Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки первой половины XX века. Шадрин, Андрей Николаевич бесплатно
6:38 AM
Скачать Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки первой половины XX века. Шадрин, Андрей Николаевич бесплатно
Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки первой половины XX века

Диссертация

Автор: Шадрин, Андрей Николаевич

Название: Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки первой половины XX века

Справка: Шадрин, Андрей Николаевич. Методические принципы аппликатурного освоения фортепианной музыки первой половины XX века : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Санкт-Петербург, 2005 254 c. : 61 06-13/191

Объем: 254 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2005


Содержание:

Введение
Глава I Аппликатурная проблематика в зеркале терминологии
К истории и теории вопроса)
11 Осознание исторической изменчивости аппликатуры, ее многофункциональной природы
12 Аппликатура в контексте клавирного музицирования
121 Слух - аппликатура - звукотворящий механизм клавира
122 Клавиатура - аппликатура - игровое движение
123 Педализация - аппликатура
124 Музыкальный стиль - исполнительский стиль - аппликатура45>
13 Аппликатурные термины и понятия в свете современных научных представлений
131 Клавишное поле и аппликатурно-клавишный абрис
132 Аппликатурный приём (вариант) - аппликатурно-позиционные решения
133 Аппликатурная функция - аппликатурный принцип
Выводы к первой главе
Глава II Стилистическая обусловленность аппликатуры и расширение ее целевых функций в истории клавирного исполнительства (до XX века)
21 Фортепианная позиция и позиционная аппликатура
22 Перекладывание и подкладывание пальцев
23 Повторное использование одного пальца на двух и более клавишах
24 Скольжение пальцев
25 Смена пальцев на повторяющемся звуке единичная и многократная)
251 Единичная смена пальцев при повторном извлечении звука
252 Многократная смена пальцев на одной ноте
26 Беззвучная подмена пальцев на выдержанном звуке
27 Аппликатура суженной позиции
28 Аппликатура клавишной «спайки»
Выводы ко второй главе
Глава III Аппликатура С Прокофьева, Б Бартока, И Стравинского методологическая база технического освоения фортепианной музыки первой половины XX века
31 Стилистическая картина фортепианной музыки первой половины
XX века
32 Фортепианные сочинения С Прокофьева, Б Бартока, И Стравинского, в которых композиторы обозначили свою аппликатуру
33 Аппликатура С Прокофьева, Б Бартока, И Стравинского
Выводы к третьей главе

Введение:

Актуальность исследования
Аппликатурное мастерство по праву считается важнейшим звеном в искусстве фортепианной игры. Однако, несмотря на то, что аппликатуре уделялось постоянное внимание в отечественной и зарубежной педагогике и методике, до сего времени вопросы, связанные с аппликатурой, принято считать наименее разработанной исполнительской проблемой, неоднозначной, не поддающейся научной систематике и классификации. Причину такого положения видят в противоречивости аппликатурных принципов, объясняя это, с одной стороны различием музыкальных стилистик и образно-звукового содержания музыки, с другой - вариантами трактовки исполняемого и индивидуальными особенностями руки пианиста. Эти причины действительно усложняют выявление объективных, устойчивых связей между аппликатурой и другими слагаемыми исполнительского процесса.
Аппликатура - бифункциональное исполнительское средство, связанное как с технологией, ремеслом игрового процесса, так и с интерпретацией музыкальных сочинений.
Аппликатура как исполнительское средство не обладает самостоятельным художественным значением и не может анализироваться в отрыве от музыки, от комплекса ее стилистически аргументированных выразительных средств. В процессе исполнения фортепианной музыки выразительные средства (звуковысотность, метроритм, темп, динамика и т. д.) проецируются на инструментально-пианистические средства (клавиатуру - аппликатуру - игровое движение). Создается их синестезическая равноценность - слух и пальцы пианиста осуществляют синтез рецепторных соощущений: слуховых и двигательно-осязательных.
Анализ фортепианной аппликатуры всегда предполагает дифференцированный подход к выявлению причинно-следственных связей между различными музыкально-выразительными и инструментально-пианистическими средствами. Когда же аппликатура исследуется в фортепианной музыке первой половины XX века, такой анализ еще более усложняется: музыка этого периода претерпела значительные структурные изменения, прежде всего ладотональные и метроритмические, что во многом меняет традиционный подход к анализу выразительных средств музыкального языка.
Многие аналитики фортепианной игры во все времена придавали должное значение аппликатуре. Однако разрыв между достижениями индивидуальной исполнительской практики и теоретическим ее осмыслением существовал всегда. Существует он и сейчас.
Степень разработанности проблемы
Противоречивость аппликатуры на уровне диалектики кантовских антиномий, была' замечена Сен-Ламбером (1702). На связь аппликатурных приемов и широкого использования 1-го пальца при игре с конкретными звуковыми целями указывали Ф. Куперен (1717) и Ф.Э. Бах (1753). Обоснование и практическое применение позиционного принципа аппликатуры принадлежит Ж.Ф. Рамо (1731), принципа, влияющего на создание музыкальной фактуры, а также на ее реализацию.
Вопросы аппликатуры продолжают занимать одно из центральных мест в клавирных и фортепианных школах конца XVIII - XIX веков: Г. Лелейна (1773), Д. Тюрка (1789), Ф. Мильхмейера (1779), Л. Адама (1798), М. Клементи (1801), А. Мюллера (1825), И. Гуммеля (1828), Ф. Калькбреннера (1830), Д.Штейбельта (1830), И.Крамера (1831), К.Черни (1842, 1846), А. Гензельта (1868), Л. Вилуана (1870). Ф. Гюнтена (1886) и др.
Начиная со второй половины XIX века, романтическая музыка заставила углубленно искать новые формы пианистических движений, что стимулировало анатомо-физиологические исследования в области пианизма: как на Западе в трудах - Л. Деппе, Т. Маттея, Ф. Штейнгаузена, Р. Брайтхаупта, Э. Баха, так и в России - Ф. Шлезингера, В. Шне, И. Крыжановского, Э. Розанова, М. Бариновой, С. Клещева, Гр. Прокофьева,
Э. Розанова, М. Бариновой, С. Клещева, Гр. Прокофьева, А. Щапова,
A. Шмидт-Шкловской, В. Гутерман. Постепенно вызревает подход к двигательной проблематике с точки зрения психологии фортепианной техники, что получило воплощение в работах: зарубежных авторов - К. Мартинсена,
B. Бардаса, Ф. Бузони, М. Варро и российских музыкантов - М. Курбатова, Гр. Когана, Г. Нейгауза, С. Фейнберга, С. Савшинского, Л. Баренбойма и др.
В методической литературе постепенно, но прочно утверждалось мнение об аппликатуре как средстве, тесно связанном с воспроизведением художественной основы музыки. Это происходило благодаря проникновению в педагогику и методику исполнительского опыта выдающихся композиторов-пианистов: Л. Бетховена - с его смелыми для своего времени упражнениями, Ф. Шопена с постановочным принципом руки на клавиатуре, учитывающем особенности строения пальцев и их индивидуальные особенности, Ф. Листа* систематизировавшего фактурные сложности романтической музыки и создавшего несколько ключевых пианистических формул. В XX веке авторская и редакционная аппликатура в сочинениях фортепианной (клавирной) музыки прошлого привлекала внимание многих исполнителей-пианистов и педагогов Западной Европы, Америки и России.
Анализ ранних образцов аппликатуры в клавирной музыке, начиная со второй половины XVI века и кончая эпохой И.С. Баха, осуществляли: на Западе - А. Швейцер, Б. Миланкович, В. Ландовская, Б. Бабиц, Дж. Барон, Дж. Роджерс, X. Келлер, Р. Кёркпатрик, Й. Гат, А. Пертис, В. Василевски; в России - И. Ивановский, А. Алексеев, М. Друскин, Г. Коган, Я. Милынтейн, А. Юровский, Л. Ройзман, Н. Копчевский, И. Окраинец.
Аппликатуру Л. Бетховена исследовали: на Западе Г. Грудман и П. Мис, Б. Миланкович, Р. Ганц, В. Роберт; в России - Вал. Месснер, Н. Фишман, редакционную аппликатуру Г. фон Бюлова и "А. Шнабеля в сонатах Л. Бетховена проанализировали Т. Пфейфер и Л. Баренбойм соответственно.
В России аппликатурным принципам Ф. Шопена и Ф. Листа уделено пристальное внимание в фундаментальных трудах Я. Мильштейна о крупнейших композиторах-пианистах романтической эпохи.
На Западе аппликатуре польского мастера в его этюдах (ор. 10, ор. 25), прелюдиях (ор. 28) и сонатах (ор. 35, ор. 58) посвящена книга А. Корто «Аспекты Шопена», анализ шопеновской аппликатуры был проделан в методических разработках Б. Миланковича, Р. Ганца, В. Роберта.
Аппликатурным принципам С. Рахманинова посвящена статья Ю. Понизовкина.
Потребность в понимании закономерностей аппликатуры особенно ощутима при исполнительском анализе современной фортепианной музыки XX века. По нашим сведениям, в отечественной научно-методической литературе работ, посвященных аппликатурным принципам крупнейших пианистов XX века крайне мало. Таковыми необходимо считать вышеупомянутые статьи Ю. Понизовкина «Аппликатурные принципы С. Рахманинова» (1961), JI.A. Баренбойма «Аппликатурные принципы А. Шнабеля» (1962).
Аппликатурная проблематика была поднята в статье С. Вартанова «Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре» (1976) и в диссертации «Аппликатура и позиционность в пианистических стилях конца XIX -первой половине XX века» (1980), где автор обосновывает понятие позиции в фортепианной игре как синтеза аппликатуры и движения, рассматривает позиционность в сочинениях Рахманинова, Скрябина и Прокофьева, а также анализирует аппликатурно-позиционные приемы Ф. Бузони и А. Шнабеля на основе их редакций произведений И. Баха и JL Бетховена. В статье 1976 года наряду с многочисленными примерами аппликатуры Ф. Шопена, Ф. Листа, К. Шуман, И. Брамса, С. Рахманинова, Ф. Бузони и А. Шнабеля автор приводит лишь два примера неавторской аппликатуры в 5-й сонате Скрябина и один пример прокофьевской аппликатуры из 6-й сонаты.
Во второй главе диссертации С. Вартанов говорит о ряде аппликатурных приемов С. Прокофьева, которые определяют те или иные формы позиционности («плавное смещение позиции», «сдвиг позиции» и т. д.).
Ценным методическим пособием последних лет стала работа Н. Эйсмонт «Заметки об аппликатуре», где наряду с примерами авторской аппликатуры Ф. Шопена, Ф. Листа, А. Шнабеля, С. Рахманинова, ставшими давно хрестоматийными, автор пособия приводит очень интересные и неизвестные ранее примеры аппликатурного мастерства Ф.М. Блуменфельда, Г.Г. Нейгауза, Л.Б. Уманской, М.Я. Хальфина, С.Я. Фейнберга, А.Б. Гольденвейзера, B.C. Портного и своего собственного. Жаль, что аппликатура С. Прокофьева в этом пособии представлена лишь четырьмя примерами, а аппликатура Б. Бартока и И. Стравинского (как и в работах С. Вартанова) полностью отсутствуют. В западном музыкознании среди известных нам публикаций специальных работ, посвященных аппликатурному освоению музыки XX века, не обнаружено; встречаются лишь редкие примеры из сочинений М. Равеля, С. Прокофьева, Б. Бартока.
Недостаточная разработка проблемы соотношения традиционного и новаторского в аппликатурном освоении богатейшего фортепианного наследия существенно тормозит всестороннее выявление комплекса возможностей, потенциально присущих аппликатурным приемам.
Цель исследования
• Определить инновационные качества авторской аппликатуры И. Стравинского, Б. Бартока и С. Прокофьева, их общие и специфические черты.
• Выявить всеобщие научно-методические принципы аппликатурного освоения музыки первой половины XX века, определяя аппликатуру как одно из первичных базовых средств воспроизведения фортепианной музыки, на котором строится техника пианиста, его индивидуальный исполнительский стиль, и исходя из понимания взаимозависимости аппликатуры и комплекса фактурно-нюансировочных средств музыкального языка.
Объект исследования: Формы и функции аппликатуры в истории клавирного (фортепианного) исполнительского искусства.
Термин «Аппликатурное освоение», фигурирующий в названии диссертации, конечно же, есть часть целого художественно осмысленного творческого процесса, каким является фортепианное исполнительство. Но так как свойства целого не сводимы к свойствам его частей, а объектом нашего исследования выбрано аппликатурное мастерство, мы сознательно подчеркиваем в заглавии работы интересующую нас проблематику.
Предмет исследования: Условия и факторы, формирующие клавир-ную аппликатуру:
1. Инструментально-пианистические средства: а) клавиатура и система педалей, приводящие в действие струнно-молоточковую механику фортепиано; б) анатомо-физиология и психология игровых движений.
2. Музыкально-выразительные средства: а) точно фиксируемые: звуковысотность и метро-ритмическая «сетка» как основные координаты нотного текста и фортепианной фактуры, объективно формирующие фортепианную интонацию и нюансировку. б) относительно-фиксируемые: артикуляция, динамика, темп, агогика как средства интерпретационные, субъективно формирующие фортепианную интонацию и нюансировку.
Гипотеза исследования
• Развитие клавирной и фортепианной музыки на протяжении четырех столетий постоянно обогащало художественно-технологические возможности аппликатурных приемов и их функций. Естественно предположить, что и первая половина XX века не была для аппликатуры исключением.
Значительные изменения в ладогармонической сфере музыки, заметный упадок интереса многих композиторов к мелодизму как основной демократической ценности музыкального искусства и переориентация их внимания на область метроритма и тембро-регистровой красочности - все это как следствие изменения эстетической доминанты композиторского мышления предъявило нетрадиционные требования к аппликатурному освоению фортепианной музыки прошлого века, прежде всего, к ее авангардным течениям.
• Наряду с индивидуальными аппликатурными принципами существуют и всеобщие. Эти всеобщие принципы требуют своей формулировки, осознания и внедрения в широкую педагогическую практику. Анализ авторской аппликатуры в сочинениях И. Стравинского, Б. Бартока и С. Прокофьева должен помочь нам это осуществить.
Гипотеза и цель диссертации обусловили задачи исследования:
1. Рассмотреть оценки целей и возможностей аппликатуры в методической литературе XVIII - XX веков.
2. Обобщить полный спектр факторов формирования аппликатуры в работе пианиста.
3. Уточнить аппликатурную терминологию и формулировки/ тех исполнительских понятий, которыми автор пользуется при изложении диссертационного материала и которые способны пополнить лексический аппарат в широкой педагогической практике.
4. Осветить генезис традиционных аппликатурных приемов и выявить динамику их развития на протяжении истории клавирного искусства, включая первую половину XX века.
5. Определить комплекс целевых функций аппликатурных приемов, бытующих в исполнительской практике, знание которых должно стать метои дологической базой (аппликатурным «банком данных») для исполнителей и педагогов в их поиске индивидуальных аппликатурных решений.
6. Выявить преемственные и инновационные, общие и специфические черты авторской аппликатуры С. Прокофьева, Б. Бартока и И. Стравинского.
7. Сформулировать аппликатурные принципы, применимые к сочинениям любой стилистики и их значимость в педагогическом процессе.
8. Конкретизировать границы относительной универсальности и потенциальной взаимозаменяемости некоторых аппликатурных приемов, прибегнув к сравнительному анализу редакционной аппликатуры в отдельных фрагментах сочинений композиторов XVIII - XIX - XX веков.
Методы исследования
В изучении поставленной проблемы использовались как эмпирические, так и теоретические методы исследования.
В основу эмпирического метода легли результаты личного исполнительского (с 1959 г.) и педагогического (с 1965 г.) опыта.
Теоретический метод представлял собой изучение и анализ научной и методической литературы отечественных и зарубежных авторов XX века, западноевропейских клавирных трактатов XVIII века, европейских и российских фортепианных школ XIX века, архивных материалов ГЦАЛИ (Санкт-Петербург), нотных фондов ГЦММК им. М. Глинки (Москва), архива Б. Бартока (г. Будапешт), РНБ им. М. Салтыкова-Щедрина (Санкт
Петербург) и Консерватории им. Н. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург).,, П применялся метод сравнительного анализа авторской аппликатуры С. Прокофьева, Б. Бартока, И. Стравинского, а также фактурно-проекционных и интонационно-нюансировочных возможностей (функций) аппликатуры до второй половины XX века; использовался метод «реконструкции» авторской аппликатуры композиторов XX века, не оставивших аппликатурные указания в текстах своих сочинений, на основе анализа фортепианной фактуры. К социологическому методу относится интервьюирование концертирующих пианистов, касающееся вопросов аппликатуры.
Методологические основы исследования
В диссертации синтезировано несколько методологических концепций:
• целостно-историческое изучение музыкального исполнительского мастерства (А.Д. Алексеев), зонная природа временных структур музыки: темпа, ритма, метра (H.A. Гарбузов, Е.О. Назайкинский, В.Н. Холопова, А. Андреев)
• теория интонации (Б.В. Асафьев), теория музыкальной формы (Ю.Н. Тюлин).
Опорными точками для исследования послужили идеи и наблюдения представителей философской мысли, способствующие осознанию общих закономерностей исполнительского процесса: от рационализма и логики Р. Декарта, диалектики Ф. Канта и Г. Гегеля, теории художественного познания «вещи в себе» как исполнительской воли (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), трактовки интерпретации как единства объекта и субъекта (А.Ф. Лосев) и «встречи двух сознаний принципиально неслиянных» (М. Бахтин) до понимания музыки как специфической семиотической системы существенно отличающейся от языка и не вмещающейся «в прокрустово ложе языковых семиотических закономерностей» (Я. Иранек), признания «неточности» необходимым качеством гуманитарных знаний (М. Хайдеггер) и «несистематичности» современного философского и художественного мышления (Г. Гадамер).
Базовыми для диссертации явились методологические разработки отечественной семиотической школы (М. Арановский, М. Бахтин, С. Мальцев, С. Махлина, В. Медушевский, А. Николаев), работы по психологии творческого процесса (В. Блок, А. Соколов), музыкальной эстетике (М. Курбатов, С. Маркус, В. Шестаков, Н. Шахназарова, В. Крестень, А. Фарбштейн,
С. Раппопорт, Н. Корыхалова), истории западноевропейской музыки (Р. Генека, Р. Грубер, Т. Ливанова, Эм. Науман, К. Неф, К. Перриш и Дж. Оул, В. Протопопов, А. Швейцер), в частности клавирной (А. Алексеев, М.Друскин, Н. Копчевский, Я. Милыптейн).
Фортепианное интонирование - явление во многом достигаемое иллюзорно, синтезирует артикуляционные, динамические и темпо-агогические нюансы. Для автора диссертации принципиально значимыми стали труды, раскрывающие закономерности восприятия основных средств музыкальной выра зительности, которые предстают перед интерпретатором материальными носителями музыкального смысла и являются главными аппликатурными адресантами. Авторами таких работ являются О. Агарков, Э. Ансерме, А. Андреев,
A. Аркадьев, И. Браудо, Г. Бершадская, Г. Гарбузов, С. Григорьев, М. Люси, Л. Мазель и В. Цуккерман, Е. Назайкинский, О. Сахалтуева, Ю. Тюлин,
B. Холопова.
Исследование аппликатуры невозможно без учета знаний о механике клавишных инструментов, о строении, размерах и формах их клавиатур. Истории фортепиано и его предшественников посвящены многие страницы в работах западных авторов - Г. Римана, Ф. Штейнгаузена, И. Гата, Р. Хардинга, В. Вольфа, К. Ионена; российских — П. Зимина, Э. Розанова, К. Кузнецова, Г. Когана, А. Алексеева, М. Друскина, С. Савшинского, Н. Копчевского, Е. Еременко, И. Розанова, В. Шекалова, Н. Кравцова.
Доводы в защиту анатомо-физиологического фактора, влияющего на выбор аппликатурных решений мы черпали} в работах зарубежных и отечественных педагогов-методистов - Г. Римана, Р. Брейтгаупта, Э. Баха, И. Га-та, В. Саммера, С. Шлезингера, В. Шне, И. Крыжановского, Л. Кашкина, А. Буховцева, М. Бариновой, С. Клещева, В. Марсовой, Гр. Прокофьева, А. Щапова, О. Шульпякова, М. Плаксина, Вл. Мазеля.
Обоснование музыкально-психологического фактора формирования аппликатуры мы находим!" в работах зарубежных авторов - В. Бардаса,
Ф. Бузони, А. Корто, К. Херрманна, М. Лонг, В. Ландовской, К. Мартинсена, П. Миса и отечественных - Н. Бернштейна, Я. Мильштейна, Е. Назайкин-ского, Б. Теплова, Б. Токиной, Н. Фишмана.
Проблема синтеза музыкально-слуховых и музыкально-двигательных навыков получила развитие в статьях, разработках и методиках известных отечественных педагогов-методистов/ Л. Аржанниковой, А. Бирмак, С. Гринштейн, В. Гутерман, Л. Мазеля, Г. Нейгауза, С. Савшинского, С. Фейнберга, А. Шмидт-Шкловской.
Вопросы взаимосвязи между музыкальной стилистикой и исполнительской стилистикой были затронуты в работах наших соотечественников -А. Алексеева, Л. Гаккеля, М. Друскина, Т. Евсеевой, Г. Когана, В. Крестень и зарубежных авторов М. Люси, М. Лонг, В. Ландовской, К. Мартинсена.
В работе использованы научно-методические и нотные материалы Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, РНБ имени М.Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербургского ГЦАЛИ, ГЦММК имени М.И. Глинки и Будапештского архива Б. Бартока.
Научная новизна исследования
1. Впервые проведен сравнительный анализ авторской аппликатуры в сочинениях С. Прокофьева, Б. Бартока и И. Стравинского, выдающихся композиторов первой половины XX века. Несмотря на различие художественных индивидуальностей, несхожесть общественных, географических, национально-культурных условий становления личностей, в своем творчестве они имеют ряд общих черт, которые типичнее других отражают особенности современного музыкального языка, музыкальной эстетики XX века.
2. При изучении авторской аппликатуры в сочинениях этих композиторов подтвердилась гипотеза о близости, а часто и схожести их аппликатурных принципов. Новаторские черты их аппликатур можно считать общезначимыми для освоения фортепианной музыки других композиторов XX века.
3. Особенности аппликатуры XX века выявились на фоне рассмотрения эволюции аппликатурной техники предшествующих периодов истории клавирного искусства.
4. Уточнен и частично обновлен терминологический аппарат исследования, способствующий оптимизации педагогического процесса в классе фортепиано. Инструментом анализа выбран аппликатурный прием - строительная единица аппликатурно-позиционного решения, а также аппликатурная функция - звукопроизводящая способность аппликатурного приема. Выделены прямые и опосредованные факторы формирования аппликатурных решений, которые и лежат в основе аппликатурных функций. С помощью аппликатуры на клавиатуру проециру ется фактурный рисунок музыки. Фак-турно-проекционная функция аппликатуры отражает технологическую (дви-гательно-целесообразную) ее направленность. Аппликатура совместно с игровым движением участвует в формировании фортепианного туше. Интона-ционно-нюансировочная функция отражает эстетическую (музыкально-стилистическую) направленность, которая способствует динамической, артикуляционной и темпо-агогической дифференцированности звучания.
5. Исследование показало, насколько музыка XX века расширила фак-турно-проекционную и интонационно-нюансировочную функции традиционных аппликатурных приемов и какие модификации эти приемы претерпели в новых фактурных условиях.
6. Сравнительный анализ аппликатуры С. Прокофьева и Б. Бартока с редакционной аппликатурой А. Шнабеля, А. Казеллы, Ф. Бузони и Ф. Блуменфельда выявил возможность ретроспективного использования новаторских черт аппликатуры XX века при исполнении клавирной музыки прошлого.
7. Последовательно выявлен педагогический потенциал рекомендуемой аппликатуры.
Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования
Межпредметная интеграция обладает большим педагогическим потенциалом в формировании профессионализма в любой музыкальной специализации. Одним из важнейших навыков музыканта является умение сольно исполнить фортепианное сочинение. Такой музыкально-творческий процесс предполагает наличие определенной суммы технологических навыков, которые позволили бы студенту - не пианисту быть уверенным в том, что он может донести до слушателя свое понимание исполняемого и получить самому удовольствие от собственного музицирования.
Научное исследование осуществлялось поэтапно в течение многих лет.
На первом аналитическом этапе изучались научно-методические источники, включающие вопросы аппликатурного мастерства: клавирные трактаты XVIII века, фортепианные школы конца XVIII - XIX веков, работы педагогов-методистов и пианистов-практиков.
На втором - опытно-экспериментальном этапе осуществлялся констатирующий эксперимент: подбор программ с учетом прежних специализаций студентов, уровня их пианистической подготовки и распределение нотного материала, предусматривающего его поэтапное освоение участниками эксперимента: самостоятельное (второй, четвертый, шестой семестры) и с использованием специальных учебных пособий и рекомендаций педагога (третий, пятый, седьмой семестры).
Аппликатурная редакция этих пособий и исполнительские рекомендации, увязывающие аппликатуру с художественными и технологическими задачами исполнения принадлежат автору настоящего исследования.
Пособие «Ранние образцы русской и китайской фортепианной музыки» принято для учебного процесса в 22 высших музыкальных учебных заведениях Китая.
В нотный материал эксперимента входили сочинения композиторов XX века - С. Прокофьева, Б. Бартока, И. Стравинского, Д. Шостаковича, Ф. Пуленка и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал филиал СПбГУКИ (г. Советск, Калининградской области Российской Федерации). В эксперименте участвовали студенты дирижерско-хоровой специализации (2001 - 2004 гг.).
В приложении дана таблица результатов прироста оценочного показателя по итогам работы, констатирующего 1-й ее этап (самостоятельный) и 2-й этап (опытно-экспериментальный).
Положения, выносимые на защиту
1. Констатируется: а) зависимость аппликатурных приемов от специфики звукотворящих механизмов клавишных инструментов прошлого (клавесина, клавикорда, органа); б) влияние новых конструктивных особенностей педального фортепиано и гибкой динамической градации механики нового инструмента на формирование аппликатурных решений; в) взаимосвязь и взаимовлияние аппликатуры и игрового движения, отражающие особенности выразительных средств музыкального языка и отмечается педагогический потенциал этой взаимосвязи.
2. Выявлены прямые и опосредованные факторы формирования аппликатурных решений: клавишное поле (прямой фактор) отражает фактурный рисунок музыки (опосредованный фактор); игровые движения руки и всего корпуса исполнителя (прямой фактор) отражает комплекс выразительных средств музыкального языка, стилистических нюансов музыки (опосредованный фактор). Показана значимость этих факторов в процессе обучения музыканта.
3. Предлагается новая терминология, способствующая оптимизации педагогического процесса в классе фортепиано.
4. Сформулированы главные аппликатурные функции: фактурно-проекционная, интонационно-нюансировочная, информативная.
5. Сформулированы три всеобщих аппликатурных принципа: а) совмещения аппликатурных функций, т. е. комплексная направленность какого-либо аппликатурного приема на одновременное решение нескольких технологических и художественно-значимых задач; б) относительной универсальности, т. е. возможность одним аппликатурным решением озвучивать различные типы (рисунки, элементы) фортепианной фактуры, а также достигать разных, иногда прямо противоположных нюансов - артикуляционных, динамических, темпо-агогических; в) взаимозаменяемости аппликатурных решений (приемов, вариантов), т. е. одну какую-либо исполнительскую задачу пианист может решить с помощью разной аппликатуры.
6. Зафиксировано традиционное и инновационное, общее и специфическое в аппликатуре С. Прокофьева, Б. Бартока, И. Стравинского.
7. Показана схожесть новаторских аппликатурных принципов С. Прокофьева, Б. Бартока, И. Стравинского и общезначимость этих принципов для исполнения фортепианной музыки других авторов XX века.
8. Выявлена возможность ретроспективного использования инновационных аппликатурных приемов (на примерах редакций XX века фортепианной классики прошлых веков).
Практическая значимость исследования
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы на всех уровнях современной исполнительской и педагогической теории и практики фортепианной игры, прежде всего при обсуждении вопросов оптимизации современной системы музыкального образования - специального и любительского, вопросов, сближающих проблемы фортепианного исполнительства и музыковедения. Материалы диссертации могут служить опорой для дальнейших исследований аппликатурной проблематики в фортепианной музыке второй половины XX века.
Апробация работы
Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки СПбГУКИ с участием членов фортепианной кафедры. Ряд существенных фрагментов диссертационного исследования получил положительный отзыв в стенах Пекинской консерватории (1998, декабрь). По материалам диссертации опубликован ряд статей и пособий (2000-2004), состоялись выступления на университетской (СПбГУКИ, 1999), международной (Марсель, 2004) конференциях и методических семинарах для педагогов ДМШ и музыкальных училищ городов Кировска (2001) и Советска (2003).
Структура и объем работы
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 265 наименований (в том числе на иностранных языках: английском, немецком, болгарском, венгерском и сербском), четырех приложений: схем (приложение №1), нотных примеров (приложение №2), анализа аппликатурных решений, проведенного на основе интервью с концертирующими пианистами (приложение №3) и таблицы с данными педагогического эксперимента (приложение №4).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 224 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz