Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности. бесплатно
3:46 AM
Скачать Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности. бесплатно

Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности

Диссертация

Автор: Поскребышева, Татьяна Александровна

Название: Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности

Справка: Поскребышева, Татьяна Александровна. Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Поскребышева Татьяна Александровна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т] - Нижний Новгород, 2010 - Количество страниц: 176 с. ил. Нижний Новгород, 2010 176 c. :

Объем: 176 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I Развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников как педагогическая проблема
11 Понятие творчества и креативность личности
12 Взаимосвязь творчества и интеллекта
13 Факторы влияния на креативность и творческий процесс
ВЫВОДЫ по первой главе
ГЛАВА II Психолого-педагогические основы развития интеллектуально-творческого потенциала школьников средствами внеурочной деятельности
111 Особенности и условия развития интеллектуально-творческого потенциала в подростковом возрасте
112 Внеурочная деятельность как среда развития интеллектуально-творческого потенциала школьников
113 Педагогическое моделирование как основа создания организационных условий развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся
ВЫВОДЫ по второй главе
ГЛАВА III Опыт развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности
III 1 Организация школьного театра с целью интеллектуально-творческого развития учащихся
1112 Организация работы кружка «Школьная пресса» с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников
1113 Диагностические основы развития интеллектуально-творческого потенциала школьников
1114 Педагогический эксперимент по развитию интеллектуальнотворческого потенциала школьников 5- х - 8-х классов во внеурочной деятельности

Введение:

Актуальность исследования. Творческая индивидуальность каждого человека реализуется им в личной, общественной и профессиональной сферах. Актуальность исследования мы рассматриваем в связи с высокой востребованностью интеллектуально и творчески развитой личности. Школа призвана способствовать становлению такой личности. Данная задача ставится в государственных документах, таких как «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», Закон «Об образовании» Российской Федерации, «Концепция структуры и содержания общего среднего образования», Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа». Рассмотрение психолого-педагогических публикаций показывает, что в педагогической науке нет однозначного представления об интеллектуально-творческом потенциале школьника как феномене и научном понятии.
Изучение научных источников показало, что интеллектуальный потенциал большинство исследователей, вслед за Б.Г. Ананьевым, понимают как многоуровневую систему познавательных возможностей и сил человека. При этом первостепенное значение придается её главным характеристикам -различным психофизиологическим познавательным функциям, - таким, как память, внимание, мыслительная и сенсорно-перцептивная функции. В психопатических исследованиях доказана исключительно выраженная живость\ и вариативность данных характеристик интеллекта, которые проявляется, в частности, в школьные годы. Они показывают, главным образом, большие функциональные способности человека на разных этапах жизни в плане его развития и саморазвития. Именно детство характеризуется интенсивным развитием главных свойств и особенностей интеллектуального потенциала, основываясь на которые, в дальнейшее время, и, главным образом, в школьные годы сформировывается сложная индивидуальная организация интеллектуальной активности человека.
Понятие творческого потенциала многие крупнейшие педагоги трактуют как интегративное свойство человека (Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков и др.). Суть его состоит в определении природы творчества, одаренности как общей предпосылки развития творческого потенциала человека. Другие авторы творческие способности представляют как максимальное выражение способностей (Г. Айзенк, Д. Векслер, К. Гуревич, Дж. Равен и др.). Третьи связывают творчество с художественной областью деятельности. Так художественное творчество рассматривали в своих работах А.А. Адамян, Д.Благоев, А.И.Буров, Г.Д.Гачев, М.С.Кагана, Н.И. Киященко, В.П. Копнин, H.JI. Лейзеров и др.
Психолого-педагогическая наука накопила большое количество исследований по вопросам художественной деятельности, восприятия и эмоционального отношения к художественным произведениям (Р. Арнхейм, B.C. Мейлах, А. Пейпер и др.). Исследованию данного вопроса посвящены труды В.В. Алексеевой, Н.А. Дмитриевой, Н.М. Зубаревой, Н.Н. Фоминой, B.C. Щербаковой и др.
Вопросы воспитательного воздействия и общеразвивающего характера специально организованной художественно-эстетической деятельности изучались в работах Ю.П. Азарова, Д.Н. Джола, З.И. Калмыковой, Г.П. Калининой, Б.Т. Лихачева, и др.
Педагогическими проблемами внеурочной деятельности занимались такие ученые как Р.В. Банчуков, Д.А. Белоусов, Л.К. Голубев, И.П. Иванов, В.А. Караковский, В.О. Кутьев, Г.С. Меркин, Л.И. Новикова, Н.Е. Павлов, B.C. Селиванов, Л. Н. Селиванова, Н. П. Сенченков, В. Н. Соколова. Общая идея, объединяющая научные труды в данной области, состоит в трактовке данной деятельности как средства и условия формирования в личности школьника способностей ориентироваться в сложной социальной реальности и находить для себя возможность положительного осуществления высшей потребности человека — реализации своих творческих потенций.
Для нас представляется важным уточнить сущность интеллектуально-творческого потенциала как интегративного свойства человека, поскольку мы считаем, что для школьника, неспециализированного в своих предпочтениях, интеллектуально-творческий потенциал важен как продуктивная основа для познавательных, общественных и иных видов деятельности и всестороннего развития личности школьника. Данное свойство, несмотря на то, что оно присуще человеку, для своего развития требует обеспечения специальных условий в образовательном процессе. Об этом свидетельствуют исследования, посвященные изучению динамики интеллекта учащихся подросткового возраста, развития познавательных способностей учащихся - в процессе экологического образования, оперативного решения творческих мыслительных задач, в структуре познавательных способностей школьников, в учебном процессе, в системе непрерывного эстетического воспитания (Н.С. Иванова, С.Г. Паринова, А.А. Рожкова, И.Е. Садовникова, О.С. Чаликова и др.).
Проведенный анализ научной литературы показал, что к настоящему времени накоплена значительная научная база по проблеме развития интеллектуального и творческого потенциала личности школьника. Вместе с тем, внеурочная деятельность как средство развития интеллектуально— ^творческого потенциала учащихся в общеобразовательной школе не пол^^ила достаточного освещения и остаются неизученные аспекты ее использования. Один из них — аспект использования внеурочной деятельности как среды развития интеллектуально-творческого потенциала школьников.
Таким образом, изучение образовательной практики школы и анализ научно-педагогических источников позволяют выявить наличие противоречий: а) между потребностью современного общества в высоком уровне интеллектуально-творческого развития личности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий эффективного решения этой задачи в образовательной системе школы; б) между большими возможностями внеучебной деятельности в плане развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и недостаточной разработанностью данного аспекта образовательного процесса в теоретическом, организационном и технологическом аспектах.
Актуальность задачи формирования интеллектуально-творческого потенциала школьников, выявленные противоречия и объективная потребность школьной практики в разработке педагогических оснований организации внеурочной деятельности для решения данной задачи позволяют сформулировать научную проблему: каковы организационно-педагогические условия успешного развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности, а также определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке организационно-педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем организованную внеурочную деятельность школьников.
Предмет исследования: развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности.
Гипотезой исследования служит следующее предположение: внеурочная деятельность будет способствовать успешному развитию интеллектуально-творческого потенциала школьников, если: а) выявлена сущность интеллектуально-творческого потенциала личности школьника как продуктивная основа для познавательных, общественных и других видов деятельности и всестороннего развития личности школьника; б) осуществлено педагогическое моделирование внеурочной деятельности школьников как среды их интеллектуально-творческого развития; в) разработано психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности, способствующее формированию у школьников потребности в интеллектуально-творческом развитии и саморазвитии.
Обозначенная цель исследования и выдвинутая гипотеза предполагает решение следующих задач:
1. Выявить сущностные характеристики интеллектуально-творческого потенциала личности на основе реализации антропологического, аксиологического и личностного подходов.
2. Выявить возрастные характеристики подросткового возраста, особенности развития интеллектуально-творческого потенциала школьников данного возраста.
3. Изучить содержание и особенности организации внеурочной деятельности как пространства развития интеллектуально-творческого потенциала школьников.
4. Разработать и апробировать педагогическую модель внеурочной деятельности, ориентированную на развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
5. Разработать совокупность форм и методов психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности школьников.
Методологические основы исследования: философские положения о социальной сущности творческой деятельности человека, целостности и системности его развития; общепедагогические положения о целостности педагогических процессов формирования и развития личности; диалектический подход к пониманию процесса воспитания; научные положения о творчестве и творческой деятельности.
Теоретическими основами исследования служат положения психолого-педагогических и социально-педагогических концепций о человеке как личности и субъекте развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, JI.C. Выготский, А.Г. Ковалев, Д.А. Леонтьев, И.Д.Фельдштейн, JI.B. Филиппова и др.); положения личностно-ориентированного и деятельностного подходов к планированию и организации педагогического процесса и образовательной среды (Е.В. Бондаревская, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, С.Л. Рубинштейн); положения аксиологического подхода в образовании (Л. А. Венгер, В. А. Сластенин и др.); положения психологической и педагогической теории о целостности образовательного пространства учебного заведения и особенностях воспитания и обучения на разных возрастных этапах (А.А.Бодалев, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, В.А.Ясвин и др.).
Решение и реализация целей и задач исследования определили необходимость использования комплекса психолого-педагогических методов: теоретический анализ научных публикаций и нормативных документов по изучаемой проблеме; тестирование, наблюдение, анкетирование, метод беседы, педагогического эксперимента, методы статистической обработки полученных результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 134 человека, учащиеся 5-х - 8-х классов.
Организация и этапы исследования. Исследование было проведено в период с 2006 по 2010 г.г. и состояло из трех основных этапов.
На перволг этапе (2006 — 2007 г.г.) проводился теоретический анализ проблемы формирования и развития интеллектуально-творческого потенциала школьников средствами внеурочной деятельности, а также эмпирическое исследование данного вопроса в системе общеобразовательной школы. Данный этап был посвящен формулированию проблемы, цели, определения предмета, объекта исследования, рабочей гипотезы.
На втором этапе (2007 - 2008 г.г.) проводилась разработка системы внеурочных занятий со школьниками, обобщение теоретических основ исследования, разработка модели организации внеурочной деятельности, определение содержательных и организационных основ опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2008 - 2010 г.г.) был посвящен опытно-экспериментальной работе на базе МОУ СОШ № 33 г. Н. Новгорода, осуществлению сбора информации, ее поэтапной обработке и педагогической интерпретации, а также систематизации полученных результатов опытно-экспериментальной работы, определению главных выводов, оформлению материалов исследования в виде рукописи диссертации.
Научная новизна исследования:
• выявлены и научно обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие развитию интеллектуально-творческого потенциала школьников средствами внеурочной деятельности; разработана педагогическая модель факультативно-кружковой организации внеурочной деятельности учащихся в общеобразовательной школе; разработаны формы и методы психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности;
• уточнены сущностные характеристики понятий интеллектуально-творческого потенциала школьников и внеурочной деятельности как пространства его развития;
• выявлена положительная динамика развития интеллектуально-творческого потенциала школьников в организованной внеучебной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: выявлены теоретические основы развития интеллектуально-творческого потенциала школьников средствами внеурочной деятельности; уточнены понятия «интеллектуально-творческий потенциал», «внеурочная деятельность»; создана педагогическая модель внеурочной деятельности, позволяющая осуществить дальнейшие научно-педагогические разработки в направлении создания условий для интеллектуально-творческого развития школьников.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении в практику общеобразовательной школы системы развития интеллектуально-творческого потенциала школьников при факультативно-кружковой организации внеурочной деятельности. В диссертации содержатся определенные выводы и положения, которые способны обеспечить общедоступность проектирования работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала школьников средствами внеурочной деятельности в системе общеобразовательной школы.
Апробация и внедрение результатов исследования реализовывалось в процессе опытно-экспериментальной деятельности в 5-х — 8-х классах общеобразовательной школы № 33 г. Н. Новгорода в период с 2006 по 2010 г.г. Практические разработки автора были представлены на научных конференциях, в научных публикациях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигается опорой на фундаментальные психолого-педагогические подходы и ведущие педагогические концепции; комбинированием теоретических и эмпирических методов в исследовании; количественными и качественными методами обработки результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Комплекс организационно-педагогических условий, как совокупность взаимосвязанных мер теоретического и практического характера, обеспечивающих целенаправленное развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности и подразумевающих: осмысление процесса формирования; определение сущности, содержания, форм и методов работы со школьниками; осуществление внеурочной деятельности как элемента целостного образовательного процесса школы.
2. Обоснование сущности понятия «интеллектуально-творческий потенциал», позволяющее определить его как интегративную характеристику личности, характеризующуюся единством когнитивного (познавательного), эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов. Данные компоненты определяются в качестве показателей, которые служат основанием для выявления уровня развития интеллектуально-творческого потенциала школьников.
3. Педагогическая модель факультативно-кружковой организации внеурочной деятельности, направленной на развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов: диагностического, целевого, содержательного, технологического и рефлексивно-оценочного.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 138 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz