Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников : На примере изучения местной экологической бесплатно
6:38 AM
Скачать Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников : На примере изучения местной экологической бесплатно
Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников : На примере изучения местной экологической ситуации

Диссертация

Автор: Тимофеева, Оксана Юрьевна

Название: Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников : На примере изучения местной экологической ситуации

Справка: Тимофеева, Оксана Юрьевна. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников : На примере изучения местной экологической ситуации : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2002 179 c. : 61 02-13/1642-8

Объем: 179 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

Введение
I Глава 1 Теоретические основы формирования экологической культуры старшеклассников
11 Анализ теоретических подходов и научных разработок, направленных на формирование экологической культуры старшеклассников
12 Условия формирования экологической культуры старшеклассников
Выводы но главе 1
Глава 2 Организация дополнительного экологического образования старшеклассников, ориентированного на формирование экологической культуры
21 Модель, программа и практикум по формированию экологической культуры старшеклассников во внеурочное время
22 Методика формирования экологической культуры старшеклассников и результаты ее апробации
Выводы по главе

Введение:

Актуальность исследования. 'За последние несколько десятилетий окружающий нас мир изменился на столько, что проблема взаимоотношений природы и общества - экологическая проблема - стала одной из глобальных проблем, от состояния и динамики которой во многом зависит наше будущее. Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения, f
Главным фактором в решении названной проблемы является экологическое образование, которое может быть оптимально реализовано через непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование в ней системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности. Все это призвано обеспечить ответственное отношение к окружающей природной среде человека. Формирование у подрастающего поколения экологической культуры определяет стереотип его поведения, убеждает человека жить в гармонии с природной средой, что соответствует концепции устойчивого развития. Эти вопросы рассматриваются в трудах учёных и педагогов: Л.П.Анастасовой, А.А.Вербицкого, Н.Ф.Винокуровой, А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Н.М.Мамедова, И.Н. Пономарёвой, Л.П.Салеевой, И.Т.Суравегиной.
Результативность формирования экологической культуры учащихся зависит от взаимосвязи и разнообразия содержания и организации дополнительного экологического образования, оказывающие формирующее действие на знания, мышление, культуру чувств и экологически оправданное поведение. Целью дополнительного экологического образования является создание общекультурного, эмоционального фона, предметно ориентирующего личность на базисные виды деятельности (ценностно-ориенггационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, оздоровительной), тем самым содействуя определению её жизненных планов и профессиональной ориентации. Эффективность формирования экологической культуры старшеклассников при изучении местной экологической ситуации заключается в применении комплекса организационно-педагогических условий, включающих цели и задачи, содержание, организацию (формы, методы, средства и др. способы) дополнительного экологического образования. Однако следует констатировать недостаточность разработки комплекса организационно-педагогических условий, отражающих содержание дополнительного экологического образования, форм его реализации и организацию. На основании выше изложенного, приходим к противоречию, которое существует между потребностью в формировании экологической культуры личности и недостаточной разработанностью комплекса организационно-педагогических условий её формирования в дополнительном экологическом образовании, что определило выбор темы исследования - «Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников (на примере изучения местной экологической ситуации)».
Формирование экологической культуры школьников во внеурочное время при изучении местной экологической ситуации обладает большими возможностями для усвоения знаний учащимися, развития умений экологически мыслить, чувствовать личную ответственность за сохранение и улучшение природы своей местности и выработки у подрастающего поколения позиций, связанных с природоохранной деятельностью по отношению к родному краю. В основе формирования экологической культуры школьников (в нашем исследовании - учащихся 9-11 классов) при изучении местной экологической ситуации в дополнительном экологическом образовании лежит рефлексивно-деятельностный подход, который способствует вовлечению школьников в разнообразные виды деятельности по изучению и охране природной среды посредством осмысления своих поступков и действий, связанных с 4 взаимоотношениями человека и окружающей природной среды. В результате применения этого подхода у молодого гражданина вырабатывается экологически оправданное поведение, направленное на улучшение и сохранение природной среды, в которой он живёт и частицей которой является сам человек.
Проблема состоит в формировании экологической культуры школьников (9-11 классов) при изучении местной экологической ситуации во внеурочное время.
Цель исследования - выявление и обоснование организационно-педагогических условий формирования у школьников (9-11 классов) ? экологической культуры при изучении местной экологической ситуации.
Объект исследования - процесс формирования экологической культуры школьников (9-11 классов) в дополнительном экологическом образовании.
Предмет исследования - компоненты экологической культуры и условия ее формирования у старшеклассников при изучении местной экологической ситуации.
Гипотеза - формирование экологической культуры школьников (9-i 1 классов) при изучении местной экологической ситуации во внеурочное время будет проходить эффективно, если: ^ ? модель формирования экологической культуры старшеклассников в дополнительном экологическом образовании будет построена с учетом изучения состояния основных экологических сред (воздуха, воды, почвы, биоты); компонентами модели будут следующие блоки: познавательный, исследовательский (поисковый), рефлексивно-деятельностный;
• в основу содержания программы и практикума как средств реализации модели будет положено изучение особенностей местных экологических проблем; организационно-педагогические условия реализации модели представляют собой комплекс взаимосвязанных компонентов формирования экологической культуры старшеклассников.
К критериям эффективности формирования у старшеклассников экологической культуры относятся:
• экологические знания (естественно-научные, ценностно-нормативные, практические), связанные с изучением региональных и локальных экологических проблем;
• культура чувств (сопереживание, сочувствие, чувство личной ответственности);
• экологическое мышление, проявляющееся в развитости умения осуществлять рефлексивную деятельность, направленную на разрешение сложившейся природной ситуации;
• культура экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка при изучении местной экологической ситуации.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи:
1. Выявить и охарактеризовать организационно-педагогические условия формирования экологической культуры старшеклассников в дополнительном экологическом образовании при изучении местной экологической ситуации.
2. Разработать модель формирования экологической культуры старшеклассников в рамках дополнительного экологического образования и выявить организационно-педагогические условия ее реализации.
3. Разработать программу факультативного курса (кружка) и практикум, направленные на формирование экологической культуры старшеклассников во внеурочное время.
4. Проверить эффективность разработанных модели, программы и практикума опытно-экспериментальным путем.
Методологическую основуисследования составили философские идеи о взаимосвязи человека и общества с природой, дидактические и методологические концепции содержания непрерывного экологического образования, в частности:
• теория коэволюции {В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев)',
• национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации (С.В. Алексеев, С.А. Степанов, Б. Шарье, Г.А. Ягодин);
• концепция общего среднего экологического образования {Н.Ф.Винокурова, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, В.М.Константинов, Н.М.Мамедов, И.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина, Н.М.Чернова).,
• теория деятельности как движущей силы развития психики {О.САнисимов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
• технология развивающего обучения {В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);
• идеи о коллективно-распределительной деятельности (Л. С. Выготский);
• принципы рефлексивной психологии в развитии творческих возможностей учащихся (А.З.Зак, Т.Ю.Колошина, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов).
Решая поставленные задачи в ходе исследования были использованы следующие методы:
• • теоретические: анализ и обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философии, педагогике, психологии, методике по теме исследования;
• эмпирические: наблюдение, устные опросы (беседы, интервью), анкетирование, экспериментальное обучение на основе разработанных модели, программы и практикума по формированию экологической культуры старшеклассников во внеурочное время.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических и научных психолого-педагогических позиций; применением теоретических и научных методов (в частности, проверка достоверности экспериментальных данных проводилась непараметрическим методом математической статистики - критерием ? (кси-квадрат)); выбором контрольной и экспериментальной групп.
Эмпирич е с куюбазуисследования определили общеобразовательные школы Солнечногорского района Московской области (школы №2, №4, №6, №7, «Лесные озёра», совхоза «Солнечный»), школы г.Москвы (№446 района Соколиная Гора и №351 района Восточное Измайлово ВАО). Объём выборочной совокупности 411 человек.
Опытно-экспериментальную базу исследования составила муниципальная общеобразовательная школа №7 г.Солнечногорска Московской области - учащиеся 10 класса (контрольная группа - 25 человек) и школа №446 с углублённым изучением предметов образовательной области «Экология» г.Москвы Восточного административного округа - учащиеся 10 класса (экспериментальная группа - 24 человека).
Научная новизна исследования: • Выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия реализации модели формирования экологической культуры старшеклассников в дополнительном экологическом образовании (для познавательного блока модели - применение развивающих игр, участие старшеклассников в олимпиадах, проектах, программах, семинарах, конкурсах рисунков, плакатов по экологии; для исследовательского -организация практикумов по экомонигорингу, участие старшеклассников в эколагерях, научных обществах, развитие электронной поддержки посредством электронной почты телекоммуникаций; для рефлексивио-деятельностного - участие школьников 9-11 классов в разнообразных видах природоохранной деятельности, в движениях, направленных на сохранение и восстановление богатств своего края, в работе советов по экологии при городских и муниципальных органах).
Определены содержание, формы и средства формирования экологической культуры старшеклассников в системе дополнительного непрерывного экологического образования (изучение состояния основных экологических сред - воздуха, воды, почвы, биоты - бригадами, микрогруппами или индивидуально с помощью практикумов, развивающих игр по экологии, участия старшеклассников в эколого-образовательных проектах, программах, семинарах, эколагерях, в природоохранных акциях и т.д.).
Теоретическая значимость исследования: Построена теоретическая модель формирования экологической культуры старшеклассников во внеурочное время, основными компонентами которой являются: экологические знания, экологическое мышление, культура чувств, экологическое поведение; организационно-педагогические условия; дополнительное экологическое образование; местная экологическая обстановка; содержательные блоки.
Обоснованы взаимодействия единства блоков модели (познавательного, исследовательского и рефлексивно-деятельностного) через их развитие и освоение при формировании экологической культуры старшеклассников. Охарактеризованы особенности внедрения условий в модели (через единство блоков, где в одних случаях условия доминируют, а в других - дополняют и развивают сложившуюся ситуацию) в рамках дополнительного экологического образования.
Практическая значимость исследования: Построены программа факультативного курса (кружка) и практикум по экологии с учетом изучения особенностей местной экологической ситуации. Разработаны методические рекомендации по внедрению программы факультативного курса (кружка) и практикума при изучении местной экологической ситуации старшеклассниками в дополнительном экологическом образовании.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при создании программ формирования экологической культуры старшеклассников различных регионов с учетом местной экологической ситуации, в разработке учебно-тематических планов кружковой работы при изучении особенностей экологических проблем данного региона, при построении теоретических основ или принципов спецкурсов и спецпредметов для учителей, студентов педвузов и учащихся 9-11 классов, в проведении теоретических и практических занятий со старшеклассниками при изучении местной экологической ситуации.
Основные этапы исследования
Первый этап (1996 - 1999гг.) - теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и экологической литературы: определение цели, гипотезы и задач исследования, базы и программы исследовательской деятельности, проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап (1999 - 2001гг.) - разработка и обоснование теоретической модели, программы факультативного курса (кружка) и практикума по формированию экологической культуры старшеклассников, проведение поискового и формирующего экспериментов.
Третий этап (2001 - 2002гг.) - обобщение и анализ результатов экспериментальной работы, систематизация результатов исследования, формулирование выводов, оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в педагогической печати; основные результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседаниях кафедры естественно-экологического образования ИПК и ПРНО МО; на межрегиональных экологических конференциях «Эко -98» и «Эко -99» (г. Наро-Фоминск); на научно-практической конференции учителей Солнечногорского района «Растим, обучаем, воспитываем поколение, сумеющее сохранить природу» (г.Солнечногорск, апрель 2000 г.); на районном и окружном конкурсе «Учитель года - 2001» (г.Москва, декабрь-январь 2000-2001 гг.); на I Всероссийском молодёжном съезде участников летних полевых лагерей (г.Наро-Фоминск, 1-4 ноября 2001 г.).
Элементы разработанной модели, программы и практикума внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда школ Солнечногорского района Московской области.
Положения, выносимые на защиту:
1. Комплекс организационно-педагогических условий отражает содержание единства блоков модели (познавательного, исследовательского, рефлексивно-деятельностного), способствующих эффективному формированию компонентов экологической культуры.
2. Модель формирования экологической культуры старшеклассников, построенная на основе обоснования комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивает развитие компонентов экологической культуры личности, способной жить в согласии с природной средой и проявлять экологически оправданное поведение в повседневной жизни.
3. Подходами к эффективному формированию экологической культуры старшеклассников являются: познавательный, исследовательский и рефлексивно-деятельностный при изучении местной экологической ситуации.
4. Познавательная деятельность при изучении старшеклассниками местной экологической ситуации может быть сформирована на следующих уровнях: операциональном, предметном, рефлексивном и личностном.
Структуру диссертации составляют введение, две главы, заключение, библиография и приложения.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Тимофеева О.Ю. Экология Солнечногорского района - В кн.: Мое родное Солнечногорье. Учебное пособие по курсу "Краеведение". - М.: "Гном-Пресс", "Новая школа", 1998. - С.37-39.
2. Тимофеева О.Ю. Качество воды - основной фактор, влияющий на здоровье человека // IX научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся "Человек, здоровье, физическая культура и спорт": Материалы конференции. - Коломна, 1999. - С. 125126.
3. Тимофеева О.Ю. Экологический кружок как одно из условий формирования экологической культуры школьников в системе дополнительного образования // Современные проблемы образования /Под ред. А.П.Тимофеева - М.: Изд-во МПУ: «Народный учитель».-2001. - Вып. 1.-С.32-35.
4. Тимофеева О.Ю. Школьный экологический мониторинг как эффективное условие формирования экологической культуры старшеклассников при изучении местных экологических проблем // Современные проблемы образования / Под ред. А.П.Тимофеева. - М.: Изд-во МПУ «Народный учитель». - 2001. - Вып.2. - С.37-39.
5. Тимофеева О.Ю. Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников // Экологическое просвещение: теория и практика. - М.; РОО ЦДРЭП «Оберег». - 2001. - Вып. 2. - С. 28-31.
6. Тимофеева О.Ю. Рекомендации по проведению научно-исследовательских работ на примере организации школьного экологического мониторинга // Экологическое просвещение: теория и практика. - М.: РОО ЦДРЭП «Оберег». - 2001. - Вып. 2. - С. 36-40.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 131 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz