Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Обучение будущего учителя решению профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе. Брызжева, Наталия бесплатно
3:03 AM
Скачать Обучение будущего учителя решению профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе. Брызжева, Наталия бесплатно

Обучение будущего учителя решению профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе

Диссертация

Автор: Брызжева, Наталия Владимировна

Название: Обучение будущего учителя решению профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе

Справка: Брызжева, Наталия Владимировна. Обучение будущего учителя решению профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Тула, 2000 211 c. : 61 01-13/1004-4

Объем: 211 стр.

Информация: Тула, 2000


Содержание:

Глава
I Психолого-педагогические проблемы обучения студентов решению педагогических задач с целью формирования их профессионального мышления
§1 Становление профессионального мышления учителя как педагогическая проблема
§2 Модель обучения студентов логике выявления и решения учебно-профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин
Выводы по главе
Глава
II Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности обучения студентов решению педагогических задач в вузе
§1 Реализация модели обучения студентов логике выявления и решения учебно-профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин
§2 Статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе

Введение:

Современные условия гуманизации и демократизации российского общества, переход на новую философскую парадигму образования предполагают поиск выхода за рамки традиционного обучения, понимаемого как процесс овладения знаниями, умениями и навыками, и стремление найти наиболее эффективные пути и способы творческого развития личности в условиях как средней, так и высшей школы.Рассматривать и использовать образование в качестве одного из главных источников интеллектуального и нравственно-духовного потенциала общества может лишь учитель-профессионал, педагог-мастер, активная самореализующаяся личность, способная творчески подходить к решению любых педагогических задач.В области психолого-педагогических наук сложились различные подходы к изучению процесса профессионального становления будущего учителя. Одни исследователи рассматривают профессиональное становление с позиций личности педагога, другие - с позиции его деятельности, а третьи - с позиций результативности профессиональной подготовки учителя в педагогическом вузе (О. А. Абдуллина, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, П. И. Пидкасистый, А. И. Пискунов, А. А. Орлов, В. А. Сластенинидр.)1.Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с; Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с; Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные Общетеоретические, основополагающие вопросы совершенствования подготовки будущего учителя к различным видам деятельности рассматриваются в работах О. А. Абдуллиной, И. Архангельского, Е. П. Белозерцева, В. И. Загвязинского, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.Особый интерес представляют исследования, характеризующие основные направления, по которым в настоящее время осуществляется изучение вопросов совершенствования общепедагогической подготовки. В работах Г. А. Бокаревой, Ф. Н. Гоноболина, И. И. Ильясова, Н. В. Кузьминой, А. Н. Пискунова и др. выявляется и изучается структура деятельности и личности учителя.Проблемам определения научно обоснованного содержания педагогического образования, системы общепедагогических знаний и умений, которыми должен овладеть будущий учитель, посвящены исследования Т. Д. Андроновой, Т. А. Арташкиной, В. И. Гриценко, И. А. Колесниковой, Г. А. Нагорной и др.Вопросы выявления путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе, обусловленных новыми функциями специалиста в изменяющейся экономической и политической жизни общества, раскрываются проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя // Сов. педагогика.Анализ перечисленных исследований показал, что существуют различные подходы к процессу совершенствования общепедагогической подготовки учителей, одним из которых является выявление взаимосвязи между качеством психолого-педагогической подготовки будущего учителя и степенью сформированности у него профессионально-педагогического мышления. Данная точка зрения нашла свое отражение в работах Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. А. Орлова, Е. К. Осиповой, Г. Сухобской, В. А. Якунина и др.Изучению понятия «педагогическое мышление», определению его сущности, содержания и структуры посвящены исследования педагогов (Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, А. А. Орлова, Е. К. Осиповой и др.), психологов (В. П. Зинченко, Ж. Пиаже, Л. Рубинштейна и др.), философов (М. Н. .Алексеева, А. Д. Гетмановой, А. И. Уемова и др.).По мнению А. Н. Леонтьева, человеческое мышление следует рассматривать как продукт общественно-исторического развития, как особую теоретическую форму человеческой деятельности, которая является ни чем иным, как дериватом деятельности практической. Даже на той ступени развития, когда мышление приобретает относительную независимость, практика остается его основой и критерием его истинности1. «Деятельность, - писал А. Н. Леонтьев, - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» . Отечественный психолог подчеркивал тезис о том, что мышление может существовать не только в форме внутренней, дискурсивной мысли, но и 1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М: Политиздат, 1977.-С.37. 2 Там же. 82. в форме внешней деятельности. При этом внутренние мыслительные процессы являются ни чем иным, как результатом интериоризации и специфического преобразования внешней практической деятельности, и постоянно существуют переходы из одной формы в другую.Опираясь на данный концептуальный вывод, определяющий взаимосвязь между мыслительной и практической деятельностью педагога, многие исследователи показывают различные пути и способы формирования профессионального мышления будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе.Вопросы формирования этических установок личности педагога, его эмоционально-ценностной ориентации, развития своего «Я» рассматриваются в работах Л. П. Волковой, Е. А. Дмитриевой, В. П. Зинченко, Г. П. Михеевой, Л. В. Разживиной, Л. О. Свириной, И. Л. Федотенко и др.Такие авторы, как Л. Д. Арестова, Н. Ю. Бочарова, Г. И. Железовская, И. В. Кобылина, Н. Н. Нечаев, В. А. Худяков, О. В. Чукаев и др., раскрывают процесс формирования профессионального педагогического мышления через вопросы подготовки будущего учителя к работе над научными понятиями, конструирования системы психолого-педагогических и профессиональных знаний, умений и навыков.Исследованию логического мышления педагога уделяется внимание философами (М. Н. Алексеевым, А. Д. Гетмановой, Н. Г. Заволокой, А. И. Уемовым и др.), психологами (Д. Н. Богоявленским, П. Я. Гальпериным, Н. А. Менчинской, Ж. Пиаже и др.), педагогами (Г. Н. Носович, В. А. Сластениным, А. А. Смирновым, А. М. Сохором, И. Г. Шамсутдиновой, А. И. Щербаковым и др.).Как показал анализ приведенных исследований, проблема формирования профессионального педагогического мышления по разноаспектным характеристикам нашла свое отражение в психолого-педагогической науке. Но говорить о формировании мышления будущего учителя в отрыве от его практической деятельности, как уже было сказано, не представляется возможным.Проблема деятельности занимает одно из центральных мест в психологической, философской, педагогической литературе. В психологической литературе подробно изучается деятельность и ее влияние на личность человека (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Р. Немов, А. В. Петровский, Л. Рубинштейн и др.). При этом деятельность раскрывается как иерархия задач разной трудности. Опираясь на это положение, педагогическая деятельность рассматривается в работах Л. Ф. Спирина, М. А. Степинского, М. Л. Фрумкина как непрерывная цепь постановки и решения учителем профессиональных задач. Этот процесс, в конечном итоге, также характеризует степень сформированности педагогического мышления учителя.Изучая данные работы, мы пришли к выводу, что проблема обучения будущего учителя решению педагогических задач, как одного из путей формирования его профессионального мышления, осознана и поставлена теорией и практикой перед современным педагогическим образованием. Данную проблему поднимают в своих трудах Н. М. Кондрашова, Ю. Н. Кулюткин, Т. М. Куриленко, Е. Н. Орлова, Л. Ф. Спирин и другие. В них раскрывается общая структура анализа и решения задач, выводятся различные типы педагогических задач, приводятся эвристические программы анализа ситуаций и решения задач, а также возможности их использования в процессе обучения.Однако проблема обучения студентов логике вычленения и решения учебно-профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе не нашла своего должного рассмотрения.Практика обучения будущего учителя в педагогическом вузе показывает, что студенты и начинающие учителя недостаточно подготовлены к работе по выявлению и решению профессиональных задач. Это проявляется в том, что студенты не представляют свою будущую педагогическую деятельность как непрерывную цепь решения профессиональных задач, производят анализ ситуаций чаще всего на эмпирическом уровне; они не знают, как исследовать педагогические условия на основе логических процедур, не умеют логически обоснованно вычленить педагогическую задачу и провести выбор методов и средств ее решения, что и приводит, в свою очередь, к многочисленным ошибкам.Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями современной школы, требующей от учителя профессионального подхода к выявлению и решению педагогических задач в конкретных условиях учебновоспитательного процесса, и недостаточным вниманием к процессу обучения студентов логике их постановки и решения при изучении педагогических дисциплин в вузе.Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.Тема исследования: «Обучение будущего учителя решению профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе».В соответствии с избранной темой были определены объект, предмет, цель, задачи исследования, его гипотеза.Объектом исследования является процесс изучения педагогических дисциплин в вузе.Предмет исследования - обучение студентов логике выявления и решения профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе.Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить модель обучения студентов логике вычленения и решения профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе.Гипотеза исследования: обучение студентов решению педагогических задач станет более эффективным, если: - этот процесс будет выделен в качестве самостоятельной цели изучения педагогических дисциплин; - обучение будущих учителей логике выявления и решения профессиональных задач станет составной частью содержания педагогических дисциплин в вузе; - в процессе преподавания педагогических дисциплин в вузе будут использованы интерактивные образовательные технологии, направленные на развитие креативных способностей студентов; - будут разработаны специальные критерии и показатели оценки результативности данного процесса на уровне профессиональной рефлексии будущего учителя.Исходя из цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать современное состояние изучения проблемы обучения будущего учителя решению профессиональных задач как средства формирования его педагогического мышления.2. Сконструировать модель обучения студентов логике вычленения и решения учебно-педагогических задач на основе требований, предъявляемых к содержанию и организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза их будущей профессией.3. Выявить условия эффективного функционирования модели обучения студентов логике постановки и решения учебно-профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин.4. Разработать критерии и показатели эффективности обучения студентов решению педагогических задач на уровне профессиональной рефлексии будущего учителя.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и философской литературы по проблеме; наблюдение за деятельностью студентов; беседа; анкетирование; тестирование; изучение продуктов учебной деятельности студентов; моделирование; логико-педагогический анализ содержания учебных педагогических дисциплин; педагогический эксперимент; факторный анализ.Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. В ней участвовало 392 студента и 9 преподавателей вуза.Теоретическую основу исследования составляют положения современных педагогических и психологических концепций, работы отечественных и зарубежных педагогов по методологии дидактических исследований, современные подходы к формированию педагогического мышления учителя (В. И. Загвязинский, Ю. Н. Кулюткин, А. А. Орлов, В. А. Сластенин, Г. Сухобская и др.); положения о единстве сознания и деятельности (А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн и др.); о роли задачи в освоении учебной и профессиональной деятельности (К. А. АбульхановаСлавская, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Л. Рубинштейн и др.).Этапы исследования. В разработке проблемы можно выделить три этапа.На первом этапе (1993-1995 гг.) проводилось изучение психолого-педагогической, философской литературы по проблеме обучения студентов вузов решению педагогических задач как средства формирования их профессионального мышления.На втором этапе (1995-1998 гг.) были определены: тема исследования, его объект, предмет и гипотеза; сформулированы теоретические положения, определяющие построение модели обучения студентов вуза логике вычленения и решения педагогических задач и использование данной модели в процессе изучения педагогических дисциплин; осуществлялась опытноэкспериментальная работа по выявлению условий овладения студентами логикой решения учебно-профессиональных задач в практике обучения.На третьем этапе (1998-2000 гг.) разрабатывалась критериальная база эффективности обучения студентов решению педагогических задач, анализировались, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов.Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что: - уточнено понятие «обучение студентов решению профессиональных задач» как процесса и результата освоения системы профессиональных и этических знаний, формирования способов умственных действий, развития важнейших профессионально-личностных качеств, педагогической и логической рефлексии будущего учителя; -сконструирована модель обучения студентов логике вычленения и решения педагогических задач и технология ее реализации, включающая в себя целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный и контрольно-оценочный компоненты; -выявлен комплекс психолого-педагогических, логико-психологических, организационно-педагогических условий эффективной реализации модели обучения студентов логике выявления и решения педагогических задач; -разработана система учебно-педагогических ситуаций и учебнопедагогических задач, прошедшая экспериментальную проверку.Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная модель обучения студентов логике вычленения и решения педагогических задач и условия ее реализации в учебном процессе могут быть использованы преподавателями вузов для формирования профессионально-педагогического мышления будущего учителя.Достоверность результатов исследования обусловлена его теоретической основой, логической обоснованностью рассуждений, их соотнесенностью с результатами других исследований; обеспечена тем, что оно проведено в русле научной методологии, способствующей реализации комплексной методики исследования; обеспечена адекватностью методов исследования его целям и задачам, объективной оценкой полученных в опытной работе результатов, использованием математической статистики.На защиту выносятся следующие положения: 1) обучение студентов решению профессиональных задач является процессом и результатом освоения системы профессиональных и этических знаний, формирования способов умственных действий, развития важнейших профессионально-личностных качеств, педагогической и логической рефлексии будущего учителя и должно быть выделено в качестве самостоятельной цели изучения педагогических дисциплин в вузе; 2) модель обучения студентов логике выявления и решения педагогических задач адекватно отражает цель, структуру и содержание его познавательной и будущей профессиональной деятельности и включает в себя следующие основные компоненты: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционально-деятельностный, контрольно-оценочный; 3) процесс решения учебно-педагогических задач позволяет формировать аффективный, когнитивный, операционально-деятельностный и рефлексивный компоненты педагогического мышления будущего учителя; 4) реализация модели обучения студентов логике вычленения и решения педагогических задач возможна при соблюдении комплекса психологопедагогических, логико-психологических и организационно-педагогических условий, позволяющих эффективно формировать у студентов представления об основных элементах деятельности и способы оперирования ими на уровнях: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (1992-2000 гг.): на Межвузовской конференции «Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя» (Тула, 1992); Российской научно-практической конференции «Интегративные процессы в психологопедагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя» (Тула, 1996); Международной научно-методической конференции «Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе» (Тула, 1997); Международной научно-практической конференции «Проблемы становления и развития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI века» (Тула, 1997); Международной научнопрактической конференции «Динамика педагогического образования: от института - к университету» (Тула, 1998); Международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и как учебный предмет» (Тула, 2000).Результаты исследования отражены в 11 опубликованных работах, основными из которых являются: 1. Использование элементов педагогической логики при решении профессионально-ориентированных задач // Разработка теоретических основ и прикладных средств измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя. - М., 1996. - Деп. в ВНИИВО «Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом». 02.04.96. № 57-96.2. Применение логической техники в решении педагогических задач // Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя: Тез. докл. Российской, науч.-практ. конф. Часть I. - Тула, 1996. - 216-218.3. Формирование операционального уровня мышления студентов при изучении педагогических дисциплин // Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе: Тез. докл.Междунар. науч.-метод. конф. - Тула, 1997. - 334-336.4. Проблема построения операционных структур мышления будущего учителя в решении педагогических задач // Образовательный процесс в школе и вузе: история и современность: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - М., 1997. - Деп. в ВНИИВО «Высшая и средняя профессиональная школа в России и за рубежом». 12.11.97. - № 204-97.5. Проблема формирования аффективной составляющей профессионального педагогического мышления будущего учителя при решении педагогических задач // Проблемы становления и развития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI века: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф.Тула, 1997.-С. 64-65.6. Особенности построения логических схем решения учебно-педагогических задач в рамках изучения педагогических дисциплин // Образование как ценность: Сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1998. - С . 124-133.7. Формирование педагогического творчества будущих учителей в процессе решения профессионально-ориентированных задач // Динамика педагогического образования: от института - к университету: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. - Тула, 1998. - 137-139.8. Технология измерения уровня сформированное™ у будущих учителей умения решать педагогические задачи // Научный поиск в педагогике: технология исследований и показатели измерения их результатов: Сб. науч. тр. аспирантов и докторантов кафедры педагогики. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2000. - 5-10.9. Методологические аспекты обучения будущих учителей решению учебно-профессиональных задач в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл.Междунар. науч.-практ. конф. Часть 1. - Тула, 2000. - 116-118.Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Текст диссертации иллюстрирован 14 таблицами и 5 рисунками.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 97 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz