Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Обучение профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза. Чуяко, бесплатно
7:02 AM
Скачать Обучение профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза. Чуяко, бесплатно
Обучение профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза

Диссертация

Автор: Чуяко, Елена Борисовна

Название: Обучение профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза

Справка: Чуяко, Елена Борисовна. Обучение профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Чуяко Елена Борисовна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т] - Астрахань, 2009 - Количество страниц: 178 с. ил. Астрахань, 2009 178 c. :

Объем: 178 стр.

Информация: Астрахань, 2009


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы обучения профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вузов
11 Основные требования к подготовке будущих экономистов в русле модернизации системы высшего образования
12 Теоретико-методологические аспекты проектирования про- | • фессионально ориентированной математической подготов
1 ки студентов экономических специальностей в вузе
Выводы по Т главе
Глава II Организационно-педагогическая модель обучения профессионально-ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вузов
21 Технология обучения профессионально ориентированной математической деятельности будущих экономистов в вузе
22 Организация контроля качества обучения профессионально ориентированной математической деятельности студентов
23 Педагогический эксперимент
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования. Высшая школа России ориентируется в своем развитии на качественную подготовку компетентного, конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем творческого потенциала и системного мышления. Решение этой задачи невозможно без совершенствования математической подготовки будущих специалистов в вузе, так как математика играет важную роль в естественнонаучных, инженерно-технических и гуманитарных исследованиях. Она является для многих отрас-леи знании не только орудием количественного расчета, но также методом точного исследования и средством предельно четкой формулировки понятий и проблем. Без современной математики с ее развитым логическим и вычислительным аппаратом был бы невозможен прогресс в различных областях человеческой деятельности, в том числе, дальнейшее развитие экономических наук. Использование математического моделирования, количественных методов исследования, вычислительных средств являются важной составляющей профессиональной деятельности современного экономиста, что предполагает переосмысление роли математической составляющей в системе подготовки студентов экономических специальностей вузов и разработки соответствующих подходов и технологий.
Вопросам профессиональной подготовки в высшей школе посвящены работы ведущих отечественных ученых Б.Г. Ананьева, С.П. Ахтырского, Л.И. Берестовой, Ю.В. Варданяна, Е.А. Воротниковой, В.К. Загвоздкина, И.А. Зимней, М.Н. Карапетовой, Н.Е. Костылевой, Ю.Г. Круглова, И.И. Ле-гостаева, A.A. Леонтьева, А.К. Марковой, A.A. Скамницкого, A.B. Тихонен-ко, A.B. Хуторского, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова, В.И. Юдина и др.
Одной из тенденций развития высшей школы на современном этапе является ориентация на профессионально ориентированные педагогические технологии. К одной из таких технологий относится контекстное обучение, которое проектирует образовательный процесс в высшем учебном заведении как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности. Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса контекстного типа, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. Его концептуальные положения раскрываются в работах М.М. Бахтина, A.A. Вербицкого, Н.Б. Лаврентьевой и др.
За последние годы появился целый ряд работ по проблеме профессиональной направленности преподавания математики в педагогических вузах (В.А. Далингер, Л.Д. Кудрявцев, А.Г. Мордкович, А.Е. Мухин, А.Д. Мышкис, Е.С. Саватеева, В.А. Тестов, О.В. Тумашева, Л.В. Шкерина и др.), в технических вузах (Е.А. Василевская, Р.П. Исаева, И.Г. Михайлова, C.B. Плотникова, С.А. Розанова, С.И. Федорова и др.). Вопросу обучения математике студентов-гуманитариев посвящены работы A.M. Ахтямова, Г.Д. Глейзера, A.M. Кириллова, В.А. Кузнецовой, В.И. Михеева, Н.Х. Розова, А.Д. Суханова, Е.В. Шикина и др., а также диссертации Т.А. Гаваза, А.Д. Ивановой, Н.В. Паниной, A.A. Соловьевой и др.
Вопросы реализации экономической направленности в средней школе и колледжах в своих трудах затрагивали П.Т. Апанасов, A.A. Бабенко, H.A. Бурмистрова, А.Г. Еленкин, А.Ж. Жафяров, М.Ю. Тумайкина, Д.В. Ожерельев, Л.Д. Рябоконева и др., в высшей школе Д.А. Картежников, Ф. Русинов, О.В. Мороз.
В диссертационных исследованиях Г.М. Булдык (1997), Е.А. Поповой, Д.А. Картежникова и A.B. Картежникой рассматривались отдельные аспекты профессиональной направленности математической подготовки в вузе будущих специалистов экономического профиля: использование средств информационно-коммуникационных технологий в математической подготовке будущих экономистов, реализация контекстного подхода в процессе обучения курсу высшей математики и др. 1
Несмотря на широкий круг исследований, посвященных математическому образованию студентов экономических вузов, в них недостаточно представлены аспекты, связанные с овладением математической деятельностью как необходимой составляющей будущей профессиональной деятельности и средства принятия экономических решений. В этой связи, вопросы совершенствования математической подготовки в аспекте овладения профессионально ориентированной математической деятельностью, сохраняют свою актуальность по отношению к подготовке будущих экономистов, что и обуславливает выбор темы настоящего исследования.
Проблема исследования заключается в разрешении следующих противоречий:
• между расширением спектра приложений математического аппарата для решения экономических задач и неготовностью его использования специалистами в области экономики;
• между возрастающими требованиями к содержанию и уровню математической подготовки будущих экономистов и недостаточной разработанностью вопросов ее обеспечения на этапе высшего профессионального образования;
• между необходимостью овладения будущими экономистами профессионально ориентированной математической деятельностью и сложившейся системой обучения математике студентов вузов.
Объект исследования — система математической подготовки студентов экономических специальностей в высшей школе.
Предмет исследования - методика обучения профессионально ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность матеI матической подготовки будущих экономистов достигается в процессе овладения профессионально ориентированной математической деятельностью при соблюдении комплекса педагогических условий:
• обеспечения мотивационно-ценностного отношения студентов к курсу высшей математики посредством раскрытия его общекультурного, интеллектуального и прикладного потенциала для профессионального становления личности будущего экономиста;
• интеграции математики и финансово-экономических дисциплин в содержании, методах и формах обучения при осуществлении математической подготовки;
• использование модульно-рейтинговой системы обучения как способа поэтапного формирования математической компетентности в процессе организации учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов.
Цель исследования заключается в разработке организационно-педагогической модели обучения профессионально ориентированной матеI матической деятельности студентов экономических специальностей вузов.
Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы, образовательной практики выявить особенности проектирования математической подготовки будущих экономистов с учетом современных требований к их профессиональной компетентности.
2. Выявить особенности организации профессионально ориентированного обучения математике студентов экономических специальностей вуза.
3. Разработать методику обучения профессионально ориентированной математической деятельности студентов экономических специальностей вуза.
4. Экспериментально проверить эффективность реализуемой на практике разработанной методики. I
Общеметодологической основой исследования являются положения философии о всеобщей связи, о сущности комплексного подхода к научным проблемам, о единстве теории и практики, взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного, традиционного и инновационного; научные положения об образовании как единстве обучения и воепшания в контексте новых социально-экономических и культурно-исторических условий развития страны; идеи гуманизации и гуманитаризации математического образования.
В качестве специальной методологии выступают системный и лично-стно-деятельностный подходы.
Теоретическую основу исследования составляют:
• системный подход, разработанный в трудах B.C. Ильина, В.П. Кузьмина, В.Н. Садовского, А.И. Уемова, П.К. Анохина, Э.Г. Юдина, М.И. Сет-рова и др., возможности реализации которого продемонстрированы в методических исследованиях Ю.М. Колягина, В.А. Гусева, Г.И. Саранцева, В.И. Крупича, В.А. Тестова и др.; ,
• концепция деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, П.А. Гальперин, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, A.M. Волков,
A.K. Артемов, В.А. Гусев, О.Б. Епишева, Ю.М. Колягин, В.И. Крупич, Е.И. Лященко, Г.И. Саранцев, A.A. Столяр и др.)
• концепция личностно ориентированного обучения (E.JI. Бондарев-ская, В.И. Данильчук, В.В. Сериков, И.С. Якиманская др.)
• идеи целостного подхода к исследованию учебного процесса (Ю.К. Бабанский, О.С. Гребешок, В.В. Краевский, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев и др.);
• методологические основы математики, в которых раскрывается природа математического знания, его движущие силы и источники развития (Г. Фройденталь, М. Клайн, Дж. Пойа, Ж. Адамар, А. Пуанкаре, Д. Гильберт, Ф. Клейн, А.Д. Александров, В.К. Тихомиров, Л.Д. Кудрявцев, Г.И. Рузавин и др.);
• методологические положения, определяющие развитие системы современного математического образования в русле следующих направлений: гуманитаризации и гуманизации, личностно-ориентировапного обучения (Г.В. Дорофеев, В.А. Гусев, А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова, Г.И. Саранцев, A.B. Гладкий, О.Ф. Треплина, Т.А. Иванова); индивидуализации и дифференциации обучения математике (В.А. Гусев, И.М. Смирнова, Г.Д. Глейзер, М.В. Ткачева, P.A. Утеева и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на разных этапах исследования использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету:
• аналитические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы; изучение педагогического опыта);
• диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование, устный опрос, индивидуальные и групповые беседы, изучение педагогический документации);
• формирующие (моделирование, эксперимент); I
• статистические (анализ и обработка данных эксперимента).
Научная новизна заключается в следующем:
1. Определены содержание и структура профессионально ориентированной математической деятельности, способствующей достижению математической компетентности будущих экономистов как средства решения профессиональных задач и способности принятия экономических решений.
2. Разработана организационно-педагогическая модель обучения профессионально ориентированной математической деятельности в процессе решения системы многоступенчатых профессионально ориентированных задач, основанная на совокупности личностно-деятельностного, компетентно-стного и контекстного подходов и принципах интеграции общеобразовательной и специальной подготовки, вариативности и индивидуальной направленности образования.
3. Выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность реализации разработанной организационно-педагогической модели:
• обеспечения мотивационно-ценностного отношения студентов к курсу высшей математики посредством раскрытия его общекультурного, интеллектуального и прикладного потенциала для профессионального становления личности будущего экономиста;
• интеграции математики и финансово-экономических дисциплин в содержании, методах и формах обучения в процессе математической подготовки;
• использование модульно-рейтинговой системы обучения как способа поэтапного овладения курсом высшей математики в процессе организации учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке научно-методического обеспечения системы профессионально ориентированной математической подготовки студентов экономических специальностей в вузе, включающего:
• критерии отбора учебной информации (профессиональной значимости, познавательной потребности и трансформируемое™ на язык математики);
• способы конструирования содержания обучения и методы его освоения (модульно-рейтинговая система, учебное проектирование); I
• система диагностики качества математической подготовки будущих экономистов, основанная на принципе вариативности;
• аудиторные и внеаудиторные формы организации профессионально ориентированной математической деятельности.
Выявленные подходы и особенности обучения математике будущих экономистов в вузе вносят определенный вклад в методику обучения математике на этапе высшей школы.
Практическая значимость исследования заключается в создании комплекта дидактических и методических разработок по организации профессионально-ориентированного обучения математике студентов экономических специальностей вуза, который включает в себя комплекс многоступенчатых профессионально ориентированных задач, задания для организации проектной деятельности студентов, диагностические материалы и др.
Разработанный комплект может стать основой для. подготовки учебно-методических программ и пособий.
Достоверность и обоснованность полученных в диссертационном исследовании результатов обеспечиваются использованием в ходе исследования современных достижений педагогики, психологии, философии, информатики и методики обучения математике; многосторонним анализом исследуемой проблемы; последовательным проведением педагогического эксперимента и экспертной проверкой основных положений диссертации; использованием адекватных математических методов обработки полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уточнены особенности математической подготовки студентов экономических специальностей вузов как единства общекультурной, интеллектуальной и прикладной составляющих, реализация которых обеспечивает овладение профессионально ориентированной математической деятельностью и математической компетентностью, выражающейся в способности приме1 нять математический аппарат к описанию и математическому моделированию социально-экономических процессов, умениях решать экономические задачи с использованием математических методов в сочетании с информационными технологиями.
2. Овладение профессионально ориентированной математической деятельности будущими экономистами осуществляется посредством разработки и внедрения организационно-педагогической модели, способствующей содержательной и методической сопряженности математических и специальных дисциплин; органичном соединении различных форм аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, предоставлением им возможностей для разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов. Тем самым обеспечивается повышение личностной активности студента в освоении курса математики; формирование и развитие у него познавательной мотивации и ее превращение в профессиональную; увеличение заинтересованности будущего специалиста в реализации перехода от процесса учения к профессиональной деятельности.
2. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность реализации организационно-педагогической модели обучения профессионально-ориентированной математической деятельности являются:
• обеспечения мотивационно-ценностного отношения студентов к курсу высшей математики посредством раскрытия его общекультурного, интелI лектуального и прикладного потенциала для профессионального становления личности будущего экономиста;
• интеграции математики и финансово-экономических дисциплин в содержании, методах и формах обучения в процессе математической подготовки;
• использование модульно-рейтинговой системы обучения как способа поэтапного овладения курсом высшей математики в процессе организации учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на международном научно-методическом семинаре «Содержание образования в условиях информационного общества» (Москва, 2006), научно-методическом семинаре «Инновационный подход к развитию образовательных систем» (Москва, 2008, 2009), на Международной научно-образовательной конференции «Наука в вузах: математика, физика, информатика. Проблемы высшего и среднего профессионального образования» (Москва, РУДН, 2009), на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета и Майкопского государственного технологического университета, нашли свое отражение в научных статьях и материалах конференций.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 149 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz