Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 28 » Скачать Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников. Дуранов, Игорь Михайлович бесплатно
10:47 PM
Скачать Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников. Дуранов, Игорь Михайлович бесплатно
Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников

Диссертация

Автор: Дуранов, Игорь Михайлович

Название: Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников

Справка: Дуранов, Игорь Михайлович. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Челябинск, 1991 186 c. : 61 00-13/352-5

Объем: 186 стр.

Информация: Челябинск, 1991


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВ
НОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ 14
11 Методологические принципы исследования и организации процесса формирования гражданской активности учащихся 14
12 Педагогическая теория и практика формирования гражданской активности школьников 24
13 Пути интенсификации гражданской активности старшеклассников 39
ГЛАВА П ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ 62
21 Организационные условия и принципы опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской активности учащихся 62
22 Управленческий подход к формированию гражданской активности учащихся 73„
23 Процессуальные особенности опытно-экспериментальной работы и ее результаты Ю4

Введение:

Вся история народов Содружества независимых государств, ее передовые представители И.Алтансарин, В.Г.Белинский, Ч.Ч.Валиха-нов, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, А.Н.Радищев, К.Д.УшинскиЙ, Н.Г. Чернышевский и многие другие мечтали о воспитании гражданина своего Отечества, преданного своему народу. В их понимании гражданственность, гражданская активность - цель воспитания. Не случайно Н.А.Некрасов писал, что поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан. Следовательно, вопрос стоит о воспитании гражданственности, гражданской активности молодежи. Воспитание гражданственности теснейшим образом связано с гражданской честью, гражданским достоинством, гражданским долгом. Гражданственность становится идеалом, а гражданская активность - средством его достижения, преобразованием общества на демократических началах.
Содружество независимых государств переживает сложный этап своего развития, который полон политических, социальных, экономических противоречий, размывания общественных идеалов. Подрастающие поколения, школа оказались без реальных идеалов, а учительство без ясной воспитательной цели. В жизни и школе разрыв между словом и делом вопиющи. Возникает необходимость сосредоточить внимание на вопросах воспитания гражданственности, гражданской активности молодежи. "Гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного", - отмечает Б.З.Вульфов (4.22. - С. 31). Следовательно, воспитание гражданственности, гражданской активности - потребность общества, вступившего на путь коренных преобразований, формировав ния правовой общественной системы.
Естественно, что отсутствуют педагогические исследования, посвященные формированию гражданской активности в условиях становления правового государства. Пока не исследованы факторы и уеловия, средства и организационные формы становления гражданственности, гразданской зрелости, гражданской активности молодежи.
Анализ педагогических исследований показывает, что ученые педагоги данной проблемой интересовались давно. Так, Ю.А.Марини-на в 196? г. в своей кандидатской диссертации раскрывает понятие "гражданской зрелости", содержание и методы работы по ее формированию у старших школьников в обучении; Д.С.Яковлева в 1970 г. в своей диссертации рассматривает понятие"гражданственности" и стимулы ее формирования в общественно полезной деятельности учащихся; В.И.Кожарев в 1975 г. в кандидатской диссертации рассматривает содержание, методы и формы формирования гражданской зрелости -на основе взаимосвязи учебной и внеклассной работы. Автор сосредоточил основное внимание на выполнении учащимися интернационального и патриотического долга; К.Г.Баиманов в 1986 г. в диссертации раскрывает вопросы воспитания патриотизма во внеклассной работе; Г.А.Кажигалиева в 1990 г. в диссертации дает обстоятельный анализ состояния внеклассной работы в национальной школе,
В той или иной мере вопросы гражданственности и ее формирования исследовали Л.М.Архангельский, Н.А.Асипова, М.С.Бабаев, С.Ба-баджанова, Н.И.Болдырев, М.Г.Заирова, А.В.Засимовский, Ч.М.Ерме-кова, Г.Ибрагимов, М.С.Исматова, Е.И.Кокорина, Г.И.Муханова, Л.И. Рувинский, В.А.Сухомлинский, Д.Ш.Турсунов, Г.А.Уманов и другие: в процессе обучения, трудовой деятельности, нравственного воспитания, выполнения патриотического и интернационального долга. Однако, вопросы воспитания гражданской активности учащихся в процессе их общественно полезной деятельности не были предметом обстоятельного изучения.
Анализ работы школы показывает, что формирование гражданской активности происходит стихийно, без должного теоретического и методического обеспечения. В условиях перестройки социально-экономических отношений, становления правового государства, формирование гражданской активности не рассматривалось.
Следует заметить, что воспитание гражданственности, гражданской активности в современных условиях связано с очищением от вульгарно-классового, ложно-интернационального наслоений, с приобщением к родникам народной педагогики.
Воспитание активного гражданина-гуманиста с опорой на нравственное и трудовое воспитание, общечеловеческие ценности - становится главнейшей задачей в работе общеобразовательной школы. Это вытекает так же и из того, что в стране введена многопартийная система. Заканчивая школу учащиеся должны быть соорентирова-ны на служение народу, Отечеству, закону, а не какой-либо партии или партийной идеологии.
Нельзя не согласиться с В.М.Шепелем, что воспитание гражданственности - патриотическое направление общественного воспитания, "Личность нельзя совершенствовать по частям. И прежде всего это относится к такому интегративноаду направлению воспитания молодежи, как воспитание гражданственностии (4.22. - С. 26).
Ни одна школа, ни одна система народного образования не может эффективно функционировать, если у нее нет идеала. В современных условиях перестройки общества и системы народного образования таким идеалом может быть воспитание гражданственности, гражданской активности, кульминация формирования которых падает на старшие классы, на внеклассную общественно полезную деятельность учащихся.
Давно известно, что личность развивается в деятельности. Однако в педагогической теории и практике учителей деятельность учащихся, сама личность школьника нередко уходят на второй план, Поэтому не без основания обвиняют нашу педагогику в "бездетности" Противоречие между целями воспитания, стоящими перед школой и ограниченными ее возможностями, размыванием общественного воспи тательного идеала - ведущая проблема в формировании гражданина обновленного общества» Все приведенное обусловило выбор темы исследования "Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников"•
Целью исследования является определение педагогических условий формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников. Внеклассная работа позволяет учащимся проявить себя» реализовать свои творческие способности*
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе; предметом - формирование гражданской активности учащихся в их внеклассной работе.
Анализ педагогической литературы, практики работы школы позволили высказать предположение о том, что процесс формирования гражданской активности будет успешным, если в него будут включены комплекс факторов (социально-педагогические, педагогические, психолого-педагогические) и различные виды внеклассной деятельности (эколого-краеведческая, правоохранительно-этическая, интернационально-патриотическая, общественно-политическая); комплекс педагогических условий (ценностные ориентации, наличие интереса, потребностей и установки, включение учащихся в деятельность, имеющая гражданскую направленность), обеспечивающие функционирование факторов; если учащиеся осмыслят гражданскую активность как инте-гративное качество личности, как цель и как результат педагогического процесса; формирование гражданской активности будет осуществляться на основе этапного подхода к управлению процессом, то мы сможем максимально использовать внеклассную деятельность учащихся в целях формирования их гражданской активности. Были определены следующие задачи исследования: I. Раскрыть сущность "гражданской активности" и определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике*
2. Определить педагогические условия успешного формирования гражданской активности во внеклассной деятельности учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов.
3. Опытным путем проверить правильность нашего предположения об условиях, обеспечивающих формирование гражданской активности старшеклассников в их внеклассной деятельности.
4. Подготовить практические рекомендации по формированию гражданской активности старшеклассников.
Все исследование проводилось в несколько этапов. В зависимости от задач, стоявших на данном этапе, использовались и методы исследования.
На первом этапе, охватившем 1986-1987 гг., был дан анализ теории деятельности, понятия "гражданская активность", состояние проблемы в педагогической науке и практике работы школы. Сформулированы тема, цель и гипотеза исследования» При этом основное внимание было сосредоточено на определении места воспитания гражданственности в общей системе воспитания, на единстве прав и обязанностей гражданина. На этом этапе широко использовались методы анализа, обобщения, анкетный опрос, работа с первоисточниками, наблюдение за учащимися, беседы с учителями и школьниками.
На втором этапе исследования, охватившем 1987-1988 гг., мы изучили учителей и учащихся на предмет выяснения сформированности гражданской направленности. В результате всей проделанной работы была подготовлена модель совершенствования процесса формирования гражданской активности у старшеклассников в их.внеклассной общественно полезной деятельности. Был проведен констатирующий эксперимент. На данном этапе использовались анкетный опрос, беседы, анализ, обобщение, моделирование, конкретизация, наблюдение, статистические методы обработки полученных материалов.
На третьем этапе исследования, охватившем 1988-1989 гг., проводился базовый эксперимент, который носил этапно-вариативный характер. Он имел целью проверку гипотезы, наших теоретических выводов, сделанных на основе анализа материалов и мысленного эксперимента. Для апробации выводов и предположений, проверки методики работы с учащимися, автор выступил с сообщениями в 1986-1987 гг. в Челябинском государственном институте культуры, в 1987-1988 гг. на конференциях в г. Златоусте, в 1989-1990 гг. в Златоусте и Челябинске. Среди методов исследования использовались эксперимент, анкетный опрос, наблюдение, беседы, анализ материалов, обобщение, статистическая обработка полученных данных.
На четвертом этапе исследования, охватившем 1989-199I гг., проводилось теоретическое обобщение материалов, полученных на предыдущих этапах, перепроверка полученных данных. В результате этой работы были подготовлены и опубликованы статьи "Личность и проблемы формирования гражданской активности", "Гражданская активность, конституционный долг и функции школы", "Вопросы взаимосвязи гуманизма и гражданственности в воспитании молодежи". Результаты исследования обсуждались на педсоветах в школах Ш144, 112, 138, конференциях в городах Челябинске, Златоусте, Ровно, Саратове.
Методологической основой исследования проблемы формирования гражданской активности является материалистическая диалектика, ее принципы развития личности в деятельности, всеобщей связи и взаимодействия, взаимообусловленности явлений и процессов материального мира. Между собою связаны все социальные явления. Мы учитывали, что ". взаимодействие включает в себя бесконечное разнообразие форм отношений между системами", - отмечает А.Н. Аверьянов (4.2. - С. 123).
Воспитание гражданственности выступает подсистемой по отно
3S шению к системе нравственного воспитания, последняя соотносится как подсистема с общей системой воспитания молодежи. Следовательно, воспитание выступает как целостная система, объединяющая все свои составные части.
Системный подход позволяет исследовать проблему формирования гражданской активности учащихся с разных позиций. Общие его требования сводятся к следующему:
• расчленение системы на составные элементы. Этим создаются условия для ее глубокого познания;
• изучение связи с другими системами, что дает возможность рассматривать сам педагогический процесс и личность учащегося как определенную целостность;
• анализ развития системы, исходя из ее истории. Это дает возможность учесть конкретные условия формирования гражданской активности учащихся;
• прогнозирование развития системы, что дает возможность предвидеть результаты управления педагогическим процессом.
Следовательно, для изучения проблемы формирования гражданской активности необходим деятельностный, исторический, функциональный, прогностический, структурно-аналитический подходы. Исходя из приведенного, логика нашего исследования состоя
I - | -^Я^шш^щ» | Я ла в следующем: анализ процесса формирования гражданской активности и управление им с позиции системного подхода; выделение видов внеклассной деятельности учащихся (факторов) и педагогических условий, обеспечивающие функционирование фак
А торов, разработка модели интенсификации процесса формирования гражданской активности учащихся; учет многоплановости процесса формирования гражданской
3J активности личности, организации воспитания, исходя из комплексного его характера.
Таким образом, за основу исследования взят системный подход к формированию гражданской активности учащихся, базой системного подхода является развитие личности в деятельности и ее структурно-функциональный анализ.
На защиту выносятся:
• обоснование необходимости реорганизации педагогического процесса по формированию гражданской активности, сущность которой состоит в усилении интегративной функции гражданственности, выступающей как нравственный идеал воспитания учащихся и как база формирования мировоззрения в условиях социально-экономической перестройки общества;
• три группы педагогических факторов управления формированием гражданской активности учащихся: интегративная (целепола-гание), организационная (самоуправление), процессуальная (деятельность), обеспечивающие управление педагогическим процессом и повышение его эффективности;
• педагогические условия формирования гражданской активности учащихся в процессе их внеклассной общественно полезной деятельности. Для учащихся 9-х классов такими условиями являются наличие интереса и потребностей во внеклассной деятельности, ценностные ориентации в деятельности, владение необходимыми знаниями и умениями для выполнения внеклассной работы, включение учащихся в конкретную деятельность, имеющая гражданскую направленность, наличие цели и установки на внеклассную деятельность, контроля и самоконтроля за внеклассной работой. Для уча-учащихся 10-х классов - осмысление цели внеклассной работы, владение необходимыми знаниями и умениями для выполнения внеклассной работы, включение учащихся в.конкретную деятельность, ценностные ориентации во внеклассной работе, наличие интереса и установки на активную внеклассную деятельность. Для учащихся Ц-х классов — осмысление и принятие цели внеклассной деятельности, наличие интереса и потребности во внеклассной работе, ценностные ориентации во внеклассной деятельности, владение необходимыми знаниями и умениями для выполнения внеклассной работы, включение учащихся в различные виды внеклассной деятельности, наличие установки на внеклассную работу, имеющую гражданскую направленность.
Научная новизна и практическая ценность исследования. Известно, что в науке новизна определяется по трем параметрам: первый связан с уточнением знаний, второй - с дополнением, третий - с получением нового знания.
Исходя из приведенного, новизна нашего исследования состоит во-первых, в уточнении понятия "гражданская активность", включающею не только интегративные, но и регулятивно-реализую-щие функции, связанные с свободным осуществлением своих гражданских прав, что имеет принципиальное значение для формирования гражданской активности учащихся; во-вторых, исходя из управленческого подхода выделены интегративные, организационные, процессуальные факторы формирования гражданской активности учащихся, обеспечивающие интеграцию знаний, умений и навыков на более высоком уровне их обобщения на уровне общественного идеала; в-третьих, осуществлен дифференцированный подход к выбору педагогических условий формирования гражданской активности для каждого из 9-11-х классов в зависимости от подготовленности учащихся и приобретенного социального опыта; разработан и осуществлен комплексный подход к выбору видов внеклассной деятельности при формировании гражданской активности учащихся 9-II классов, где виды внеклассной деятельности выступают как факторы, а их комплекс - как условие. Их подробное обоснование и перечень даны во второй главе и заключении.
К новому знанию также относятся определение педагогических условий, исходя из процессуально-управленческого подхода. К педагогическим условиям функционирования интегративных факторов относятся: осмысление учителями и учащимися цели воспитания гражданской активности; ценностные ориентации быть гражданином; формирование идеала гражданской активности; формирование установки быть достойным гражданином своей Родины. Педагогические условия функционирования организационных факторов: наличие перспективных планов и идеалов у коллектива и каждой личности; саморегуляция личности и коллектива; распределение прав и обязанностей между органами управления и членами коллектива. Педагогические условия функционирования процессуальных факторов: непрерыя^ ность и преемственность педагогического процесса; учет уровня воспитанности учащихся; формирование гражданской активности на общих интернационально-патриотических делах; осуществление общения между различными коллективами; установление связи формирования гражданской активности с практической деятельностью учащихся; формирование правовой компетентности учащихся; формирование нравственных принципов поведения, общественно значимых мотивов гражданской активности; потребностное отношение к реализации своих гражданских прав, в деятельности на благо своего народа и Родины.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методики управленческого подхода к формированию гражданской активности старшеклассников во внеклассной работе.
Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается проведением исследования на основе комплекса методологических принципов: историзма, комплексного и деятель-ностного подходов, системности и целостности педагогического процесса и личности школьника; этапно-вариативного характера опытно-экспериментальной работы; перепроверкой полученных результатов; апробацией сделанных выводов в массовой аудитории; соответствия методов задачам исследования.
Апробация результатов исследования проводилась путем выступлений на педагогических советах, на заседаниях педагогических кафедр, семинарах и конференциях: 1986-1987 гг. - Челябинский институт культуры, 1988 - 1990 гг. в городах Златоусте, Челябинске, Ровно, Саратове,
По проблеме формирование гражданской активности учащихся опубликовано десять материалов.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 110 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz