Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 25 » Скачать Морально-этическая проблематика в творчестве О.Ю. Кобылянской (дооктябрьский период). Бельченко, Валентина Филипповна бесплатно
3:55 AM
Скачать Морально-этическая проблематика в творчестве О.Ю. Кобылянской (дооктябрьский период). Бельченко, Валентина Филипповна бесплатно
Морально-этическая проблематика в творчестве О.Ю. Кобылянской (дооктябрьский период)

Диссертация

Автор: Бельченко, Валентина Филипповна

Название: Морально-этическая проблематика в творчестве О.Ю. Кобылянской (дооктябрьский период)

Справка: Бельченко, Валентина Филипповна. Морально-этическая проблематика в творчестве О.Ю. Кобылянской (дооктябрьский период) : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.03 Одесса, 1984 184 c. : 61 85-10/180

Объем: 184 стр.

Информация: Одесса, 1984


Содержание:

1 ВВЕДЕНИЕI
2 ГЛАВА ПЕРВАЯ Прекрасное в эстетике
ОЮКобылянской
3 ГЛАВА ВТОРАЯ Проблема нравственного долга человека в творчестве
ОЮКобылянской

Введение:

Украинская литература конца XIX - начала XX столетия развивалась в сложнейших исторических условиях, в период третьего, пролетарского, этапа освободительного движения, когда центр революционной борьбы пролетариата переместился из Западной Европы в Россию, когда возник и утвердился в России ленинизм, а главной целью общественной борьбы стало низвержение буржуазно-помещичьего строя и построение общества на новых прогрессивных принципах. Это определило характер литературного процесса на рубеже веков, его сложность. Прогрессивное искусство, чутко реагировавшее на социальные изменения, жило в напряженных поисках, оновлении, в предверии больших перемен. Претерпевает изменение не только проблематика и тематика литературы - поднимаются и разрабатываются проблемы, тесно связанные с общественным и эстетическим идеалом, получающим конкретное воплощение в новой концепции человека, - но и сама структура творческих направлений, течений, школ.
Несомненно, вашое значение дяя эволюции реализма имели как социальные сдвиги, пробудившие народ к "историческому творчеству"^-, так и поиски молодыми писателями новых путей л новых горизонтов в литературе. Иван Франко отмечал, что XX столетие "розпочалося у нас досить значним Шднесенням духу, зростом ен-туз1азму, зростом пращ на р1зних полях, виясненням мети, кон
См.: Ленин В.И. Социал-демократия и временное революционное правительство. - ПСС, т.10, с.18. сол1дац1ею сил, небувалим дос1 загальним оживлениям"-1-. "Нова р енергпша дикц!я , о которой писал Каменяр, наблюдая за изменениями в родной литературе, была характерной не только для украинской литературы, но и для всех славянских и балканских о стран, а также для народов царской России . "Пристрасне, безо-глядне шукання правда"4, пробуждение социальной активности в человеке стали ведущими темами литературы конца XIX - начала XX века. Как отмечает Н.Ястребова, все направления искусства рубежа столетия были направлены на утверждение концепции нового человека путем его противопоставления буржуазной действительности, путем раскрытия в нем той необходимой масштабности, которая бы "превратила его из силы малой в силу, которая владеет достаточными возможностями, чтобы вырваться за границы конкрет
•1- Франко 1ван. Твори: В 20-ти томах. К.: Вид-во АН УРСР, 1955, т.16, с.334. В связи с тем, что многие произведения еще не вышли из печати в 50-ти томном издании, ссылаться будем на оба последние издания: 20-ти и 50-ти томное.
2 Там же, т.20, с.288. о Более подробно об этом см.: Литература славянских и балканских народов конца XIX - начала XX века: Реализм и другие течения. - М.: Советский писатель, 1976; Над"ярних Н.С. Зброя 1скриста: Типолог1ЧН1 особливост1 реал!зму; Роки першо? рос!й-сько'1 революцП. - К.: Дн1про, 1980; Калениченко Н.Л. Укра?н-ська лгтература к1нця XIX - початку XX ст.: Напрями; ТечИ. -К.: Наукова думка, 1983.
4 Франко 1ван. Соц1ал1зм I соц1ал-демократизм. - Жите ! слово, 1897, 6, кн.4, с.265. ного буржуазного мира и поспорить с ним"-1-. Идея активности человека становится общим словом не только в реалистической литературе и демократической мысля, но - так или иначе - "в оср новных направлениях всей. духовной жизни", - делает вывод В.Келдыш.
Эта цель - "будить в людях деятельное отношение к жизни"^ присуща и украинской прогрессивной литературе. Правда, не все писатели одинаково относились к рабочему движению и пролетарской революции, не одинаково понимали сущность общественных процессов того времени. Это зависело от общественно-политических и литературно-эстетических взглядов каждого из них.
Так, реализм Ивана Франко, Павла Грабовского, Леси Украинки, Михаила Коцюбинского был высшей ступенью критического реализма, ибо в их творчестве в наибольшей мере проявилась социалистическая тенденция общественно-политических настроений. Творчество Василия Стефаника, Леся Мартовича, Марко Черемшины, Архипа Тесленко, Степана -Васильченко отвечало задачам социально-демократической борьбы того времени. В их произведениях реалистически отображались глубокие классовые противоречия в жизни народа, особенно противоречия на селе. Демократическое направление в украинской литературе представлено именами Наталии Кобринской, Грицко Григоренко, Днепровой Чайки, Любови Яновской,
Ястребова Н.Я. Формирование эстетического идеала и искусство. - М.: Наука, 1976, с.187. п
Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М.: Наука, 1975, с.35. Горький М. Заметки о мещанстве. - Собр.соч.; В 30-ти томах. -М.-Л.: ГИХЛ, 1954, т.23, с.448.
Тимофея Бордуляка и других, в произведениях которых показано тяжелые условия жизни социально и национально угнетаемого народа, нарастание антагонизма между правящими классами и трудящимися массами, остро осуждается эксплуатация. В силу ограниченности общественно-политических взглядов, их позиции временами были непоследовательны, однако ведущими в их творчестве были прогрессивные реалистические тенденции, способствующие активизации революционной борьбы народа.
В общем русле этических и эстетических поисков прогрессивной литературы этого времени особое место принадлежит украинской писательнице Ольге Юлиановне Кобылянской, творчество которой ознаменовало одну из оригинальных и ведущих /хотя и не лишенных противоречий/ линий в разработке морально-этической тематики, способствующей формированию общественного статуса личности. В борьбе с буржуазной моралью, с проповедью безысходности, с унижением человеческого достоинства писательница демократического направления с особым пристрастием относилась к вечным и всегда актуальным полярным сторонам человеческого характера: добро и зло, взаимодействие высокого и низменного в общественно и жндивидуально обусловленном поведении. Произведения буковинской писательницы оказывались на гребне общественных борений, отражая требования времени в защите нравственно-этических истин человеческого бытия, в поисках нового в духовном мире человека.
Творчество Ольги Кобылянской знаменует собой не только новый этап в развитии украинской литературы. Оно оказало заметное влияние и на формирование тех новых явлений, которые стали характерными для всей многонациональной литературы социалистического реализма. Это о них, писателях "новой генерации"-1-, как назвал их И.Франко в статье "Старе й нове в сучасшй укра"1нськ1й Л1тератур1", Максам Горький писал: "Слагается новая душа, растет новый литератор. Вяу-то, новому, и принадлежит будущее"2.
Жизнь и творчество О.Кобылянской привлекали внимание многих исследователей. В ее честь еще при жизни были изданы три альманаха: "За красою" /1905/, "Ольга Кобилянська. 3 приводу 35-х роковин л1тературно'1 npan;i" /1922/ и "Ольга Кобилянська. Альманах у пам"ятку и сорокал1Тньо'1 письменницько1 Д1яльност1" /1928/.
Однако отношение к писательнице было довольно противоречивым. Борьба вокруг ее наследия является отражением борьбы между двумя идейными лагерями в литературе - революционно-демократическим и демократическим, с одной стороны, и буржуазно-националистическим - с другой.
Первую оценку творчества молодой писательницы дал в 1896 году активный поборник реалистического, глубоко народного искусства Осип Маковей в статье "Ольга Кобилянська" . В этом же году упомянутая статья в качестве предисловия вошла и в отдельное издание повести Кобылянской "Цар1вна". В 1899 году тот же Осип Маковей, выступая против отрицательной рецензии М.Грушевского на эту повесть^, напечатал работу "Ольга Кобилянська /Jliтературно-критична студ1я" , которая явилась по существу первым 1
См.: Франко 1ван. 31брання творгв: У 50-ти томах. - К.: Наукова думка, 1982, т.35, с.НО. р
Горький A.M. Архив. - М.: Гослитиздат, 1959, т.7, с.286. 3 Буковина, 1896, 7 /19/ травня, с.1. ^ Лгтературно-науковий bichhk, 1898, т.1, с.424. 5 Там же, 1899, т.5, с.28-51. основательным исследованием творчества буковинской писательницы и фактически заложила основу понимания ее ранних произведений демократической критикой. Это с одной стороны. С другой же - критический очерк О.Маковея имел исключительно важное значение для дальнейшего развития О.Ю.Кобылянской как писательницы-реалистки .
Следующим шагом в критическом осмыслении творчества Ольги Кобылянской было выступление Леси Украинки на страницах журнала "Жизнь". В статье "Малорусские писатели на Буковине" /1900/1 она не только приводит сведения из биографии Кобылянской и дает критический обзор ее творчества, но и определяет гуманистическую направленность ее произведений, развивая мысли, высказанные годом раньше в письме к М.Павлику. Поэтесса оценивала писательский труд своей соратницы не как "дилетантство, а как настоящую р литературу .
Много сделал для популяризации и аналитического изучения творчества буковинской писательницы Иван Франко. Впервые ее имя он упоминает в статье "Укра'1нська /руська/ Л1тература" /1901/, а затем обращается к произведениям своей современницы неоднократно. Оценки ее "Земли", например, встречаются в работах "3 осташнх десятилгть XIX в." /1901/, "Южно-русская литература" /1904/, "Старе i нове в сучаснш украшськ1Й Л1тератур1" /1904/, в полемической статье "Ман1фест "Молодо? музи" /1907/.
В статье "3 осташпх десятил1ть XIX в.", представляющей синтетический анализ новых явлений в украинской литературе 80
1 Жизнь, 1900, IS 9, с. 122-132. Украшка Леся. 31брання tbopib: У 12-ти томах. - К.: Наукова думка, 1978, т.II, с.103-104.
90-х годов, определяются характерные черты беллетристики этого периода и место Ольги Кобылянской в литературном процессе. "Но-вий напрям у напгёй л!тератур1, - писал Иван Франко, - зазначив-ся групою талановитих репрезентант!в. На чол1 гх треба постави-ти Ольгу Кобилянську"-1-. Он по праву охарактеризовал писательницу как тонкого психолога, открывателя диалектики человеческой души, мастера художественной формы. "Я Н1 на хвилга В1Д перпш появи Ольги Кобилянсько1 на пол1 нашо'1 л!тератури не сумн1вавр ся про II талант" , - скажет Франко в статье "МаШфест "Молодо? музи".
Высокую оценку в исследовании "Земяя". Повгсть Ольги Ко-билянсько'1 /Критична 0Ц1нка/"3, хотя оно и не лишено многих спорных мест, касающихся, в частности, рассуждений автора о характере творчества и роли подсознательного в творческом процессе, дает литературному труду О.Кобылянской Игнатий Хоткевич.
Не осталась равнодушной к писательскому труду О.Кобылянской и передовая русская литературная общественность предоктябрьского периода. Так, А.Назариев в статье "Украинская писательница" , предпослайной сборнику ее новелл "Аристократка и . другие рассказы" /переводчик на русский - тот же Назариев/, подчеркнул чрезвычайно глубокий и тонкий психологический анализ духовного мира героев и высказал мнение, что "Кобылянская по справедливости может занять одно из наиболее выдающихся мест в
1 Франко 1ван. 3 осташпх десятшпть XIX в. - Льв!в: Молода
Укра 1'на, ч.1, 1910, с.80. ^ Франко 1ван. 31брання твор1в: У 50-ти томах, 1982, т.37, с.413.
3 Д1ЛО, 1907, 23, 24, 27-31 травня; 3-8 червня. I украинской литературе" .
Немало внимания художественному достоянию писательницы уделило украинское советское литературоведение 20-30-х годов. На его счету, в частности, исследования И.Лизаш^вского "Ольга о
Кобилянська в украшсыай критицг , И.Ле "Письменниця Ольга о
Кобилянська, П.Филипповича "Ольга Кобилянська в Л1тературно-му оточенн1"^, И.Марковского "Творч1сть Ольги Кобилянсько*1 в с осв1Тленн1 сучасши критики" , в которых сделана попытка изучить творчество О.Кобылянской в связи с ее мировоззрением и литературным окружением, а все наследие буковинской писательницы рассматривается как составная часть общеукраинского литературного процесса.
Но если в указанные годы ведется в основном только накопление историко-литературных и биографических фактов, защищается и упрочивается мнение о демократических началах и реализме творчества Ольги Кобылянской, то в 40-е годы шчинается по-настоящему научное освоение ее наследия. Открывается оно работами
Е.Киршшока "Ольга Кобилянська"^ и Ю.Кобылецкого "Буковинська 7 краса. Л1тературн0-б10граф1чний нарис про О.Кобилянську" . Кобылянская 0. Аристократка и другие рассказы. - М.: 1911,с.7. р
Кобилянська 0. Твори: В 9-ти томах. Людина. - Харк1в: Рух, 1927, т.4, с.9-75.
3 Червоний шлях, 1927, № II, с.257-258.
4 Життя й револкшдя, 1928, 1 2, с.105-121.
5 Укра1на, 1928, гё 3, с.163-167.
6 Л1тературна критика, 1940, № 11-12, с.91-116. 7
Кобилецький Ю. Буковинська краса: Л1тературно-б1ограф1Чним нарис про О.Кобилянську. - К.-Харк1в: Держл!твидав, 1944.
В 50-е годы научная мысль сосредоточивается на идейно-художественных особенностях творчества О.Кобылянской, на раскрытии ее мировоззренческих и эстетических позиций и процесса их формирования и развития. Б этом плане заслуживают внимания работы Н.Томашука "Л1тературно-естетичн1 погляди О.Ю.КобилянськоТ раннього пергоду"^ и О.Бабышкина "Боротьба за реалгзм в украшр cbKili лгтератург к!нця XIX - початку XX ст.
В последующие годы появляются монографические исследования творчества писательницы - О.Бабышкина "Ольга Кобилянсыса. о
Нарис про життя i творчхсть , Н.Томашука "Ольга Кобилянська. Життя i творчхсть"^, М.Лещенко "Ольга Кобилянська. Лгтературиий с портрет" .
В работах П.И.Колесника "Боротьба за революц1Йне оковлення л1тератури"6, В.Л.Микитася "До питания про 1дейну боротьбу Кобилянська Ольга: Статт1 i матер!али. - Вид-во Чер^вецького университету, 1958, с.43-69. р
Бабишк1н O.K. Боротьба за реалгзм в укра'1нськ1й л1тератур1 К1нця XIX - початку XX ст.: На матер1алах Л1тературно'1 критики. - К.: Вид-во АН УРСР, 1961.
Бабипшн Олег. Ольга Кобилянська: Нарис про кшття i тв0рч1сть.
• IbBiB: Науково-курнальне вид-во, 1963. Томашук Н.О. Ольга Кобилянська: Життя i творч1Сть. - К.: Дн1про, 1969. с;
Лещенко М. Ольга Кобилянська: Л1тературний портрет. - К.: Дншро, 1973. п
Револютцйне оновлення л^ератури: Проникнення 1дей марксизму-ленШзму в украшську Л1тературу к1нця XIX - початку XX ст.
• К.: Наукова думка, 1970. навколо творчосп Ольги Кобилянськог"1, М.Т.Яценко "Проблема народност! i критика ел1тарних концепцш Л1тератури"2, Н.Л. Калениченко "Лроти викривлення украгнського доковтневого л1тео ратурного процесу рассматривается проблемно-тематическая и изобразительная структура произведений писательницы, идейная направленность и эстетическая концепция ее творчества, развенчиваются разного рода фальсификации, касающиеся писательского труда О.Кобылянской.
В то же время наследие буковинской писательницы изучается не только в контексте литературного процесса на Украине, но и в России и за ее пределами. Внимание исследователей сосредоточивается на новаторстве и типологическом изучении творчества Ольги Кобылянской. Так, в работах II.Л.Калениченко "Украшська Л1тература XIX ст. Напрями, течи", "Украшська проза,.початку XX ст."4 и "Украшська Л1тература К1нця XIX - початку XX ст. Напрями; ТечП", И.А.Денисюка "Розвиток укра'1нсько1 мало? прози с
XIX - поч. XX ст." и других систематизируется и обобщается опыт изучения творческого наследия писательницы, что составило Мики та сь В.Л. Всупереч правд!. - К.: Дшпро, 1976, с. 142-185. о
На засадах реал1зму I народность - К.: Наукова думка, 1976, с.7-73.
3 Там же, с.74-124.
4 Калениченко Н.Л. УкраУнська Л1тература XIX ст.: Напрями; ТечН.
• К.: Наукова думка, 1977; Калениченко Н.Л. Украпгська проза початку XX ст. - К.: Наукова думка, 1964; Калениченко Н.Л.
Украшська литература К1нця Х1Х-початку XX ст.: Напрями; ТечП, 1983.
5 Денисюк 1.0. Розвиток укра'1Нсько1 мало? прози XIX - поч. XX ст. - К.: Вища школа, 1981.
• II значительный шаг вперед как в анализе отдельных произведений, так и в общей оценке особенностей и значения ее творчества и способствовало определению дальнейших путей и задач в исследовательской работе. Авторы указанных трудов пришли к единому мнению о гуманистическом пафосе творчества О.Кобылянской, его серьезной роли в истории украинской литературы на грани веков.
Ценными по своему характеру являются сборники "Ольга КоТ 9 билянська в критицг та спогадах" и "Слова зворушеного серця .
В них помещены почти все известные в литературе воспоминания, представляющие биографический интерес или интересные с точки зрения литературоведческих наблюдений, а также отзывы отечественной и зарубежной критики дооктябрьского периода и советской эпохи, посвященные как личности Ольги Кобылянской, так и отдельным аспектам ее творчества. Значительное место принадлежит здесь работам зарубекных авторов - Яна Махала, Павлы Мудрой, Ирки Горака, Зденека Штолбы, Рудольфа Гульки, Магдалены Ласло и другим.
В последнее десятилетие внимание многих исследователей концентрируется на раскрытии философской концепции человека как специфической формы отражения действительности, поскольку именно в ней находят наиболее полное воплощение представления каждого писателя о смысле и назначении человеческой жизни и общественно-моральных ценностях эпохи. Такая постановка проблемы Ольга Кобилянська в критищ та спогадах./Упорядн., передм.
Ф.П.Погребенника. - К.: Держл1твидав, 1963. ^ Ольга Кобилянська. Слова зворушеного серця: Щоденники; Авто-б1ографП; Листи; Статт1 та спогади / Упорядн., передм. Ф.П. Погребенника. - К.: Дн1про, 1982. позволяет раскрыть эстетический идеал того или иного художника. В этом плане представляют интерес работы И.Л.Калеииченко "Сощ-ально активна особист1сть в украшсыий дожовтневхй Л1тератур1 К1нця XIX - поч. XX ст."1, Н.С.Грицюты "Селянство в украшений р о дожовтневгй Л1тератур1 , Н.С.Надьярных "Зброя 1скриста" , Л.Л. Гаевской "Морально-етична проблематика укра'1нсько1 новели к1нця XIX - початку XX ст."^, М.Н.Пархоменко "Горизонты реализма"^ и другие. Но каждое из упомянутых исследований только вскользь касается теш, составляющей предмет данного исследования. Поэтому новый подход к изучению морально-этических проблем художественного наследия Ольги Кобылянской определяет научное целесооб-разие тшы и проблематики диссертации.
Актуальность темы определяется рядом факторов. Во-первых, морально-этические проблемы, которые были и остаются предметом идеологической борьбы, приобрели особую остроту в наше время, так как борьба за торжество социализма л коммунизма - это борьба не только за будущее человечества, но и за настоящее и будущее каждого человека. Как отмечается в партий Калениченко Н.Л. Соц1алыю активна особист1сть в украгнськп! дожовтнев1й Л1тератур1 кшця XIX - поч. XX ст. - К.: Наукова думка, 1979. р
Грицюта М.С. Селянство в украгнсыай дожовтнев!й л!тератур1. - К.: Шзукова думка, 1979. о
Краеугольным камнем искусства морально-этические проблемы были и в такой переломный период жизни человечества, каким являлся рубеж XIX -XX веков. Прогрессивная художественная мысль эпохи, сконцентрировавшая, как в фокусе, всю остроту идейно-теоретических споров и противоречий, дала ключ к открытию главной направленности украинской литературы, да и не только ее.
Известно, что литература представляет собой специфическое отражение непрерывного движения общественной жизни и ее осмыс
•1- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 шюня
1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.7. р Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 13 февраля
1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с.7. о Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.62. ление человечеством через самоощущёния, самосознание индивидуума в определенных социальных обстоятельствах. Поэтому художественно интерпретированная писателем морально-этическая проблематика, утверждаемая им концепция человека являются своеобразной формой его участия в общественно-политической жизни, в идеологической борьбе своего времени-'-.
С такой точки зрения важным представляется предлагаемое диссертантом направление исследования творческого опыта Ольги Кобылянской - представительницы литературы революционного предгрозья.
В этот период прогрессивные писатели, исходя из новой концепции человека как социально активной личности - человека сильного, мужественного, непоколебимо преданного борьбе за лучшее будущее, провозглашают идею деятельного сопротивления личности социальным обстоятельствам. Закладывается фундамент новой морали, основывающийся на гуманистических тенденциях развития общества.
Созданное Ольгой Кобылянской способствует упрочению в сознании широких народных масс моральных идеалов и принципов, выработанных на основе нового мировоззрения. И обращение к теме данного исследования является ответом на те задания, которые в См.: Купреянова Е. Историко-литературный процесс как научное понятие. - В кн.: Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. - Л.: Наука, 1974; Соловьев Г. Эстетические воззрения Чернышевского и Добролюбова. - М.: Художественная литература, 1974; Гаевська Л.О. Морально-етична проблематика укра1'нсько*1 новели К1нця XIX - початку XX ст. - К.: Наукова думка, 1981. настоящее время выдвигает перед советской литературой и наукой о ней Коммунистическая партия Советского Союза. Ведь курс ПСУ! съезда КПСС, июньского и декабрьского /1983 года/ Пленумов ЦК КПСС на совершенствование всей системы идеологической, политико-массовой работы обязывает историка литературы рассматривать достижения классиков как действенное оружие в современной идеологической борьбе.
Во-вторых, тема "Морально-этическая проблематика в творчестве Ольги Кобылянской" относится к мало разработанным.
Правда, некоторые проблемы, являющиеся предметом рассмотрения в данной диссертационной работе, уже ставились и в определенной степени освещались. Однако специального исследования на такую тему в советском литературоведении на сегодняшний день не имеется. А оно крайне необходимо, так как буржуазные историки искусства не только в прошлом, но и в наши дни проявляют предвзятость, известную политическую тенденциозность, а часто и от-' кровенную враждебность в оценке творчества писательницы. Например, Д.Чижевский в "ЕнциклопедИ укра'пюзнавства" характеризует О.Кобылянскую как певца "туги за красою", далекого от социальных проблем времени, художника, далекого от нужд народа, от его интересов, стремящегося возвыситься над народом, называемым Чижевским "товпою". Кроме того, он утверждает, что творчество Ольги Кобылянской созвучно "творчеству"Ф.Ницше с его проповедью индивидуализма и "сильной личности", противостоящей "инертной массе". Влу вторят "знатоки" творчества писательницы А.Горбач, Ю.Липа, Л.Луцив. Последний в брошюре "Ольга Кобилянська. В ЮО-ргччя 11 народин"/Нью-Йорк, 1963/ без каких-либо на то оснований заявляет, что О.Кобылянская "не противилась модерн!стам 1 йшла п!д Ух прапором"*. Это вопреки-то словам-самой писательницы: "Я нгколи декаденткою не б у л a i не буду, бо мен! всякий д е к а-дентизм противни й"^ /Разрядка авторская,- В.Б./. Весь свой талант она отдала народу, лучшие ее произведения преисполнены пламенной любовью к людям труда и ненавистью к эксплуататорам.
Научная новизна диссертации видится в том, что автор, изучая положительный опыт предыдущих исследователей творчества Ольги Кобылянской, конкретизирует и обобщает ведущие направления художественных поисков писательницы в сфере морально-этической проблематики и показывает, что ее новаторство развивалось в русле демократической литературы конца XIX - начала XX веков и решительно противостояло тенденциям декадентов и других буржуазно-националистических группировок, способствуя дальнейшему развитию реалистического искусства на Украине.
Принимая к сведению сложность и широту морально-этической тематики в наследии 0.Кобылянской, диссертант ставит только два Подробнее об идейной борьбе вокруг творческого наследия 0.Кобылянской см.: БабишкЛн O.K. Боротьба за реал!зм в украшсь-к!Ё л!тератур1 к!нця XIX - початку XX ст.; Яценко М.Т. Проблема народност! i критика ел!тарних концепцш л!тератури. - В кн.: На засадах реал!зму i народност!, с.23-25; Калениченко Н.Л. Проти викривлення украшського дожовтневого лгтературно-го процесу. - Там же, с.83-84; Микитась B.I. До питания про !деыну боротьбу навколо творчостх Ольги Кобилянськси. - В кн.: Микитась В.Л. Всупереч правд!, с.142-185. о
Кобилянська Ольга. До Осипа Маковея. 15 грудня 1902 року. - В кн.: Ольга Кобилянська. Слова зворушеного серця, с.281. основных и наиболее актуальных, с его точки зрения, взаимосвязанных вопроса: прекрасное в эстетике О.Ю.Кобылянской и проблема нравственного долга человека. В таком разрезе художественное наследие О.Кобылянской никем из литературоведов еще не рассматривалось. Предлагаемая диссертация является первой среди научно-исследовательских работ, целиком посвященных изучению морально-этической проблематики в произведениях писательницы, и конкретизирует не только важнейший аспект ее мировоззренческих и эстетических позиций, но и освещает гуманистическую направленность творчества, человековедческие открытия.
Объект анализа составляют стихотворения, рассказы, стихотворения в прозе, повести, автобиографические очерки, дневники, письма, статьи и воспоминания О.Кобылянской. В работе использованы рукописные материалы писательницы и других лиц /письма, дневники, неопубликованные произведения/, которые находятся в отделе рукописей Института литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР, в фондах Черновицкого литературно-мемориального музея О.Ю. Кобылянской и в Центральном государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства УССР, а также литературно-критические статьи, выступления, рецензии, письма и монографические исследования русских, украинских и зарубежных авторов. Кроме этого, для сравнительной характеристики разработки морально-этической тематики в творчестве О.Кобылянской использованы произведения И.С.Тургенева, Л.Ы.Толстого, А.П.Чехова, Д.И. Писарева, А.М.Горького, Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко, Леси Украинки, Наталии Кобринской, Василия Стефаника, Осипа Маковея, Архипа Тесленко, Тимофея Бордуляка, Леся Мартовича, Марка Черемшины, Э.Золя, В.Гюго, Яна Райниса и других художников слова.
Методологической основой диссертации являются теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма, директивные документы ЦК КПСС, решения партии к правительства по вопросам литературы и искусства, материалы съездов КПСС и Компартии Украины, постановления ЦК КПСС.
Методика работы. Исследование велось сравнительно-типологическим методом с частичным примененаемнекоторых принципов системного исследования. В основу характеристики персонажей положена социальная сущность личности. Это позволило впервые показать процесс новаторского развития Ольгой Кобылянской традиций ее предшественников в трактовке морально-этической проблематики .
Практическая значимость работы заключается в том, что применяемые в ней принципы анализа морально-этической тематики в творчестве Ольги Кобылянской позволяют расширить и углубить анализ ее наследия, а также наследия других писателей в общих и специальных курсах вузовских лекций по истории и теории литературы. Кроме того, указанные принципы анализа могут быть использованы преподавателями литературы средних общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ как в разделе "Творчество О.Ю.Кобылянской", так и при изучении творчества других писателей. Наблюдения и выводы диссертации могут служить и лекторам в их работе по эстетическому и нравственному воспитанию.
Апробация работы. Тема диссертации включена в состав комплексной проблемы "Закономерности развития мировой литературы в современную эпоху", разрабатываемой Институтом литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР. Основные положения и выводы работы докладывались и обсуждались на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Одесского педагогического института им. К.Д.Ушинского, на кайедре истории украинской литературы Одесского государственного университета им. И.И.Мечникова, на Всесоюзной научной конференции "Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе", состоявшейся в Днепропетровском госуниверситете им. 300-летия воссоединения Украины с Россией /1978 г./ и на республиканском семинаре-совещании "'Актуальные проблемы использования суггестологии и суггестивной педагогики в вузовской практике", проходившей в г.Одессе /1980 г./.
Результаты исследований автора диссертационной работы изложены в научных публикациях "Прекрасное в художественной интерпретации О.Ю.Кобылянской" /В сб.: Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе: Всесоюзная научная конференция; Тезисы докладов. - Днепропетровский госуниверсятет, 1978, с.82-84/, "Пути совершенствования литературного образования" /В сб.: Тезисы республиканского семинара-совещания "Актуальные проблемы использования суггестологии и суггестивной педагогики в вузовской практике". - Одесский пединститут, 1980, с.239/ и в методических рекомендациях "Морально-етична проблематика в творчост1 О.Ю.Кобилянсько1" /Одеський педгнститут, 1981. - 24 е./, "Методичн1 рекомендацП вчителям загалыюосв1ТН1Х шк1л по есте-тячному вихованню учшвсько1 молодг засобами л!тератури /на материал! творчост! О.Кобилянсько'1" /Одеса: Педтовариство УРСР, 1981. - 35 е./, "Людина I природа в творчост1 Ольги Кобилянсько!' /морально-етичний аспект/" /Одеса: Педтовариство УРСР, 1983. -28 е./. Кроме этого, для студентов Одесского педагогического института диссертантом разработан и читается спецкурс "Морально-этическая проблематика современной советской литературы".
Структура и объем . Диссертация / 181 страница машинописного текста/ состоит из введения, двух глав - "Прекрасное в эстетике О.Ю.Кобылянской" и "Проблема нравственного долга человека в творчестве О.Ю.Кобылянской", заключения и библиографии .

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz