Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности. Власова, Елена Викторовна бесплатно
10:55 PM
Скачать Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности. Власова, Елена Викторовна бесплатно
Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности

Диссертация

Автор: Власова, Елена Викторовна

Название: Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности

Справка: Власова, Елена Викторовна. Особенности коммуникации в различных видах групповой деятельности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Москва, 1998 182 c. : 61 98-19/252-4

Объем: 182 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

Введение
Глава L Основные направления анализа групповой деятельности в отечественной и зарубежной социальной психологии,
Глава 2 Исследования коммуникации в групповой деятельности\
Глава 3 Эмпирическое исследование коммуникации в групповой и совместной деятельности
§1 Программа исследования
§2 Процедура исследования
§3 Программа обработки и анализа данных
§4 Результаты исследования
Результаты первой серии эксперимента совместная деятельность)
Результаты второй серии эксперимента групповая деятельность)
Коммуникация в групповой и совместной деятельности
Выводы

Введение:

У Психология малых групп - достаточно традиционная и интенсивно разрабатываемая область социальной психологии. Неизменную популярность в этой области социально-психологического знания приобретают проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений (групп). Это обусловлено целым рядом причин, основной из которых является являются запросы практики, обусловленные ростом коллективных форм организации человеческой деятельности. Решение сложных проблем, будь то производственные, педагогические, политические, сейчас все чаще происходит в совместной работе с другими (в разного рода группах), и, соответственно, наиболее актуальным становится изучение проблем организации и управления людьми, включенными в такие группы, эффективности таких форм деятельности^
Результаты эмпирических исследований [87, 100] показывают, что группа оказывается активнее и успешнее тогда, «когда проблема, подлежащая решению, так сложна, что она (сложность) превышает способности одного высококвалифицированного члена группы» (100, с.329). Сложные решения чаще всего связаны с осуществлением власти. Здесь также становится явным преимущество группы (как было показано в исследованиях [87, 93, 100] коллективные решения скорее признаются (принимаются) участниками, нежели единоличные решения).
Ситуация использования процедуры группового решения для ее участников означает необходимость вербализации индивидуальных мыслительных процессов. Так как в ситуации решения проблем в группе язык является главным инструментом опосредования мыслительных процессов, кажется осмысленным сконцентрироваться, прежде всего, на наблюдении и анализе вербального взаимодействия, иными словами, исследовать процесс коммуникации.
Обязательность коммуникативных процессов для всех социальных процессов находится в удивительном несоответствии с состоянием и значимостью их научного анализа [97]. Это связано с некоторым рядом причин. Прежде всего, сам факт того, что коммуникация происходит так повседневно и привычно, что овладение ею (для успешного осуществления) очень редко выступает в сознании как проблема. Watzlawick подчеркивает, что «очевидно, что человек с первых дней своей жизни начинает усваивать правила коммуникации, несмотря на то, что сами эти правила лишь когда-нибудь будут осознаны им». [103, с.12] Зачастую только глобальные нарушения коммуникативных процессов способствуют осознанию функций и последствий коммуникации, причин неуспешности того или иного вида деятельности.
В качестве второй причины немногочисленности исследований коммуникации многими авторами называются беглость коммуникативных процессов, их недостаточная фиксируемость, а, следовательно, и трудности анализа.
Нельзя не отметить тот факт, что проблема коммуникации является междисциплинарной. В философии, лингвистике, языкознании накоплен обширный материал теоретического анализа коммуникации как процесса приема, передачи, кодирования, декодирования информации, построены различные модели коммуникативного процесса. [3, 11, 23, 36, 56, 61, 73, 83, 97] Несомненно, теоретическое осмысление проблемы обмена информацией вносит вклад в понимание конкретных аспектов данной проблемы, но абстрагирование от конкретной деятельности, в которой осуществляется этот процесс, не дает целостного понимания данного феномена.
Поскольку от адекватности и успешности коммуникации, протекающей в деятельности, во многом зависит ее эффективность, наиболее актуальным, на наш взгляд, является изучение коммуникативных процессов в различных видах деятельности. В данной работе не рассматриваются конкретные виды профессиональной деятельности, поскольку различные их составляющие могут быть сведены к основным видам взаимодействия при решении проблем в малых группах - групповой и совместной деятельности.
Существующие в социально-психологической литературе [3, 14, 16, 22, 37, 40, 63] разногласия в представлениях о групповой и совместной деятельности сподвигли нас на эмпирическое исследование, исходной посылкой которого являлось разведение понятий «групповая» и «совместная» деятельность как на теоретическом, так и на операциональном уровнях.
Главный акцент в данном исследовании сделан на коммуникативных процессах, разворачивающихся в процессе групповой или совместной деятельности, поскольку их значимость и, зачастую, необходимость для успешности работы группы (коллектива) подчеркивается многими исследователями. [4, 5,20, 32, 33, 39,43,49]
Объектом исследования выступали экспериментальные группы из четырех человек, перед которыми ставились задачи взаимодействия.
Предметом исследования служили коммуникативные процессы в группах, занятых различными видами групповой деятельности.
Цель исследования - выявление специфических особенностей речевого взаимодействия при реализации членами групп групповой и совместной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Разработать категориальную схему анализа речевого взаимодействия в группе.
2. Выявить характерные особенности коммуникации, разворачивающейся в процессе конкретной деятельности.
3. Выявить специфику в организации взаимодействия в гетерогенных и гомогенных по ролевому составу группах.
4. Проверить связь характера коммуникации и эффективности работы групп, занятых различными видами групповой деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Характер реализуемой группой деятельности определяет динамику и качественное своеобразие коммуникативных процессов.
2. Общая речевая активность участников определяется видом деятельности, разворачивающейся в группе.
3. Ролевая структура группы взаимосвязана с характером коммуникации при групповых формах решения задач.
Научная новизна и теоретическая значимость
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе четко разведены понятия «групповая» и «совместная» деятельность как на теоретическом, так и на операциональном уровне. Рассмотрена специфика коммуникации в групповой и совместной деятельности с помощью разработанного единого аналитического аппарата. Выбор групп с разными исходными ролевыми позициями позволил исследовать влияние ролевого состава группы на эффективность взаимодействия.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что обогащая научные представления об основных характеристиках такого социально-психологического феномена, как деятельность в группе, его результаты вносят вклад в понимание сущности совместной деятельности, как вида групповой деятельности. В частности, выявлена качественная специфика коммуникативного взаимодействия в рамках совместной деятельности по сравнению с групповой; выявлены условия, которые способствуют успешности групповой деятельности, факторы, могущие обеспечить эффективность совместной деятельности.
Практическая значимость работы
Выявление особенностей процесса деятельности малой группы, условий превращения ее в успешного субъекта коллективной деятельности могут способствовать оптимизации работы группы по принятию сложных решений. Детальный анализ факторов, способствующих или препятствующих достижению позитивного результата, позволяет разработать адекватные средства построения продуктивных моделей решения задач в группе.
Привлечение к участию в исследовании не только учащихся, но и их педагогов, помещение их в нестандартные для традиционного обучения условия, позволило провести социально-психологический анализ педагогического взаимодействия как модельного варианта взаимодействия участников с разными исходными ролевыми функциями. Выявление факторов, влияющих на эффективность данного вида взаимодействия, позволило разработать рекомендации по повышению успешности взаимодействия педагога с учениками.
Кроме того, анализ способов построения и организации экспериментального взаимодействия учителя с учениками, а также их влияния на успешность работы педагога с детьми позволяет смоделировать продуктивные формы учебного взаимодействия.
Материалы диссертационного исследования могут использоваться в консультативной работе с педагогами и учениками, в разработке конкретных моделей учебных (обучающих) задач нового типа, построенных на принципах учебного сотворчества, сотрудничества.
Данные диссертационного исследования использовались в работе школьной психологической службы для создания цикла групповых занятий по обучению школьников навыкам взаимодействия (совместной работы) как друг с другом, так и с учителями, в консультативной работе с педагогами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 99 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz