Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях ФСИН России. Страхов, бесплатно
1:00 AM
Скачать Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях ФСИН России. Страхов, бесплатно
Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях ФСИН России

Диссертация

Автор: Страхов, Александр Владимирович

Название: Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях ФСИН России

Справка: Страхов, Александр Владимирович. Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в исправительных учреждениях ФСИН России : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.09 / Страхов Александр Владимирович; [Место защиты: Владимир. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний] Владимир, 2007 160 c. : 61 07-12/1690

Объем: 160 стр.

Информация: Владимир, 2007


Содержание:

Глава 1 Предварительное следствие как форма предварительногорасследования пенитенциарных преступлений
§1 Органы предварительного следствия по УПК РФи правовые основы их деятельности
§2 Следственные подразделения, осуществляющие предварительноерасследование пенитенциарных преступлений, в структуре органовуголовной юстиции РФ
§3, История становления и развития органов предварительногоследствия, специализирующихся на расследовании пенитенциарныхпреступлений
§4 Криминологическая характеристика наиболее типичныхпенитенциарных преступлений и ее связь с институтомподследственности
Глава 2 Особенности раскрытия и расследования пенитенциарныхпреступлений
§1 Порядок регистрации первичной информации о пенитенциарныхпреступлениях, возбуждения уголовных дел и производства неотложныхследственных действий
§2, Особенности предварительного следствия по пенитенциарнымпреступлениям
§3 Взаимодействие следователей с оперативными подразделениямиФСИН России при раскрытии и расследовании пенитенциарныхпреступлений

Введение:

Актуальность темы исследования. В рамках обозримой истории русской пенитенциарной политики, а впоследствии и в советско-российский еепериод вопросам расследования пенитенциарных преступлений уделялосьнедостаточно внимания. Ряд ученых (В. В. Дедюхин, М. А. Петуховский,В. А. Гнатенко, О. П. Александрова, Н. Г. Шурухнов, А. П. Халявин и др.)рассматривали эту проблему исключительно в аспекте организации дознанияв исправительных учреждениях (ИУ), в то время как предварительное следствие по уголовным делам о пенитенциарных преступлениях не подвергалосьсерьезному научному анализу. В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в ИУ, остается внутренней проблемой учреждений, исполняющих уголовные наказания.Уголовные дела рассматриваемой категории расследуются как органами дознания уголовно-исполнительной системы (УИС), органами дознания ипредварительного следствия ОВД, ФСКН РФ, так и органами предварительного следствия территориальных и специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов (далее: специализированных прокуратур) в исправительных учреждениях ФСИН России, а в ряде случаев органами ФСБРФ. Следует отметить, что Федеральным законом «О внесении изменений вУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ внесены изменения в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РоссийскойФедерации», в соответствии с которыми создан следственный комитет приГенеральной прокуратуре, в структуру которого входят специализированныеследственные управления. Данный закон вносит определенные изменения ворганизацию предварительного следствия новой структуры, однако сутьпроблемы предварительного следствия по уголовным делам о пенитенциарных преступлениях от этого не меняется.В деятельности органов, расследующих пенитенциарные преступления,сохраняется ряд принципиальных вопросов, основными из которых являют4ся: процессуальный статус органов дознания в УИС по законодательству РФ;перечень законов и подзаконных нормативных правовых актов, которымиследует руководствоваться следователям специализированных прокуратурпри расследовании пенитенциарных преступлений.Статья 125 УПК РСФСР «Органы предварительного следствия», определявшая, что предварительное следствие по уголовным делам производитсяследователями прокуратуры, а также следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности и следователями органов налоговойполиции, давала исчерпывающий перечень государственных органов предварительного следствия.Однако УПК РФ данная норма не воспринята. Круг субъектов, обладающих правом производства предварительного следствия, приходится логически домысливать, исходя из предписаний ст. 151 УПК РФ. То же самоеследует сказать и об органах дознания, которые перечислены в ст. 40 УПКРФ. Пункт 4 ч. 1 ст. 117 УПК РСФСР констатировал, что органами дознанияявляются начальники исправительно-трудовых учреждений, следственныхизоляторов, лечебно-трудовых профилакториев - по делам о преступленияхпротив установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении этих учреждений. В ст. 40 УПК РФ данная категория должностных лиц отсутствует, однако ст. 157 УПК РФ «Производство неотложныхследственных действий» в п. 5 определяет, что начальники учреждений и органов УИС проводят неотложные следственные действия в качестве органовдознания. В связи с отсутствием четко выстроенной концепции пенитенциарные преступления, как указывалось ранее, расследуются следователямиФСБ, МВД РФ, ФСКП РФ, органами дознания ОВД и органами дознанияУИС. В период создания прокуратуры по надзору за соблюдением законов вИУ УИС обострилась проблема организации предварительного следствия. Вштат специализированных прокуратур были введены должности следователей, функциональные обязанности которых регулировались приказом Гене5рального прокурора РФ «О разграничении компетенции территориальныхпрокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля1996 г, № 24.Данная директива предписывала прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовом учреждении (ИТУ) производить предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в ИТУ, а также по службе работниками этих учреждений, специальныхподразделений по обеспечению безопасности объектов УИС, если вышестоящим прокурором не принято иное решение.Однако указанный подзаконный ведомственный нормативный правовой акт приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к нимвоенных и других специализированных прокуратур» от 9 сентября 2002 г.N2 54 был отменен. При этом новый приказ вопросам уголовно-процессуальной деятельности специализированных прокуроров уголовно-исполнительной направленности внимания не уделил. В результате этого следователи специализированной прокуратуры, осуществляя предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в учрежденияхУИС, руководствуются в своей деятельности самыми общими предписаниями УПК РФ и Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1, что следует признать крайне недостаточным. Открытым остается вопрос и о подследственности дел следователям специализированных прокуратур, а также то, чем руководствуются прокуроры при возбуждении уголовных дел.Степень научной разработанности темы. Отдельные аспекты, касающиеся заявленной темы, изучались в трудах известных российских ученых:- дознание и производство неотложных следственных действий в ИУ - вработах В. М. Анисимкова, Б. Т. Безлепкина, И. Е. Быковского, К. К. Горяинова,О. П. Александровой, Р.С. Белкина, С И . Медведева, И.И. Гусевой,А. Б. Соловьева, А. М. Лютьшского, М. А. Петуховского, Н. Г. Шурухнова и др.;6- взаимодействие правоохранительных органов при расследованиипреступлений - М. Вологина, А. Р. Раминова, А. В. Жогина, Ф. Н. Фаткуллина, В. Е. Жарского, Ф. Ю. Бердичевского, А. Демина, Р, В. Зимина,В. А. Максимова и др.;- криминологии - А.И. Долговой, А. А. Мазурина, Н, И. Брезгина,И. И. Карпеца, В. В, Лунева, В, Жеребина, М. В. Костюка и др.;- истории - А. В. Агаркова, М. Н. Гернета, И. Кузмина,В. И. Елинского, Ю. В. Арсеньева, А. Ф. Бычкова, В. А. Борисова, М. Г. Деткова, В. В. Дедюхина, Д. В. Якубовского и др.Сказанное актуализирует заявленную тему в рамках настоящего диссертационного исследования.Объектом диссертационного исследования являются общественныеотношения, складывающиеся в связи с расследованием следственными подразделениями пенитенциарных преступлений в УИС. Предметом исследования выступает деятельность следственных подразделений и оперативных аппаратов УИС при расследовании пенитенциарных преступлений, законодательное регулирование в Российской Федерацииуказанной деятельности, а также соответствующая правоприменительнаяпрактика.Целью исследоваиия является теоретико-прикладное изучение и комплексный анализ проблем, связанных с деятельностью следственных подразделений правоохранительных органов по расследованию преступлений вУИС, а также выработка рекомендаций и предложений по соверщенствованию уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации,приведению его в соответствие с потребностями реальной жизни.Достижение указанной цели предопределило постановку и решениеследующих задач:- проанализировать процессуальное положение следственных подразделений правоохранительных органов, расследующих пенитенциарные преступления, совершаемые в УИС, и правовые основы их деятельности;7- изучить и обобщить теоретические положения, касающиеся следственных подразделений, осуществляющих предварительное расследование попенитенциарным преступлениям, в структуре органов уголовной юстиции РФ;- исследовать историю становления и развития органов предварительного следствия, специализирующихся на расследовании пенитенциарныхпреступлений;- дать криминологическую характеристику наиболее типичных пенитенциарных преступлений и проанализировать ее связь с институтом подследственности;- изучить порядок регистрации первичной информации о пенитенциарных преступлениях, возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий, сопоставить правовые основы проведения неотложных следственных действий и режимных мероприятий;- рассмотреть особенности предварительного следствия по пенитенциарным преступлениям и сформулировать предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства РФ с учетом интересов правоприменительной практики;- исследовать порядок взаимодействия следователей с оперативнымиподразделениями ФСИН России при раскрытии и расследовании пенитенциарных преступлений.Методологической основой диссертационного исследования являютсядиалектический метод познания социально-правовых явлений, а также исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический, статистический методы и методы конкретно-социологическихисследований.Теоретическую осиову диссертационного исследования составили научные труды ведущих специалистов в области уголовного процесса и криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, уголовного права, уголовно-исполнительного права, криминологии, а также теории государства и права, истории государства и права России, философии и других отраслей научного знания.8В своей работе диссертант опирался на труды Ю. В. Арсеньева,В, М. Анисимкова, О. П. Александровой, А. В. Агаркова, А. Ф, Бычкова,Б. Т. Безлепкина, И. Е. Быковского, В. Бажанова, В. А. Борисова, Р. Белкина, Ф. Ю. Бердичевского, Н, И, Брезгина, М. Вологина, М. Н. Гернета,К. К, Горяинова, И. И. Гусевой, В. В. Дедюхина, М. Г. Деткова, С, А. Демина,A. И. Долговой, И, И, Карпеца, М. В. Костюка, И. Кузмина, А. М. Лютынского. В, А. Максимова, А. А, Мазурина, И. Медведева, М. А. Петуховского, А, Р. Раминова, А. Б. Соловьева, А. В. Жогина, Ф, Н. Фаткуллина,B. Е. Жарского, Р. В. Зимина, В. В. Лунева, В. Жеребина, В. И. Елинского,Н. Г. Шурухнова, Д. В. Якубовского и др.Эмпирическую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации; федеральные, в том числе конституционные законы Российской Федерации; межведомственные нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний; иные нормативные акты, имеющие непосредственное отношение крассматриваемым вопросам, а также судебные акты Конституционного иВерховного судов Российской Федерации. В работе использовались: статистические данные ФСИН России за 2001-2006 гг.; результаты анкетирования64 архивных уголовных дел, расследовавшихся следователями прокуратурыпо надзору за исполнением законов в ИУ Владимирской и Ивановской областей за 2000-2006 гг., данные проведенного автором опроса 635 сотрудниковорганов уголовной юстиции (из них 68,4 % сотрудников УИС (начальники иоперативные работники оперативных отделов управлений ФСИН и ИУ, проходивших обучение по заочной форме и на курсах повышения квалификациив ВЮИ ФСИН России, а также старшие корпусов, начальники отрядов и т.д.), 16,5 % прокуроров и следователей территориальных прокуратур и ОВД(в том числе следователей и прокуроров специализированных прокуратур)9Владимирской, Ивановской, Рязанской, Нижегородской, Тульской, Тверской,Ярославской, Кировской, Вологодской областей, а также 9,3 % адвокатов и15,8 % судей областных и районных судов г. Владимира и г. Иваново); результаты интервьюирования прокурорско-следственных работников, сотрудников учреждений и органов ФСИН России.Научная новизна работы определяется тем, что автор обратился к малоизученной проблеме расследования пенитенциарных преступлений как вистории русской пенитенциарной политики, так и в ее советско-российскийпериод. В процессе работы диссертантом обоснованы изменения норм УПКРФ, призванные способствовать повышению качества предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в ИУ. В частности,автором выдвинуто утверждение о том, что все пенитенциарные преступлениядолжны расследоваться следователями специализированных прокуратур, иони же должны являться субъектом производства неотложных следственныхдействий в учреждениях ФСРШ России. В связи с этим даны рекомендации подополнению ст. 151 УПК РФ (подследственность) указанием на то, что всеуголовные дела по пенитенциарным преступлениям подследственны следователям специализированных прокуратур; обоснованы предложения по введению должностей штатных дознавателей в ИУ ФСИП России; очерчен круг физических лиц, выступающих в качестве понятых при производстве следственных действий в ИУ ФСИИ России и др. Автором предложено расширенноетолкование понятия пенитенциарного преступления.Паучная новизна диссертационного исследования нашла свое отражение в положениях, выносимых на защиту.Основные положення, выноснмые на защнту:1. На основе исследования вопроса о генезисе феномена предварительного расследования пенитенциарных преступлений в русском и советскороссийском уголовном процессе произведен анализ развития институтапредварительного следствия по уголовным делам рассматриваемой категории от смотрителя монастырских тюрем (в условиях территориально-пра10вовых органов - губернаторов) до создания специализированных прокуратур,В результате автор пришел к выводу, что расследование пенитенциарныхпреступлений возлагалось на служащих тюремных ведомств, в подчинениикоторых находились данные учреждения.2. Обоснование предложений о необходимости дополнения ст. 151УПК РФ (подследственность) указанием на то, что все пенитенциарные преступления расследуются следователями специализированных (пенитенциарных) прокуратур как в форме дознания, так и в форме предварительногоследствия, поскольку участниками уголовного процесса практически по всемуголовным делам наряду с осужденными является аттестованный и вольнонаемный состав ИУ ФСИН России.3. Обоснование тезиса о том, что субъектом производства неотложныхследственных действий в учреждениях ФСИН России должен быть исключительно следователь прокуратуры, поскольку практика возбуждения уголовных дел органами дознания, правовой статус которых относительно ИУ вУПК РФ четко не определен, не находит должного распространения.4. Субъектом уголовно-процессуальных отношений являются не органы предварительного следствия, а следственные управления, отделы, отделения и группы; об органах предварительного следствия можно говорить лишьв случае создания единой государственной структуры - Федеральной службырасследования преступлений.5. Обоснование необходимости введения в ИУ ФСИН России должности штатных дознавателей и в зависимости от наполняемости ИУ спецконтингентом - штатные отделы, отделения дознания.6. Уточненная дефиниция понятия пенитенциарного преступления, подкоторым предлагается понимать запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние, совершенное осужденным клишению свободы в период отбывания наказания в колонии-поселении, воспитательной колонии, исправительной колонии, тюрьме, лечебном ИУ либоследственном изоляторе, а также совершение преступления в период условного осуждения.117. Утверждение о том, что представитель администрации колонии неможет назначаться в качестве законного представителя несовершеннолетнего, в этом качестве следует привлекать членов наблюдательных комиссийместных администраций, в зоне юрисдикции которых функционируют соответствующие ИУ ФСРШ России.Теоретическая значимость выражается в том, что материалы диссертации дополняют и развивают положения науки уголовно-процессуальногоправа, в частности, такой ее раздел, как учение о предварительном следствиипо уголовным делам о преступлениях, совершаемых в ИУ. Практическая значимость исследования определяется возможностьюиспользования разработанных теоретических положений, выводов, рекомендаций и предложений в практической деятельности следственных подразделений, расследующих пенитенциарные преступления, при возбуждении уголовных дел, подследственных следователям, и при производстве неотложныхследственных действий, а также в целях совершенствования уголовнопроцессуального законодательства РФ. Результаты исследования могут бытьиспользованы также в преподавании дисциплин «Уголовный процесс» и«Оперативно-розыскная деятельность» в образовательных учреждениях, приподготовке учебной и учебно-методической литературы, в практической деятельности ФСРШ России.Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации неоднократно обсуждались назаседаниях кафедры уголовно-процессуального права Владимирского юридического института ФСИН России и внедрены в учебный процесс института, а также используются в практической деятельности СУ при УВД по Владимирской области, УФСИН России по Владимирской области и Владимирской прокуратуры по надзору по соблюдению законов в ИУ. Материалы диссертационного исследования докладывались автором на межвузовском научно-практическом семинаре «Особенности уголовно-процессуальной деятельности в органах и учреждениях ФСИН России», проходившем в Вологодском12институте права и экономики ФСИН России 31 октября 2006 г., и отражены вопубликованных работах автора, среди которых следует выделить научноеиздание «Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях,совершаемых в исправительных учреждениях ФСИН России», которое в количестве 300 экземпляров разослано по системе учебных заведений МВД иФСИН России.Структура диссертации обусловлена ее целью и задачами и соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих7 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 297 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz