Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Модальная характеристика вводного компонента в современном русском литературном языке. Столярова, Ирина Витальевна бесплатно
0:35 AM
Скачать Модальная характеристика вводного компонента в современном русском литературном языке. Столярова, Ирина Витальевна бесплатно
Модальная характеристика вводного компонента в современном русском литературном языке

Диссертация

Автор: Столярова, Ирина Витальевна

Название: Модальная характеристика вводного компонента в современном русском литературном языке

Справка: Столярова, Ирина Витальевна. Модальная характеристика вводного компонента в современном русском литературном языке : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Ленинград, 1985 196 c. : 61 85-10/1212

Объем: 196 стр.

Информация: Ленинград, 1985


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ВОПРОСЫ ЛЕКСЖО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
ВВОДНЫХ СЛОВ
11 Лексико-семантические разряда ебодных слов
12 Вопрос о разграничении ВК, выраженных одиночной спрягаемой формой глагола, и однословных вводных предложений
13 Критерий синтаксического разграничения ВК и вводных предложений
14 Глагольные формы в роли вводных предложений
15 Глагольные формы в роли ВК
16 Глагольные формы, по синтаксической функции переходные между ВК и вводными предложениями
17 Роль частицы "ли" при вводных глагольных формах
18 Выводы
ГЛАВА 2 ПРЯМАЯ МОДАЛЬНАЯ СООТНЕСЕННОСТЬ ВК
С ГЛАГОЛОМ-СКАЗУЕМЫМ
21 Определение прямой модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым
22 Типы модальных контекстов
23 Модальная соотнесенность с глаголом-сказуемым ВК со значением индикативное ти
24 Модальная соотнесенность с глаголом-сказуемым ВК со значением конъюнктивноети
25 Модальная соотнесенность с глаголом-сказуемым ВК со значением императивности
26 Выводы
ГЛАВА 3 КОСВЕННАЯ МОДАЛЬНАЯ СООТНЕСЕННОСТЬ ВК
С ГЛАГОЛОМ-СКАЗУЕМЫМIOI \/
31 Связь ВК и актуального членения предложения
32 Определение косвенной модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым Факторы выделения рематического члена предложения, при котором находится ЕК
33 Косвенная модальная соотнесенность с глаголом-сказуемым ВК при рематическом подлежащем
34 Косвенная модальная соотнесенность с глаголом-сказуемым ВК при рематическом дополнении
35 Косвенная модальная соотнесенность с глаголом-сказуемым ВК при рематическом обстоятельстве
36 Косвенная модальная соотнесенность с глаголом-сказуемым ВК при рематическом определении
37 Выводы
ЗАКЛКИЕНИЕ

Введение:

Данное исследование посвящено проблеме выявления модальных свойств вводных компонентов, в роли которых выступают вводные слова (и словосочетания), рассматривающиеся в современной синтаксической литературе как одно из средств выражения субъективной модальности в предложении.
Модальность - одна из категорий, формирующих предикативность предложения. Разработка вопроса об аспектах модальности, которая может быть представлена как объективная, получающая грамматическое выражение в формах морфологических глагольных наклонений и в синтаксических наклонениях, или как субъективная, получающая лексическое выражение, а также исследование взаимодействия этих аспектов - о,дин из актуальных вопросов синтаксиса предложения.
Пр анализе взаимодействия субъективной модальности, выраженной вводным компонентом, и объективной модальности, выраженной глаголом-сказуемым, за основу берутся лексико-семанти-ческие признаки вводных слов, выступающих в роли вводных компонентов, т.е. учитывается принадлежность вводных слов к тому или иному лексико-семантическому разряду. Впервые рассматривается понятие лексико-синтаксической координации модальной соотнесенности вводного компонента с глаголом-сказуемым и на основе этого веодятся понятия "типа" и "подтипа" модальной соотнесенности веодного компонента с глаголом-сказуемым. Впервые разграничивается прямая, непосредственная модальная соотнесенность вводного компонента с глаголом-сказуемым и косвенная, опосредованная модальная соотнесенность, осуществляющаяся через рематически выделенное подлежащее или второстепенный член предложения, а также устанавливаются типы и подтипы косвенной модальной соотнесенности вводного компонента с глаголом-сказуемым. Впервые рассматривается вопрос о лексических критериях различения глагольных вводных компонентов и соответствующих I однословных вводных предложений. Кроме этих, основных для данного исследования вопросов, по-новому решается ряд частных вопросов, связанных с модальной соотнесенностью вводного компонента с глаголом-сказуемым.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Обоснование распределения вводных слов (с включением глагольных вводных слов) определенных лексико-семантических разрядов по модальным группировкам, что позволяет соотнести по линии модальности (индикативной, конъюнктивной, императивной) вводные компоненты и глаголы-сказуемые.
2. Введение понятий "типа" и "подтипа" модальной соотнесенности вводного компонента с глаголом-сказуемым и установление лексико-семантических критериев их выявления.
3. Разграничение типов и подтипов прямой и типов и подтипов косвенной модальной соотнесенности вводного компонента с глаголом-сказуемым.
Понятие модальности
Модальность входит в число категорй, формирующих предикативность предложения. В.В.Виноградов указывает: ".наиболее прямым, постоянным и непосредственным выражением категории предикативности является модальность предложения. Если предикативность выражает особую отнесенность речи к действительности или соотнесенность речи с действительностью, то категория модальности расчленяет и дифференцирует эту общую функцию предложения, обозначая специфическое качество отношения к действительности - со стороны говорящего лица" (31, с.269); "в конкретном предложении значения лица, времени, модальности устанавливаются с точки зрения говорящего лица. То, что сообщается, может мыслиться говорящим как реальное, наличное в прошлом или в настоящем, как реализующееся в будущем, как желательное, требуемое от кого-нибудь, как потенциальное, как недействительное и т.п. Формы грамматического выражения такого рода отношений содержания речи к действительности и составляют синтаксическое существо категории модальности" (48, с.80).
Модальность разграничивается на объективную и субъективную, Понятия "объективная модальность" и "субъективная модальность" раскрыты В.В.Виноградовым, хотя соответствующие термины введены позднее.
Многие исследователи - Н.Ю.Шведова (162, с.16); Г.А.Болотова (63, с.147-150); Г.В.Валимова (34, с.61-63); П.ВЛесно-ков (156, с.20-30); Л.С.Ермолаева (56, с.97-106); В.З.Панфилов (116, с.164); И.А.Филипповская (151, с.14-32); авторы Грамматики современного русского литературного языка (49, с.611-614); Русской грамматики (132, с.86-91); Р.Мразек (173, с.177-184); В.Ратей (179, с.406) и др. - используют термины "объективная модальность" и "субъективная модальность", хотя вкладывают иногда в содержание этих терминов разные понятия т
Например, В.З.Панфилов рассматривает категорию модальности в тесной связи с анализом логической категори модальности и суждения и выделяет два типа модальных значений: объективную (онтологическую) и субъективную (персуазивную) модальность (116, с.164). Первая отражает характер объективных связей, а именно связи возможные, действительные и необходимые. Вторая выражает оценку со стороны говорящего степени достовер
Объективная модальность. Глагольное наклонение как основное средство выражения объективной модальности.
Морфологическое и синтаксическое наклонение
Объективная модальность выражается с помощью категории наклонения: изъявительного, с одной стороны, сослагательного и повелительного, с другой. Категориальное значение наклонения рассматривают в плане оппозиции реальности/ирреальности В.В.Виноградов (48, с.80), Н.Ю.Шведова (163, с.8; 132, с.86), Г.А.Болотова (63, с.141), А.Б.Шапиро (157, с.23-24), Г.В.Вали-мова (34, с.61, 65-66), Л.С.Ермолаева (56, с.99-100), Е.А.Зверева (59, с.151-165), А.М.Сколкова (140, с.91), А.П.Володин, В.С.Храковский (41, с.53), Г.А.Климов (68, с.75), В.Ратей (179, с.408), О.Есперсен (172, с.626-644), М.Грепл (50, с.279, 281), Я.Попела (178, с.159-160), Ф.Р.Пальмер (177, с.39), Б.Стрэнг (Ш, с.134-135) и др.исследователи.
В.В.Виноградов определяет категорию наклонения как грамматическую категорию в системе глагола, определяющую модальность действия, т.е. обозначающую отношение действия к действительности, устанавливаемое говорящим лицом (39, с.475).
Наряду с морфологическим подходом к категории наклонения существует синтаксический подход. Так, А.А.Шахматов проводит границу между морфологическим наклонением глагола и синтаксическим наклонением, выделяя морфологическое сослагательное наклонение и соответствующие ему синтаксические условное и жености, включает проблематическую, простую и категорическую достоверности. В.З.Панфилов считает, что "между значениями субъективной и объективной модальности и способами их языкового выражения не существует резкой грани" (116, с.177). лательное наклонения, считая, что то и другое "могли бы быть объединены в представлении об ирреальном наклонении" (158, с.484).
Современные исследователи также дифференцируют морфологическое и синтаксическое наклонения. Так, в Русской грамматике отмечено: "Глагол со своими значениями времени и наклонения в предложении входит в более широкую систему средств формирования синтаксических времен и наклонений и взаимодействует с этими синтаксическими средствами в единой системе выражения синтаксических еначений" (132, с.86). Термин и понятие синтаксические наклонения, а также взаимодействие синтаксических и морфологических наклонений учитывается И.П.Распоповым и Г.А.Зо-лотовой. И.П.Распопов пишет: "Основное модальное значение предложения оформляется благодаря взаимодействию морфологических наклонений глагола и интонации, на основе которого формируются синтаксические наклонения" (127, с.197). Г.А.Золотова отмечает: "значение категории наклонения как показателя основной модальности предложения шире собственно морфологического" (63, с.143). Т.Б.Алисова подчеркивает, что морфологические наклонения "выступают как часть формы синтаксического наклонения, в составе которого они получают дифференциальные значения. Синтаксические наклонения. могут иметь несколько формальных вариантов, передающих различные оттенки общего модального смысла" (5, с.56). Обосновывают необходимость синтаксического подхода к глагольным наклонениям М.Грепл (50, с.284), Р.Мразек (175, с.25-35), Я.Попела (178,с.160) и др.
Выделяются синтаксические наклонения со значением реальности (синтаксический индикатив) и синтаксические наклонения со значением ирреальности. "Синтаксические наклонения, несущие объективно-модальные значения реальности, т.е. временной определенности - настоящего, прошедшего или будущего времени, -все вместе образуют синтаксический ицдикатив. Синтаксические наклонения, несущие объективно-модальные значения ирреальности, т.е. временной неопределенности, образуют синтаксические ирреальные наклонения" (132, с.86).
Традиционно выделяются два синтаксических наклонения со значением ирреальности, что соответствует двум морфологическим наклонениям: сослагательному (условному) и повелительному. В.В.Виноградов указывает на ирреальное повелительное (эмбрион особого, волюнтативного наклонения), условно-желательное, сослагательное наклонения (39, с.464-474). Нетрадиционная точка зрения представлена в "Грамматике современного русского литературного языка" и в "Русской грамматике", в которых выделено пять синтаксических ирреальных наклонений: сослагательное, условное, желательное, повелительное, долженствовательное (49, с.579-582; 132, с.102-119) 1).
Особо стоит вопрос о модальной семантике повелительного наклонения. Наряду с традиционным отнесением повелительного наклонения в сферу ирреальной модальности, существует точка зрения об особой роли повелительного наклонения. В.В.Виноградов замечает: "Повелительное наклонение находится на периферии глагольной системы. Не только интонация, не только синтаксическое значение (ср.особые типы императивных предложений), но и морфологическое строение решительно выделяют повелительное наклонение из общей системы русского глагола" (39, с.464). Некоторые исследователи возражают против выделения в качестве особых форм ирреальной модальности глаголов условного, желательного, долженствовательного наклонения (151, с.21-22).
Т.П.Ломтев считает, что "значение форм глагола повелительного наклонения не еходит б системы действительности и предположительности, или, е другой терминологии, реальности и ирреальности. .Действие, выраженное формой глагола повелительного наклонения, обладает свойством выполнимости или невыполнимости" (89, с.90). А.П.Володин и В.С.Храковский не включают повелительное наклонение в модальность, поскольку императив "не коммуникативен, а апеллятиЕен - он выражает побуждение к действию, не требуя ответной речевой реакции" (41, с.53). А.В.Бондарко акцентирует Енимание на том, что "в рамках модальности побудительность относится к особой плоскости, затрагивающей отношения между говорящим как источником модального признака и слушающим (или другим лицом) как производителем действия. Эта плоскость не совпадает с той плоскостью модальных отношений, к которой относятся признаки реальности и ирреальности. Поэтому отношение между побудительностью, реальностью и ирреальностью не может рассматриваться как оппозиция" (27, с.18). В.З.Панфилов высказывает сомнение в правомерности отнесения значения глагола в повелительном наклонении в число модальных значений и включения этого наклонения в парадигму наклонения глагола (115, с.178). По мнению В.Н.Бондаренко, побуждение наряду с сообщением и вопросом образуют особый вид коммуникации, а не наклонение (24, с.569).
Учитывая мнение исследователей, не относящих значение побудительности к модальным значениям, мы тем не менее в целях, связанных со спецификой анализа нашего материала, ориентируемся на концепцию Русской грамматики, в соответствии с которой формы синтаксического побудительного наклонения относятся к ирреальному наклонению, наряду с сослагательным, условным, желательным, доженствовательным синтаксическими ирреальными наклонениями (132, с.102-119).
Итак, ? соответствии с концепцией, представленной в Русской грамматике, наряду с морфологическими наклонениями, существуют синтаксические наклонения, представленные, с одной стороны, синтаксическим индикэтиеом, а с другой стороны, синтаксическими ирреальными наклонениями, включающими, в частности, сослагательное, условное, желательное, побудительное и дол-женствовательное наклонения.
Субъективная модальность. Вводные слова (словосочетания) как выразители субъективной модальности
Субъективная модальность обозначает отношение говорящего к содержанию высказывания. Субъективная модальность выражается лексически. Выразителями субъективной модальности, в частности, являются вводные слова и словосочетания. Как отмечает И.И.Мещанинов, ".вводными (обособленными) частями передается субъективное отношение говорящего ко всему содержанию его высказывания или его эмоционально-волевое выражение" (98, с.226). Г.В.Валимова подчеркивает, что "выражение субъективной модальности, связанной главным образом с лексическими средствами, предполагает использование средств, которые не обязательны для построения предложения и выбор и размещение которых определяются задачами отдельного акта коммуникации." (34, с.63).
Обязательными для каждого предложения являются лишь объективно-модальные значения, а субъектиЕно-модальные включаются е предложение лишь факультативно и могут характеризовать только часть предложения (49, с.542; 163, с.53; 128, с.41).
В.В.Виноградов, определяя вводные слова и словосочетания как "вводные синтагмы", пишет: "Модальность, выражаемая. вводными синтагмами. совершенно иного типа, чем модальность, включенная в форму предиката" (37, с.55). "Модальные краски и оттенки, создаваемые вставкой или введением этих синтагм, образуют как бы второй слой модальных значений в смысловой структуре высказывания, т.к. они накладываются на грамматический грунт предложения, уже имеющего модальное значение" (37, с.59).
Г.А.Золотова, развивая концепцию В.В.Виноградова, наряду с объективной модальностью - отношением содержания высказывания к действительности с точки зрения говорящего - и субъективной модальностью - отношением говорящего к содержанию высказывания, - отмечает третий аспект модальных отношений. Это отношения между действием (предикативным признаком) и его субъектом, что выражается чаще всего посредством модальных слов, Еключаемых в состав предиката (63, с.142).
Если объективная модальность предложения выявляет лишь основное модальное значение, которое заложено в структуре его предикативной оси, то, как считает исследователь, "лексическая модальность усложняет предикативную ось, прибавляя к ней некоторый семантический X, равный лексическому значению модального слова. Исходная модель свободна от модальных отношений как второго, так и третьего типа, она характеризуется модальной однозначностью. Именно поэтому взаимодействия, наслоения модальностей - признаки осложненности модели" (63, с.152).
Чешские лингвисты Р.Мразек, Я.Светлик и др. также считают, что "сфера модальности наряду со средствами грамматическими обслуживается также и средствами лексическими, .оба разряда этих средств находятся во взаимодействии" (174, с.169),
Взаимодействие объективной и субъективной модальности
Взаимодействие объективной и субъективной модальности в предложении отмечается в работах ведущих синтаксистов, начиная с сороковых годов нашего века.
Впервые на такое взаимодействие указывает И.И.Мещанинов: Вводные (обособленные) части "стоят по своему смысловому значению в непосредственных отношениях к основной мысли общего контекста." Смысловое значение обособленно стоящих слов "соответствует основной части предложения, внося в нее оттенок, отвечающий общему ее смыслу и придающий предложению известную долю экспрессивности" (98, с.226).
Влияние субъективных оттенкоЕ на семантику предложения отмечает В.В.Виноградов: "В формах изъявительного наклонения никак не выражено эмоционально-волевое отношение субъекта к действию. Формы изъяейтельного наклонения "объективны". Но эта "объективность" бывает окружена разнообразными оттенками субъективного представления, которые присущи формам времени. Кроме того, выражение модальных оттенков действия переносится на модальные слова и частицы, сопутствующие формам изъявительного наклонения (39, с.462).
В работах современных исследователей делается акцент именно на взаимодействие двух типов модальности - субъективной и объективной. Г.А.Золотова подчеркивает мысль о взаимодействии субъективной и объективной модальности, отмечая при этом, что "субъективная модальность, выраженная вводными словами, не меняя основного модального значения предложения, подает это значение в особом ракурсе, в особом освещении" (63, с.149). Наслоение субъективной модальности предложения на объективную, в результате чего модальному значению предложения придаются "дополнительные модальные и экспрессивные оттенки", отмечается И.П.Распоповым (127, с.185).
Ряд аЕТороЕ подчеркивает, что часто взаимодействие объективной и субъективной модальности приводит к существенному изменению значения объективной модальности. Г.В.Валимова пишет, что "субъективная модальность обычно конкретизирует отношение говорящего б пределах установленной объективной модальности, на ее фоне'.' Однако бывают случаи, когда под воздействием субъективной модальности объективная модальность, выраженная, например, изъявительным наклонением, "начинает обозначать нереальное действие, или, что возможно в вопросительных предложениях, сослагательное наклонение передает реальное действие (34, с.69). Е.В.Гулыга и М.Д.Натанзон говорят о том, что в немецком языке модальные слова или словосочетания, выражающие предположение -вероятность (потенциальные модальные слова), "изменяют модальность предложения, выраженную изъявительным наклонением". В то же время авторы выделяют модальные слова, словосочетания и вводные предложения, которые "несколько ограничивают или "смягчают" модальность, выраженную изъявительным наклонением, делают высказывание менее категоричным, не переЕодя его, однако, полностью в разряд предположительных предложений" (51, с.16). М.В.Ляпон считает, что ВЕодно-модальные компоненты "способны не только вносить дополнительный корректив е значение объекта оценки, но даже принципиально изменить смысл утверждаемого" (92, с.21-22). Э.Саламин выдвигает положение о том, что "предложение с модальными словами недостоверности. не могут иметь значения объективной реальности, несмотря на то, что в них сказуемое стоит в форме синтаксического индикатива. Объективномодальное значение таких предложений - это значение потенциальности" (135, с.II)
Взаимодействие субъективной и объективной модальностей обнаруживает определенные закономерности, что впервые было установлено в работе Л.К.Дмитриевой, в которой выявлены модели, представленные вводными словами (вводными компонентами) и глаголом-сказуемым в формах наклонений, и охарактеризована реализация этих моделей в определенных типах модальных контекстов (52, с.32-48).
Вводные слова (словосочетания) в роли еводных компонентов
Вводные слова (словосочетания) с синтаксической точки зрения в .данном исследовании рассматрваются как вводный компонент (ВК).
При определений вводного слова как ВК мы опираемся на положения, выдвинутые в работах таких исследователей, как М.И.Мещанинов, В.В.Виноградов, Е.В.Кротевич, В.Г.Адмони, А.Г.Руднев, Л.К.Дмитриева и ряда др.авторов, касающихся синтаксической специфики вводного слова и определяющих его с синтаксической точки зрения как вводный член предложения.
И.И.Мещанинов одну из глаЕ своего труда "Члены предложения и части речи" называет "Вводные предложения и вводные члены предложения". Определяя вводные члены предложения как обособленно стоящие слова и группы слов с особым "смысловым выра О взаимодействии субъективной и объективной модальности пишут также Л.К.Кулаков (83, с.36-40; 82, с.78), В.А.ГлухоЕа (46, с.156-159), Т.Г.Жиляева (57, с.93-97), Т.Г.МироноЕа (99, с.5-6), Е.И.Беляева и Э.Я.Рудник (22, с.19) и др. жением", И.И.Мещанинов указывает: "Такие обособленные вводные члены предложения не изменяют основных отношений между другими членами предложения. Такими вводными (обособленными) частями передается субъективное отношение говорящего ко всему содержанию его высказывания или его эмоционально-волевое выражение. Первым из них может быть присвоено наименование вводного (обособленного) члена субъективного отношения, а вторым -вводного (обособленного) члена эмоционально-волеЕого высказывания" (98, с.226). В.В.ВиноградоЕ, характеризуя синтаксическую специфику "вводных синтагм", солидаризируется с И.И.Мещаниновым: "Вопрос о системе лексического обозначения посредством имен существительных, прилагательных, наречий и глагольных форм тех состояний, переживаний, отношений, волевых устремлений, качественных оценок, которые связаны или могут быть по своей семантической природе связаны с категорией модальности, очень важен для грамматики. Ведь соответствующие имена или на-речяя тем или иным способом могут быть приспособлены к выражению или обозначению модальности высказывания, могут быть включены в его семантическую и синтаксическую структуру в качестве своеобразных модально-вводных членов предложения (или, по терминологии академика И.И.Мещанинова, "вводных обособленных членов субъективного отношения")" (137, с.54-55). См.там же: "Можно было бы. указать на способность модальных слов выступать в роли эквивалента предложения. Это синтаксическое свойство сближает модальные слова с "членами предложения" и оправдывает классификацию их как "модально-ВЕодных членов предложения" (с.72).
В.Г.Адмони, разрабатывая проблематику синтаксиса немецкого языка, в применений к вводным слоеэм использует термин "модальный член предложения" и акцентирует внимание на том, что такие члены предложения "непосредственно связаны с тем предложением, к которому они относятся, как со стороны содержания, так и со стороны грамматической структуры" (2, с.81). А.Г.Руднев, обосновывая положение о том, что вводное слово в предложении выполняет роль еводного члена, вводит термин и понятие "соотносительная связь", рассматривая ее как один из типов подчинительной связи, специфика которой заключается в том, что она "грамматически выражается фактом включения определяющих слов в состав предложения и соседством их с определяемым членом предложения", по отношению к которому они являются формально независимыми (130, с.146). Л.К.Дмитриева, анализируя Еводные слова как вводные компоненты, опирается на взаимодействие субъективной модальности, выраженной ВК, и объективной модальности, выраженной глаголом-сказуемым, и вскрывает грамматический характер соотносительной связи, которая, по мнению исследователя, носит модально-персонализирующий характер (52, с.34). Специфическая синтаксическая функция ВК, как отмечает Л.К.Дмитриева, получает особое оформление: поскольку ВК представлен в предложении е виде конструктивно значимой минимальной неделимой синтагмы (53, с.159-161, 168) 1).
Использование вводного слова в качестве специального выразителя субъективной модальности, вступающего в модальное взаимодействие с глаголом-сказуемым как выразителем объективной модальности; возможность истолкования модального взаимодействия еводного слова с глаголом-сказуемым как синтаксичес См.о вводных словах как особых членах предложения: Е.В.Кротевич (76, о.22-23), Н.Ю.Шведова (159, с.92), А.А.Шахматов (158, с.256). кой соотносительной связи; наличие специфической морфологической формы выражения вводных слов - преобладание среди них модальных слов (особого структурно-семантического типа слов, по системе В.В.Виноградова); интонационное оформление вводных слов в предложении в виде конструктивно значимой минимальной, неделимой синтагмы - заставляет нас принять в качестве исходной точку зрения о том, что Еводные слова выполняют в предложении синтаксическую функцию вводного компонента.
Основания для выявления модальной соотнесенности ВК, выражающего субъективную модальность, с глаголом-сказуемым, выражающим объективную модальность
Модальная соотнесенность вводного компонента (ВК) ^ и глагола-сказуемого базируется на том, что существует определенный параллелизм между модальной семантикой морфологических глагольных наклонений и синтаксических наклонений, с одной стороны, и модальной семантикой вводных слое и веодных словосочетаний в роли ВК, с другой стороны.
В.В.Виноградов пишет, что уже в предшествующей грамматической традиции выявляется однородность функций модальных слов (и частиц) с формами глагольного наклонения. "Относясь ко всему предложению и выражая возможность, нереальность, достоверность и т.п., модальные слова и частицы оттеняют значения глагольного наклонения или определяют модальность высказывания в целом" (37, с.67). "Формы наклонения глагола притягивают к себе группы "модальных" слов и частиц, которые обращаются т
При последующем изложении ееодный компонент обозначается символом ВК. в побочных грамматических выразителей модальности предложения" (39, с.475) 1).
Л.К.Дмитриева, выявляя единое основание для сопоставления ВК и глагола-сказуемого по линии модальности, также исходит из параллелизма между модальной семантикой морфологических глагольных наклонений и модальной семантикой вводных слов и вводных словосочетаний в роли ВК. При этом она рассматривает модальные значения наклонений и модальные значения вводных слов как частные модальные значения индикативности, конъюнктиености и императивности. Изъявительное наклонение рассматривается с точки зрения частного модального значения индикативности, сослагательное наклонение - с точки зрения частного модального значения конъюнктиености, побудительное наклонение - с точки зрения частного модального значения императивности. Вводные слоеэ, выполняющие в предложении роль ВК, в соответствии с частными модальными значениями глагольных наклонений, также распределяются на три модальные группировки: I. Индикативную модальность выражают ВК, передающие субъективную модальность уверенности говорящего в соответствии содержания высказывания действительности; виды логического или экспрессивного отношения последующей мысли к предццущей; характеризующие субъективную манеру перехода от одной мысли к другой; субъективно-эмоциональное освещение дейстеительноети; 2. Конъюнктивную мо* Усматривается определенный параллелизм и между модальной семантикой глагольных наклонений и модальной семантикой некоторых союзов. Вслед за В.В.Виноградовым, Еыделинпим среди союзов разряд с модальной окраской гипотетичности, ирреальности, с модальной окраской условности (39, с.564), Е.^Черкасова (154), И.А.Филипповскаяй51), А.К.Федоров (149) и др. исследуют союзы, учитывая их модальное значение. дальность выражают ВК, передающие субъективную модальность неуверенности говорящего в соответствии содержания высказывания действительности; 3, Императивную модальность выражают ВК, в той или иной степени передающие побуждение к действию, призыв к собеседнику (52, с.35 ).
Термины "индикативная, конъюнктивная и императивная модальность" могут быть связаны не только с морфологическими глагольными наклонениями, но и с синтаксическими наклонениями: индикативная модальность - синтаксический индикатив; конъюнктивная и императивная модальность - синтаксические ирреальные наклонения; конъюнктивная модальность - сослагательное и условное синтаксические наклонения; императивная модальность - желательное, повелительное и долженствовательное наклонения. В таком, расширительном значении в данном исследовании будут использованы термины "индикативная, конъюнктивная и императивная модальность глагола-сказуемого" в отдельных случаях, а именно тогда, когда для анализа будут привлекаться безглагольные предложения.
Модальная соотнесенность ВК с глаголом-сказуемым рассматривается Л.К.Дмитриевой как взаимодействие индикативной, конъюнктивной и императивной субъективной модальности, выражаемой лексически вводными словами, и индикативной, конъюнктивной и императивной объективной модальности, Еыражаемой грамматически формами глагольных наклонений (52, с.32-48). При этом устанавливаются типы модальных контекстов, отражающих данное взаимодействие. При совпадении модального значения ВК и глагола-сказуемого выделяются актуализирующие типы модальных контекстов: ВКи.(инд.МК); ВКк.(кон.МК); ВКим.(имп.МК). При несовпадении модального значения ВК и глагола-сказуемого выделяются нейтральные типы модальных контекстов: ВКи.(кон.Ж); ВКи.(имп.МК); ВКк. (инд.МК); ВКим. (инд.МК); ВКим. (кон.МК)
Итак, можно считать установленным, что наряду с объективной модальностью, которая находит грамматическое Еыражение в морфологических (глагольных)' и синтаксических наклонениях, существует субъективная модальность, которая выражается лексически - вводными словами (и словосочетаниями), выполняющими т
В работе Л.К.Дмитриевой символы: и., инд. обозначают "индикативный"; символы к., кон. - "конъюнктивный; символы им., имп. - "императивный". в предложений роль ВК. Единым основанием для сопоставления ВК и глаголов-сказуемых являются модальные значения индикативнос-ти, конъюнктивноети и императивности, которые могут выражаться формами глагольных наклонений, а также синтаксическими наклонениями, с одной стороны, и ВК, с другой стороны. С точки зрения модальных значений индикатишости, конъюнктивности и императивности выявляются определенные закономерности модальной сочетаемости ВК с глаголом-сказуемым.
Однако ряд вопросов, связанных с характеристикой модальных свойств ВК, еще не нашел достаточно убедительного решения, что и предопределило задачи данного исследования.
Задачи исследования
1. Уточнение объема группы веодных слов, что, в частности, связано с решением вопроса о критериях разграничения глагольных ВК и соответствующих однослоеных вводных предложений, а также с выявлением специфики глагольных ВК.
2. Обоснование распределения вводных слов определенных лексико-семантических разрядов по модальным группировкам, что в свою очередь связано с уточнением объема модальных группировок ВК.
3. Введение понятий "типа" и "подтипа" модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым и установление лексико-семантических критериев их выявления, а именно: обусловленности характера модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым лек-сико-семантическими признаками вводного слова, Еыступащего в роля ВК, т.е. его прнадлежностью к определенному лексико-семантическому разряду еводных слов.
4. Разграничение прямой, непосредственной модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым, с одной стороны, и косвенной, опосредованной, осуществляющейся через рематически выделенный член предложения, модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым, с другой стороны. Установление типов и подтипов косвенной модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым.
5. Выявление случаев закрепления некоторых подтипов модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым за определенной синтаксической структурой.
В качестве частных задач, связанных с решением общих, выступают следующие:
6). Уточнение типов модальных контекстов с точки зрения их способности-неспособности к актуализации модальной соотнесенности ВК с глаголом-сказуемым.
7). Уточнение признаков рематического выделения подлежащего и второстепенных членов, при посредстве которых осуществляется косвенная модальная соотнесенность ВК с глаголом-сказуемым.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 173 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz