Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Музыкальная одаренность : Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений. Таллибулина, Марина Тимергалиевна бесплатно
4:25 AM
Скачать Музыкальная одаренность : Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений. Таллибулина, Марина Тимергалиевна бесплатно
Музыкальная одаренность : Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений

Диссертация

Автор: Таллибулина, Марина Тимергалиевна

Название: Музыкальная одаренность : Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений

Справка: Таллибулина, Марина Тимергалиевна. Музыкальная одаренность : Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Пермь, 2003 195 c. : 61 04-19/138-5

Объем: 195 стр.

Информация: Пермь, 2003


Содержание:

Введение
ГЛАВА I Проблема музыкальной одаренности в психологической науке
§1 Зарубежный опыт изучения музыкальной одаренности
§2 Исследование музыкальной одаренности в отечественной психологии 32 I
§3 Взаимосвязь музыкальной одаренности и индивидуально
1* психологических особенностей человека
§4 Постановка проблемы и задачи исследования
ГЛАВА II Организация и методики исследования
§ 1 Выявление музыкально одаренных школьников
§2 Методики изучения компонентов музыкальной одаренности
21 Методики диагностики общей одаренности
22 Методики изучения компонентов музыкальности
§3 Методики изучения индивидуально-психологических свойств
31 Методики диагностики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
5 32 Дополнительные методы изучения индивидуальнопсихологических свойств
ГЛАВА III Результаты исследования и их обсуждение
§ 1 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей музыкально одаренных младших школьников и их обсуждение
11 Результаты исследования структуры музыкальности и ее психологическая характеристика
12 Результаты исследования музыкальных способностей в структуре интегральной индивидуальности и их обсуждение
§2 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей музыкально одаренных подростков и их обсуждение
21 Результаты исследования структуры музыкальности и ее психологическая характеристика
22 Результаты исследования музыкальных способностей в структуре интегральной индивидуальности и их обсуждение
§ 3 Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей музыкально одаренных юношей
31Результаты исследования структуры музыкальности и ее психологическая характеристика
32 Результаты исследования музыкальных способностей в структуре интегральной индивидуальности и их обсуждение
Выводы

Введение:

Актуальность темы исследования.
Психологическим изучением детской одаренности и разработкой психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей долгое время в нашей стране, в силу идеологических причин, занимались очень мало. Еще не так давно самым важным в воспитании и обучении считалось соответствие ребенка некоторой средней норме, что, думалось, гарантирует возможность избежать многих проблем в развитии [15,с.6].
Произошедшие в последнее время изменения в системе образования и в общественном сознании: ориентация на гуманизацию всей педагогической системы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка, - позволили по-новому поставить проблему одаренности детей [15, с 7-8].
На сегодняшний день исследования одаренности имеют богатую традицию как в отечественной науке (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Б.Г.Ананьев, Н.С.Лейтес, Я.А.Пономарев, А.М.Матюшкин, В.С.Юркевич, В.Д.Шадриков, Д.Б.Богоявленская, Ю.Б.Бабаева, В.Н.Дружинин, М.А.Холодная, В.И.Панов, др.), так и за рубежом (Galton F., Spearman Ch., Taylor G., Guilford Y., Gardner H., Sternberg R.J., др.).
До настоящего времени в отечественной психологии существуют различные подходы к пониманию одаренности: как общей способности (С.Л.Рубинштейн); как совокупности задатков, природной предпосылки способностей (Н.Д.Левитов); как высокому уровню развития способностей (Н.С.Лейтес, В.Н.Дружинин); как совокупности внутренних условий для достижения выдающихся результатов в деятельности (Б.Г.Ананьев, М.А.Холодная). Широко распространено понимание одаренности как творческих возможностей человека (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарев, Д.Б.Богоявленская). Наконец, одаренность понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успех деятельности
Б.М.Теплов). С этих позиций предпринимаются системно-целевой (Б.Б.Коссов), системно-функциональный (В.Д.Шадриков), комплексный (Н.А.Аминов, Е.П.Гусева, И.АЛевочкина, др.) подходы к исследованию отдельных видов одаренности; разрабатывается динамическая концепция одаренности (Ю.Б.Бабаева), концепция «возрастной» одаренности (Н.С.Лейтес).
Такая плюралистичность взглядов на одаренность существенно затрудняет ее изучение, однако, в сущности, большинство этих подходов не противоречат друг другу, а являются взаимодополнительными, что позволило ведущим отечественным специалистам в области исследования способностей и одаренности создать обобщенную «Рабочую концепцию одаренности» [88]. Согласно «рабочему» определению одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [88].
Спектр исследований одаренности разнообразен. Подвергнуты рассмотрению умственная (Н.С.Лейтес, Ю.З.Гильбух), интеллектуальная (В.С.Юркевич, М.И.Фидельман, И.С.Аверина, Е.И.Щебланова, М.А.Холодная), творческая (А.М.Матюшкин, Д.Б.Богоявленская,
Я.А.Пономарев), педагогическая (Н.А.Аминов, Б.Б.Коссов, Н.В.Кузьмина, Г.И.Руденко), двигательная (Е.П.Ильин), художественно-изобразительная (А.А.Мелик-Пашаев), литературная (З.Н.Новлянская), социальная, лидерская и пр. виды одаренности.
Психологическое изучение музыкальной одаренности также имеет давние традиции, поскольку инициируется, прежде всего, запросом практики. В этой области накоплен большой теоретический и эмпирический материал. К вопросу структуры музыкальной одаренности обращены работы Т.Ф.Цыгульской [126], Ю.А.Цагарелли [125], Д.К.Кирнарской [47-49],
К.В.Тарасовой с сотр. [106], И.А.Курбатовой [52], Я.А.Пономарева с сотр. [82] и некоторых других.
В основе своей эти исследования сохраняют представления о музыкальной одаренности Б.М.Теплова [110-111], опираются на многолетний опыт изучения способностей и индивидуальных различий творческой одаренности в отечественной психологии. Вместе с тем, в исследованиях музыкальной одаренности накопились и обозначились некоторые неясности и противоречия. Во-первых, понятия музыкальности и музыкальной одаренности до сих пор являются рыхлыми, размытыми, теоретически слабо осмысленными. Изучение музыкальной одаренности зачастую сводится к исследованию комплекса музыкальности; структура музыкальности, в свою очередь, чрезмерно расширилась и включает такие музыкальные способности, которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной деятельности. Во-вторых, многие теоретические представления о музыкальной одаренности носят предположительный характер и не обоснованы эмпирически. В-третьих, некоторые эмпирические данные в области изучения природы музыкальности, соотношения музыкальной одаренности и характеристик интеллекта, музыкальной и творческой одаренности, индивидуально-личностных проявлений одаренности весьма противоречивы.
Таким образом, исследования структуры и индивидуальных проявлений музыкальной одаренности должны быть продолжены. Актуальной остается и задача поиска возрастной и тендерной специфики становления структуры музыкальной одаренности.
Цель настоящего исследования - в выявлении структуры и динамики становления музыкальной одаренности на разных этапах онтогенеза с учетом тендерных различий.
Объект исследования: музыкально одаренные школьники разного возраста и пола.
Предмет исследования: возрастные и тендерные особенности проявлений структуры музыкальной одаренности.
Гипотезы исследования:
1. Музыкальная одаренность представляет собой сложное многокомпонентное образование, включающее, наряду со специальными музыкальными способностями (несводимыми к сугубо перцептивным), разноуровневые особенности индивидуальности и творческую составляющую.
2. Структура музыкальной одаренности и компонентов ее составляющих, в зависимости от возраста музыкально одаренных школьников, качественно своеобразна.
3. Структура музыкальной одаренности имеет специфические особенности в зависимости от тендерной принадлежности музыкально одаренных школьников.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальная одаренность - сложное качественное образование, включающее наряду со специальными музыкальными способностями, творческую и индивидно-личностную составляющие.
2. Структура музыкальности (как основа музыкальной одаренности) не сводится к показателям сугубо сенсорно-перцептивного уровня: ритм, слух, память, а включает также когнитивно-творческие музыкальные способности: репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального мышления и музыкально-языковую способность.
3. Структура музыкальной одаренности и входящих в нее компонентов характеризуется качественным своеобразием в связи с возрастом и тендерными особенностями школьников.
4. Структура музыкальности детерминирована разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности, влияние которых на музыкальность с возрастом одаренных музыкантов увеличивается.
5. Музыкально одаренные школьники обладают особенностями интегральной индивидуальности (ИИ), отличающими их от сверстников, не идентифицированных как «одаренные».
Методологическим и теоретическим основанием работы являются принцип системной организации психики человека (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.С.Мерлин); принцип единства деятельности и психического развития (С.Л.Рубинштейн, А.НЛеонтьев); принцип развития (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин); концепция музыкальной одаренности (Б.М.Теплов); теория интегрального исследования индивидуальности (В.С.Мерлин, Б.А.Вяткин).
Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые с позиции учения об интегральной индивидуальности осуществлено интегральное исследование тендерных и возрастных особенностей проявления структуры музыкальной одаренности.
Теоретическое значение. В работе содержатся новые данные по решению актуальной задачи исследования проблемы способностей и одаренности в отечественной психологии. Полученные результаты уточняют и конкретизируют имеющиеся в литературе представления о структуре музыкальности и музыкальной одаренности школьников разного возраста и пола.
Исследование дополняет данные об особенностях детерминации структуры музыкальности разноуровневыми свойствами индивидуальности человека, продолжая линию системного исследования способностей и одаренности в русле теории интегральной индивидуальности, проводимую в Пермской психологической школе.
Практическое значение работы.
Решение вопроса структуры музыкальной одаренности, определение индивидуальных и возрастных особенностей музыкально одаренных детей может способствовать наиболее раннему их выявлению, оптимизации процесса обучения одаренных детей, раскрытию творческого и личностного потенциала художника.
Апробация работы.
Основные положения и результаты исследования излагались автором и обсуждались на международной научной конференции «Творчество в образовании, культуре, искусстве» (г. Пермь, 2000), на юбилейной научной конференции Института психологии РАН (г. Москва, 2002), на V Всероссийской конференции «Психология и ее приложения» (г. Москва,2002), на Психологических чтениях, посвященных памяти Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына (г. Москва, 2002), на региональной научно-практической конференции «Весенняя психологическая сессия» (г. Екатеринбург, 2000), на региональных научных конференциях «Мерлинские чтения» (г. Пермь, 2000, 2001, 2002, 2003).
Теоретико-эмпирические положения исследования легли в основу лекционных курсов «Музыкальная психология» и «Психология художественно-творческой деятельности», которые читаются автором на факультете музыки ПГПУ.
Полученные в ходе исследования данные используются в детских музыкальных образовательных учреждениях г. Перми, а также в курсе «Общая психология», спецкурсе «Интегральная индивидуальность и ее развитие», которые читаются на факультете психологии ПГПУ.
По теме диссертации опубликовано 10 работ, из них 1 статья в научном журнале «Вестник ПГПУ», остальные — в виде тезисов выступлений на конференциях.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 195 страницах, содержит 20 таблиц (в основной части) и 15 (в Приложениях), 12 схем, 3 разработанные автором анкеты. Список литературы насчитывает 162 источника, из них 23 - на иностранном языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 204 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz