Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Оптимизация нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности. Снопко, Наталья Михайловна бесплатно
4:48 AM
Скачать Оптимизация нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности. Снопко, Наталья Михайловна бесплатно
Оптимизация нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности

Диссертация

Автор: Снопко, Наталья Михайловна

Название: Оптимизация нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности

Справка: Снопко, Наталья Михайловна. Оптимизация нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 1999 169 c. : 61 99-13/1091-3

Объем: 169 стр.

Информация: Москва, 1999


Содержание:

Глава! Теоретические основы нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности
§1 Сущность нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности
§2 Специфика и механизмы нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности
Глава
II Условия оптимизации нравственной регуляции профессионапьно-образовательной деятельности личности
§1 Системное построение педагогической модели нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности
§2 Принципы и факторы оптимизации нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности

Введение:

Процессы, происходяшде в современной России, выдвигают на первое место проблемы эффективного экономического производства, обладающего мобильными характеристиками и качественными параметрами. Это требует производителей нового типа, которые наряду с профессиональными знаниями, обладали бы высокими нравственными характеристиками, ибо, как показали годы реформ, без них не формируются ни устойчивое производство, ни стабильный рынок. Отсюда проистекает актуальность и профессионально-образовательных, и нравственно-регулятивных аспектов подготовки специалистов отраслевых производств. Вместе с тем, оба данных аспекта носят всеобщий характер по отношению к любой профессиональнообразовательной деятельности.Осуществление обозначенньгх проблем связано также и с нравственным оздоровлением нашего общества, особенно контингента молодежи как будущего России. Нравственная регуляция образовательной деятельности способствует духовно-ценностной ориентации молодых людей Б сложной ситуации навязывания чуждых нашему менталитету ориентиров и приоритетов, деформации коренных архетипных духовных критериев, идеалов, мотивов и целей.Нравственная регуляция профессионально-образовательной деятельности является также насущной научно-теоретической проблемой в аспекте практических задач построения конкретных моделей эффективных, качественных образовательных систем, что важно в ситуации некоторого спада в ценностном рейтинге образования и ослабления учебной дисциплины. Это выдвигает необходимость поиска принципов, условий и путей оптимизации образовательных моделей в реальной среде обучения профессиональной молодежи. Данные обстоятельства определяют ряд сопутствуюпщх научно-теоретических задач методологического, учебнометодического и педагогического характера. Причем именно образовательнопедагогические и воспитательно-педагогические аспекты нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности сегодня выступают как нас>тцно необходимый инструментарий совершенствования системы отраслевых профессионально-технических учебных заведений.В разработке избранной темы диссертант исходил из известных социально-педагогических и психологических положений обусловленности духовных отношений политическими и социально-экономическими факторами. Для исследования была особенно важна опора на личностнодеятельностный подход, определяюпщй интересы личности в социуме.Основанием для исследования явились программные документы, решения руководяпщх органов o6ni;ero и профессионального образования Российской Федерации.Теоретически автор прежде всего исходит из педагогвгаеских и психологических позиций фундаментальных работ Б.Г.Ананьева, П,В.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, К.К.Платонова, Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Д.Н.Узнадзе. В этой связи для исследования особенно важны наз^ чные взгляды и положения о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития.Выполненная работа опирается на труды ученых, внесших значительный вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания: Ю.П.Азарова, В.Г.Афанасьева, А.Беличева, Л.П.Буевой, В.Г.Бочаровой, И.Григорьева, В.И.Загвязинского, А.В.Мудрика, Н.Н.Нечаева, М.И.Рожкова, В.Д.Семенова, В.А.Сухомлинского, СТ-Шацкого, Г.Н.Филонова, С.Фролова, Т.Ф.Яркиной и других.В изучении проблем профессиональной подготовки большую помошъ оказали выводы и результаты научных исследований, изложенных в работах А.А.Аронова, М.М.Белянчикова, Л.И.Боровикова, М.П.Гурьяновой, Л.Г.ГусляноБой, И.А.Зимней, Т.Г.Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Н.Ф.МаслоБой, Б.Г.Мосалева, В.А.Сластенина, М.Ф.Фирсова, Е.И.Холостовой, Ю.Б.Шапйро и других.Определению функций учреждений образования как нравственно ориентирующих институтов, моделированию систем регуляции учебной деятельности обучаемых в процессе их профессионализации значительное место отведено в исследованиях А.И. Арнольдова, Н.К. Баклановой, Б.З. Вульфовой, Л.С. ЗорилоБой, СИ. Иконниковой, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, А.С. Картина, Т.И. Шамовой, Н.Ф. Шинкаренко и других.Кроме того, исследование опиралось на концепцию творческого развивающего обучения и воспитания (И.П. Волков, Н.П. Иванов, В.Г.
Разз^овский); идею активизации личности как субъекта воспитания, включенности каждой личности обучаемого в нравственно-значимую деятельность (Ю.П. Азаров, Ю.К. Васильев, Г.В. Винникова, А.В. Зосимовский, О.С. Липпш, СВ. Тетерский, Ю.В. Шаров).Следует отметить, что ряд ученых социально-педагогический процесс рассматривают как деятельность, в которой нравственная регуляция личности выступает ее непосредственным аспектом: В.В.Борзых, А.П. Вардомацкий, Г.Г.Матюшин, Б.О. Биколаичев, Х.А. Рахимов, Д.С. ГПимяновский, Ф.Н. Щербак и другие. Фундаментальные основы отмеченного подхода к нравственно-этическим проблемам образовательновоспитательной деятельности разрабатывались многими ведущими этиками страны: Л.М. Архангельским, Ф. Анисимовым, В.И. Бакштановским, В.А. Дробницким, В.Т. Ганкиным, А.А. Гусейновым, Л.В. Коноваловой, Ю.М. Смоленцевой, А.И. Титаренко, Ф.А. Щербаком, К.А. Шварцман, А.Ф. Шишкиной и другими.Одним из источников научного обобщения явились публикации об акгуальных проблемах отечественной системы профессионального образования М.И. Кондакова, В.Г. Кинелева, А.Я. Савельева, Ю.Г. Татуры, В.В. Серикова и других, обосновываюшдх принципы нравственной ориентированности образовательной деятельности. Нельзя не отметить и информационную важность публикаций, выступлений ведупщх специалистов, руководителей системы профессионального образования в России и в Москве - А.В. Елистратова, Ю.И. Семичастнова, Е.М. Локотаиковой, СМ. Пипман, И.П. Гудкова, Н.В. Черецкой и других.В последние годы выполнены диссертационные исследования, рассматриваюпще в ряду основной для них тематики и проблемы нравственной организации учебного процесса. К ним можно отнести работы Н.Л. Кузьлшнича, СИ. Иванова, Е.А. Сергеева, Г.В. Маяровской, Н.М.Савченко, В.И. Черниченко, Н.И. Бутенко, Р.А. Хусеинова и других.В их работах научно обоснован ряд актуальных проблем, связанных с нравственно-ценностными подходами к формированию личности и педагогическими особенностями воспитания в процессе обучения.В современных психолого-педагогических исследованиях, а также в практике самой организации нравственного воспитания учащейся молодежи накоплен определенный опыт. Базовыми здесь выступают исследования Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, В.М. Кротова, В.Н. Кудрявцева, Б.Т. Лихачева, Е.А. Лукашевой, И.С Марьенко, Л.А. Невского, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, Я.В. Соколова, А.Е. Тарасова и других. В данных работах осуществлен анализ фундаментальных моральных ценностей, подчеркивается особое место уважения к личности, ее достоинству, чести, свободам. Общая стратегия современного педагогического процесса, преодолевая массово-репродуктивной характер, выходит на личностный уровень, обеспечивая выявление и развитие творческой индивидуальности, формирование основ гуманистической технологии педагогической деятельности.Вместе с тем за пределами рассмотренных работ остались вопросы специфики и механизма нравственной регуляции профессиональнообразовательной деятельности личности, условия ее оптимизации, принципы ее практического осуществления.Данное обстоятельство и определило выбор проблемы исследования.Объектом исследоваврая выступает образовательная деятельность личности в процессе профессиональной подготовки.Предмет исследования: нравственная регуляция профессиональнообразовательной деятельности личности.Цель исследования состоит в разработке педагогических основ нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности, принципов и условий ее оптимизации в реформируемой России.Гипотеза исследования: нравственная регуляция профессиональнообразовательной деятельности з^ чащейся молодежи будет успешной и результативной, если она выступает как часть целостного педагогического процесса, где осз^цествляется единство учебной и воспитательной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения; обеспечиваются единство действий педагогического коллектива и коллектива обучающихся; многообразие содержания, форм и методов нравственного воздействия, в процессе которого создаются благоприятные условия для применения теоретических знаний и формирования опыта нравственной деятельности; где налажено взаимодействие педагогов и мастеров с родителями для решения конкретных задач 1фавственной регуляции учапщхся.Оптимизировать систему нравственной регуляции личности могут гуманизация и гуманитаризация учебного ироцесса, комплекс педагогических методик. Их основу составляют союднально-нравственные требования к образовательной деятельности, а также личностная моральная позиция и нравственная саморегуляция молодых специалистов.Задачи исследования: выявление сущности нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности; исследование механизма фзшкционирования нравственной регуляции профессиональнообразовательной деятельности личности; создание педагогической модели нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности и разработка условий, принципов, факторов повьппения эффективности педагогической деятельности по нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности.Методологической основой исследования явились основные диале1сгико-материалистические принципы объективности; восхождения от абстрактного к конкретному, от простого к сложному, от частного к обп1,ему, от эмпирики к теории; единства исторического и логического познания явлений; всеобщей связи и обусловленности; деятельностного подхода к исследуемым процессам.Важной частью методологии явились положения о целостности и взаимообусловленности социальных и культурно-педагогических явлений в процессе воспитания личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие); положения о системном подходе в психолого-педагогических исследованиях и в образовательной деятельности (В.П. Беспалько, В.И. Журавлев, Н.Д. Никандров, П.И. Пидкасистый, В.П. Симонов и другие); данные концепции целостного подхода к образовательно-воспигательному процессу (Ю.П. Азаров, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Н.В. Сластенин и другие); идеи личностнодеятельностного подхода (А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев); концепция воспитания в духе общечеловеческих ценностей и культуры мира (Т.В. Болотина, М.В. Кабатченко, А.Ф. Никитин, Э.С. Соколова, З.К. Шнекендорф и другие); рекомендации и выводы психологической науки об учете особенностей развития старших подростков (О.В. Даожевич, А.В. Залесский, Л. Кольберг, X. Ремшмидг, И.А. Рождественская, В.Т. Степанов и другие).Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: аналитико-синтетическая обработка информационных массивов; социологическое изучение субъектов учебного процесса; проведение экспериментальных оценок, опытно-экспериментальная разработка з^ебных планов, программ специализированных профилей обучения.Вместе с тем, автор решает задачи, опираясь на общенаучные методы познания: обобщение и систематизация теоретических данных; сравнение, анализ, синтез; построение научных теорий и гипотез; эксперимент и обработка результатов эмпирики; формализация и классификация выводов исследования.Источниковой и эмпирической базой исследования выстзшают профессионально-технические учебные заведения пищевой отрасли города Москвы. Опорной базой исследования являлся Профессиональный лицей № 340 - Центр непрерывного профессионального образования ремесленников пищевых производств (ПЛ - 340) г. Москвы.В исследовании использовались данные социометрии и анкетирования обучаюпщхся профессионально-технических заведений; результаты социопедагогического тестирования преподавательского состава; выводы социометрии учебно-образовательных групп; данные социологических исследований Государственного Комитета Российской Федерации по делам молодежи; Научно-исследовательского центра при Институте молодежи и Центра социологических исследований Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в которых автор принимала непосредственное участие.Диссертантом осуществлен социолого-педагогический эксперимент в Ш- рамках программы «Столичное образование».Автор диссертации один из разработчиков раздела «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества». В социолого-педагогическом эксперименте используются также и материалы включенного наблюдения за профессионально-образовательньвл процессом, осуществляемым автором в течение пятнадцати лет в должности педагога, директора Профессионального лицея № 340 г. Москвы. На первом, констатирующем этапе социолого-педагогического эксперимента (1994-1996 г.), были осуществлены разработка и внедрение в практику среднего специального учебного заведения педагогических технологий нравственного регулирования поведения личности подростка.На втором, формирующем этапе (1997-1998 г.), был осуществлен анализ воздействия на личность педагогических методик нравственного регулирования. Эта работа продолжается, но определенные результаты уже получены и позволяют сформулировать ряд конструктивных положений, которые нашли отражение в диссертации. Методами социологопедагогического исследования выступали: педагогическое наблюдение, письменные и устные опросы, контент-анализ, социометрия, социальнопедагогический эксперимент, содержание которого раскрывается во второй главе диссертации.В работе также анализируются данные периодических изданий системы профессионального образования и педагогических структур; нормативные документы государственных учреждений; художественнолитературные издания.В соответствии с данными социолого-педагогического исследования были внесены изменения и уточнения в первоначальную гипотезу, ее положения научно аргументированы.Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: в структуре профессионально-образовательной деятельности личности выделена проблема ее нравственной регуляции; - выявлены сущность и специфика нравственной регуляции как социопедагогического процесса; - в исследовании проанализирован механизм.осуществления нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности; - разработана модель нравственной регуляции профессиональнообразовательной деятельности личности в условиях образовательного учреждения и ее критерии; - сформулированы принципы и перспективные направления (условия) совершенствования эффективности работы отраслевых учебных заведений по нравственной регуляции образовательной дежсельности обучающихся.Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный механизм, модель и средства нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности личности используются отраслевыми профессиональными учебными заведениями.Результаты диссертационного исследования могут быть взяты за основу при разработке моделей учебного педагогического процесса в системе образовательных учреждений в целом. Полученная в ходе исследования социальная информация, теоретические подходы и методики регуляции профессионально-образовательной деятельности личности используются в системе повьппения квалификации отраслевых работников, при проведении конференций, семинаров, «ьфуглых столов» с педагогическими кадрами, руководяпщми работниками, а также при разработке документов, регулирующих педагогико-образовательный процесс отраслевых производственно-образовательных з^ебных заведений.На защиту выносятся следующие положения: 1. Нравственная регуляция гфофессионально-образовательной деятельности личности есть социально-педагогический процесс, в основе которого лежит регулирующая функция общечеловеческой и специфически ориентированной морали для общественного человека в условиях любой социальной практики. Она носит всеобщий характер; имеет ценностнонормативное содержание; ее цели и последствия в образовательной деятельности ориентированы в основном на выработку жизненных позиций личности, рассчитаны на долговременную перспективу, связаны с формированием устойчивой системы ценностей молодого специалиста и его нравственной культуры, включающей развитые нравственные знания, нравственные чз^ства, нравственные убеждения, мотивы, волю и поступки.2. Процесс нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности есть педагогическая практика, развертывающаяся как механизм, включающий ряд взаимодействующих звеньев-этапов: а) нравственно-ценностная мотивация; б) нравственная целереализация.3. Модель системы нравственной регуляции профессиональнообразовательной деятельности личности представляет детерминируемую определенными условиями совокупность взаимосвязанных подсистем: а) подсистема социально-нравственных требований; б) подсистема личностной нравственной регуляции; в) подсистема нравственного контроля и стимулирования.4. Нравственная регуляция профессионально-образовательной деятельности имеет внутрисистемные связи, отношения. Между ними возникают и разрешаются противоречия. Оптимизация нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности есть такое разрешение противоречий между социально-нравственными требованиями к профессионально-образовательной организации и субъективно-личностными регулятйвами, при котором приводятся в соответствие цели и средства нравственно-профессиональной деятельности, сущее и должное, обеспечивается генерализация факторов гуманизации профессиональнообразовательной деятельности.5. Решающее место в фушщионировании модели нравственной регуляции профессионально-образовательной деятельности принадлежит созданию условий, обеспечивающих стимулирование и всестороннее раскрытие нравственно-творческого потенщхала личности молодого специалиста (оцениваемого категориями: добродеяние, добропорядочность, честность, совесть, гуманизм, нравственная активность и т. д.), ведущего к возвышению его профессиональной чести, долга, ответственности и достоинства.Апробация основных положений и выводов диссертационного исследования осуществлялась автором посредством выступлений на научнопрактических конференциях по педагогико-образовательным проблемам в системе профессионально-технического обучения, проводимых Правительством г. Москвы, Московским Комитетом Образования, на совещаниях и семинарах руководителей профессионально-технических учебных заведений России и г. Москвы. Диссертант систематически выступает на страницах отраслевой и профессионально-технической печати, в журналах «Профессионал», «Предпринимательство и занятость юных», «Мясная индустрия» и других.Автор является одним из разработчиков городской (г. Москва) программы развития образования «Столичное образование-1» (1995-1997г.г.) и «Столичное образование-2» (1999-2002г.г.).Диссертант участвовала в разработке Закона города Москвы «О ремесленничестве в г. Москве»; концепции «Об основах становления ремесленничества в г. Москве»; проекта «Перспективные направления развития профессиональных училищ, лицеев, УВК №1612, УКК в ЮгоВосточном Округе» (г. Москва ); в подготовке раздела «Профессиональное образование, предпринимательство, занятость и социальная адаптадия» в рамках межведомственной программы «Молодежь Москвы» (1997г.).Разработка и внедрение положений диссертации осуществлялась и осуществляется автором на практической работе.Структура диссертации. Диссертапия состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержащих Инвестиционный Проект учебно-производственной фирмы «Здоровое питание молодого поколения» (1999г.), разработанный с учетом методик обеспечения нравственной оптжмизапди профессионально-образовательной деятельности; материалы социолого-педагогического эксперимента.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 88 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz