Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Педагогические условия проектирования правовых элективных курсов в системе профильного обучения. Студилин, Сергей Васильевич бесплатно
5:11 AM
Скачать Педагогические условия проектирования правовых элективных курсов в системе профильного обучения. Студилин, Сергей Васильевич бесплатно
Педагогические условия проектирования правовых элективных курсов в системе профильного обучения

Диссертация

Автор: Студилин, Сергей Васильевич

Название: Педагогические условия проектирования правовых элективных курсов в системе профильного обучения

Справка: Студилин, Сергей Васильевич. Педагогические условия проектирования правовых элективных курсов в системе профильного обучения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2004 165 c. : 61 05-13/777

Объем: 165 стр.

Информация: Москва, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Правовые проблемы гражданского общества и элективные курсы в условиях введения профильного обучения
1 1 Проблема прав человека в России в XX веке
1 2Проблема прав человека за рубежом
13 Профильное обучение в средних общеобразовательных учебных учреждениях как педагогическая проблема
Выводы по первой главе
Глава 2 Организационно-педагогические условия проектирования правовых курсов
21 Формы организации профильного обучения в образовательной области «обществознание»
22 Основные требования к проектированию содержания элективного курса
23 Практика преподавания элективного курса в образовательной области «обществознание» в условиях введения профильного 116 обучения
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность и постановка проблемы исследования. В юридической науке существуют различные классификации прав личности. Права человека - одна из разновидностей этих прав. В современном понимании права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности развития, которые определяют меру его свободы. Права человека - сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие. Существует много граней этого общественного явления и научного понятия. Укажем некоторые из них. С точки зрения происхождения, права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее существования. С точки зрения содержания, это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями. Если рассматривать их в аспекте соотношения личности и государства, то они служат пределом осуществления государственной власти. Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой обществом свободой. Безусловно, каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это - способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию. По своему социальному назначению права человека - средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, экологического кризиса, остановить рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие опасные явления. С точки зрения их реализации, права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными и духовными благами.
Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. Как сказано в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, "признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира".
Формирование представлений о правах человека относится к глубочайшей древности. Эти представления развивались, углублялись в ходе длительного исторического процесса, в борьбе трудящихся, порабощенных народов и всех прогрессивных сил за освобождение от рабства и угнетения. Как писал Маркс, "во все времена существовали. все виды свободы, но в одних случаях - как особая привилегия, в других - как всеобщее право" [37]. В универсальной концепции прав человека XX века воплотились и религиозные доктрины, и политические, экономические, этические и правовые учения. В основе этой концепции - представление о человеческом достоинстве как высшей ценности личности. В правах человека заложен глубокий философский смысл. Если их рассматривать как возможности поступков, то права человека должны стать объектом философского анализа. Категории возможного и действительного в истории философии всегда рассматривались как парные категории. Анализ прав человека, с этой точки зрения, - существенная проблема, связанная с теоретическим осмыслением их практической реализации.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
В модели сетевой организации профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного центра". В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр".
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в 5 кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
Конструирование учебных материалов нового поколения по общественным дисциплинам может осуществляться в соответствии с пониманием особенностей ситуации и задач образования. Система юридической подготовки старшеклассников в настоящее время может быть рассмотрена как совокупность трёх видов педагогических систем. Можно выделить следующие варианты юридического образования в профильном обучении, соответствующие различным структурным единицам в системе образовательных учреждений и различающиеся реализуемыми целями, содержанием, методами обучения:
1. Классы в школах юридического профиля, дальнейшая деятельность выпускников которых будет непосредственно связана с юриспруденцией как областью научного знания.
2. Классы углублённого изучения, дальнейшая деятельность выпускников которых потребует хороших знаний права для успешного овладения профессиональными знаниями и умениями.
3. Системы довузовской подготовки (подготовительные отделения и курсы различной продолжительности при вузе), профильные (лицейские) классы общеобразовательной школы, спрофилированные на вуз, предполагающие различный уровень погружения в предмет, для выпускников которых обществознание необходимо для поступления в вуз и дальнейшего успешного обучения в нём.
Как показывают исследования, проводимые в крупных городах, профильное обучение в значительной степени осуществляется во взаимодействии школы и высшего учебного заведения. Так, в Москве наиболее распространёнными являются следующие формы реализации профильного образования на старшей ступени школы: профильные классы, функционирующие в системе «школа-вуз»; классы углублённого изучения; профильные группы, использующие индивидуальный учебный план в системе «школа-вуз». При этом в 20% случаев занятия профильных классов (групп) проводятся на базе вузов.
По результатам того же исследования, под профильностью, как правило, понимается наличие у общеобразовательного учреждения различных форм взаимодействия с одним или несколькими вузами. Кроме того, в большинстве случаев, профильность определяется возможностью школы заключить договоры с вузами, а не учётом образовательных потребностей учащихся и их родителей и, тем более, не современными требованиями к качеству образования. В конечном счёте, содержание профильного образования формируется в подавляющем большинстве случаев с учётом требований определённого вуза, обеспечивая углублённую или специальную подготовку по профильным предметам.
Успешному переходу от средней школы к высшей должны способствовать грамотные программы для поступающих в вузы. Существующие программы, предложенные Министерством образования и обязательные для всех вузов включая университеты, имеют существенные содержательные недостатки. В них отсутствует целый ряд важных разделов и понятий. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо создать новые программы, которые объединяли бы в себе научно-методические идеи, уже апробированные в программах для поступающих в российские университеты и юридические вузы.
Проблема педагогических технологий профильного юридического образования — это в значительной мере проблема учителя профильных классов. Вопрос о том, кто должен преподавать в этих классах, является сегодня ключевым. Опыт школ и классов с углублённым изучением дисциплин образовательной области «обществознание», накопленный в 1960-90-е гг., сводится к двум подходам, каждый из которых имеет свои недостатки и вряд ли может быть приемлемым для профильной школы. Первый подход: занятия проводит учитель, приглашая, по мере необходимости, для более глубокого раскрытия изучаемого вопроса учёных, узких специалистов в определённых областях. Второй подход — с учащимися работают, сменяя друг друга, учёные; учитель здесь остаётся в какой-то мере сторонним наблюдателем.
Тема исследования: — «Проектирование правовых элективных курсов в образовательной области «обществознание» в условиях введения профильного обучения».
Цель исследования — выявить и обосновать организационно-педагогические условия эффективности профильного обучения в образовательной области «обществознание» на старшей ступени общеобразовательной школы.
Объект исследования — система профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
Предмет исследования — структура, содержание, формы и методы профильного обучения в образовательной области «обществознание».
Гипотеза исследования: модернизация профильного обучения в образовательной области «обществознание» окажет позитивное влияние на качество и педагогическую эффективность общего образования, если: система целеполагания профильного образования в области «обществознание» представлена как единство общеобразовательных и пропедевтических целей;
• принципы формирования содержания и отбора педагогических технологий будут выделены и сформулированы раздельно в виде двух групп принципов;
• выявлены и сформулированы особые требования к построению учебно-методических комплексов для предметов образовательной области «обществознание» в системе профильного обучения;
• Сформулирована система требований к подготовке педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения.
В соответствии с поставленными целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
• Выявить и охарактеризовать факторы и проблемы профилизации обучения в образовательной области «обществознание» в контексте модернизации российской школы.
• Детерминировать систему требований к подготовке педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения.
• Определить совокупность требований к построению учебно-методического комплекса для предметов правового профильного образования.
• Выделить совокупность основных принципов отбора содержания правового профильного образования.
• Выявить основные принципы формирования технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса правового профильного образования на старшей ступени общеобразовательной школы.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения истории, социологии, педагогики и психологии. В изучении и анализе педагогических явлений относительно системы воспитания применялись исторический, социально-психологический и синергетический подходы.
Теоретическая база исследования построена на определениях сущности личности, социальной обусловленности ее формирования, деятельностной природе процессов воспитания и развития. В ходе нашего исследования мы опирались на теоретические работы в области: сущности и природе человека как субъекта деятельности и отношений (Л.И. Божович, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, C.JI. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.); развития личности, деятельности и общения (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Караковский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.).
Важное значение для достижения задач нашего исследования имели также:
• теории периодизации развития образования (В.В. Анисимов, П. Барт, М.В. Богуславский, К.И. Васильев, Р.Б. Вендеровская, Г. Веймер, О.Г. Грохольская, М.И. Демков, С.Ф.Егоров, П.Ф. Каптерев, Е.А. Князев, Б.Б. Комаровский, Г.В. Корнетов, Н.В. Назаров, В.Г. Пряников, З.И. Равкин, М.М. Рубинштейн, И.В. Суколенов, В.П. Чуднов, К. Шмидт и др.);
• концепции гуманитаризации и гуманизации образования (Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И.П. Иванов, В.А. Караковский, В.Ф. Кривошеев, Н.Д. Никандров, В.В. Сериков, Э.И. Сокольникова и др.).
Источниковедческой базой исследования послужили научные труды видных специалистов в области истории и педагогики, в том числе, в системе воспитательной работы, относящиеся к различным эпохам и историческим периодам. В ходе работы использован комплекс методов исследования, адекватных целям и сущности решаемых теоретических и практических проблем: анализ исторической, социологической, педагогической, психологической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов; рейтинг; опытно-экспериментальные работы; наблюдение (прямое и косвенное); анкетирование, интервьюирование.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• Впервые детерминированы и систематизированы основные факторы, задачи и проблемы профилизации правового обучения в образовательной области «обществознание» в контексте модернизации российской школы, определено их содержание и роль в развитии системы профильного обучения в средних общеобразовательных школах России.
• Выделена совокупность основных принципов отбора содержания правового профильного образования принципов отбора и формирования педагогических технологий в образовательной области «обществознание» на старшей ступени общеобразовательной школы.
Впервые выявлены основные принципы формирования технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• детерминированные и систематизированные факторы, задачи и проблемы профилизации обучения в образовательной области «обществознание» в контексте модернизации российской школы, их содержание и роль в развитии системы профильного обучения в средних общеобразовательных школах России позволяют конкретизировать направления дальнейших научных исследований, посвященных вопросам развития системы профильного обучения в средней школе;
• основные требования к подготовке педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения и к построению учебно-методического комплекса для предметов профильного образования в образовательной области «обществознание» позволяют связать подходы к оценкам результативности профильного обучения с реализацией конкретных задач системы образования кадрового и научно-методического характера и позволяют в будущем повысить теоретический уровень разработок в данной сфере; - Выделенные группы основных принципов отбора содержания профильного образования в образовательной области «обществознание», отбора и формирования педагогических технологий в образовательной области «обществознание» на старшей ступени общеобразовательной школы вносят вклад в историю и развитие педагогической науки
В целом, полученные в ходе исследования результаты заметно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления о профильном обучении в условиях общеобразовательных учебных заведений и могут рассматриваться как основа для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в данной научно-педагогической области.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены: выбором опирающихся на данные исторической, социологической и психолого-педагогической литературы исходных методологических позиций, адекватных поставленным задачам; применением диалектического историографического подхода к изучению предмета исследования на методологическом, теоретическом и практическом уровнях; соответствием избранных методов исследования предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью полученных экспериментальных материалов; системным анализом накопленного в практике передового педагогического опыта; разнообразием литературных источников, привлечённых для исследования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что система требований к подготовке педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения и совокупность требований к построению учебно-методического комплекса для предметов профильного образования в образовательной области «обществознание» является как средством научного обеспечения для определения нового содержания, форм и методов воспитания детей, так и инструментарием для успешной организации работы средних школ в области профильного обучения. Приведённые в работе положения могут служить практическими рекомендациями для учителей и организаторов профильного обучения в школе, способствуя повышению эффективности учебно-воспитательного процесса.
На защиту выносятся следующие положения и результаты исследования.
1. Основные проблемы профилизации обучения в образовательной области «обществознание» в контексте модернизации российской школы: недостаточная подготовленность нормативно-правовой базы перехода на профильное обучение; отсутствие критериев оценки знаний; проблемы выбора профиля: неустойчивость предпочтений учащихся; несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся; незаинтересованность родителей и учащихся; сложности в методике психолого-педагогической диагностики учащихся; недостаток подготовленных педагогических кадров для преподавания профильных предметов и элективных курсов, их неготовность работать по углублённым программам; трудности в достижении сбалансированного соотношения часов в учебном плане; сложности перехода на индивидуальный учебный план; неопределенность в системе «профиль — ЕГЭ».
2. Система основных задач профильного обучения в образовательной области «обществознание»: ориентация и самоопределение в гуманитарных проблемах современного мира; понимание как интерпретация и перевод сложноорганизованных текстов; коммуникация как техника понимания и действия в ситуациях неопределённости выбора способа действий, создание и презентация собственных текстов; организация как освоение способов работы в группе по решению проблем, организация мониторинга оценки эффективности собственных действий; решение задач с избыточной или неполной информацией (условием); обучение способам работы с собой, со своими состояниями, планами, перспективами; обучение способам исследовательской работы, проектированию; обучение способам рефлексии и оценки.
3. Совокупность принципов отбора содержания правового профильного образования: научность, системность, преемственность, дифференциация, принцип разумного консерватизма, концентризм, систематичность, фундаментальность и информационная ёмкость, социальнаяой эффективность;
4. Основные принципы формирования технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса на старшей ступени общеобразовательной школы: принцип личностной ориентации, приоритетности развивающих форм и методов, преемственности и непрерывности, комплексности и расширения образовательной среды.
Исследования выполнялись в несколько этапов:
Первый этап (1998-2001 гг.) — поисково-теоретический — включал анализ педагогической литературы, диссертационных исследований, посвященных проблемам профильного обучения в общеобразовательных учреждениях России. Проведенный анализ послужил основой для определения исходных позиций исследования, разработки понятийного аппарата, построения гипотезы, определения задач, методологии и методов исследования, обоснования теоретических основ воспитания детей.
Второй этап (2001-2003 гг.) — опытно-экспериментальный — включал разработку теоретических основ исследуемой проблемы, поиск взаимообусловленности проводимой государством образовательной политики и задач системы профильного обучения школьников, выявление педагогических условий развития системы профильного обучения в современных условиях. На данном этапе определены соотношения экономического, социального и научно-методического аспектов профильного обучения школьников в контексте развития образования в Российской Федерации; выявлены характеристики приложения принципа гуманизации к рассматриваемым вопросам; определены граничные условия соответствия диалектического историографического подхода поставленным целям и задачам исследования.
Третий этап (2003-2004 гг.) — обобщающий - состоял в систематизации и интерпретации полученных материалов, обобщении теоретических и практических результатов исследования, написании текста диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в выступлениях диссертанта на заседаниях Ученого совета Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Опубликованы и нашли поддержку со стороны практических работников средних общеобразовательных школ научно-теоретические и научно-публицистические результаты исследования. Материалы исследования внедрены в практику |Щ. По теме исследования опубликовано более Ц работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 195 источников. Общий объём диссертации 166 страниц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 92 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz