Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 28 » Скачать Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики : на примере сравнительного анализа становления японского бесплатно
11:29 PM
Скачать Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики : на примере сравнительного анализа становления японского бесплатно
Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики : на примере сравнительного анализа становления японского и европейского социумов

Диссертация

Автор: Гуреев, Максим Вячеславович

Название: Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики : на примере сравнительного анализа становления японского и европейского социумов

Справка: Гуреев, Максим Вячеславович. Моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики : на примере сравнительного анализа становления японского и европейского социумов : диссертация кандидата философских наук : 24.00.01 Великий Новгород, 2007 187 c. : 61 07-9/421

Объем: 187 стр.

Информация: Великий Новгород, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Место и роль политической элиты в культурном конструировании социальной реальности
11 Теоретические и социальные основания культурной активности правящих элит
12 Моральная кодификация деятельности правящих элит как специфический способ конструирования социокультурной реальности
13 Символические структуры и культурно-исторические формы моральной кодификации
Глава 2 Моральная кодификация деятельности правящих элит в культурноисторической динамике японского и европейского социумов
21 Культурно-исторические особенности генезиса и оформления моральной кодификации в японском обществе
22 Сословный корпоративизм самураев как культурно-историческое основание социальной солидарности японского общества
23 Культурно-историческая специфика генезиса моральных кодексов правящих элит в Западной Европе
24 Общее и особенное в моральной кодификации деятельности правящих элит японского и европейского социумов

Введение:

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования феномена моральной кодификации правящих элит определяется потребностью в изучении роли этих групп в социокультурном конструировании реальности и необходимостью разработки ценностно-нормативных критериев эффективности их деятельности. Данная научно-теоретическая и социальная потребность продиктована кризисными явлениями в активности социально-политических элит современной России и изучением культурно-исторических предпосылок их преодоления на примере сравнительного анализа процесса становления моральной кодификации в Японии и Европе. В контексте специфики зарождения и оформления данного феномена указанные культуры продемонстрировали высокую динамику и восприимчивость к социокультурным инновациям.
Проникновение в особенности функционирования механизмов морально-символического кодирования на примере двух инновационных по своей сущности социумов Востока и Запада позволяет более всесторонне исследовать модернизационный потенциал российских политических элит. Это обусловливается, прежде всего, географическим местоположением Российской Федерации, которая находится на стыке социального пространства Европы и Азии, и, в силу этого, тесно взаимодействует и с тем, и с другим культурным ареалом. В качестве актуальных примеров используются формы моральной кодификации, характерные для перехода рт традиционных к современным способам организации общества в Японии и Европе, что обеспечивает более адекватное понимание феномена моральной кодификации как важнейшего компонента процесса культурной преемственности. Важна разносторонняя, многомерная оценка деятельности правящих элит этих социумов как перспектива для изучения отечественных актов культурной институционализации.
Прекратить нарастание конфликтности между элитными группами и очагами гражданского общества в современной России можно лишь на основе всестороннего анализа социокультурных особенностей подобной динамики. Ввиду того, что многие из характерных черт подобной напряженности определяются заимствованием и интерпретацией восточных и западных структурно-смысловых схем культуры и, в частности, специфики морального кодирования, то вполне логичным является исследование зарубежных аналогов для перспективного решения российских проблем современности. Анализ исследуемого феномена, осуществленный на примере Японии и Европы, предоставит в дальнейшем возможность непосредственного перехода к анализу и решению отечественных проблем соответствующего порядка.
Социальная и научная актуальность диссертационного исследования обусловлена:
1) необходимостью эффективного преодоления социально-политических кризисов российского общества на основе выявления комплексных параметров современной социальной практики в единстве ее субъективных и объективных аспектов;
2) остротой социальной потребности в разрешении межгрупповых противоречий современного российского социума на основе поиска взаимодополнительности политики и морали;
3) приоритетной значимостью преодоления морального кризиса российского общества на основе интегрированное™ социокультурного процесса;
4) необходимостью заполнения теоретических лакун на стыке таких наук, как теория и история культуры, политология, социология, политическая философия и этика;
5) потребностью более глубокого понимания специфики генезиса и становления культур Востока и Запада при выявлении взаимосвязи общего и специфического в процессе глобализации, при выстраивании социокультурной стратегии международных контактов Российской Федерации;
6) необходимостью теоретического углубления и более широкого практического применения системно-целостной методологии в сфере социокультурного регулирования общественных процессов с целью достижения взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами, для установления эффективных каналов межкультурной коммуникации;
7) недостаточной научно-исследовательской разработанностью процессов морального кодирования, осуществляемых правящими элитами, в контексте их воздействия на социокультурную динамику.
Степень научной разработанности проблемы. Источниковедческую базу исследования составили аналитические работы культурологов и социологов, сравнительно-исторические и фактографические работы отечественных и зарубежных историков, монографии современных отечественных политологов и философов, а также литературно-исторические памятники японской культуры.
В числе авторов, затрагивающих значимые теоретико-методологические вопросы изучения культурных и моральных аспектов социально-политической деятельности следует, прежде всего, отметить таких специалистов в области теоретической социологии и смежных дисциплин, как Я. Ассман, Н. Луман, М. Фуко, Ш. Н. Эйзенштадт, Н. Элиас. Категориальный аппарат данного диссертационного исследования отталкивается не только от ставшего уже классическим понятийного содержания описания социокультурной динамики П. А. Сорокина и А. Моля, но и от принципиальных посылок сторонников социального конструктивизма в I интерпретации культурных процессов и активности социальных агентов, в частности П. Бергера и Т. Лукмана. Вместе с тем, исследования обозначенных выше авторов не выделяют проблематику моральной кодификации правящих элит в качестве специфического предмета изучения, несмотря на значимость символического содержания подобных кодов и кодексов для культурной политики в целом.
Выявлением места и роли политических элит в социокультурной символизации и институционализации социального порядка занимались такие зарубежные философы, социологи и политологи, как П. Бурдье, М. Вебер, Н. Луман, К. Маркс, Ч. Р. Миллс, Р. Михельс, Г. Моска, С. Московичи, X. Ортега-и-Гассет, В. Парето, Т. Парсонс, К. Поппер, М. Хальбвакс, С. Хантингтон. Среди отечественных исследователей следует отметить работы таких авторов, как А. Г. Авторханов, П. Е. Астафьев, М. Н. Афанасьев, Г. К. Ашин, О. В. Гаман-Голутвина, А. Ефимов, В. Г. Игнатов, П. Карабущенко, Е. П. Малькова, М. Нарта, Г. Н. Новиков, А. В. Оболонский, А. П. Огурцов, Е. В. Охотский, А. В. Понеделков, И. Ю. Романов, С. Савушкин, А. М. Старостин, М. А. Фролова.
Раскрыть культурно-исторические формы моральной кодификации и выявить их влияние на процесс социальных инноваций, наряду с социологическими, позволяют исторические и антропологические исследования отечественных и зарубежных авторов. Специфику и значение моральных кодексов правящих элит в контексте социокультурной динамики средневековой Европы можно проследить в работах историко-антропологического плана Ю. Л. Бессмертного, М. Блока, А. Я.
Гуревича, Ж. Дюби, Ф. Кардини, Н. В. Карначук, Ж. Jle Гоффа, И. Ю. Николаевой, В. Р. Новоселова, К. С. Носова, М. Оссовской, М. Пастуро, Ж. Ж. Руа, А. Селигмена, Ж. Флори, Й. Хейзинги. Выявить специфику символических оснований активности политических элит можно на примере изучения мифологии социальных групп, обрядов, традиций и ритуалов, что было осуществлено Б. Малиновским, Д. Берроузом, А. Каменецким.
Особенности и характерные черты становления средневековой японской культуры и формирования моральных кодексов правящих элит Японии, в частности кодекса бусидо, изучались в рамках отечественного востоковедения A. JI. Гальпериным, С. А. Гвоздевым, А. М. Горбылевым, JI. Д. Гришелевой, А. А. Долиным, Ю. Д. Кузнецовым, И. Д. Ладановым, Г. Б. Навлицкой, Г. В. Поповым, В.
A. Пронниковым, А. Б. Спеваковским, И. М. Сырицыным, А. А. Толстогузовым, М.
B. Успенским; такими европейскими и американскими японоведами, как Р. Ф. г
Бенедикт, П. Варли, У. Л. Кинг, Т. Клири, Дж. Ф. Ловрет, В. М. Мендрин, А. и Н.
Моррис, С. Тёрнбул, У. С. Уилсон, Дж. У. Холл; а также японскими исследователями кодекса бусидо в XX веке - такими, как Ю. Мисима, К. Оэ, М. Ояма, М. Саотомэ, Н.
Суино, Д. Тосака, С. Хироаки, С. Эндо.
Отражение морального кодекса бусидо не только в средневековых, но и в современных социокультурных практиках Японии рассматривалось в исследованиях
C. А. Арутюнова, Ю. Бандуры, Р. Ш. Джарылгасиновой, В. И. Дунаева, И. А. Латышева, И. Б. Линдера, Г. Нормана, В. В. Овчинникова, К. Г. Преображенского, В. П. Фомина, В. Я. Цветова, X. Т. Эйдуса. Исследованию религиозно-философских идейных источников бусидо, являющихся неотъемлемым компонентом изучения данного феномена моральной кодификации, посвящены работы таких отечественных авторов, как В. Горегляд, А. Н. Игнатович, Г. С. Померанц, В. Шохин.
Важным источниковедческим ресурсом для изучения морального кодекса являются японские военно-исторические эпопеи, труды М. Мусаси, Я. Соко, Т. Сохо, Д. Ю. Шигесуке и иных исторических личностей, повлиявших на культурную политику Японии. Социальное содержание средневековых самурайских ритуалов как способов поддержания форм социальной корпоративности и солидарности раскрывается в работах С. А. Гвоздева, М. Саотомэ, А. Б. Спеваковского. Однако, сравнительный анализ морального кодирования японского и европейского обществ в научных исследованиях вышеперечисленных авторов осуществлялся фрагментарно, на уровне сопоставления частных аспектов бытования рыцарей и самураев.
Осуществленный в ходе исследования анализ источниковедческой базы позволяет заключить, что проблема моральной кодификации активности политических элит нуждается в междисциплинарном подходе и спецификации ее в качестве особого предмета социокультурных исследований, так как существующие работы нередко порождают малопродуктивный конфликт теоретических интерпретаций в силу узкой профессионализации научных дискурсов.
Объектом исследования диссертации выступают моральные кодексы правящих элит как источник социокультурной динамики на примере их культурно-исторического становления в японском и европейском социумах.
Предметом исследования являются смысловые структуры моральных кодексов правящих элит и культурно-историческая специфика их становления на основе сравнительного анализа социокультурной динамики японского и европейского социумов.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в раскрытии содержания процесса моральной кодификации социальной активности правящих элит и его значения для стимулирования инновационной направленности социокультурного процесса.
Реализация общей цели предполагает постановку и решение следующих задач:
• выявить место и роль политической элиты в социокультурной символизации и институционализации социального порядка;
• изучить культурные ресурсы политических элит и особенности их использования в практике символического кодирования;
• артикулировать культурно-исторические формы моральной кодификации и г выявить их влияние на социокультурную динамику, на процесс социальных инноваций;
• раскрыть специфику оформления моральных кодексов правящих элит на примере их становления в культуре Японии;
• обосновать теоретическую посылку о том, что культурное содержание самурайских ритуалов стало источником кодификации форм социальной корпоративности и солидарности;
• выявить специфику и значение моральных кодексов правящих элит эпохи европейского средневековья для становления цивилизации Нового времени;
• осуществить сравнительный анализ морального кодирования в процессах становления японского и европейского обществ.
Хронологические рамки исследования охватывают средние века и истоки Нового времени. В данный исторический период у правящих групп Японии и Европы появляются моральные кодексы, представляющие собой символические образцы функционирования социально-политических структур, заложившие культурные предпосылки перехода к современному обществу. Такой хронологический срез дает возможность исследовать становление символической кодификации поведения как культурного ресурса, необходимого для понимания и прогнозирования потенциала инновационности в деятельности властвующих субъектов.
Методологические и теоретические основы исследования. В контексте теоретических посылок исследования наиболее целесообразным стало использование методологии сравнительно-исторического анализа, позволяющего провести и обосновать аналогии между элементами японского и европейского социумов; частного в отношении первого метода культурно-исторического анализа, дающего возможность более детального рассмотрения данного феномена непосредственно в рамках сопоставления двух культур; структурно-функционального подхода, рассматривающего содержание моральной кодификации как с функциональной стороны, так и в контексте раскрытия структурного устроения данного феномена; аксиологического подхода, предоставляющего возможность ценностного измерения исследуемых социокультурных феноменов.
Немаловажное место в данном исследовании занимает конструктивистский подход, который рассматривает моральный кодекс как рационалистически обоснованный тип, каркас, композиционную организацию, в которой доминирующее значение играет коммуникативное взаимодействие, а не его художественно-эстетическая значимость. В том числе, данное диссертационное исследование нацелено на сочетание теоретических моделей (П. Бурдье, Н. Лумана, Ш. Н. Эйзенштадта и других авторов) и описания специфических культурных практик.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка проанализировать в рамках культурологического подхода, на междисциплинарной основе взаимосвязь активности правящих элит и социокультурной динамики в контексте процесса моральной кодификации социального взаимодействия как фактора, от которого зависит модернизационный потенциал общества.
Значение моральных кодексов правящих элит в контексте социокультурной i динамики подтверждается взглядами отечественных и зарубежных аналитиков на деятельность данных групп в связи с моральнотворческой проблематикой. Подробный анализ показывает, что моральные кодексы представляют собой сложные структуры морально-символических кодов, воплощающиеся правящими элитами в культурно-исторических формах в зависимости от конкретных условий, присущих изучаемой социокультурной среде, и влияющие на динамику последней.
Сопоставительный анализ моральных оснований деятельности правящих элит Японии и Европы выявил содержательную связь между их развитием. Основанием для согласования вариативного содержания морального кодирования данных культур Востока и Запада выступают общие целеполагающие моменты, фиксирующие аналогии между корреляциями политических элит обеих культур и воинскими сословиями обоих социумов. Целостная концепция символического кодирования должна учитывать общее и особенное в изученных структурах взаимодействия правящих групп и масс.
Вместе с тем, проведенное исследование хотя и не исчерпывает данную проблематику, тем не менее, вносит в изучение социокультурной динамики и деятельности правящих элит новые теоретико-методологические акценты. Изучение данной тематики осуществлено в самых важных пунктах - как перспектива же для дальнейших исследований стоит задача детализации и более глубокого сравнительного анализа, причем на примере широкого спектра мировых культур. В данном же случае были взяты лишь два самых характерных образца, дающих выразительное описание схем морального кодирования, которые частично легли в процессе своего развития и на социокультурную ситуацию в России. В связи с чем данное исследование вносит ощутимый вклад в интерпретацию генезиса и становления отечественных политико-культурных практик.
Основные концептуальные положения, отражающие новизну исследования и выносимые на защиту:
1. Политические элиты, располагая символическими, культурными ресурсами выступают важнейшим звеном социокультурной динамики и, в частности, процесса моральной кодификации социального взаимодействия.
2. Моральная кодификация социального взаимодействия внутри правящих групп определяет специфику общей направленности культурной политики в социуме.
3. Формы и структура моральной кодификации политических элит определяются особенностями корреляции активности этих субъектов и остальных агентов социального взаимодействия.
4. Становление морального кодекса правящих элит японского социума стало не только эффективным культурным ресурсом социально-политического управления средневекового общества, но также источником инновационности в его социокультурной динамике.
5. Семантические интерпретации «Пути воина» в процессе их культурно-исторической эволюции вошли в символические коды современной японской культуры.
6. Становление моральных кодексов правящих элит в культурном пространстве Европы, несмотря на историческую специфику этого процесса, позволяет выявить социологические аналогии между моральным кодированием европейского рыцарства и японского самурайства в аспекте их потенциала для выстраивания договорных практик социокультурного взаимодействия.
7. Изучение особенностей становления моральной кодификации японского и европейского обществ позволяет обосновать перспективные, с точки зрения социокультурной эволюции, корреляции между социально-политической активностью правящих элит и культурно-исторической преемственностью при реформировании социума.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Результаты исследования позволяют комплексно представить картину моральных кодификаций правящих элит в содержательно-тематическом, организационном и теоретико-методологическом плане, более глубоко осмыслить становление и развитие данного социокультурного феномена, условия, проблемы и тенденции, определяющие его современное состояние. Полученные теоретические и сравнительно-исторические выводы осуществленной работы могут быть использованы для всесторонней философско-культурологической оценки деятельности политических элит в морально-символической области, более эффективного проведения и проектирования исследований деятельности этих субъектов Востока и Запада в России, а также способны послужить основой для дальнейшей разработки данной темы в отечественной науке.
Результаты диссертационного исследования могут иметь прикладное значение в социальном проектировании культурной политики, в экспертной деятельности по проблемам прикладной этики. Положения и выводы исследования также могут использоваться для развития междисциплинарного научного сотрудничества политологов и социологов со специалистами по теории и истории культуры, а также с экспертами в области прикладной этики.
Наряду с этим, положения диссертации имеют перспективу для применения в подготовке и преподавании общих и специальных курсов по теории и истории культуры, политологии, социологии, этики в российских и зарубежных университетах, а также в системе подготовки студентов, аспирантов, культурологической подготовке государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в 7 публикациях соискателя общим объемом 2,1 п.л., в т.ч. в 1 научной статье в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций, а также в 6 научных сборниках и тезисах докладов на всероссийских и университетских конференциях.
Основные положения диссертационного исследования, теоретические подходы и выводы работы были апробированы в докладах и сообщениях на: ХП-ой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, 2005); летней школе аспирантов «Гуманитарные технологии и глобальное лидерство России в современном мире» (Москва, Национальный Институт «Высшая Школа Управления», 2005); Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: политические и социокультурные сценарии современного мифа» (Великий Новгород, НовГУ, 2005); экспертном семинаре в рамках научно-исследовательского проекта «Символические проекции гражданского общества» (Великий Новгород, НовГУ, НовМИОН, 2005); 1-ой научно-практической конференции молодых ученых Гуманитарного института НовГУ (Великий Новгород,
2006); XIII-ой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, 2006); научном семинаре «Реальность и действительность гражданского состояния» в рамках научно-исследовательского проекта «Символические проекции гражданского общества» (Великий Новгород, НовГУ, НовМИОН, 2006); молодежной научно-практической конференции «Региональные политические элиты и эффективность государственного управления в регионах» (Москва, НИ «ВШУ», 2006); Всероссийской научной конференции «Бренное и вечное: символические парадигмы модернизации культурного пространства» (Великий Новгород, НовГУ, 2006); VIII-ой Всероссийской конференции молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва, Российский Институт Культурологии, 2006); XIV-ой научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ (Великий Новгород, 2007).
Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории культуры философского факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и рекомендована к защите.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка. '

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 102 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz