Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования. Смекалова, Елена Михайловна бесплатно
10:16 PM
Скачать Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования. Смекалова, Елена Михайловна бесплатно
Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования

Диссертация

Автор: Смекалова, Елена Михайловна

Название: Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования

Справка: Смекалова, Елена Михайловна. Моделирование воспитательной системы учреждения дополнительного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ярославль, 2001 144 c. : 61 01-13/813-9

Объем: 144 стр.

Информация: Ярославль, 2001


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования
11 Сущность воспитательной системы учреждения дополнительного образования
12 Общее, особенное и единичное в процессе моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования
Глава 2 Опыт моделирования воспитательных систем учреждений дополнительного образования
21 Практика моделирования воспитательной системы Великолукского районного дома детского творчества
22 Опыт моделирования воспитательной системы в Псковском областном центре развития одаренных школьников
23 Изучение эффективности деятельности по моделированию воспитательных систем учреждений дополнительного образования

Введение:

Происходящие демократические преобразования во всех сферах российского общества затронули и систему образования, стратегической целью которой является создание оптимальных условий для полноценного развития личности ребенка, проявления его индивидуальности. В реализации этой целевой установки важную роль должны сыграть учреждения дополнительного образования, обладающие существенным воспитательным потенциалом и благоприятными условиями для поддержки творческих устремлений детей и взрослых в самопознании, самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Достижение поставленной цели в новой политической, экономической и социально-педагогической обстановке требует радикальных изменений в учебно-воспитательной практике учреждений дополнительного образования, которые возможны лишь при системном характере мышления и действий участников педагогического процесса. Жизнеспособность, конкурентоспособность и эффективность учреждений данного типа во многом зависят от умения руководителей и педагогов использовать в своей деятельности системный подход и метод моделирования. К сожалению, в настоящее время значительная часть педагогических работников не умеет сформировать системные модельные представления об учебно-воспитательном процессе и строить на их основе действия по совершенствованию и обновлению воспитательной практики. По этой причине инновационные процессы в сфере дополнительного образования протекают крайне медленно.
Вопросы использования метода моделирования в познании и преобразовании процесса воспитания представляют несомненный интерес как для практических, так и для научных работников. В последнее десятилетие исследователи направили усилия на разработку теоретических и методических аспектов моделирования воспитательных систем образовательных учреждений:
• обоснованы методологические подходы и принципы формирования модельных представлений о воспитательной системе (В.И. Аршинов, Ю.С. Мануйлов, Е.Н. Степанов и др.);
• выявлены проблемы осуществления процесса моделирования в воспитательной деятельности и некоторые пути их разрешения (Л.И. Новикова);
• определены значение и роль метода моделирования в проектировании, построении и управлении воспитательными системами (JI.B. Байбо-родова, В.А. Караковский, C.JI. Паладьев, М.И. Рожков);
• раскрыты отдельные аспекты содержания и организации процесса формирования и реализации модельных представлений о воспитательной системе (Е.Н. Барышников, А.В. Гаврилин, О.В. Заславская, И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Г.Н. Прозументова и др.);
• разработаны алгоритм и технологические приемы создания модели воспитательной системы учебного заведения (О.Г. Важнова, Е.Н. Степанов);
• произведено описание ранее существовавших и действующих в настоящее время воспитательных систем образовательных учреждений (JI.K. Балясная, Р.Б. Вендровская, Г.А. Малинин, Т.В. Цырлина и др.);
• определены педагогические условия реализации разработанной модели воспитательной системы (Н.Л. Селиванова, И.Н. Николаев).
Однако следует отметить, что специфика моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования практически не изучалась учеными и не становилась предметом диссертационного исследования. Очевидна необходимость выявления общего, особенного и единичного в процессе моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования; разработай технологических приемов и методов формирования модельных представлений, учитывающих специфику образовательного учреждения данного типа; определение критериев и показателей эффективности деятельности по созданию модели. Это и обусловило постановку проблемы нашего исследования: каковы особенности воспитательной системы учреждения дополнительного образования и процесса ее моделирования?
Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность детерминировали выбор темы диссертации и выдвижение следующей цели исследования: разработка теоретических и методических аспектов процесса моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования.
Объектом изучения является воспитательная система учреждения дополнительного образования детей, а предметом - процесс ее моделирования.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что процесс моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования будет эффективным, если:
• действия всех субъектов образовательного процесса на каждом этапе моделирования направлены на создание творческой среды развития личности;
• при выборе методов и приемов формирования модельных представлений о воспитательной системе учитывается специфика конкретного учреждения дополнительного образования;
• этот процесс строится на основе коллективно-творческой деятельности и межсубъектного взаимодействия его участников (детей и взрослых).
Сформулированные проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:
• охарактеризовать сущность воспитательной системы учреждения дополнительного образования;
• выявить общее, особенное и единичное в процессе моделирования воспитательных систем учреждений дополнительного образования;
• разработать и апробировать способы и приемы формирования модельных представлений о воспитательных системах, учитывающие специфику учреждений данного типа;
• определить критерии и показатели эффективности моделирования воспитательной системы;
• выявить педагогические условия процесса моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные положения о сущности системного подхода и его использовании в науке и практике (JI. Берталанфи, А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.), о моделировании как методе познания и преобразования природной и социальной действительности (В.Г. Афанасьев, Б.А. Глинский, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др.), о возможностях и условиях использования системного подхода и метода моделирования в воспитательной практике (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, H.JI. Селиванова, JI.B. Байбородова, Б.З. Вульфов, А.В. Гаврилин, И.А. Колесникова, Л.Ф. Спирин, Е.Н. Степанов и др.).
Пониманию сущности внешкольного образования способствовало обращение к педагогическому наследию выдающихся ученых-практиков
П.П. Блонского, К.В. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта, Е.Н. Медынского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и результатам исследований более позднего периода О.С. Газмана, В.А. Горского, И.П. Иванова, М.Б. Коваль, К.Д. Радиной. Публикации В.В. Абрауховой, В.В. Беловой, JI.A. Пиковой, А.В. Золотаревой, и других исследователей содействовали формированию наших представлений о содержании и способах организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования.
Особое значение для исследования имели работы ученых (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, С.Д. Дерябо, Т.С. Злотникова, Г.А. Ковалев, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин, Е.А. Яковлева и др.), в которых рассмотрены проблемы развития творческого потенциала личности.
В ходе диссертационной работы нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы; анкетирование; интервьюирование; тестирование; наблюдение; методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки; системный анализ; моделирование; опытно-экспериментальная работа; методы математической статистики; теоретический анализ и синтез; абстрагирование; конкретизация; аналогия и др.
Основной базой исследования являлись Великолукский районный дом детского творчества и Псковский областной центр развития одаренных школьников. Исследование также происходило и на вспомогательных площадках (областной центр внешкольной спортивной работы, Псковский городской эколого-биологический центр, Порховский районный дом детского творчества). Диссертационная работа осуществлялась в несколько этапов:
I этап - подготовительный (1995 - 1996 гг.):
• анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме;
• разработка программы исследования:
• определение экспериментальных площадок исследования, обеспечение готовности педагогов данных учреждений к научно-педагогическому поиску и работе в инновационном режиме.
II этап - диагностико-проектный (1996 - 1997 гг.):
• определение сущностной характеристики воспитательной системы учреждения дополнительного образования, ее компонентов, признаков;
• разработка диагностического инструментария исследования;
• изучение состояния учебно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования; обработка, обобщение и интерпретация полученных результатов;
• разработка научно обоснованных подходов к определению содержательного и технологического аспектов процесса моделирования воспитательной системы.
III этап - практический (1997 - 1998 гг.):
• апробация технологий моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования;
• отслеживание результатов процесса формирования и реализации модельных представлений о воспитательной системе, корректировка теоретических положений, технологических приемов и методов;
• изучение эффективности моделирования воспитательной системы.
IV этап - обобщающий (1998 - 2000г.):
• обобщение результатов исследования;
• разработка методических рекомендаций по вопросам моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обусловлена наличием сформированной концепции данной работы, применением комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов познания, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки участников диагностического изучения, доказательностью и непротиворечивостью выводов диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• дана сущностная характеристика моделируемого педагогического явления "воспитательная система учреждения дополнительного образования";
• выявлены общие, особенные и единичные черты процесса моделирования в учреждениях дополнительного образования;
• разработаны новые приемы и способы формирования модельных представлений о воспитательной системе учреждения дополнительного образования;
• определены критерии и показатели эффективности деятельности по моделированию воспитательной системы;
• выявлены педагогические условия процесса моделирования воспитательной системы в учреждениях дополнительного образования.
Теоретическая значимость диссертации заключается в развитии теории воспитательных систем посредством разработки новых положений о сущности и специфике воспитательной системы учреждения дополнительного образования и особенностях процесса ее моделирования; в обогащении методологии и теории воспитания научными представлениями о критериях и показателях эффективности использования метода моделирования в познании и преобразовании воспитательных явлений и процессов.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в следующем:
• разработаны приемы и способы моделирования воспитательной системы, которые могут быть использованы педагогическими работниками при создании концепций и программ развития учреждений дополнительного образования;
• подготовлен пакет диагностических методик по изучению состояния учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования;
• созданы учебные планы и программы подготовки педагогических кадров к деятельности по моделированию и построению воспитательной системы, которые могут быть использованы в работе ИПК, ИУУ, ИРО и других центров дополнительного профессионального педагогического образования.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись следующим образом:
1. Теоретические положения и практические результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях сотрудников Псковского областного института повышения квалификации работников образования (Псков, 1996-2000), заседаниях региональной научной лаборатории "Моделирование воспитательной системы образовательного учреждений" (Псков, 1996-2000), на межвузовской научно-практической конференции аспирантов и соискателей (Санкт-Петербург, 1997).
2. Материалы исследования использовались при проведении областных семинаров директоров, педагогов учреждений дополнительного образования (Великие Луки, 1997-1998; Псков, 1999).
3. Результаты изучения нашли отражение в научно-методических разработках для студентов и педагогических работников, которые используются в практике обновления и совершенствования воспитательной деятельности образовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Интегративным качеством воспитательной системы учреждения дополнительного образования является сформированность творческой среды развития личности. Данный тип среды представлен совокупностью основных характеристик: восприятие в сообществе детей и взрослых творчества как особой ценности; развитость форм культуротворче-ской деятельности; преобладание субъект-субъектного характера взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса; способность среды развития личности актуализировать процессы рефлексии (коллективной и индивидуальной); сформированность внутренних и внешних связей.
2. Направленность действий всех субъектов образовательного процесса на создание творческой среды развития личности является главной особенностью моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования и проявляется на каждом этапе данного процесса.
3. Педагогические условия процесса моделирования воспитательной системы включают в себя комплекс содержательно-организационных, методических, социально-педагогических обстоятельств (сформированность инициативной группы; теоретическая, методическая, психологическая, организационная готовность педагогов к формированию и реализации модельных представлений; субъект-субъектный характер взаимодействия между всеми участниками процесса моделирования; поэтапность, динамизм и гибкость действий субъектов моделирования; коллективно-творческий характер совместной деятельности; научно-методическое, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение данного процесса).
4. Изучение эффективности моделирования воспитательной системы целесообразно осуществлять в соответствии со следующими критериями: новизна полученной информации о воспитательном процессе; влияние моделирования на совершенствование и обновление воспитательной практики; рациональность затрат участников моделирования; удовлетворенность детей и взрослых процессом моделирования воспитательной системы и его результатами.
Структура диссертационного исследования обусловлена логикой работы и состоит из введения, двух глав (первая глава - "Теоретические основы моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования"; вторая глава - "Опыт моделирования воспитательных систем учреждений дополнительного образования "), заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 100 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz