Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе: на материале курса Агроэкология. Горелова, Софья Александровна бесплатно
3:38 AM
Скачать Подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе: на материале курса Агроэкология. Горелова, Софья Александровна бесплатно

Подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе: на материале курса "Агроэкология"

Диссертация

Автор: Горелова, Софья Александровна

Название: Подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе: на материале курса "Агроэкология"

Справка: Горелова, Софья Александровна. Подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе : на материале курса "Агроэкология" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Горелова Софья Александровна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т] - Орел, 2010 - Количество страниц: 172 с. Орел, 2010 172 c. :

Объем: 172 стр.

Информация: Орел, 2010


Содержание:

Введение3
Глава 1 Теоретические основы подготовки будущих учителей 13биологии к работе в сельской школе
11 Специфика сельского социума и его влияние на обучение биологии сельских школьников
12 Развитие взглядов на подготовку будущего учителя биоло- 40гии к работе в сельской школе
Современная практика подготовки будущего учителя биологии к 64работе в сельской школе
Выводы по главе 183
Глава 2 Разработка и реализация модели подготовки будущего 85учителя биологии к работе в сельской школе
21 Разработка модели процесса подготовки будущего учителя биологии (на материале курса «Агроэкология») к работе в сельской школе
22 Реализация модели и анализ результатов процесса подго- 113-129 товки будущего учителя биологии (на материале курса «Агроэкология») к работе в сельской школе
23 Оценка эффективности подготовки учителя биологии к ра- 129боте в сельской школе
Выводы по главе 2145

Введение:

Изменение социально-экономической ситуации, произошедшей в России в результате реформ, начатых в 90-е годы XX века, обозначило новое направление развития профессионального образования. В процессе реформ, в том числе и сельскохозяйственного производства, выдвигаются новые требования к содержанию образования в контексте профессиональной подготовки кадров для современного сельского социума. В связи с этим, выпускники профессиональных учебных заведений должны быть конкурентоспособными на рынке труда. Будущий учитель сельской школы должен уметь организовывать не только коллективную, но и индивидуальную деятельность учащихся, а также, осмысливая инновационные педагогические технологии, творчески реализовывать их в собственной профессиональной педагогической деятельности в условиях сельского социума. Воспитание нового поколения земледельцев, обладающих высокой степенью мобильности, большой социальной ответственностью, зависит от подготовки педагогических кадров, способных решать задачи допрофессионального обучения сельских школьников основам экономических, экологических, биологических знаний. Такие знания, в свою очередь, являются основой формирования профессиональных умений и навыков у будущих фермеров, сельскохозяйственных рабочих и специалистов, владельцев личных подсобных хозяйств. Это один из важнейших факторов обеспечивающих социальную защиту школьников. Соответствующего уровня образования может достичь только высококвалифицированный учитель, имеющий современную подготовку, знающий основы сельского хозяйства и подготовленный к работе в сельской школе. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 г. школа (в широком смысле этого слова) является важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся сельскохозяйственному производству нужны современные образованные люди. В связи с этим высшая школа способна готовить педагогические кадры, адаптированные к работе в сельском социуме. Будущий учитель биологии в сельской школе обязан владеть современными технологиями педагогического воздействия на учащихся, позволяющими повысить привлекательность изучения основ сельского хозяйства с перспективами личности в дальнейшем профессиональном образовании. Сельские школьники с помощью учителя имеют информацию о профессиях и потребности в них на рынке труда. Социальные и производственные отношения, сложившиеся на селе наряду с природным окружением влияют на образовательный процесс сельских школьников. Учитель биологии сельской школы обеспечивает обучение и воспитание, адекватное потребностям сельского социума. Подготовке учителя биологии к работе в сельской школе в Орловском государственном университете придается большое значение, т.к. в нем свыше 10 лет действует Научно-методический совет по подготовке кадров для сельской и малокомплектной школы.
Современный научно-педагогический опыт обучения учителей биологии в вузе показал, что необходимо с совершенно новых позиций уточнить и во многом переосмыслить цели, содержание, формы и методы подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе.
Проблема подготовки учителя биологии к работе в сельской школе рассматривается в настоящем исследовании как часть общей проблемы профессиональной подготовки педагога к профессионально-педагогической деятельности. У истоков решения проблемы подготовки сельского учителя стояли видные ученые и просветители: М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. А. Рачинский и др. Ей посвящены исследования современных авторов (Ф.С. Авдеев, А. И. Архипова, Л. В. Байбородо-ва, Е. В. Бондаревская, М. П. Гурьянова, Е. С. Гуртовой, И. Ю. Добродеева, Н. С. Жбанкова, Л. В. Левчук, 3. Г. Найденова, Н. Д. Неустроев, В.Н. Прав-дюк, В.Д.Симоненко, Д.И. Трайтак, А. М. Цирульников, А. Н. Чалов, О. А. Шерайзина и др.).
В этой связи заслуживают внимания работы, отражающие общие закономерности профессиональной подготовки и формирования личности учителя (Ю. К. Бабанский, Е. В. Бондаревская, С. Г. Вершловский, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.) в едином контексте с профессиональным самоопределением личности (JI. Е. Галаганова, Н. Э. Касаткина, Е. JI. Руднева, Г. Г. Солодова, Т. М. Чурекова и др.).
Важным моментом подготовки учителя к работе в сельской школе является формирование его готовности к реализации воспитательной функции (В. А. Алексеева А. С. Дровалёва, Г. В Кондратенков, В. Г. Максимова, П. П. Пивненко, Г. Ф.Пичугина, Г. Ф. Суворова, А. М. Цирульников и др.). Вопросы организации педагогической практики в сельской школе исследуют И. И. Августевич, А. Ф. Иванов, В. Г. Разумовский, В. А. Сластенин, Е. В. Тонков и др. Проблему особенностей функционирования сельской школы с точки зрения недостатков и преимуществ рассматривают П. Е. Решетников, И. С. Соловецкий, К. С. Ушаков, П. Ф. Фролов и др.
Научно-педагогические исследования отечественных ученых внесли существенный вклад в теорию и практику подготовки учителя биологии. Особое внимание в исследованиях уделено вопросам профессиональной подготовки учителей биологии. Проблему определения профессиональных функций учителя биологии («профессиограмма учителя биологии») разрабатывали Н. А. Рыков и А. И. Щербаков; подготовку студентов к природоохранительной работе в школе - Э. Ю. Шапокене; систему подготовки учителя биологии к работе по экологическому образованию исследуют Т. М. Носова, И. Н. Пономарева, 3. И. Тюмасева и др.; вопросы создания системы валеоло-гического образования и воспитания рассматривают Н. Г. Блинова, Э. М. Ка-зин, В. П. Казначеев, Н. А. Литвинова и др.; вопросы профессиональной подготовки в вузе учителя биологии исследовала В.А. Колмыкова. Однако следует констатировать, что многоаспектность проблем сельского социума и его влияние на качество работы сельской школы изучены в настоящее время недостаточно. Как показывает практика работы учителей, проблема учета особенностей и специфики сельской школы не разрешается.
На основании сказанного нами выявлено существующее противоречие между потребностью в целенаправленной эффективной подготовке учителя биологии к работе в сельской школе, ориентированного на обучение школьников основам сельского хозяйства, и традиционной системой его обучения не учитывающей современной специфики сельской школы. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия эффективной подготовки учителя биологии к работе в сельской школе. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является подготовка в вузе будущего учителя к работе в сельской школе.
Предметом исследования являются особенности подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология»)
В процессе проведения исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе будет результативной, если:
• выявить влияние специфики сельского социума на обучение сельских школьников;
• учесть особенности профессионально-педагогической деятельности учителя биологии в сельской школе;
• разработать и внедрить в процесс обучения модель подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология»); создать педагогические условия, при которых у будущих учителей биологии формируются специальные агротехнологические и агроэкологи-ческие знания, умения и навыки.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
• проанализировать научно-теоретические положения профессионально-педагогической подготовки будущих учителей с целью уточнения содержания, особенностей и специфики подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе;
• разработать модель подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология») и предусмотреть способы ее реализации;
• определить критерии, показатели и уровни подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология»);
• выявить и обосновать педагогические условия подготовки учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология»).
Методологическую и общетеоретическую основу исследования составляют философские учения о связи теории и практики, роли трудового обучения и производительного труда; основные положения философии естествознания, отражающие закономерности и методы познания объективного мира в естественнонаучных теориях; идеи педагогической технологии обучения, методические принципы формирования личностных качеств учителя; антропологический и историко-аналитический подходы к формированию и развитию личности будущего учителя. В процессе проведения настоящего исследования были использованы концепции: профессиональной ориентации молодежи (К.К. Платонов); управления процессом усвоения знаний (Н.Ф. Талызина); психологии труда, деятельности и формирования личности учителя (А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, В.В. Чебышева, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.); обучения будущих учителей в высшей школе (Ф.С. Авдеев, С.И. Архангельский, А.Д. Гонеев, Б.П. Есипов, И.Ф. Исаев, Т.А. Ильина, П.И. Образцов, А.И. Уман и др.); методического обучения будущих учителей биологии (В.М. Пакулова, В.Н. Правдюк, В.В. Пасечник, О.Г. Сафронова, Д.И. Трайтак и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы: теоретические (сопоставительный и ретроспективный анализ), диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование, самооценка), эмпирические (изучение нормативной и программно-методической литературы, практического опыта), прямое и косвенное наблюдение, эксперимент (констатирующий и формирующий), педагогическое моделирование, методы статистической обработки данных.
Источники исследования: документы и правовые акты в области образования, научные труды и педагогический опыт классиков отечественной и зарубежной педагогики, монографии, научные исследования по подготовке учителей; периодические издания, посвященные психолого-педагогическим и методическим вопросам подготовки учителей; материалы научно-практических конференций, совещаний, семинаров; программно-методические материалы по дисциплинам, личный педагогический опыт.
Экспериментальную базу исследования составили 60 учителей сельских школ Орловской области, 200 студентов ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» факультета естественных наук и факультета технологии, предпринимательства и сервиса Организация и этапы исследования.
На первом этапе исследования (2005- 2006 гг.) проводилось теоретическое изучение состояния проблемы в специальной литературе, были определены научные основы профессиональной подготовки будущих учителей биологии к работе в сельской школе, уточнены исходные параметры экспериментальной работы, её объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, понятийно-категориальный аппарат.
На втором этапе (2006-2007гг.) проводилось исследование проблемы профессиональной подготовки учителя биологии к работе в сельской школе: выявлен первоначальный уровень подготовки будущих учителей биологии к работе в сельской школе. Разработана модель подготовки, определена ее структура, содержание, пути и способы ее реализации в вузе. На этом этапе в рамках констатирующего эксперимента было уточнено содержательное и процессуальное наполнение модели.
На третьем этапе (2007-2008гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная апробация модели подготовки учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология»).
На четвертом этапе (2008-2009 гг.) - проводилась систематизация и обобщение результатов исследования, их качественный и количественный анализ, формулирование выводов, оформление диссертации; разработка практических рекомендаций для преподавателей вуза и будущих учителей биологии.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, применением комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; экспериментальным подтверждением выдвинутой гипотезы, совокупностью результатов, подтверждающих теоретические выводы и проделанную практическую работу.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• уточнены сущность, содержание и особенности подготовки учителя биологии к работе в сельской школе;
• научно обоснована идея необходимости введения факультативного курса «Агроэкология» при подготовке в вузе будущего учителя биологии к работе в сельской школе;
• разработана модель подготовки учителя биологии к работе в сельской школе;
• раскрыты педагогические условия, способствующие осуществлению эффективной подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в теорию и методику профессионального образования, расширяет представление о возможностях подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской и малокомплектной школе. Кроме того, выявлены педагогические условия, влияющие на углубленную подготовку учителя биологии к работе в сельской школе, разработана модель подготовки в вузе будущего учителя биологии к работе в сельской школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и реализовать процесс результативной подготовки учителя биологии к работе в сельской школе с учетом специфики сельского социума. Разработанный автором факультативный курс «Агроэкология» позволяет поднять профессиональный и дея-тельностный уровень учителя биологии к работе в сельской школе. Данный курс может быть использован на практике в процессе обучения будущего учителя биологии, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя биологии и технологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подготовка будущего учителя биологии к работе в сельской школе представляет собой сложный, поэтапный процесс обучения студентов в вузе, в ходе которого должны учитываться особенности, специфика и содержание профессионально-педагогической деятельности учителя биологии сельской школы. К особенностям данной подготовки учителя относятся: 1) условия, способствующие продуктивной профессиональной деятельности (сельскохозяйственное окружение, близость природы и т.д.); 2) факторы, затрудняющие профессионально-педагогическую деятельность учителя биологии в сельской школе (малочисленность сельских школ и малая наполняемость классов, недостаточное обеспечение сельских школ квалифицированными специалистами, территориальная разобщенность населенных пунктов, удаленность и оторванность большинства сельских школ от научно-методических центров, удаленность от образовательных учреждений).
2. Модель подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология») является составной частью профессиональной подготовки учителя биологии как в вузе в целом, так и на факультете естественных наук в ходе изучения биологических, экологических и агротехнологических дисциплин и частных методик. Она реализуется поэтапно и включает в себя: ориентировочный, продуктивный и прогностически-творческий этапы. Технология реализации модели осуществляется с учетом соответствующих форм, методов и средств обучения с опорой на комплекс принципов, критериев и уровней оценки знаний, умений и навыков учителя сельской школы, способного формировать агроэкологические знания на основе межпредметных связей биологии и экологии.
3. Критериями и показателями профессиональной подготовленности будущих учителей биологии к работе в сельской школе выступают:
• мотивационный (удовлетворенность избранной профессией, принятие сельского социума, самооценка);
• когнитивный (прочные и глубокие знания по предметам биологического цикла и агроэкологии, умение применять теоретические знания на практике по биологии и агроэкологии, умение грамотно организовывать экскурсии в природу);
• личностно-деятельностный (умение строить обучение на основе преимущественных особенностей сельского социума, способность разрабатывать задания различного уровня сложности для самостоятельной работы учащихся, проекты учебных занятий с элементами современных образовательных технологий).
Сочетание этих критериев и показателей может характеризовать следующие уровни профессиональной готовности будущих учителей биологии к работе в сельской школе: допустимый, средний, высокий.
4. Эффективность подготовки в вузе учителя биологии к работе в сельской школе обеспечивается созданием совокупности следующих педагогических условий:
• выявлением специфики сельского социума и его влиянием на обучение сельских школьников;
• учетом особенностей профессионально-педагогической деятельности учителя биологии сельской школы;
• разработкой и внедрением в образовательный процесс вуза модели подготовки будущего учителя биологии к работе в сельской школе (на материале курса «Агроэкология»);
• реализацией специально - педагогических условий, при которых у будущих учителей биологии формируются специальные сельскохозяйственные, агроэкологические знания, умения и навыки.
Апробация и внедрение результатов исследования получила отражение в 11 публикациях автора, в том числе двух включенных в перечень ВАК РФ, общим объемом 6 п.л.; выступлениях на международных научно-практических конференциях вузов в ОГУ (г. Орел), на П научно-практической конференции: «Наука и образование» (г. Днепропетровск), на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, соискателей «ОГИИК» (г. Орел).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографического списка; иллюстрирована таблицами и рисунками.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 101 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz