Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках. Квашнина, Людмила Николаевна бесплатно
10:08 PM
Скачать Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках. Квашнина, Людмила Николаевна бесплатно
Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках

Диссертация

Автор: Квашнина, Людмила Николаевна

Название: Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках

Справка: Квашнина, Людмила Николаевна. Образование и религиозно-нравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Петрозаводск, 1999 162 c. : 61 00-13/982-5

Объем: 162 стр.

Информация: Петрозаводск, 1999


Содержание:

Глава 1 Образование и религиозно-нравственное воспитание 12-73 на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках как предмет историко-педагогического исследования ^, 11 Государственные и религиозно-нравственные основы 13-28 отечественного образования в XVIII-XIX веках Идея взаимосвязи общего образования и религиозно- 29-43 нравственного воспитания в истории отечественной педагогической мысли XVIII-XIX веков
13 Динамика развития общеобразовательной ппсолы на 44-72 Архангельском Севере (XVIII-XIX вв)
Глава 2 Историко-педагогический опыт развития образования 73-130 и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках
21 Провинциальная педагогическая историография как 73-92 источник изучения историко-педагогического опыта развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX вв
22 Влияние системы духовного образования на развитие 93-113 общего образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках
23 Религиозно-нравственное воспитание в образователь- 114-130 ном пространстве Архангельского Севера XVIII-XIX веков Заключение 131-133
Библиография 134-153
Приложение 154-161
Список сокращений

Введение:

Актуальность исследования.Развитие педагогики предполагает обращение к опыту прошлых поколений и его историко-педагогическое осмысление. В современных ус!' ловиях важной является проблема установления оптимального соотношения между сохранением того ценного педагогического опыта, который был накоплен предыдущими поколениями, и активным поиском путей развития отечественной школы. Значение национальных ценностей образования как аксиологических приоритетов раскрывается в работах М.В.Богуславского, З.И.Васильевой, В.И.Додонова, Н.М.Конжиева, Г.Д.Кирилловой, В.Г.Пряниковой, З.И.Равкина и др.В историко-педагогической науке в последнее время в рамках аксиологической концепции отмечается значимость и необходимость изучения исторически сложившегося регионального опыта развития образой, вания и воспитания (З.И.Равкин). Развитие регионального образования осуществляется на фоне общероссийских тенденций и традиций, оно воплощает в себе прежде всего социально-экономическую и культурноисторическую специфику конкретного региона. Историко-педагогический опыт региона позволяет выявить и рассмотреть характерные особенности развития образования в четко выделенных географических и исторических рамках, раскрыть сильные и слабые стороны образовательновоспитательного процесса на местах. Региональные исследования обогащают историко-педагогическую науку как фактологически, так методологически.Региональный историко-педагогический опыт включает в себя особенности организации школьного дела, плодотворные педагогические идеи замечательных просветителей, примеры их жизни и деятельности, просвещенческую работу директоров народных училищ, руководителей д учебных заведений региона, подвижнический труд конкретных педагогов, просветительскую деятельность представителей русской православной церкви.В конце XX столетия отечественная наз^а вновь пришла к признанию значимости религии в культзфе и истории человечества. Реально^' стью современной жизни становится открытие воскресных церковных школ, православных лицеев и гимназий, издание массовыми тиражами религиозной литературы. Сегодня вне зависимости от отношения к вере и церкви важно понять смысл и значение этих явлений. Одним из условий понимания современного состояния является обращение к истории, к российским традициям образования и воспитания. В связи с этим важнейншм аспектом в историко-педагогическои науке становится изучение религиозно-нравственного воспитания в дореволюционной России на фоне развития духовного и светского образования.Новые теоретические представления о характере и особенностях jto взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания нашли отражение в работах Н.Н.Барковой, Е.П.Белозерцева, Б.С.Гершунского, И.Ф.Гончарова, Э.Д.Днепрова, О.Е.Кошелевой, Г.Б.Корнетова, Л.А.Кудаевой, В.М.Кларина, В.А.Мосолова, Н.Д.Никандрова, В.М.Петрова, А.И.Пискунова и других.Одной из центральных проблем, вокруг которой ведутся оживленные дискуссии, является осмысление значимости религиозно-нравственного наследия для образования и воспитания. В современной педагогической науке существуют различные подходы к решению данной проблемы. Так, Б.М.Бим-Бад, Б.С.Гершунский считают, что религиозно-нравственное наследие лишь дополняет, но не заменяет собой научное мировоззрение. За использование в современной практике образования и воспитания религиозно-нравственного наследия в том или ином виде выступают такие видные ученые как Е.П.Белозерцев, Н.Д.Никандров, -h М.Г.Тайчининов, В.Ю.Троицкий и др. Группой ученых во главе с З.И.Равкиным религиозно-нравственное наследие рассматривается в качестве одного из источников национальных ценностей образования.Как показывает анализ диссертационных исследований, в последние годы учеными изучаются такие проблемы как «Традиции и современное ^'' состояние православного воспитания» (Т.В.Склярова), «Мировоззренческая подготовка учителя к работе с з^ащимися в области Д5о$:овнохудожественной литературы» (Н.Г.Плахова), «Изучение истории религий как фактор развития общей культуры з^штеля в процессе повышения квалификации» (В.Л.Ширяев), «Подготовка з^штеля к оптимизации взаимодействия с веруюгцими детьми» (Т.Н.Мельников), «Возрождение традиций преподавания духовной музыки в начальной школе» (И.В.Кошмина) и др.Своеобразие Архангельского Севера отмечалось в работах, посвященных изучению Архангельской губернии в экономическом, историчеj | , ском, статистическом, географическом, этнографическом, физическом, нравственном и дрзтих отношениях, такими исследователями как А.Пошман (1802г.), И.Пушкарев (1845г.), И.Ф. Штукенберг (1857г.), Н.Козлов (1865г.), Э.Реклю (1883г.) и другими. Исторические, социальноэкономические, культзфные аспекты развития Архангельского Севера представлена в работах М.М.Богословского, Т.А.Бернштам, М.М.Громыко, А.Я.Ефименко, А.В.Камкина, П.А.Колесникова, А.А.Куратова, А.И.Копанева, Г.Г.Фруменкова и других. В историкопедагогическом аспекте состояние школьного дела на Архангельском Севере рассмотрено А.В.Смирновым, В.П.Соловьевой, П.Т.Синициной, Ф.Ф. Шперком и др. Различные аспекты образовательно-воспитательной практики Архангельского Севера нашли отражение в исследованиях Г.В.Аверкиевой, Т.С.Буториной, Л.М.Бирюковой, А.Г.Гмырина, Л.С.Малик, Т.В.МолодцоБой, И.Ф.Поляковой, Л.Р.Таракановой, С.Щекиной.Неисследованной остается проблема состояния регионального образования в целом в XVIII-XIX веках, не систематизированы архивные материалы по этому вопросу, не изучено состояние духовного образования, *^" роль духовенства в развитии образования, взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания в историко-педагогическом контексте.Выбор темы нашего исследования «Образование и религиознонравственное воспитание на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках» обусловлен значимостью изучения исторически сложившегося регионального историко-педагогического опыта, потребностью осмысления ценностных аспектов взаимосвязи общего образования и религиознонравственного воспитания, необходимостью актуализации историкопедагогических источников по этой проблеме для использования конкретного педагогического наследия в реформировании современной региональной образовательной системы.Объект исследования - состояние образования на Архангельском Севере в XVIII- XIX веках.Предмет исследования - процесс развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках.Цель исследования - выявить и проанализировать характерные особенности развития образования и религиозно-нравственного воспитания на историко-педагогическом материале Архангельского Севера XVIII-XIX веков.Задачи исследования: 1. Охарактеризовать сзтцность государственных и религиознонравственных основ отечественного образования в XVIII-XIX веках на fk основе анализа историко-педагогической литературы и законодательных актов.2. Проанализировать проблему значимости религиозно-нравственного воспитания в системе общего образования в педагогической теории XVIII-XIX веков. ^' 3. Проследить взаимосвязь общего образования и религиознонравственного воспитания на фоне развития духовного и светского образования на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках.4. Изучить и обобщить историко-педагогический опыт развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках.Хронологические рамки исследования охватывают XVIII- конец XIX веков, в соответствии со становлением и развитием отечественной системы образования на началах государственности.Источники исследования - архивные документы: фонды Российм, ского государственного исторического архива (РГИА) № 730, 733, 802, 803; фонды Государственого архива Архангельской области (ГААО) № 28, 63, 73 ; публикациии «Архангельских губернских ведомостей», «Архангельских епархиальных ведомостей», «Известий Архангельского общества изучения Русского Севера»; государственные акты, законы, положения, решения, философская, историческая, историко-педагогическая литература по проблеме исследования.Методы исследования - изучение, отбор, систематизация, интерпретация историко-педагогических материалов, контент-анализ основных источников, структзфный и системный анализ.Методологической базой исследования является концепция цивилизационного подхода к историко-педагогическому процессу, философские идеи рассмотрения изучаемых явлений и фактов в контексте конкретного исторического времени, идеи о социальной обусловленности ,Й. воспитания и образования, о взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания.Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и анализе проблемных вопросов истории образования и педагогической мысли в контексте регионального ^' историко-педагогического опыта Архангельского Севера XVIII-XIX веков; в характеристике взаимосвязи общего образования и воспитания и религиозно-нравственного воспитания на разных этапах развития отечественного образования XVIII-XIX веков; в попытке анализа влияния системы духовного образования на общее образование и нравственное воспитание народа. Религиозно-нравственное воспитание охарактеризовано с просветительско-бытовой и государственно-образовательной позиций.Дано определение понятию провинциальная педагогическая историография, проанализирована провинциальная педагогическая историография Архангельского Севера XVIII-XIX веков.На защиту выносятся следующие положения: • Отечественная система образования XVIII-XIX веков строилась на государственных и религиозно-нравственных основах. Государственность находила свое выражение в образовательных реформах, законодательно регламентировавших развитие образования в стране. Традиционному религиозно-нравственному воспитанию, основы которого сформировались в культуре Древней Руси на просветительно-бытовых началах, в XVIII веке была задана государственно-образовательная направленность развития. •В педагогической теории и практике XVIII-XIX веков разрабатывалась и реализовывалась идея взаимосвязи общего образования и религиозно-нравственного воспитания. Под религиозно-нравственным воспитанием понимается процесс овладения системой религиозно-нравственных fk ' • • • ^ > > представлений, которые становятся базовым элементом мировоззрения и нравственной регуляции поведения личности. •В XVIII-XIX веках на Архангельском Севере сформировалась образовательная традиция, ядром которой являлась идея ценности знания.Изначально она реализовывалась в стремлении поморов к грамотности, а ^ в последствии - к образованности, к приобретению светских практически полезных знаний. Данная традиция отражала взаимосвязь общего образования и религиозно-нравственного воспитания, общественный характер народного образования, относительно широкое проникновение грамотности в крестьянскз^ ю среду, в женское просвещение.Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания историко-педагогического образования в педагогических з^ чебных заведениях при разработке общих и специальных курсов; в системе повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин, зрителей общеi^A образовательных школ и школ инновационного типа, в педагогических классах общеобразовательных школ.Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1995 - 1999 годов. На первом этапе (1995-1997гг.) осуществлен анализ философской, исторической и историко-педагогической литературы, законодательных актов, материалов периодической печати прошлого века, изучено состояние образования в России в XVIII-XIX веках, рассмотрены архивные материалы по проблеме исследования, находяпщеся в фондах ГААО и РГИА. На втором этапе (1997-1998гг.) на основе архивных материалов и изз^енной литературы выделены основные тенденции процесса развития образования и религиозно-нравственного воспитания на Архангельском Севере в XVIII-XIX веках. На заключительном этапе (19981999гг.) оформлялись и апробировались результаты исследования.Щ /.j«f Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования докладывались на Ломоносовских областных педагогических чтениях (гАрхангельск, 1997, 1998), на областной научнопрактической конференции, посвященной бО-летию образования АО ИППК РО и методической службы области (гАрхангельск, 1998), на X Ломоносовских чтениях Поморского государственного университета (гАрхангельск, 1998), на международной на5Д1Н0Й конференции «Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран» (гАрхангельск, 1998), на международной конференции «Истоки: 2000 лет христианству» (Архангельск, 1999), на Четвертых Иоанновских образовательных чтениях (Архангельск, 1999), в «Школе педагога-исследователя» АО ИШЖ РО, на заседании кафедры педагогики ПГУ. г^г/

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 135 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz