Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже. Бонарева, Наталья Дмитриевна бесплатно
5:17 AM
Скачать Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже. Бонарева, Наталья Дмитриевна бесплатно
Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже

Диссертация

Автор: Бонарева, Наталья Дмитриевна

Название: Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже

Справка: Бонарева, Наталья Дмитриевна. Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Бонарева Наталья Дмитриевна; [Место защиты: Барнаул. гос. пед. ун-т] Барнаул, 2008 258 c. : 61 08-13/515

Объем: 258 стр.

Информация: Барнаул, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования профессиональной готовности специалиста в колледже
11 Теоретические предпосылки формирования профессиональной готовности специалиста в условиях имитационного моделирования
12 Условия формирования профессиональной готовности специалиста в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Алтайского края
13 Формирование профессиональной готовности специалиста через учебную имитационную фирму
Выводы по первой главе
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели функционирования и развития учебной имитационной фирмы в колледже
21 Организация и методика опытно-экспериментальной работы
22 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
23 Методические рекомендации по развитию учебной имитационной фирмы в колледже
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования и постановка проблемы. На современном этапе развития общества предъявляются повышенные требования к специалистам любой отрасли, что обусловлено необходимостью обеспечения рынка труда конкурентоспособными кадрами. От того, каким выпускник придёт в профессию, насколько он окажется готовым к активной профессиональной деятельности, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и профессионального роста, в полной мере зависят успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности. И этот факт сегодня не вызывает сомнения.
В общих требованиях Государственных образовательных стандартов относительно уровня образованности выпускников средних специальных учебных заведений отмечается, что выпускник должен быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и планированию своей деятельности, к самостоятельным действиям в условиях неопределённости, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремиться к творческой самореализации.
В настоящее время важно учитывать и требования социальных партнёров, в частности, работодателей, к системе обучения, что позволит стремиться не просто к реализации различных нетрадиционных технологий, а к успешному развитию профессионального образования с учётом выработанных целевых характеристик выпускника в зависимости от специальности. Целевые характеристики выпускника колледжа должны определяться посредством многоуровневой работы с работодателями.
Реализация требований работодателей возможна за счёт повышения качества учебного процесса в колледже. Качество учебного процесса определяется через качество готовой продукции, т.е. выпускника-специалиста. Понятие «качество» можно определить как степень приближения к эталону, определяемому работодателем, или как меру способности выпускников выполнять свои профессиональные функции.
Для колледжа планирование «качества» специалистов обуславливает сам подход к организации учебного процесса. Реализация качества происходит через управление качеством учебного процесса и оценивается через показатели качества его носителя — студента и специалиста-выпускника. Для того, чтобы показатели «качества» студента-специалиста максимально приближались к показателям качества, установленным работодателем, следует не только совершенствовать систему теоретического обучения, но и практического, делая упор на приобретение, углубление и совершенствование профессиональных умений и навыков.
Существующая система профессионального обучения в колледжах чаще всего не учитывает в совокупности потребности работодателей, как, на первоначальном этапе, так и на протяжении всего процесса обучения, недостаточно учитывает отраслевую направленность, а в результате возникают сложности с-трудоустройством и реализацией будущим специалистом полученных профессиональных навыков в конкретной должности.
Традиционная система подготовки специалистов в средней профессиональной школе не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности. Решить данный вопрос считается возможным за счёт создания организационно-педагогических условий для развития учебной имитационной фирмы на базе колледжа.
Методологические проблемы качества профессиональной подготовки получили освещение в исследованиях В. П. Беспалысо, С. Б. Голуб, Г. Б. Скок, Г. П. Щедровицкого. Внедрению компетентностного подхода в образование посвящены труды И. А. Зимней, В. А. Козырева, Е. А. Ракитиной, Л. А. Трубиной и других. Пути формирования познавательного интереса и мотивации учебной деятельности студентов детально раскрыты в работах Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой. Приёмы формирования умений самообразования проанализированы С. В. Калининой, А. М. Матюшкиным, Т. И. Шамовой и другими. Совершенствованию учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования посвящены работы Н. А. Моревой, Л. Г. Семушиной, Д. В. Чернилевского.
В трудах С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, И. Д. Клочкова получили теоретическое обоснование общие проблемы производственного обучения. Процесс формирования профессиональной готовности студента в рамках отдельных учебных дисциплин и в целом по специальностям охарактеризован С. А. Бондаренко, О. Ф. Брыксиной, Г. А. Ворониной, Н. И. Диканской, Е. М. Разинкиной и другими исследователями. Развитие личностных качеств в единстве с профессиональными навыками и умениями рассмотрено в работах С. И. Архангельского, С. Я. Батышева, И. С. Кона и других. Опыт использования имитационных технологий обучения в процессе формирования профессиональных навыков представлен в работах Е. П. Веретенниковой, Н. М. Изофатовой, И. В. Тибирькова и других.
В данной работе часто употребляются понятия: практическое и производственное обучение. Согласно работ В. А. Сластёнина, практическое обучение — это более широкое понятие, чем производственное. Производственное обучение рассматривается В. А. Сластёниным как одна из форм практического обучения, именно в этом контексте мы и использовали данное понятие в работе. К тому же в Государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования в качестве элементов учебного процесса выделены теоретическое обучение и производственная (профессиональная) практика, поэтому использование в работе термина «производственное обучение» считаем целесообразным.
Проблемы профессиональной подготовки находят отражение в различных исследованиях, накоплен достаточный научный и практический потенциал для дальнейшей разработки идей и повышения качества производственного обучения в колледже. Однако подавляющее большинство исследований посвящено отдельным направлениям системы производственного обучения, а по её совершенствованию через учебную имитационную фирму накоплен незначительный опыт.
Многие колледжи осознали необходимость в создании и развитии учебной имитационной фирмы, но процессу её включения в систему производственного обучения препятствует то, что деятельность учебных имитационных фирм не получила должного теоретического обоснования и всестороннего рассмотрения.
В этой связи существует противоречие между необходимостью выявления совокупности организационно-педагогических условий развития учебной имитационной фирмы в колледже и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории образования и практической деятельности.
Указанное противоречие составило проблему исследования, которая заключается в определении организационно-педагогических условий развития учебной имитационной фирмы, обеспечивающих повышение эффективности системы производственного обучения колледжа.
Наличие проблемы предопределило выбор темы исследования «Организационно-педагогические условия развития учебной имитационной фирмы в колледже».
Цель исследования - разработать и внедрить модель функционирования и развития учебной имитационной фирмы в систему производственного обучения колледжа на основе выявленных организационно-педагогических условий.
Объект исследования - организация производственного обучения студентов в колледже.
Предмет исследования - совокупность организационно-педагогических условий развития учебной имитационной фирмы в колледже.
В ходе исследования выдвинута гипотеза, которая заключается в том, что система производственного обучения студентов будет более эффективной, если:
• создать организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие учебной имитационной фирмы;
• сконструировать и внедрить модель функционирования и развития учебной имитационной фирмы (разработанную в зависимости от выбранного типа организационной структуры) в систему производственного обучения студентов колледжа;
• разработать в соответствии с нормой-образцом шкалу оценки практической подготовки студента.
Проблема, предмет и цель обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
• провести теоретический анализ работ из различных отраслей научного знания по проблеме исследования, изучить влияние методов производственного обучения на формирование профессиональной готовности специалиста;
• раскрыть особенности инновационной деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования в сфере производственного обучения студентов;
• определить роль учебной имитационной фирмы в системе производственного обучения колледжа;
• опытно-экспериментальным путём проверить эффективность модели функционирования и развития учебной имитационной фирмы; =
• разработать и внедрить методические рекомендации по организации деятельности учебной имитационной фирмы в колледже.
Методологическую основу исследования составили: концептуальные положения системного подхода (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский; Э. Г. Юдин); теория о ведущей роли деятельности в формировании умений и навыков (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластёнин и др.); теоретические основы педагогических исследований (В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, И. К. Шалаев, А. А. Шаповалов); научные основы систематизации знаний, умений и навыков (И. Я. Лернер, Т. И. Шамова); современные педагогические концепции, раскрывающие управленческие отношения и способы управленческой деятельности (С. И. Архангельский, М. М. Поташник и др.).
Конкретная методология, опирается на работы учёных, раскрывающих: концепции формирования профессиональной готовности специалиста (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Н. Леонтьев); закономерности и тенденции подготовки будущих специалистов (М. Т. Громкова, Г. Н. Жуков, Э. Ф. Зеер, П. Ф. Кубрушко, В. А. Сластёнин и др.); процесс создания комплекса организационных и педагогических условий (В. И. Андреев, Г. В. Лаврентьев и др.); связь обучения с будущей профессиональной деятельностью (А. А. Вербицкий); вопросы практики в аспекте имитационного моделирования (В. А. Давыдов).
Ведущая идея исследования заключается в том, что эффективность производственного обучения студентов в колледже можно повысить за счёт развития учебной имитационной фирмы.
В ходе исследования использованы следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, экономической и социологической литературы по проблеме исследования; моделирование; контент-анализ понятий); эмпирические: методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование), наблюдение, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок и самооценок, математическая обработка полученных данных.
Решение поставленных задач позволило нам вынести на защиту следующие положения:
1. Успешность процесса формирования профессиональной готовности специалиста в учебной имитационной фирме предполагает создание системы, включающей следующие элементы: организационно-педагогические условия, критерии, диагностический, целевой, содержательный и технологический блоки.
2. Регламентация деятельности учебной имитационной фирмы осуществляется на основании Положения, которое состоит из следующих разделов: общие положения; управление учебной имитационной фирмой; права студентов и преподавателей, работающих в учебной имитационной фирме; обязанности студентов и преподавателей, работающих в учебной имитационной фирме; ответственность студентов и преподавателей, работающих в учебной имитационной фирме; порядок предоставления отчётности по учебной имитационной фирме; контроль за деятельностью учебной имитационной фирмы. Данное Положение является основным документом, регламентирующим деятельность учебной имитационной фирмы.
3. Повышение уровня развития учебной имитационной фирмы, как в целом к изменениям внешней среды, так и к изменениям требований работодателей к системе формирования профессиональной готовности специалиста в процессе производственного обучения обеспечивается организационной структурой учебной имитационной фирмы, включающей в себя виртуально и реально функционирующие организации (предприятия) различной специализации.
4. Эффективность процесса формирования профессиональной готовности специалиста в учебной имитационной фирме обусловлена введением в систему производственного обучения колледжа модели функционирования и развития учебной имитационной фирмы, которая позволяет на её основе планировать и организовывать деятельность учебных имитационных фирм различной специализации.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Барнаульский торгово-экономический колледж» (ФГОУ СПО «БТЭК»). На разных этапах в исследовании участвовало около 800 человек: заведующие отделением по практике, методисты, специалисты сфер торговли, общественного питания, повышения квалификации работников среднего профессионального образования, социальные партнёры, а также преподаватели колледжей и студенты. Численность контрольных групп выбранных специальностей составила 304 студента, экспериментальных групп - 307.
Исследование проведено в три этапа.
Первый этап (2002-2003 гг.) - поисковый - изучено состояние проблемы производственного обучения студентов торгово-экономического колледжа; проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования; определены цель, объект, предмет, задачи и гипотеза исследования; выбраны методы исследования. Запланированы мероприятия по совершенствованию системы производственного обучения в колледже. Определены специальности для прохождения практики в учебной имитационной фирме.
Второй этап (2004-2005 гг.) — формирующий — систематизирован и обобщён теоретический и практический материал по проблеме исследования; сформирована организационная структура учебной имитационной фирмы; сконструирована модель функционирования и развития учебной имитационной' фирмы с учётом условий производственного обучения студентов в колледже и-требований работодателей; разработано Положение о функционировании учебной имитационной фирмы на базе ФГОУ СПО «БТЭК»; проведён формирующий этап эксперимента: реализованы программы практики для выбранных специальностей через усовершенствованную систему производственного обучения посредством включения в неё учебной имитационной фирмы в. соответствии с выдвинутой гипотезой, проанализированы промежуточные результаты производственного обучения, осуществлена корректировка отдельных элементов' деятельности учебной имитационной фирмы; экспериментально проверена результативность модели функционирования и развития учебной имитационной фирмы в аспекте производственного обучения студентов.
Третий этап (2006-2007 гг.) — завершающий — анализ и систематизация данных опытно-экспериментальной работы, оформление результатов проведённого исследования, проверка (статистически) выдвинутой гипотезы, завершение подготовки методических рекомендаций, их апробация, формулирование выводов и литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
• разработана шкала оценки (развитие личностных качеств студента, реализация знаний в процессе выполнения практических задач, владение техникой личной работы (умения), сформированность профессиональных навыков), позволяющая выявить уровень (оптимальный, допустимый, критический и недопустимый) практической подготовки студента колледжа после прохождения практики;
• предложена система формирования профессиональной готовности специалиста в учебной имитационной фирме, представленная организационно-педагогическими условиями, критериями, диагностическим, целевым, содержательным и технологическим блоками;
• выявлены организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие учебной имитационной фирмы (фасилитационная направленность деятельности педагога; использование комплекса практико-ориентированных средств, направленных на приобретение студентами опыта конструктивного профессионального становления; использование мониторинга процесса профессионализации и др.);
• разработано Положение о функционировании учебной имитационной фирмы, которое состоит из следующих разделов: общие положения; управление учебной имитационной фирмой; права студентов и преподавателей, работающих в учебной имитационной фирме; обязанности студентов и преподавателей, работающих в учебной имитационной фирме; ответственность студентов и преподавателей, работающих в учебной имитационной фирме; порядок предоставления отчётности по учебной имитационной фирме; контроль за деятельностью учебной имитационной фирмы;
• сформирована организационная структура учебной имитационной фирмы, в составе которой нашли отражение как виртуально функционирующие организации (предприятия), так и реально функционирующие;
• сконструирована и внедрена модель функционирования и развития учебной имитационной фирмы (разработанная в зависимости от выбранного типа организационной структуры).
Теоретическая значимость исследования заключается в:
• обосновании организационно-педагогических условий деятельности учебной имитационной фирмы в колледже;
• выявлении концептуальных основ созданной модели функционирования и развития учебной имитационной фирмы;
• обосновании совокупности принципов (интеграции, координации структурно-функциональной и содержательной целостности), реализующихся в контексте технологии моделирования учебной имитационной фирмы в колледже.
Практическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы теоретического и опытно-экспериментального исследования доведены до конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы для: целенаправленной подготовки будущих специалистов в условиях учебной имитационной фирмы в колледже; создания учебно-методических комплексов в разрезе специальностей и видов практики; разработки образовательных программ по искомой проблеме; подготовки методических указаний по организации деятельности учебной имитационной фирмы в зависимости от специализации; создания пакета нормативной документации учебной имитационной фирмы; формирования информационной базы учебной имитационной фирмы.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями автора; использованием достижений педагогической, психологической, социологической отраслей науки в разработке данной проблемы; применением совокупности наиболее оптимальных теоретических и эмпирических методов исследования; репрезентативностью и статистической значимостью опытных данных, а также сопоставлением полученных результатов с имеющимся педагогическим опытом в сфере практического обучения и имитационного моделирования.
Личное участие соискателя состоит в теоретической и практической разработке основных положений по исследуемой проблеме и непосредственном внедрении и руководстве опытно-экспериментальной работой в качестве руководителя учебной имитационной фирмы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы доложены и получили одобрение на международных (Барнаул, 2007; Пенза, 2007), всероссийских (Барнаул, 2004; Челябинск, 2005; Пенза, 2007), межрегиональных (Барнаул, 2004) научно-практических конференциях, заседаниях Совета директоров ССУЗов Алтайского края (Барнаул, 2006) и кафедре психологии управления Барнаульского государственного педагогического университета.
Результаты опытно-экспериментальной работы представлены на международном образовательном форуме «УЧСИБ - 2007» (Новосибирск, 2007), где проект «Учебная имитационная фирма как гибкая технология практического обучения» отмечен большой Международной золотой медалью, а проведённый мастер-класс по теме «Роль социальных партнёров в реализации инновационных технологий практического обучения» (на примере функционирования учебной имитационной фирмы) - дипломом; на международном конгрессе-выставке «GLOBAL - EDUCATION - ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ - 2007» (Москва, 2007), где представлен мастер-класс «Торговая фирма АлтайБио как одно из структурных подразделений учебной имитационной фирмы», который отмечен дипломом лауреата; во Всероссийском выставочном центре на форуме «Современная образовательная среда» (Москва, 2006), где проведена презентация проекта «Учебная имитационная фирма как гибкая технология практического обучения», проект отмечен серебряной медалью и дипломом Всероссийского выставочного центра.
Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы доведены до методических рекомендаций «Организация деятельности учебной имитационной фирмы в колледже», которые используются в профессиональной практике колледжей различных регионов России.
Результаты исследования отражены в 13 публикациях автора общим объёмом - 13,8 п. л., в том числе в рецензируемом научном журнале, включённом в Перечень ВАК РФ.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 177 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz