Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Международно-правовые аспекты экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. Евсеева, Альбина Ильинична бесплатно
3:49 AM
Скачать Международно-правовые аспекты экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. Евсеева, Альбина Ильинична бесплатно

Международно-правовые аспекты экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств

Диссертация

Автор: Евсеева, Альбина Ильинична

Название: Международно-правовые аспекты экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств

Справка: Евсеева, Альбина Ильинична. Международно-правовые аспекты экономической интеграции в рамках Содружества Независимых Государств : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.10 Казань, 2001 151 c. : 61 02-12/388-7

Объем: 151 стр.

Информация: Казань, 2001


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
§ 1 Понятие, сущность и цели международной экономической интеграции
§ 2 Формы экономической интеграции в современном мире
ГЛАВА 2 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В РАМКАХ СНГ
§ 1 Международно-правовая природа экономического сотрудничества в рамках СНГ
§ 2 Формы экономического сотрудничества в рамках СНГ
A) Международные договоры
Б) Союз Беларуси и России
B) Таможенный союз
Г) Экономический суд СНГ
§ 3 Экономическое сотрудничество в форме локальной интеграции

Введение:

Актуальность темы. Процесс радикальных политических изменений конца 80-х - начала 90-х годов, завершившийся развалом Советского Союза и созданием целого ряда новых независимых государств, повлек за собой, помимо прочего, также и серьезные проблемы экономического плана. Межреспубликанский товарообмен, превышавший в 1990 году 20% от всего совокупного внутреннего валового продукта СССР (аналогичный показатель Европейского экономического сообщества составлял около 16% ([111], стр.184)), являлся одним из основных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики. Поэтому искусственное разрушение единого народно-хозяйственного комплекса, изначально создававшегося как одно целое, не могло, по оценкам специалистов (см., напр., [127]), не привести к тяжелым экономическим последствиям, в частности, резкому спаду производства, росту затрат, введению таможенных пошлин и квот и, в итоге, к непрерывному кризисному состоянию экономик всех вновь образовавшихся стран.
Не в последнюю очередь такое положение дел было обусловлено и причинами правового характера. Сравнительно неожиданное обретение не только экономической, но и политической независимости, вызвало необходимость создания собственной системы законодательства, что делалось, как правило, с лихорадочной поспешностью и подчас в ущерб качеству. Так, например, почти все налоговое законодательство Российской Федерации, просуществовавшее после этого почти целое десятилетие и вызывавшее в течение всего этого времени множество споров и нареканий, было фактически принято в течение последней недели 1991 года (см., напр., [57], [58], [59], [60] и др.).
При этом экономические отношения на межгосударственном уровне, как между бывшими республиками в составе СССР, так и между их хозяйствующими субъектами, оказались не урегулированными в принципе. Два положения, содержавшиеся в подписанном 8 декабря 1991 года Соглашении о создании Содружества независимых государств [36], о том, что подписавшие его стороны считают необходимым заключение отдельного соглашения о сотрудничестве в области экономики (статья 4), а также о том, что одной из составляющих сферы совместной деятельности сторон является их сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства (статья 7), в любом приближении не могли считаться достаточной правовой базой для какого бы то ни было экономического взаимодействия.
Государства-участники СНГ принялись активно заполнять образовавшийся правовой вакуум. Достаточно сказать, что только за три первых года существования этого объединения ими было заключено более 20 многосторонних договоров и соглашений, регулирующих различные аспекты экономического сотрудничества ([78], стр. 126-127). Очевидно, что число подписанных документов более низкого уровня было еще большим (так, например, только Совет глав правительств принял более 300 документов, посвященных экономическим вопросам ([115], стр. 5). Количество же соответствующих двусторонних договоренностей в силу информационной раздробленности учету практически не поддается.
Несмотря на обилие актов, призванных образовать собой нормативную базу для действенного и плодотворного экономического сотрудничества на территории бывшего СССР, формирования единого экономического пространства, даже на самом низком уровне, не произошло, как не произошло и мало-мальски значимого в макроэкономических масштабах восстановления разрушенных хозяйственных связей. Более того, внешнеторговый оборот каждой страны (за исключением отдельных стран, являющихся крупными экспортерами полезных ископаемых, например, России или Узбекистана) по сравнению с 1990 годом продолжал неуклонно сокращаться, причем не только «внутри» СНГ, но также и за его пределами ([158], стр. 103). Например, только у России и только за 1999 год товарооборот со странами СНГ снизился на 26% [116]. Отдельные периоды относительного роста, как правило, оказывались обусловленными колебаниями цен на мировом рынке и иными подобными причинами.
В результате до 2001 года, то есть почти за 10 лет, прошедших после прекращения существования СССР, на его территории так и не созданы условия для функционирования зоны свободной торговли - первого этапа реальной экономической интеграции. Торговля осуществляется на двусторонней основе, в значительной мере в бартерном варианте. Удельный вес внутрирегионального экспорта в совокупном валовом внутреннем продукте стран СНГ неуклонно падает, что свидетельствует о снижении степени их функциональной открытости по отношению друг к другу, иными словами, свидетельствует об углублении их дезинтеграции ([155], стр. 197). А если учесть, что все перечисленные процессы и явления наблюдаются на фоне успешно развивающихся интеграционных процессов в Западной Европе, Северной Америке и, хотя и в гораздо меньшей степени, в остальном мире, актуальность исследования вопросов экономической интеграции и, в частности, ее правовых аспектов — одной из важнейших составляющих основы этого процесса — не подлежит сомнению.
Степень разработанности темы. Как самостоятельный термин, более или менее близкий к своему теперешнему значению, «интеграция» имеет своим происхождением так называемый «план Маршалла», вступивший в силу в апреле 1948 года и предусматривавший восстановление экономики послевоенной Западной Европы, а также, до известной степени, ее объединение. Этим обуславливается то обстоятельство, что практически любое исследование рассматриваемого феномена каким-либо образом связано с его протеканием в этом регионе. Общеизвестной практике интегрирования западноевропейских стран посвящено огромное количество исследований во всем мире, однако постоянно появляются всё новые работы, что неизбежно в силу непрерывного развития этого интеграционного объединения. Уделяется внимание этому вопросу и современными российскими учеными (см., напр., [97], [98], [113], [132], [141] и др.).
Серьезные исследования интеграционных процессов в мире проводились отечественными учеными и до наступления 90-х годов, однако объективные препятствия, суть которых заключалась в необходимости придерживаться рамок официальной идеологии, накладывали определенные ограничения на их результаты. Достаточно отметить, что интеграция капиталистическая всегда жестко отделялась от интеграции социалистической и даже противопоставлялась ей. При этом под первой понималось «создание межгосударственных монополистических объединений - замкнутых экономических блоков как новых форм борьбы за экономический раздел и передел мира», в то время как под второй - «планомерно регулируемый процесс углубления международного социалистического разделения труда, развития производственной и научно-технической кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связей социалистических стран»([133], стр. 494). Впрочем, не менее существенную роль идеология играла зачастую и в работах западных ученых.
Фактически итоги проводившихся до окончания существования Союза ССР исследований правового регулирования межгосударственных отношений, связанных с интеграцией, были подведены в седьмом томе Курса международного права, посвященном международно-правовым формам интеграционных процессов в современном мире [100]. В нем были рассмотрены, в частности, методы правового регулирования деятельности всех важнейших региональных организаций в области экономического сотрудничества, существовавших на начало 90-х годов двадцатого века.
Исследования, хотя бы подобного этому, посвященного интеграционным процессам в рамках Содружества независимых государств, на сегодняшний день не существует; в различных учебниках международного права данной теме посвящаются лишь отдельные упоминания при рассмотрении таких традиционно включаемых в курс международного права разделов, как право международных организаций или международное экономическое право (см., напр., [107], [72], [83], [84], [103], [108], [118], [144], [109], [106] и др.). Этим, а также постоянно возрастающей актуальностью экономических проблем, связанных с особенностями протекания таких процессов, вызвано непрерывное повышение интереса к ним со стороны современных отечественных исследователей.
Из появившихся в последнее время следует отметить работу Моисеева Е.Г., посвященную международно-правовым основам сотрудничества стран СНГ [115], в которой, в порядке рассмотрения экономической составляющей этого сотрудничества, проанализированы некоторые положения нескольких наиболее важных договоров, заключенных между этими странами. Аналогичным образом исследованы вопросы двустороннего экономического сотрудничества Российской Федерации со странами СНГ, которым в этой работе уделяется основное внимание.
Некоторым аспектам экономической интеграции в рамках СНГ посвящены отдельные разделы сборников и пособий соответствующей тематики (см., напр., [111], [112], [123], [158]), где, в основном, приводятся общие оценки интеграционной ситуации в странах СНГ и обозначаются некоторые проблемы и перспективы ее развития. Как правило, такие исследования проводятся учеными-экономистами с позиций экономической науки и, естественно, без акцентирования внимания на особенностях правового регулирования соответствующих объектов. В этой связи представляют интерес статьи Шишкова Ю.В. ([150], [151], [152], [153], [154], [155]) и О.В. Черковца [148], а также монография Евстигнеева В.Р. [86], где последовательно проводится сравнение интеграции в Западной Европе и других регионах мира и интеграции на постсоветском пространстве, а также изучается востребованность опыта первой при проведении второй с учетом различий в уровне экономического развития.
Непосредственно вопросам международно-правового обеспечения экономического сотрудничества в рамках СНГ посвящены работы Вельяминова Г.М. (см., напр., [78]), в которых анализируется договорная база экономических связей России со странами СНГ.
Некоторые международно-правовые проблемы государств, входящих в СНГ, рассматривались Ржевским В.А. [122] и Блищенко И.П. [75].
Следует также выделить работы Сапрыкина Ф.И. [124], Моисеева Е.Г. [114], Шумского В.Н. [156], Давлетгильдеева Р.Ш. ([80], [81]), Кириченко В. ([94], [95]), Чекурова В. [146], Погосова И. [119], Валовой Т. [77] и Зевина JI. [87], посвященные, в частности, отдельным аспектам развития интеграционных процессов в рамках Экономического и Таможенного союзов, а также деятельности соответствующих институтов СНГ.
Общие вопросы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве изучались Решетниковым В. [121], Шумским Н.Н. [157] иИсингариным Н.К. ([88], [90]).
Наконец, исследования деятельности Экономического суда СНГ проводились Сафиуллиным Д. [125], Клеандровым М.И. [96], Павловой Н.В. [76] и Карпенко Д. [93], а также Симоняном Г.В. ([128], [129]).
Существуют, таким образом, работы, посвященные анализу западного опыта экономической интеграции, и работы, посвященные отдельным вопросам экономической интеграции в рамках СНГ. Их сопоставление проводится преимущественно с позиций экономики, без уделения должного внимания правовым аспектам такого сравнения. Не был, следовательно, проведен и комплексный анализ экономической интеграции в рамках СНГ с международно-правовых позиций, который представляет безусловный интерес в свете непрекращающегося экономического кризиса и, соответственно, поиска возможных путей выхода из него, в частности, с учетом совершения необходимых действий правового характера.
В отношении терминологии, используемой в перечисленных работах, необходимо отметить тот факт, что само понятие «экономическая интеграция» в настоящее время не имеет общепринятого однозначного толкования, и надлежащим образом не устоялось [100]. В экономической науке оно обычно отождествляется со сближением и сращиванием экономических субъектов или национальных хозяйств ([120], стр. 133), с правовой же точки зрения его чаще используют для обозначения качественно нового этапа интернационализации хозяйственной жизни ([139], стр. 185).
Таким образом, в настоящее время нет работ, посвященных всестороннему анализу правового фундамента экономической интеграции государств-участников СНГ с учетом отсутствия ее практических результатов и исследованием возможной обусловленности последнего причинами правового характера, а также не существует устоявшегося понятия «экономическая интеграция», вследствие чего утверждение об исчерпанности данной темы не может быть признано верным даже в самом грубом приближении.
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности, характера и степени разработанности проблемы можно определить основную цель диссертационного исследования: выявить наиболее характерные черты и особенности международно-правового регулирования процесса экономической интеграции в рамках СНГ.
В соответствии с поставленной целью в приоритетные задачи исследования входит:
• исследовать различные методологические подходы к феномену интеграции и уточнить понятие «экономическая интеграция» применительно к специфике условий современной России и других государств-участников СНГ;
• рассмотреть основные из существующих в современном мире форм экономической интеграции, ввести и обосновать их классификацию, основанную на степени соответствия содержания правовых норм, закрепленных в соответствующих международных договорах, реальным целям и возможностям их реализации;
• проанализировать содержание норм международных договоров и соглашений, которыми оформлено создание различных интеграционных объединений в рамках СНГ;
• выявить возможные направления и перспективы интеграционных процессов в рамках СНГ и роль международно-правового регулирования в их развитии.
Научная новизна исследования. Как следует из самой постановки проблемы экономической интеграции, рассматриваемой путем изучения накопленного мирового (преимущественно западноевропейского) и отечественного опыта, научная новизна исследования состоит в следующем:
• уточнено понятие «экономическая интеграция» с учетом ее международно-правовой основы и возможности существования в формах, характеризуемых различными степенями реализуемости;
• проведена классификация форм экономической интеграции по степени соответствия содержания правовых норм, закрепленных в соответствующих международных договорах, реальным целям и возможностям их реализации с учетом конструктивных особенностей этих норм;
• показана декларативность интеграционных объединений в рамках СНГ (в частности, Экономического и Таможенного союзов), за исключением Союза Беларуси и России;
• установлена роль Экономического суда СНГ как института декларативного интеграционного объединения;
• предложена модель сотрудничества, предусматривающая экономическую интеграцию на локальном уровне.
Теоретико-методологические основы исследования. Как мы видели, основополагающий термин «экономическая интеграция», непосредственно связанный со всеми исследуемыми в настоящей работе вопросами, в настоящее время не является устоявшимся и не имеет какого-либо одного общепринятого толкования на уровне целостного определения. Представляется, однако, что никакое научное и исследование, хотя бы на начальном этапе, невозможно без применения определенной методологической базы, дающей возможность достичь желаемого результата, опираясь на более широкие положения фундаментального характера. В качестве таких теоретико-методологических источников автором использовались учения Г. Лейбница о развитии материи и Г. Спенсера о всеобщей эволюции, а также К. Маркса о последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формациях.
В качестве исследовательских принципов были избраны комплексность, компаративность и объективность; нашли свое применение такие методы, как логический, сравнительного правоведения, а также формально-юридический.
Объект и предмет исследования. Объектом изучения является экономическая интеграция, а предметом —международно-правовые основы экономической интеграции в рамках Содружества независимых государств.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие полученные в результате настоящего исследования утверждения:
• интеграционные объединения, существующие на сегодняшний день в рамках СНГ, в частности, Экономический и Таможенный союзы, носят декларативный характер в смысле разработанной автором классификации форм экономической интеграции по степени соответствия содержания правовых норм реальным целям и возможностям их реализации;
• нормы, регулирующие деятельность Экономического суда СНГ, характеризуют ее как деятельность одного из институтов декларативного интеграционного объединения;
• реальная экономическая интеграция в рамках СНГ возможна на любом из известных мировой практике уровней при условии ее территориальной и экономической локальности.
Источники и эмпирическая база исследования. Привлечены статистические данные, материалы периодической печати, международные договоры, а также нормативные правовые акты внутригосударственного уровня.
Научная и практическая значимость исследования. Полученные выводы позволяют дополнить научные представления в области изучения международной экономической интеграции. Они могут найти применение в дальнейших исследованиях обозначенной проблемы, а также иметь практическое значение для деятельности соответствующих институтов по разработке конкретных мероприятий правового характера, направленных на оформление интеграционных отношений.
Материалы работы могут быть использованы в преподавании некоторых разделов международного права и экономической теории, ряда спецкурсов, читаемых на гуманитарных факультетах университетов.
Апробация работы. Основные результаты и выводы настоящего диссертационного исследования были положены в основу доклада автора на общем собрании Российской ассоциации международного права и отражены в 2 публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая из которых включает в себя два параграфа, а вторая -три, заключения и списка использованной литературы. В первой главе исследуются основные методологические подходы к феномену международной экономической интеграции, рассматриваются, с использованием конкретных примеров, существующие в современном

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 95 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz