Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза. Коваленко, Ирина бесплатно
0:44 AM
Скачать Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза. Коваленко, Ирина бесплатно
Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза

Диссертация

Автор: Коваленко, Ирина Александровна

Название: Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза

Справка: Коваленко, Ирина Александровна. Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Благовещенск, 2005 217 c. : 61 06-13/162

Объем: 217 стр.

Информация: Благовещенск, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза
11Философско-психологические подходы к изучению категории «исследовательская компетентность»
12 Роль иноязычной литературы в развитии исследовательской компетентности студентов вуза
13 Педагогические аспекты развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза
Выводы по первой главе
Глава 2 Пути и условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза на примере изучения иноязычной литературы
21 Состояние проблемы исследовательской компетентности студентов в практике работы вуза
22 Педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками
23 Насыщение занятий по иноязычной литературе исследовательскими и творческими формами работы
24 Реализация личностного потенциала студентов средствами личностно развивающих технологий обучения
Выводы по второй главе

Введение:

На современном этапе развития общества, характеризующемся процессами демократизации, интеграции культур, усилением позиции России в мировом пространстве, происходит реформирование системы высшего образования, изменяющее структуру и содержание деятельности вузов в соответствии с запросами постоянно обновляющегося рынка труда.
В современной концепции высшего образования в России акцент с узко профильного подхода в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным, трудовым условиям. Исходя из этого, приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач вузовского образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской компетентности студентов, способствующей высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании.
Функции вуза в современной социокультурной ситуации не могут ограничиваться подготовкой студентов к профессиональной деятельности. Вуз становится формой трансляции и воспроизводства культурных норм, ценностей, идей, и дисциплинам гуманитарного цикла в этом процессе принадлежит первостепенная роль. В нашем случае речь идет об иноязычной литературе, которая не только расширяет горизонты индивидуального самосознания, но и способствует вхождению человека в мировую культуру.
Проблема развития исследовательской компетентности студентов вуза в образовательном процессе вуза, как показал анализ источников, недостаточно изучена, тем не менее, в философской, психологической, педагогической науке накоплен значительный фонд знаний, способных служить методологическими и теоретическими предпосылками исследования.
Определению теоретических основ развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза содействует совокупность идей, разработанных в философских трудах о культуре как способе творческой самореализации личности (М.М.Бахтин, М.С.Каган и др.), деятельности как самосозидающей силе личности (гуманисты эпохи Возрождения, Г.В.Ф.Гегель и др.), субъективном и индивидуальном характере процесса познания (Э.В.Ильенков, О.Шпенглер и др.), творчества как условия самостроительства личности (Н.А.Бердяев, М.К.Мамардашвили и др.).
Смыслообразующие параметры диалогической модели образования, положенной в основу исследования, определились работами М.Бубера о взаимо-обогащающем общении, М.М.Бахтина о необходимости сотворчества для понимания как диалога, Г.С.Батищева о «глубинном общении», В.С.Библера о школе диалога культур. В свою очередь, это содействовало осознанию образовательного потенциала иноязычной литературы в развитии коммуникативных умений студентов как слагаемого исследовательской компетентности.
Для выявления психологических механизмов развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза важны учения, рассматривающие человека как субъекта деятельности и автора самого себя (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Петровский и др.), положения о многофункциональности общения (А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев и др.), о специфике юношеского возраста как сензитивного периода для развития исследовательской компетентности студентов (Б.Г.Ананьев, Э.Эриксона и др.).
Проблема поиска оптимального метода обучения, развивающего исследовательские умения и навыки субъектов учения, рассмотрена на основе анализа трудов отечественных и зарубежных педагогов прошлого (П.Ф.Каптерев, Я.А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский и др.).
Осмыслению педагогического аспекта проблемы развития исследовательской компетентности студентов способствовало изучение концепций личностно ориентированного и личностно развивающего обучения (Е.В.Бондаревская, В.В.Давыдов, ИЛ.Лернер, О.Л.Подлиняев В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), положений о педагогической поддержке как элементе любого сотрудничества и взаимодействия в соответствии с точкой зрения Н.Б.Крыловой, о построении педагогической деятельности на основе принятия личности студента (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова и др.), о педагогическом общении как духовном ценностно-личностном взаимодействии (Н.Б.Крылова, А.В.Мудрик, Е.Л.Федотова и др.).
Изучение исторического аспекта и современного состояния проблемы развития исследовательской компетентности, применения исследовательского метода в образовательном процессе показало, что его использование было связано преимущественно с преподаванием естественнонаучных дисциплин, в то время как возможности филологических предметов для развития исследовательского потенциала студентов рассмотрены недостаточно.
Вопросы развития исследовательских умений студентов стали предметом изучения ряда диссертационных работ последних лет (О.В.Алюнина, Л.А.Казанцева, Е.В.Набиева, Т.В.Самодурова, Е.П.Тарасова и др.), однако проблема развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза не являлась предметом специального исследования.
Таким образом, наблюдаются противоречия:
• между социальной потребностью в специалистах, владеющих исследовательской компетентностью, позволяющей ориентироваться в постоянно изменяющейся социальной, трудовой среде, анализировать и оценивать свой профессиональный уровень, и существующей предметно центрированной практикой образовательной деятельности гуманитарных факультетов вуза, не развивающей исследовательского потенциала будущих специалистов;
• между заложенными в содержании гуманитарных, в том числе филологических дисциплин возможностями для развития исследовательской компетентности студентов и неразработанностью соответствующей теории.
Названные противоречия актуализировали проблему исследования, связанную с выявлением, обоснованием и обеспечением комплекса эффективных педагогических путей и условий развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза.
Социальная, научная и практическая актуальность выявленной проблемы, личный интерес автора определили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза».
Цель исследования заключается в теоретической разработке, обосновании педагогических путей и условий развития исследовательской компетентности студентов вуза в процессе исследовательской работы при изучении иноязычной литературы и экспериментальной проверке их эффективности.
Объект исследования — развитие исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза.
Предмет исследования - педагогические условия развития исследовательской компетентности студентов-филологов в процессе изучения иноязычной литературы.
Гипотеза исследования. Под исследовательской компетентностью студентов мы понимаем интегральное личностное образование, отличающееся устойчивой мотивацией. Оно формируется в процессе учебно- и научно-исследовательской деятельности обучающихся и выражается в наличии у них знаний об организации исследовательской деятельности, владении специальными умениями и навыками, опытом творческой деятельности, обогащении субъектного опыта личности в целом, что является необходимым условием для их личностно-профессионального развития. Уровень исследовательской компетентности студентов зависит от организации специально ориентированного образовательного процесса вуза, эффективность которого обеспечивается при моделировании и реализации следующих условий:
• педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками;
• насыщение занятий по иноязычной литературе исследовательскими и творческими формами работы;
• реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами личностно развивающих технологий обучения.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть педагогическую сущность феномена исследовательской компетентности студентов на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы, дать определение исследовательской компетентности студентов и разработать теоретические положения, характеризующие структуру феномена.
2. Обосновать и экспериментально проверить совокупность эффективных путей и условий развития исследовательской компетентности студентов филологического факультета вуза.
3. Определить и проверить на практике критерии исследовательской компетентности студентов-филологов при изучении иноязычной литературы.
Методологическую основу исследования составляет совокупность философских и психолого-педагогических идей: теория деятельности (Г.В.Ф.Ге-гель, М.С.Каган и др.); теория диалогизма (М.М.Бахтин), концепция диалога культур (В.С.Библер), идеи о субъективном характере процесса познания, связанном с личностным восприятием действительности (Г.С.Батищев, H.A. Бердяев, Э.В.Ильенков, О.Шпенглер и др.), герменевтический метод (Х.-Г. Гадамер, В.Дильтей и др.), идеи о творчестве как самостроительстве личности (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев и др.), концепции творчества и интеллекта (Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский и др.), компетентностный подход в образовании (Д.А.Иванова, А.В.Хуторской и др.), теории творческого мышления (Б.Г. Ананьев, В.И.Андреев и др.), концепции личностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.) и др.
Для проверки исходных положений в работе использовался комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме; экспериментальную работу с применением наблюдения, опроса студентов и преподавателей, анкетирования, ранжирования, контент-анализа исследовательских и творческих работ студентов, тестирования, методов математической и статистической обработки данных; анализ документов. В числе прочих использовался ретроспективный анализ собственного педагогического опыта преподавания иноязычной литературы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
• конкретизированы понятие и структура исследовательской компетентности студента, дано определение феномена;
• выявлены сущность и специфика процесса развития исследовательской компетентности студентов, а также основные принципы его организации;
• обоснована система развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза на примере изучения иноязычной литературы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
•теоретически раскрыты основы понимания феномена исследовательской компетентности студентов как интегрального личностного образования, высвобождающего деятельностное, творческое начало в человеке, укрепляющего его потребность в познании;
• определены предпосылки и факторы, влияющие на развитие исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза;
• обоснован комплекс педагогических условий развития исследовательской компетентности студентов-филологов в цикле изучения иноязычной литературы;
• при изучении качественных характеристик исследовательской компетентности студентов выделена и обоснована система взаимосвязанных критериев феномена, отражающая эффективность предложенного комплекса педагогических условий;
• определены частные дидактические закономерные связи процесса развития исследовательской компетентности.
Практическая значимость исследования заключается в то, что:
• разработан и апробирован комплекс педагогических условий развития исследовательской компетентности студентов вуза при изучении иноязычной литературы для организации образовательного процесса, ориентированного на реализацию исследовательского потенциала студентов, который может быть использован в педагогической практике;
• описаны способы организации самостоятельной исследовательской работы студентов при изучении иноязычной литературы, содействующие раскрытию исследовательского и личностного потенциала студентов, на основании которых разработано учебно-методическое обеспечение дисциплин филологического цикла;
• проверена система взаимосвязанных критериев исследовательской компетентности студентов и выделена совокупность диагностик определения уровней данного феномена, что нашло применение в практической педагогической деятельности;
• разработана и внедрена в практику система заданий эвристического, исследовательского и творческого характера для самостоятельной работы студентов при изучении иноязычной литературы, направленная на развитие интереса к исследованию текста;
• разработан сборник тестов для осуществления студентами самокоррекции и самоконтроля в процессе изучения иноязычной литературы.
Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; сочетанием теоретического и экспериментального исследования, количественного и качественного анализа результатов; использованием при обработке полученных данных приемов математической статистики; комплексной методикой исследования, адекватной проблеме, предмету, задачам и логике. Результаты исследования подтверждаются также опытом работы соискателя в качестве преподавателя иноязычной литературы на кафедре английской филологии факультета иностранных языков Благовещенского государственного педагогического университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исследовательская компетентность студентов — это интегральное личностное образование, отличающееся устойчивой мотивацией. Оно формируется в процессе учебно- и научно-исследовательской деятельности обучающихся и выражается в наличии у них знаний об организации исследовательской деятельности, владении специальными умениями и навыками, опытом творческой деятельности, обогащении субъектного опыта личности в целом, что является необходимым условием для личностно-профессионального развития. Структура феномена включает три взаимосвязанных компонента: когнитивно-операциональный, мотивационный, коммуникативный.
2. Процесс развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза представляет собой форму культурного сотворчества преподавателя и студентов, направленного на раскрытие исследовательского потенциала и индивидуальности каждого в исследовательской деятельности, в соответствии с потребностью в познании и исследовании, что способствует приобретению студентами собственного мировидения. Названный процесс обеспечивает способность личности самостоятельно приобретать знания, высказывать и обосновывать грамотные суждения, оценки, мнения.
3. Процесс развития исследовательской компетентности студентов обусловлен следующими предпосылками: актуализация исследовательской культуры педагога; построение педагогической деятельности на основе принятия личности студента; создание благоприятного психологического климата на занятиях по иноязычной литературе.
4. Процесс развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза наиболее эффективен при учете следующих факторов: степень владения студентами исследовательскими умениями и навыками; потребность студентов в исследовании текстов; обоюдный творческий подход в учебно-познавательной деятельности при изучении иноязычной литературы.
5. Педагогическими условиями, обеспечивающими развитие исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза, являются: педагогическая поддержка в овладении студентами исследовательскими знаниями, умениями и навыками; насыщение занятий по иноязычной литературе исследовательскими и творческими формами работы; реализация и обогащение личностного потенциала студентов средствами личностно развивающих технологий обучения.
6. Критериями исследовательской компетентности студентов являются: самостоятельность в исследовательской деятельности, мотивация к исследовательской деятельности, способность к организации исследовательской деятельности.
7. Эффективность развития исследовательской компетентности студентов обуславливается учетом выявленных дидактических закономерных связей и сформулированных правил: стимулирования познавательной деятельности студентов, насыщения учения исследовательскими формами работы, диалога культур как диалога индивидуальностей.
База исследования: ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», факультет иностранных языков.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогической и исследовательской работы автора на кафедре английской филологии факультета иностранных языков БГПУ. Опубликовано и внедрено в практику учебно-методическое пособие «Развитие исследовательских умений студентов факультета иностранных языков (в цикле англоязычной литературы)» (БГПУ, 2003). Основные результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях преподавателей и студентов БГПУ (Благовещенск, 2000, 2003 , 2004, 2005 гг.), международной научно-практической конференции «Современные технологии образования и воспитания в высшей школе» (Благовещенск, 2002 г.), межвузовской научно-методической конференции «Становление профессиональной компетентности специалиста в учебно-воспитательном процессе» (Благовещенск, 2004 г.), III
Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе» (Пенза, 2004 г.), международном научно-методическом семинаре «Модернизация языкового образования в XXI веке» (Благовещенск, 2004 г.), межрегиональной научно-методической конференции «Проблемы организации самостоятельной работы обучающихся в условиях модернизации высшей школы» (Хабаровск, 2005 г.), международной научно-методической конференции «Реализация принципа преемственности в профессиональном образовании» (Благовещенск, 2005 г.), на заседаниях кафедры педагогики БГПУ. Основные результаты исследования нашли отражение в 11 публикациях автора.
Программа исследования включала три этапа (1998-2005 гг.), на каждом из которых применялись соответствующие методы исследования.
На 1-м этапе (1998-2001 гг.) определялись проблема, цель, задачи; была выдвинута гипотеза исследования; изучался исторический аспект проблемы, разрабатывался категориальный аппарат; анализировалась философская и психолого-педагогическая литература по теме работы. Осуществлялся анализ опыта преподавания иноязычной литературы на филологических факультетах вузов. Методы исследования включали теоретический анализ научной литературы, документации, анализ и обобщение педагогического опыта по обозначенной проблеме.
На 2-м этапе (2001-2004 гг.) уточнялась рабочая гипотеза, осуществлялась ее верификация в процессе подготовки и организации экспериментальной работы на базе факультета иностранных языков БГПУ, разработано учебно-методическое пособие, уточнялась гипотеза исследования. Основные методы исследования: теоретический анализ литературы, моделирование педагогических условий развития исследовательской компетентности студентов в образовательном процессе вуза средствами иноязычной литературы; экспериментальные методы (контент-анализ исследовательских работ студентов, анкетирование, беседа и др.).
На 3-м этапе (2003-2005 гг.) проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов экспериментальной работы, а также их оформление в виде диссертации.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию, 24 приложения; содержит 3 схемы, 7 таблиц, 9 диаграмм, 6 графиков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 140 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz