бесплатно

Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах

Диссертация

Автор: Владимирова, Людмила Павловна

Название: Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах

Справка: Владимирова, Людмила Павловна. Методические основы организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Владимирова Людмила Павловна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос. акад. образования] - Москва, 2009 - Количество страниц: 182 с. Москва, 2009 182 c. :

Объем: 182 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Проблемы повышения профессиональной компетентности учителей иностранных языков в условиях системы непрерывного образования
§1 Основные тенденции языкового образования в мировой практике
§2 Проблемы профессиональной подготовки педагогических кадров в новых условиях языкового образования
§3 Роль профессиональных сетевых сообществ в повышении уровня профессиональной компетентности учителей Анализ зарубежного и отечественного опыта
§ 4 Модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков
Выводы по главе I
Глава П Сетевое сообщество как способ повышения профессиональной компетентности учителей иностранных языков
§ 1 Дидактические свойства и функции средств ИКТ в обучении иностранным языкам
§ 2 Особенности и функциональная направленность видов деятельности учителей в сетевом сообществе
§ 3 Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия учителей иностранных языков в сетевом сообществе
§ 4 Методика взаимодействия учителей иностранных языков в рамках профессионального сетевого сообщества
Выводы по П главе
Глава Ш Проверка эффективности деятельности профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков
§ 1 Цели и задачи проверки деятельности профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков, критерии оценки
§ 2 Этапы и ход проверки деятельности профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков
§ 3 Результаты проверки деятельности профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков
Выводы по главе П1

Введение:

Актуальность темы
Прогресс науки и техники влечёт за собой изменения в обществе, в том числе и в образовании, а образование, в свою очередь, влияет на прогресс науки и техники. «Именно образование, принципиально работающее на будущее, закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном счёте, его развитие в прогрессивном или, напротив, в регрессивном направлении1.». В настоящее время возрастает интерес людей разных национальностей друг к другу, наблюдается сближение культур, духовных идеалов, направленных на взаимопонимание, взаимообогащение. Вхождение России в мировое сообщество повлияло на отношения между россиянами и иностранцами, повлекло за собой новые цели общения, изменилось отношение к изучению иностранного языка. Иностранный язык становится одним из ведущих учебных предметов в средней школе. Знание иностранного языка способствует сближению культур разных народов, развитию дружественных отношений между ними, интеграции их ментальных сущностей.
В современных условиях развития общества информационные и коммуникационные технологии оказывают влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. С внедрением ИКТ процесс образования осуществляется принципиально в другой среде. Это означает, что ИКТ теперь не просто дополнение, они преобразуют образование в соответствии с потребностями информационного общества со значительными последствиями для школьной системы в организации учебного процесса, методах преподавания и содержания учёбы . Новые условия потребовали пересмотра методов обучения иностранным языкам и организации учебного процесса. Современные средства обучения (компьютеры, мультимедийные обучающие программы, Интернет) позволяют учителям иностранных языков менять организационные формы и методы работы на уроках в соответствии с основ
1 Гершунскии Б.С. «Менталитет и образование» Учебное пособие для студентов. Москва, 1996
2 А.Ю. Кравцова. «Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика)». М. «Образование и информатика», 2003 ными требованиями современной системы образования. Информационные ресурсы интернета используются на уроках в школе, на занятиях в вузах. Появилась и новая форма обучения — дистанционная, основанная на средствах ИКТ. Информатизация системы образования, наряду с оснащением образовательных учреждений современными техническими средствами, предусматривает и подготовку педагогических кадров. Современному обществу необходим учитель с высоким уровнем профессиональной компетентности, в том числе информационно-коммуникационной компетенции.
Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность учителей исследуется в научных трудах учёных В.П. Беспалько, И.Л. Бим, И.А. Зимней, В.В. Сафоновой, В.А. Сластёнина, Е.Н. Солововой, А.В. Хуторского и др. Проблеме формирования информационно-коммуникационной компетенции учителей посвящены исследования учёных М.А. Бовтенко JI.K. Гейхман JI.H. Горбуновой А.Ю. Кравцовой, Е.С. Полат, М.Ю. Кухаркиной, М.В. Моисеевой и др. Проведённый анализ литературы показывает, что ещё не достаточно исследован вопроса о возможности совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков в процессе их взаимодействия в рамках сетевых сообществ.
Интернет предлагает учителям иностранных языков различные образовательные ресурсы, дистанционные курсы, виртуальные конференции, сетевые сообщества, зарубежные образовательные ресурсы, возможность изучения зарубежного опыта, общения и др. Но не многие учителя знают, где и как найти нужную информацию в сети, как использовать ресурсы интернета в профессиональной деятельности. Проводимые в сети мероприятия носят, зачастую, разрозненный, бессистемный характер. В целом, деятельность учителей иностранных языков в сети ещё не достаточно организована с научно-методической точки зрения, не разработана методика взаимодействия учителей в профессиональных сетевых сообществах с целью совершенствования профессиональных компетенций учителей, отвечающих основным требованиям современного общества.
В этой связи встаёт вопрос о создании профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков, которое могло бы объединить учителей для профессионального взаимодействия. Участие в деятельности профессионального сетевого сообщества позволило бы учителям, территориально удалённым друг от друга на значительные расстояния, общаться с коллегами, консультироваться со специалистами, обмениваться опытом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Поиск пути решения проблемы совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков в условиях интернета, а именно, через взаимодействие учителей в профессиональном сетевом сообществе, определило выбор темы настоящего исследования.
Итак, в настоящее время имеются объективные противоречия между необходимостью совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков в условиях системы непрерывного образования с использованием возможностей интернета и отсутствием научно обоснованной методики организации профессионального взаимодействия учителей в рамках сетевого сообщества. Данное противоречие определило проблему диссертационного исследования.
Проблемой исследования является снятие противоречия между необходимостью совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков в соответствии с требованиями современного общества и отсутствием научно обоснованной модели использования возможности интернета для организации взаимодействия учителей в рамках сетевого сообщества с целью повышения уровня их профессиональной компетентности.
Объектом исследования является процесс совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков, основанный на использовании информационных и коммуникационных технологий в условиях профессионального взаимодействия в сетевых сообществах.
Предметом исследования является профессиональное сетевое сообщество как средство совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков. Цель исследования
Разработка модели профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков и методики организации взаимодействия учителей в сетевых сообществах с целью совершенствования их профессиональной компетентности.
Гипотеза исследования
Использование средств Интернета для решения проблемы совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков в условиях системы непрерывного образования возможно при условии, если:
1. будет разработана и научно обоснованна модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков, её структура, отражающая основные виды деятельности участников сообщества;
2. будет разработана методика организации взаимодействия учителей в профессиональном сетевом сообществе;
3. разработанная модель будет способствовать формированию устойчивой мотивации профессионального взаимодействия учителей в сетевых сообществах и совершенствованию их профессиональной компетентности.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели и подтверждения сформулированной гипотезы необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать опыт профессионального взаимодействия в сети учителей иностранных языков в России и за рубежом
2. Обобщить положительный опыт взаимодействия учителей в отечественных и зарубежных сетевых сообществах.
3. Разработать модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков с учетом дидактических свойств и функций интернета.
4. Разработать методику организации взаимодействия учителей иностранных языков в профессиональном сетевом сообществе, определить виды деятельности учителей, способствующие развитию их профессиональной компетентности.
5. Провести апробацию разработанной методики сетевого взаимодействия учителей иностранных языков и проверить эффективность модели профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков.
Методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, ресурсов Интернета по проблеме исследования; изучение и обобщение профессиональной деятельности учителей иностранных языков в сети, апробирование деятельности профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков посредством проведения тематических форумов, теле и видеоконференций, виртуальных семинаров и др., используя анкетирование, опросы участников сообщества. Методология исследования
Методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных в области философии образования (Б.С Гершун-ский., В.Д. Шадриков), психологии и психолингвистики (JI.C. Выготский, П.Я Гальперин, И.А.Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, Дж. Фрайберг, Д. Халпер, Б.Д. Эльконин), методики обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д Гальскова, Ковалевская Е.В., А.А. Миролюбов, Е.И Пассов., Е.С. Полат, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.Н. Щукин), методики использования ИКТ в школьном образовании, в том числе в обучении иностранным языкам (М.А. Бовтенко, М.Ю. Бухаркина, А.Ю. Кравцова, Е.С. Полат, Д.Т. Рудакова, С.В.Титова, А.В. Хуторской), личност-но ориентированного подхода в системе образования (Дж. Брунер, Дж. Дьюи, А. Маслоу, М.В. Кларин и др.), межкультурной коммуникации (Л.И. Гришаева, О.А.Леонтович, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, П.В. Сысоев, С.Г. Тер-Минасова и др.).
Научная новизна - впервые разработана модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков; доказана возможность совершенствования профессиональной компетентности учителей иностранных языков в процессе взаимодействия в сетевых сообществах; охарактеризовано содержание деятельности профессионального сетевого сообщества, отобраны с учетом потребностей современного образовательного контекста наиболее эффективные виды деятельности участников сетевого сообщества.
Теоретическая значимость
Теоретическое значение исследования состоит в том, что дано теоретическое обоснование целесообразности организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах как один из способов совершенствования их профессиональной компетентности; разработаны рекомендации по созданию модели профессионального сетевого сообщества; определены виды деятельности учителей иностранных языков в сетевых сообществах; подготовлены методические рекомендации по организации взаимодействия учителей иностранных языков в сетевых сообществах.
Практическая значимость
Разработана модель, на основе которой создано профессиональное сетевое сообщество учителей иностранных языков; отобраны и созданы информационно-образовательные ресурсы и технологии для организации взаимодействия учителей. Предложенная модель профессионального сетевого сообщества может быть использована при научно-методической разработке аналогичных сообществ учителей по другим предметам. Методика сетевого взаимодействия учителей может быть включена в систему повышения квалификации учителей иностранных языков, как в очной, так и в дистанционной форме обучения.
Положения, выносимые на защиту: 1. Впервые доказана целесообразность разработки модели профессионального сетевого сообщества с учетом современных требований, предъявляемых к учителю иностранного языка, для организации взаимодействия учителей иностранных языков в сети как один из способов совершенствования их профессиональной компетентности. Модель профессионального сетевого сообщества учителей иностранных языков это выделенное нами виртуальное пространство, содержащее информационно-тематические ресурсы профессиональной направленности с возможностью свободного доступа к ним, а также интерактивные средства для осуществления профессионального взаимодействия и общения участников сообщества.
2. Методика взаимодействия учителей иностранных языков в профессиональном сетевом сообществе основана на комплексном использовании интерактивных ресурсов и возможностей интернета: виртуальных библиотек, телеконференций, чатов, блогов, форумов, и др., а так же современных педагогических технологий, отражающих основные принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода (дискуссии, деловые игры, обучение в сотрудничестве и др.).
3. Разработанная в процессе исследования модель профессионального сетевого сообщества способствует формированию устойчивой мотивации учителей иностранных языков к сетевому взаимодействию с целью профессионального общения, самообразования, самореализации и совершенствования профессиональной компетентности.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 134 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz