Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 28 » Скачать Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности бесплатно
3:45 AM
Скачать Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности бесплатно
Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности : теоретико-правовой анализ

Диссертация

Автор: Гапон, Александр Александрович

Название: Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности : теоретико-правовой анализ

Справка: Гапон, Александр Александрович. Министерство внутренних дел Российской Федерации как структурно-функциональный элемент механизма антитеррористической деятельности : теоретико-правовой анализ : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 / Гапон Александр Александрович; [Место защиты: С.-Петерб. ун-т МВД РФ] Санкт-Петербург, 2008 230 c. : 61 08-12/550

Объем: 230 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
МЕХАНИЗМА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1 Терроризм как социально-правовое явление: анализ понятийного аппарата
§ 2 Государственно-правовой механизм антитеррористической деятельности: опыт теоретического моделирования и практического воплощения
Глава II
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ
ВКЛЮЧЕНИЯ МВД РОССИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1 Теоретические аспекты нормативного закрепления правового статуса и специальной компетенции подразделений МВД России, осуществляющих антитеррористическую деятельность
§2 Особенности взаимодействия подразделений МВД России с другими органами, осуществляющими антитеррористическую деятельность: проблемы правовой теории и правоприменительной практики

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, связанных с формированием и функционированием в современной России эффективного государственно-правового механизма противодействия терроризму.
Военной доктриной Российской Федерации международный терроризм, а также противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране, отнесены к основным угрозам военной безопасности государства1.
Вместе с тем, следует констатировать, что усилия, предпринимаемые государством в лице его силовых структур, направлены в основном на локализацию уже совершенных террористических актов и на минимизацию последствий от их совершения. Эффективность мер применяемых в качестве предупреждения террористических актов, вызывает сомнение ввиду отсутствия какой-либо системности их применения, а также четко определенной стратегии противодействия терроризму.
Для осуществления эффективной борьбы с терроризмом необходимо в первую очередь разработать унифицированное определение этого явления, а также четко определить, что означают в юридической науке понятия: «террор», «терроризм», «террорист», «террористический акт» и некоторые другие, связанные с данной тематикой. Сделать это на общетеоретическом уровне необходимо прежде всего потому, что в действующей нормативной
1 См.: Военная доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21.04.2000 № 706) // Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 2000. № 17. Ст. 1852. базе, регламентирующей противодействие терроризму, наблюдаются разночтения, а в отраслевых юридических науках, ориентированных на исследование отдельных черт терроризма, понятийный аппарат построен с учетом специфики отрасли.
Подобное положение, негативно влияя на формирование четкой научно обоснованной государственной политики противодействия терроризму, существенно снижает эффективность осуществляемых в этих целях мер законодательного, правоприменительного, организационно-правового и идеологического характера. В результате, отдельные, внешне эффектные, мероприятия пока не приобретают системный характер, нередко формируя у населения противоречивое отношение к способности государства вести эффективную борьбу с терроризмом и обеспечивать безопасность граждан в ходе антитеррористических мероприятий.
Степень разработанности темы. Проблема государственно-правового противодействия терроризму начала приобретать особую социальную значимость в начале XX века в связи с обострением проблемы взаимоотношений человека (корпорации) и государства. В этот период многие государства на своем опыте убедились в эффективности террора как инструмента воздействия на политические отношения и одного из основных методов противоправного достижения политических целей со стороны различных субъектов политических отношений.
Признание доминанты политической составляющей террора не означало однозначного отношения к нему как средству достижения целей воздействия на социально-политические отношения. Во времена Французской Революции — «террор — только справедливость, подсказка, серьезная и несгибаемая; поэтому он излучает достоинство»1, к середине XX столетия - совокупность методов массовых репрессий, используемых
1 Hoffman В. Inside terrorism. London: INDIGO, 1999. P. 16. тоталитарными государствами и их лидерами-диктаторами против своих граждан, в наши дни - признание терроризма глобальной проблемой современности.
Таким образом, вполне логично, что исследованию проблемы терроризма посвящено достаточно большое количество работ с различными концепциями рассмотрения данной проблемы и широким спектром методов ее решения.
В отечественной правовой литературе до начала 90-х годов XX века терроризм рассматривался в основном как международно-правовая категория. Наиболее заметными разработками данной проблемы были труды Т.С. Бояр-Созонович, Е.Г. Ляхова, JI.A. Моджорян, А.Н. Трайнина, И.И. Карпеца и др.
С 90-х годов двадцатого столетия проблема терроризма стала предметом исследований большого числа ученых, рассматривавших различные ее аспекты. Возникновение и особенности развития терроризма как социально-политического явления исследуется в работах У.С. Алиева, Ю.М. Антоняна, В.П. Емельянова, А.И. Долговой, К.В. Жаринова, С.И. Илларионова, В.В. Кафтан, Н.Д. Литвинова, В.В. Лунева, В.В. Мальцева, А.К. Микеева, С.Ф. Милюкова, Г.М. Миньковского, Г.В. Овчинниковой, Д.В. Ольшанского, В.Е. Петрищева, В.И. Попова,
B.П. Ревина, К.Н. Салимова, В.П. Сальникова, Л.В. Сердюка,
C.B. Степашина, A.B. Федорова и др.
Противодействие терроризму стало предметом рассмотрения таких авторов, как Ю.И. Авдеев, В.Н. Алтунин, Ю.Н. Ансимов, В.Ф. Антипенко, И.И. Артамонов, H.H. Афанасьев, С.У. Дикаев, В.Г Ермаков, О.В. Зубова, П.А. Кабанов, В.И. Кривохижа, A.B. Малашенко, А.Ю. Пиджаков, В.И. Попов, В.В. Устинов и др.
Анализ содержания исследований указанных, а также иных авторов позволяет сделать ряд выводов о степени изученности проблемы государственно-правового противодействия терроризму.
1. За последнее десятилетие опубликовано большое количество научных работ, в том числе и диссертационных исследований, в той или иной степени затрагивающих различные стороны, или проявления такого явления, как терроризм;
2. Имеющаяся информация имеет дискретный характер;
3. Специфика исследований обусловлена: а) отраслевым характером, то есть в них проводится либо уголовно-правовой, либо политологический, либо криминологический анализ терроризма; б) особенностями общественно-политической обстановки в период проведения исследования; в) особенностями трактовки автором понятий «террор» и «терроризм» (вследствие отсутствия унифицированного понятийного аппарата исследования различных авторов строятся с учетом того содержания, которое они вкладывают в рассматриваемые явления);
4. Комплексное исследование государственно-правового механизма антитеррористической деятельности в существующих работах не проводится, рассматриваются лишь отдельные его элементы. В основном, затрагивается его нормативная составляющая;
5. Актуальной остается проблема формирования эффективного механизма антитеррористической деятельности.
Предлагаемое диссертационное исследование представляет собой попытку восполнить пробел в теоретико-правовом осмыслении такого явления как терроризм, предложить и обосновать теоретическую модель механизма антитеррористической деятельности в современной России, обозначить роль и место в нем Министерства внутренних дел.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является терроризм как явление современной политикоправовой реальности, а также общественные отношения:, складывающиеся в сфере формирования и функционирования государственно-правового механизма антитеррористической деятельности.
Предметол1 диссертационного исследования являются базовые определения и признаки, в комплексе характеризующие терроризм и формы его внешнего выражения; структурные и функциональные характеристики механизма антитеррористической деятельности в современной России; факторы, определяющие место и роль системы МВД России в государственно-правовом механизме антитеррористической деятельности.
Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертационного исследования является комплексный, теоретико-правовой анализ явления «терроризм» и последующий синтез теоретической модели механизма противодействия формам выражения данного явления с обоснованием возможных путей и средств оптимизации его функционирования в условиях современной России.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих научных задач: провести анализ понятийного аппарата, используемого в теоретико-правовой науке при рассмотрении проблем терроризма и антитеррористической деятельности; сформулировать авторские определения терроризма, террористической и антитеррористической деятельности; проанализировать структуру терроризма как социально-правового явления;
•дать определение террористического акта, определить его место в системе юридических фактов, обусловливающих правоприменительные отношения в сфере реализации юридической ответственности; предложить авторское определение механизма антитеррористической деятельности в современной России, провести анализ состояния его элементов и на этой основе обосновать теоретическую модель государственно-правового механизма противодействия террористической деятельности, адекватную современным политико-правовым и международным реалиям; обозначить место и роль структурных подразделений системы МВД России в структуре государственно-правового механизма противодействия терроризму, раскрыть особенности взаимодействия милиции с другими • правоохранительными органами в процессе антитеррористической деятельности;
• выявить наиболее значимые проблемы, возникающие в процессе противодействия терроризму в современной России, и обозначить перспективные пути их решения в контексте метода теоретико-правового моделирования.
Методологической основой диссертации стала система общенаучных и прикладных методов познания, таких как анализ и синтез, метод формально-юридического анализа, метод государственного и правового моделирования. В работе использован системный метод, что связано с необходимостью комплексного подхода к рассмотрению феноменов «терроризм» и «государственно-правовой механизм антитеррористической деятельности». В работе также используются методы сравнительного правоведения, интерпретации идей и теорий, социально-юридического прогнозирования.
Теоретической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в области теории права и государства, философии, истории, социологии, политологии, психологии, уголовного права и других отраслей научного знания. Особое значение для формирования теоретических выводов и предложений имели труды Ю.И. Авдеева, Ю.Е. Аврутина, Н.Г. Александрова, Ю.М. Антоняна, Н.В. Волкова, Я.И. Гилинского, А.И. Гурова, С.У. Дикаева, В.П. Емельянова,
И.И. Карпеца, В;Н. Карташова, В:В; Лазарева, Н.Д. Литвинова; В.В. Лунеева, Е.Г.Ляхова, С.Ф. Милюкова, Г М. Миньковского, Л. А. Моджорян, B.C. Нерсесянца, Д.В.Ольшанского, П.А.Оля, В.Е.Петрищева,
A.Ю; Пиджакова, В.И.Попова, Р.А.Ромашова, В.П.Сальникова, К. Н; Салимова, В. Д. Сорокина, С.В. Степашина, A.H. Трайнина,
B.В. Устинова, А. В. Федорова, В. А. Эпштейна и др.
Нормативную базу диссертационного исследования составили: нормы международного: права, Конституция Российской Федерации,, действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы противодействия терроризму, зарубежное законодательство.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического опроса, проведенного диссертантом; в сфере исследования; исторические факты, касающиеся проблемы противодействия террористической деятельности, статистические данные ГИЦ МВД России, данные контент-анализа средств массовой информации^ включая и данные из сети Интернет, интервьюирование должностных лиц различных оперативных, штабных и обеспечивающих подразделений ГУВД по Санкт-Петербургу и1 Ленинградской области, осуществляющих антитеррористическую деятельность на практике.
Научная новизна исследования определяется авторским подходом к пониманию выделённых проблем и методологией их решения в> рамках выполненной; работы. Подготовленная диссертация представляет собой комплексную монографическую работу, в которой на междисциплинарной! основе; с использованием интегративных методов научного познания, осуществляется характеристика терроризма, проводится структурно-функциональный анализ государственно-правового механизма; антитеррористической ^деятельности и определяется место в этом механизме МВД России. ,
За основу характеристики терроризма берется инструментальный подход, в соответствии с которым институт террора может рассматриваться в качестве средства социального управления, применение которого обусловливается ситуативной целесообразностью, и в зависимости от обстоятельств может носить как легальный (государственный террор), так и нелегальный — противозаконный (антигосударственный террор) характер. Высказанная гипотеза положена в основу характеристики терроризма как формы выражения антигосударственного террора. Соответственно, антитеррористическая деятельность рассматривается в качестве вида правоприменительной деятельности, осуществляемой от имени государства и обеспечиваемой средствами государственного принуждения.
На основании сформулированных в диссертации дефиниций понятий «террор», «террористическая деятельность», «террористический акт», предлагается выделение в структуре уголовного законодательства специального раздела, связанного с характеристикой составов преступлений террористической направленности и определением юридической ответственности за их совершение.
В работе осуществляется функциональная дифференциация структурных подразделений МВД России в зависимости от их места в государственно-правовом механизме антитеррористической деятельности и определяются особенности их правового статуса в ходе осуществления правоприменительных мероприятий, направленных на противодействие терроризму.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Террор - экстремальный метод управленческого воздействия на общественное сознание и поведение, предполагающий открытое применение крайних форм насилия в отношении неперсонифицированного круга лиц с целью формирования в общественном сознании перманентных ощущений беззащитности перед субъектами террористической деятельности и невозможности оказания им реального сопротивления;
2. Террор следует рассматривать в качестве инструмента политико-правовой коммуникации, применяемого как в целях обеспечения публичных интересов государства («красный террор»), так и в контексте реализации корпоративных интересов отдельных социальных групп, стремящихся к дестабилизации урегулированных позитивным правом и охраняемых государством общественных отношений и применяющих террор в качестве средства разрушения государства и права.
3. Терроризм — явление, характерное для современной политико-правой реальности. В основе терроризма лежат следующие факторы: многополярность современного мира, столкновение политико-правовых культур, обусловленное противоречивым отношением к процессам глобализации и локализации; дифференциация и возможность конфликтного противопоставления интересов государства, общества, личности; распространение оружия, сочетающего эффективность поражающего воздействия' и простоту в обращении и применении; распространение нигилистического отношения как к самоценности человеческой жизни, так и к государственно-правовым механизмам публичной власти на всех уровнях социально-политической организации общества.
Системный анализ терроризма позволяет выделять в его структуре идейно-теоретическую (доктринальную) составляющую; формы практического воплощения, субъектов террористической деятельности.
4. Терроризм представляет собой' обобщенное, и в силу этого абстрагированное от конкретных юридических казусов понятие. Сам по себе терроризм (равно как и другие аналогичные понятия, например, преступность, коррупция, рабство и т.п.) нельзя рассматривать в качестве самостоятельного состава преступления. Борьба с терроризмом как с явлением должна носить комплексный характер и применительно к сфере уголовного права и уголовного процесса сводиться к правоприменительной деятельности, направленной на профилактику, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений террористической направленности. В систему преступлений террористической направленности следует включать: преступления, связанные с совершением террористических актов; преступления; связанные с организацией террористических актов.
В настоящее время четкие критерии юридической квалификации составов названных преступлений не сформированы, что затрудняет организацию эффективного противодействия террористическим актам в частности и терроризму в целом.
5 .Антитеррористическая деятельность — особый вид правоприменительной деятельности государственных органов и международных организаций, наделенных специальной компетенцией в сфере прогнозирования, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений- террористической направленности, а также определения и реализации мер юридической ответственности в отношении лиц признанных виновными в их совершении. .
6. В настоящее время в деятельности государственно-правового механизма антитеррористической деятельности наблюдается ярко выраженная , коллизия между принципами законности и государственной целесообразности. Зачастую действия представителей государственной власти, осуществляющих управление антитеррористической деятельностью, обусловливаются не нормативными, а интерпретационными и правоприменительными актами. При этом в условиях практического правоприменения акты ведомственного (межведомственного) нормотворчества рассматриваются субъектами антитеррористической деятельности как более значимые по юридической силе, нежели акты международного права и федеральные законы.
7. Министерство внутренних дел Российской Федерации входит в систему государственных органов, участвующих в осуществлении антитеррористической деятельности. В структуре МВД России следует выделять три структурных подразделения (криминальную милицию, милицию общественной безопасности, внутренние войска), функциональная специфика которых обусловливает их правовой статус и определяет место в государственно-правовом механизме противодействия терроризму. Антитеррористическая деятельность осуществляется структурными подразделениями МВД России опосредованно, в рамках других видов правоприменительной деятельности (административно-правовой, уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной), а также в> режиме решения боевых задач и осуществления войсковых операций.
8. Основным направлением антитеррористической деятельности подразделений милиции является профилактика преступлений террористической направленности. Важную роль в антитеррористической, деятельности милиции играет непосредственный контакт сотрудников« криминальной милиции и милиции общественной безопасности с населением, обеспечивающий возможность получения необходимой информации, с последующим адекватным реагированием на изменение оперативной обстановки. В настоящий период действующее законодательство, регламентирующее взаимодействие населения с правоохранительными органами, основывается на устаревших и во многом утративших эффективность идеологических стереотипах «одностороннего гражданского долга» человека перед государством.- Необходимо совершенствование законодательства в. плане определения комплекса государственных гарантий безопасности, а также установления стимулов (в том числе и материальных) в отношении лиц, обладающих информацией представляющей оперативный интерес для сотрудников милиции, осуществляющих антитеррористическую деятельность.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что положения и выводы, формулируемые и обосновываемые в его рамках, дополняют и конкретизируют такие разделы теории' государства и права, как «Механизм государства», «Функции государства», «Теория правоотношений», «Реализация права» «Механизм правового регулировании», «Законность и правопорядок», «Правовая культура», «Правонарушение и юридическая ответственность» и др.
Комплексный характер исследования обусловливает возможность применения результатов исследования для конституционного, административного, международного, уголовного, уголовно-процессуального права и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы:
• в правотворческом процессе при внесении изменений в нормативно-правовые акты, характеризующие преступления террористической направленности, определяющие ответственность за их совершение, а также регламентирующие отношения в сфере антитеррористической деятельности; в научно-исследовательской деятельности при осуществлении анализа современного состояния, путей оптимизации и перспектив развития государственно-правового механизма антитеррористической деятельности;
• в правотворческой деятельности, направленной на укрепление законности и правопорядка на территории Российской Федерации; в практической деятельности государственных органов и должностных лиц, наделенных компетенцией и осуществляющих административно-правовую, оперативно-розыскную' и уголовно-процессуальную деятельность в сфере противодействия преступлениям террористической направленности; в преподавании общетеоретических, отраслевых и прикладных юридических дисциплин, в рамках которых рассматриваются вопросы, исследуемые в диссертации.
Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России.
Результаты изысканий отражены в научных публикациях, а также выступлениях диссертанта: на 1У-й международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы теории и истории государства и права» (Санкт-Петербург, декабрь 2004 г.), У-й международной научно-теоретической конференции «Публичное, корпоративное, личное право: проблемы конфликтности и перспективы консенсуальности» (Санкт-Петербург, декабрь 2005 г.), УП-й международной научно-теоретической конференции «Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоретический, отраслевой и межотраслевой анализ» (Санкт-Петербург, декабрь 2006 г.) и др.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 128 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz