Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Педагогические условия интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении. бесплатно
4:58 AM
Скачать Педагогические условия интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении. бесплатно
Педагогические условия интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении

Диссертация

Автор: Скальская, Альмира Абдулхаевна

Название: Педагогические условия интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении

Справка: Скальская, Альмира Абдулхаевна. Педагогические условия интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Уфа, 2002 205 c. : 61 02-13/1049-7

Объем: 205 стр.

Информация: Уфа, 2002


Содержание:

Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы интеграции в образовательном процессе
11 Проблема интеграции в теории и практике отечественного образования
12 Объективные условия интеграции в обучении в среднем профессиональном образовательном учреждении
13 Методологические основы реализации интеграции в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении
Выводы по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование структуры и содержания интеграции в преподавании социально-гуманитарных дисциплин
21 Дисциплины социально-гуманитарного блока как основа интеграции
22 Содержание интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении
23 Оценка эффективности разработанной модели интеграции социально-гуманитарного образования
Выводы по второй главе

Введение:

Современный этап развития общественных отношений, происходящие политические и экономические преобразования в нашей стране обусловили особую актуальность педагогических проблем, в частности, проблемы гуманизации образования, предполагающей признание ценности человека как личности, его самоопределение, творческое самовыражение, его развитие. С этой позиции гуманизацию образования можно рассматривать как последовательную ориентацию на личность обучаемого, формирование его индивидуальности, творческих возможностей, с одной стороны, и создание соответствующей интеллектуальной и эмоциональной обстановки, атмосферы психологической поддержки, при которой осуществляется процесс самоопределения, самовыражения, саморазвития, с другой стороны.
Одним из важнейших условий реализации данной парадигмы в среднем профессиональном образовательном учреждении является выбор методов и приёмов обучения, новых образовательных технологий, которые обеспечивают широкую функциональную грамотность и профессиональную компетентность выпускников.
Специфической особенностью среднего профессионального учреждения является одновременное осуществление двух видов подготовки: общеобразовательной и профессиональной. Поэтому для удовлетворения творческих и профессиональных потребностей, создания благоприятной атмосферы для развития интеллектуального потенциала обучаемых требуются усилия всех преподавателей, возможности всех общеобразовательных и специальных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении. Более того, необходимы взаимосвязь, взаимопроникновение, взаимовлияние содержания, форм и методов обучения будущих специалистов. Только в этом случае можно подготовить высокообразованных, культурных, конкурентоспособных руководителей среднего звена, способных решать сложные задачи в условиях рынка.
Поиски эффективных путей повышения качества образовательного процесса в среднем профессиональном учебном заведении вызвали к жизни появление и внедрение в учебный процесс современных технологий, основой которых является интеграция, призванная формировать у обучаемых гибкие, мобильные, многофункциональные знания, с помощью которых специалист среднего звена на достаточно высоком уровне сможет решать постоянно возникающие и постоянно изменяющиеся новые задачи.
Необходимо отметить, что в отечественной педагогической науке разработаны многие аспекты феномена интеграции в образовательном процессе. При этом проблема интеграции рассматривается как на философско-методологическом, так и на практическом уровнях. В исследованиях В.С.Безруковой, М.Н.Берулавы, Г.Ф.Федорца, Н.К.Чапаева, И.П.Яковлева интеграция рассматривается как педагогическое явление; Г.И.Батурина, Л.П.Беляева, Ю.С.Тюнников рассматривают процессуальные характеристики интеграции; А.Я. Дани-люк, К.Ю.Колесина возводят интеграцию в принцип дидактики; И.Д.Зверев, В.Н.Максимова, М.И.Махмутов понимают межпредметные связи как один из путей интеграции образования; рассматривают межпредметную интеграцию в области профессионального образования П.Р.Атутов, К.Ш.Ахияров, А.М.Новиков, Р.З.Тагариев.
Исследователями накоплен богатый практический опыт организации интегративного обучения в вузах, средней профессиональной и общеобразовательной школах (Н.С.Антонов, В.А.Волков, В.Г.Иванов, В.Н.Максимова, Р.З.Мустафина, Д.Т.Мугалимов, И.П.Яковлев М.С.Пак).
Организация интегративного обучения гуманитарным дисциплинам представлена в диссертационных исследованиях Г.Г. Авзало-вой, Л.Н.Будаевой, А.Я.Данилюка, Н.Т.Ефремовой, К.Ю.Колесиной, О.Б.Локтевой, Е.В.Мешкова, С.В.Рябовой, С.А.Сергеенок.
Проблеме взаимосвязи культуры и образования, использования достижений духовной сферы в педагогическом процессе посвящены работы Э.Т.Ардашировой, В.Л.Бенина, А.С.Гаязова, Б.С. Гершунско-го, М.С.Каган, В.В.Краевского, Н.Д.Никандрова.
Появляется большое количество журнальных статей, посвященных организации обучения на интегративной основе, в том числе и по социально-гуманитарным дисциплинам, что отражено в библиографии диссертации.
Однако в отечественной дидактике отсутствуют обобщающие исследования, посвященные интегративному изучению социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении. Между тем в последние годы в преподавании данных наук произошли серьёзные изменения, порожденные пересмотром содержания гуманитарного образования, переосмыслением многих общественно-исторических событий и явлений, требующих своего отражения в теории и практике обучения.
Актуальность данного исследования в связи со сказанным обусловливается необходимостью поиска теоретических и практических путей и приёмов определения педагогических условий интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Отдавая должное проведённым исследованиям, нельзя не признать, что в условиях целостного изменяющегося мира задачи подготовки специалистов среднего звена требуют поиска новых форм организации обучения, новых технологий в образовательном процессе для разрешения ряда противоречий.
Во-первых, возникло противоречие между содержанием образования, отражённым в современных учебниках и программах, и требованиями, предъявляемыми обществом к профессиональной квалификации специалистов. Рыночные условия требуют качественно нового уровня подготовки выпускника: человека высокой культуры, широкой эрудиции, способного к быстрому поиску решения новых задач. Однако на протяжении десятилетий обучение представляло собой овладение определённой суммой знаний, а их объём даже в рамках отдельных специальностей настолько велик, что при существующих методиках обучения его усвоить практически невозможно.
Во-вторых, в рамках среднего профессионального образовательного учреждения существует противоречие между необходимостью профессиональной подготовки и выдвинутой в последнее время задачей гуманизации и гуманитаризации образования. Увеличение перечня социально-гуманитарных дисциплин в учебном плане обеспечено в ущерб профилирующим дисциплинам, определяющим качество профессиональной подготовки специалистов. Интегративное изучение предметов социально-гуманитарного блока экономит учебное время, за счёт чего появляется больше возможностей для изучения спецдисциплин.
В-третьих, существует противоречие между целостной природой человека и действующей системой дифференцированного обучения. Между тем внутренние закономерности умственного развития наиболее полно выявляются при изучении всей системы, а не изолированных учебных предметов.
В-четвёртых, возникло противоречие между реальным состоянием образовательной практики и постоянно изменяющимися условиями современного мира. Социальные, экономические, экологические, культурные изменения в окружающем мире приобретают глобальный характер. Это требует от преподавателей принципиально нового взгляда на образующегося человека в системе целостного изменяющегося мира, смещения акцентов в сторону наиболее максимального удовлетворения его образовательных запросов.
Важную роль в разрешении выявленных противоречий в процессе обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении играют интегративные технологии обучения.
Таким образом, потребности теории и практики организации обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении с ориентацией на интегрирование социально-гуманитарных дисциплин, с одной стороны, и недостаточная научная обоснованность педагогических условий и методических рекомендаций её использования в учебном процессе, с другой, - выявили проблему разработки педагогических условий интегрированного изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Актуальность проблемы, её научная и практическая значимость, а также недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования: разработка педагогических условий интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении, обеспечивающих высокую результативность процесса подготовки будущих специалистов.
Объект исследования: образовательный процесс в среднем профессиональном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия реализации интегрированного изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении.
Цель исследования позволила сформулировать следующую гипотезу: интегративное изучение социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении будет результативным, если оно осуществлено в форме единого смоделированного комплекса, включающего три этапа: (создание обзорного курса с определением проблемы и схемы её решения; конкретизация этих проблем в более узких социально-гуманитарных дисциплинах; последующий синтез социально-гуманитарного знания в обобщающем курсе). Реализация интеграции в обучении будет эффективной при осуществлении следующих условий:
• разработка концепции сквозной модели интеграции (на всех курсах обучения) с установкой на спиралевидное формирование знаний;
• осуществление структурирования содержания социально-гуманитарных наук с позиций культурологического подхода;
• обеспечение условий реализации личностно-развивающих функций образовательного процесса.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования;
1 .Проанализировать научно-педагогическую сущность проблемы интеграции в теории и практике обучения.
2.Выявить специфику интегративного изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении.
3.Создать и обосновать теоретическую модель сквозной интеграции социально-гуманитарных дисциплин с учётом особенностей процесса обучения в среднем профессиональном образовательном учреждении и экспериментально проверить её эффективность.
4.Разработать методические рекомендации по реализации инте-гративного изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении
Методологической основой и теоретической базой исследования являются: диалектический метод познания; положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; о социальной природе и психической деятельности человека. В значительной степени исследование опирается на концепцию личностно-ориентированного образования Е.В.Бондаревской, А.З.Рахимова,
B.В.Серикова, И.С.Якиманской; исследования по методологии педагогики и философии образования Б.С.Гершунского, В.И. Загвязин-ского, В.В.Краевского, В.С.Леднева, В.С.Хазиева; теорию интеграции в обучении В.С.Безруковой, М.Н.Берулавы, В.Н.Максимовой, Ю.С.Тюнникова, Н.К.Чапаева; исследования по теории культуры М.М.Бахтина, В.Л.Бенина, Ю.М.Лотмана, А.Ф.Лосева; положения об интеграции науки, образования и производства Б.М.Кедрова, А.Д.Урсула, М.Г.Чепикова; исследования в области психологии мышления Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, Е.А.Климова; теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, Н.Ф. Талызиной; исследования в области профессионального образования К.Ш.Ахиярова, П.Р.Атутова,
C.Я.Батышева, А.М.Новикова, Ю.С.Тюнникова, Э.Ш.Хамитова, Ф.В.Шарипова.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической литературы, нормативных документов об образовании, контент-анализ содержания учебных программ и учебников по общеобразовательным и социально-гуманитарным дисциплинам в среднем профессиональном образовательном учреждении, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы (беседа, анкетирование, тестирование), общенаучные методы познания (индукция, дедукция синтез, абстрагирование, обобщение, моделирование), педагогическое наблюдение и анализ, педагогический эксперимент и статистический анализ его результатов.
Исследование избранной автором проблемы осуществлялось в течение 7 лет (1995-2002г.г.) и может быть условно разделено на три этапа:
На первом этапе (1995-1996г.г.) изучалась педагогическая, психологическая, философская и методическая литература по теме диссертации, выяснялось состояние обучения социально-гуманитарным дисциплинам в средних профессиональных образовательных учреждениях. В результате были выявлены объект и предмет исследования, выделены цель и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (1997-2000г.г.) составлена программа интегра-тивного изучения социально-гуманитарных дисциплин в форме единого процесса с обеспечением взаимосвязи отдельных предметов, разработана модель интеграции социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении и экспериментально проверена её эффективность.
На третьем этапе (2000-2002г.г.) осуществлялась обработка, обобщение и систематизация результатов эксперимента, разрабатывались методические рекомендации по внедрению интеграции в практику обучения.
Экспериментальная база исследования. Педагогический эксперимент проводился диссертантом в Стерлитамакском технологическом колледже, Стерлитамакском колледже строительства, экономики и права, Стерлитамакском техникуме физической культуры, Стерлитамакском филиале Московского психолого-социального института. Отдельные положения диссертации апробировались в средних школах № 7 и № 29 города Стерлитамака. Успешному проведению исследования содействовала девятилетняя практическая работа диссертанта в качестве преподавателя социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении, что позволило проводить работу в естественных условиях.
Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в следующем: конкретизированы общетеоретические положения ин-тегративного изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении; выявлена специфика содержания интегративного обучения в контексте решения задачи эффективного построения образовательного процесса в среднем профессиональном образовательном учреждении; разработана модель сквозной интеграции социально-гуманитарных дисциплин с учётом особенностей средних профессиональных образовательных учреждений; обосновано применение культурологического подхода при изучении социально-гуманитарных дисциплин; определены педагогические условия отбора учебного материала по социально-гуманитарным дисциплинам для интегративного их изучения; выявлено значение интегративного подхода при изучении социально-гуманитарных дисциплин для формирования у студентов единого социально-гуманитарного мышления.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе культурологического подхода разработана и экспериментально проверена интегративная модель обучения социально-гуманитарным дисциплинам в среднем профессиональном образовательном учреждении, позволяющая обеспечить формирование у студентов единого социально-гуманитарного мышления. Составленная опытная программа интегративного изучения социально-гуманитарных дисциплин, пути и приёмы её реализации могут быть использованы в образовательном процессе не только в профессиональной школе, но и на других ступенях обучения. Разработаны и внедрены в практику обучения методические рекомендации по организации интегративного изучения социально-гуманитарных дисциплин для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений.
На защиту выносятся следующие положения.
1.Реализация в образовательном процессе интеграции социально-гуманитарных дисциплин как условие, обеспечивающее широкую профессиональную грамотность и интеллектуальную мобильность будущих специалистов среднего звена.
2.Модель интегративного изучения социально-гуманитарных дисциплин в среднем профессиональном образовательном учреждении, представленная в форме единого процесса с обеспечением взаимосвязи отдельных дисциплин.
3.Поэтапно-блочное структурирование содержания социально-гуманитарного знания на основе культурологического подхода, способствующее формированию у студентов единой социально-гуманитарной картины мира.
Достоверность и обоснованность результатов исследования и основных выводов диссертационной работы обеспечивается опорой на результаты современных исследований по педагогике и психологии, данные социально-гуманитарных наук, на адекватно выбранные методы исследования и подтверждается экспериментальными данными.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на республиканских конференциях по итогам конкурса творческих работ преподавателей средних профессиональных учебных заведений (Уфа, 1997-2000), в общегородском конкурсе преподавателей средних профессиональных учебных заведений «Учитель года-1999» (Стерлитамак, 1999), на республиканских научно-практических конференциях (Уфа, Стерлитамак 1999-2001), международной конференции по этнопедагогике (Стерлитамак, 2000), международной научно-практической конференции «Народное образование в XXI веке» (Москва, 2001). Результаты исследования отражены в 12 публикациях диссертанта.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 89 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz