Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Проблема личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли бесплатно
6:46 AM
Скачать Проблема личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли бесплатно
Проблема личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли в конце XIX - начале XX столетий

Диссертация

Автор: Аншакова, Валентина Васильевна

Название: Проблема личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли в конце XIX - начале XX столетий

Справка: Аншакова, Валентина Васильевна. Проблема личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли в конце XIX - начале XX столетий : диссертация доктора психологических наук : 19.00.01 Астрахань, 2005 365 c. : 71 06-19/37

Объем: 365 стр.

Информация: Астрахань, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Методолого-теоретические основы, историография и источники изучения разработки проблемы личности в отечественной психологической науке
§ 1 Методолого-теоретические подходы к построению историко
§ 2 Современные теории личности как теоретическое основание ретроспективного анализа проблемы психологии личности в отечественной психологической мысли конца XIX- начала XXолетий
§ 3 Историографический анализ исследований разработки проблемы личности в отечественной психологии конца XIX - начала XX столетий
§ 4 Методы ледования проблемы хологии лични и очники и очники ее изучения
Глава 2 Социально-культурные и общенаучные предпосылки становления и развития проблемы личности в отечественной психологии конца XIX - начала XX веков
§ 1 Социально-культурный и общенаучный конте развития отечвенной хологии иановления проблемы лични на рубеже XIX и XXолетий
§ 2 Жизнь психологического сообщества России на рубеже XIX и
XXолетий
§ 3 Роль научных дий в конце XIX - начале XXолетий в разработке теоретико-методологичих ов хологии и ееановлении какмоятельной научной диплины
Глава 3 Разработка проблемы личности в экспериментальном направлении отечественной психологии в конце XIX - начале XX столетий
§ 1 Становление эериментального направления отечвенной хологии и деятельнь первых эериментальных хологичих лабораторий
§ 2 Разработка проблемы лични в ре эериментального направления отечвенной хологичой науки психологического исследования
Глава 4 Исследование проблемы личности в эмпирическом направлении отечественной психологической мысли в конце XIX - начале XX столетий
§ 1 Концептуальные основы и место эмпирической психологии в семе отечвенного хологичого знания
§ 2 Вклад ученых эмпиричого направления отечвенной хологии в разработку проблемы лични
Глава 5 Проблема личности в духовно-нравственном направлении отечественной психологической мысли в конце XIX -начале XX столетий
§ 1 Идейные овы религиозной духовно-нравенной филоо-хологичой ми в ркой культуре в конце XIX - начале XXолетий:стояние итуация развития
§ 2 Понимание духовного бытия человека и путей совершенствования личности в русле христианской антропологической традиции
§ 3 Проблема личностного бытия человека в трудах представителей русской религиозной философско-психологической мыс
Выводы и результаты ледования

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования
Проблема личности и ее формирования на современном этапе развития российского общества приобретает особую актуальность и большое практическое значение, на что неоднократно указывал в своих выступлениях Президент Российской Федерации В. В. Путин. В частности, в одном из Посланий федеральному собранию он говорит об утрате нравственных идеалов и духовных ориентиров в обществе (Путин, 2005). Потеря многих ценностей культурного наследия предшествующих поколений произошла в силу нарушения преемственности в духовной сфере на разных этапах развития российского общества. Поэтому обращение к прошлому чрезвычайно важно и необходимо, как для общества и науки в целом, так и для отечественной психологии, в частности.
Возрастающий интерес к истокам научной мысли, стремление воссоздать исторически достоверную картину становления и разработки проблемы психологии личности в отечественном психологическом знании конца XIX -начала XX веков детерминируется в современных условиях также практическими задачами совершенствования системы образования и воспитания личности. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, среди приоритетных направлений развития психолого-педагогических исследований выступает проблема оценки «развития человека как личности», условий и возможностей «целенаправленного влияния на этот процесс», поиска «новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний различных социальных институтов». При этом особенно подчеркивается необходимость противостояния «деструктированию всей системы культурно-исторического наследования» и «духовной опустошенности» (Фельдштейн, 2005, с. 3, 5, 10).
Необходимость историко-психологического исследования проблемы психологии личности диктуется потребностями развития современной психологической теории, которая строится на основе аккумулирования, осмысления и обобщения опыта психологического познания человека на всех этапах исторического развития психологической мысли (Теплов, 1960, с. 5).
Историко-психологическое исследование открывает возможность выявления наиболее важных и существенных аспектов в познании психической реальности, раскрытия общих закономерностей в становлении и развитии передовой отечественной психологической науки. Являясь формой исторической рефлексии, самосознания и самоконтроля науки, ее «своеобразной памятью», история психологии создает фундамент для продуктивного развития всей системы современного психологического знания (Ярошевский, 1980, с. 160, 166).
Проблемам развития отечественной психологической науки посвящены фундаментальные историко-психологические исследования К. А. Абульхано-вой-Славской, Б. Г. Ананьева, J1. И. Анцыферовой, В. В. Большаковой, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Е. А. Будиловой, М. Г. Данильченко, К. Б. Жарикбаева, А. Н. Ждан, В. Г. Казакова, Е. А. Климова, В. А. Кольцовой, И. Б. Котовой, Б. Ф. Ломова, Т. Д. Марцинковской, А. А. Никольской, О. Г. Носковой, Ю. Н. Олейника, А. В. Петровского, К. К. Платонова, А. А. Смирнова, В. М. Соколова, Б. М. Теплова, Е. В. Шороховой, В. А. Якунина, М. Г. Ярошевского и других психологов.
История русской дореволюционной психологической мысли представляет собой богатейший пласт оригинальных подходов и идей в области челове-кознания, неразрывно связанных с идейно-философскими течениями, сформировавшихся в контексте русской культуры и ее духовных традиций. Особенность ее реконструкции состоит в том, что ряд продуктивных идей, выдвинутых и разработанных русскими учеными в этот период, оказался впоследствии утраченным, либо отвергнутым по идеологическим соображениям. Это создает объективные трудности в исследовании этой страницы истории отечественной психологии. Тем не менее, задачи адекватного понимания современной психологической науки и формирования ориентиров ее перспективного развития требуют воссоздания полной и достоверной картины состояния психологической мысли на всех этапах ее исторического становления.
Перед современной историографией, как полагает В. А. Кольцова, стоит задача переосмысления традиционных представлений о моделях исторической науки и принципах ее изучения, что обусловлено кардинальными преобразованиями в науке в целом, отказом от монометодологического подхода и утверждением ее понимания как сложно организованного полиструктурного образования, избавлением от «догматизированных» и исторически не оправдавших себя положений (Кольцова, 20046). В истории психологии это проявляется в признании самоценности каждого этапа в системе отечественного психологического знания - «дореволюционного» и «советского», утверждении позитивно-конструктивной ориентированности историко-психологического анализа как одного их базовых принципов истории психологии (Кольцова и Олейник, 1999). В связи с этим появляется возможность объективного, точного, непредвзятого и всестороннего рассмотрения и реконструкции уникального опыта разработки проблем личности, путей ее формирования, накопленного в отечественной психологической мысли в конце XIX - начале XX столетий.
Богатое наследие психологической мысли в России конца XIX - начала XX столетий представлено в отдельных работах В. В. Большаковой, Е. А. Бу-диловой, А. Н. Ждан, В. А. Кольцовой, И. Б. Котовой, Т. Д. Марцинковской, А. А. Никольской, Ю. Н. Олейника, А. В. Петровского, М. В. Соколова, В. А. Якунина и других исследователей. В частности, в работе Е. А. Будиловой (Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина XIX - начало XX в.) (1960), определившей на долгие годы стратегию исследований в отечественной истории психологии, дана обстоятельная характеристика состояния психологической науки дооктябрьского периода.
Психологическая мысль России этого периода характеризуется оригинальностью и включает серьезные достижения в познании проблемы психологии личности, отнюдь не являясь, как представлялось в ряде аналитических работ, освещающих исследуемый период, простым заимствованием и копированием опыта зарубежной психологии. В связи с этим при разработке концепции исследования в качестве опорных точек выступали положения о необходимости возрождения преемственности в развитии российской психологии, осмысления и раскрытия самобытности на основе современного видения проблемы психологии личности.
С точки зрения JI. И. Анцыферовой, «психологические теории прошлого можно правильно понять только с позиций более высокого уровня развития науки, в рамках которого развиваются тенденции, содержащиеся в ранее созданных теориях. При этом каждая последующая ступень в развитии психологической теории порождает новую оценку истории психологии, раздвигает границы исторического исследования, в новом качестве представляет полученные в прошлом знания» (Анцыферова, 1982, с. 16).
Историко-психологический аспект исследования проблемы психологии личности представлен в ряде трудов: Л. И. Анцыферовой, В. В. Аншаковой, В. В. Большаковой, Е. А. Будиловой, И. Б. Котовой, Е. В. Левченко, Н. А. Логиновой, Т. Д. Марцинковской, А. А. Никольской, А. В. Петровского и других историков психологии. Так, в работах В. В. Большаковой (Большакова, 1994; Она же, 1997 и др.) рассматриваются проблемы формирования личности в творческом наследии мыслителей первой половины XIX века: Н. А. Крюкова, И. Д. Якушкина, В. Ф. Одоевского; общественных деятелей 60-70-х годов XIX века Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. В. Шелгунова, К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозовой; а также ряда психологов конца XIX - начала XX веков - М. М. Троицкого, П. Ф. Каптерева, А. П. Нечаева, И. А. Сикор-ского. Вклад отдельных отечественных исследователей в разработку психолого-педагогических проблем личности представлен в публикациях А. А. Никольской (Никольская, 19736; Она же, 1983 и др.). Обобщающая работа А. А. Никольской «Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России» (1995) представляет собой опыт авторского осмысления и систематизированного изложения наследия российских ученых в области изучения проблем психологии личности в русле возрастной и педагогической психологии. Историческая ретроспектива разработки проблемы личности в отечественной психологии в 60-е годы XIX - 60-е годы XX веков содержится в монографическом исследовании И. Б. Котовой (1994). Данной проблематике посвящен ряд диссертационных исследований (Наумова Д. В., 2001; Михалева А. Б., 1999; Садчикова П. И., 1955; Яковлева А. А., 2003 и др.). В последние годы вышел учебник под ред. Т. Д. Марцинковской «Психология развития» (2001), в котором проблема личности рассматривается в контексте разных направлений психологии. В зарубежной психологии вопросы разработки проблемы личности в отечественной психологической мысли рассматриваемого периода не освещаются.
Безусловно, все указанные работы представляют большой интерес и пополняют фактологический фундамент психологической науки. Тем не менее, ряд аспектов изучения истории становления проблемы психологии личности в отечественной науке остается не освещенным. В частности, не раскрыта с достаточной полнотой специфика изучения личности в разных направлениях психологии рубежа веков; не исследованными остаются концептуальные основы понимания личности в русле духовно-нравственной традиции общественной мысли; дальнейшего раскрытия и систематизации требует проблема детерминации становления исследований в этой области, их обусловленности социально-культурным контекстом и тенденциями развития общенаучного знания.
Именно такое полное и объемное изучение истории разработки проблемы психологии личности, осуществляющейся в рамках разных направлениях психологии и отражающей «дух» времени, позволит воссоздать целостную картину генезиса и особенностей развития этого направления исследований в отечественной психологии.
Накопленный представителями разных направлений отечественной психологии на рубеже XIX и XX веков значительный научный материал должен быть осмыслен как часть целостной системы - отечественной психологической науки - от ее истоков до современного состояния. Этим определяются направление и цель диссертационного исследования.
Целью исследования является историко-научная реконструкция становления и развития исследований в области психологии личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли конца XIX - начала XX столетий.
Объект исследования - философские, психологические и духовно-религиозные концепции отечественных ученых и мыслителей конца XIX -начала XX столетий.
Предмет исследования - предпосылки становления и развития исследований в области психологии личности и особенности концептуальных основ ее понимания и изучения в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли конца XIX - начала XX столетий.
Задачи исследования:
1. Раскрыть социально-культурный и общенаучный контекст развития отечественной психологии конца XIX - начала XX столетий и становления проблемы психологии личности.
2. Выделить особенности развития разных направлений отечественной психологии на рубеже XIX и XX веков, в русле которых происходила разработка проблемы психологии личности.
3. Выделить особенности концептуальных основ понимания и изучения личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли конца XIX - начала XX столетий.
4. Раскрыть проблемное поле исследований психологии личности в разных направлениях отечественной психологии рассматриваемого периода.
5. Обобщить и систематизировать перспективные линии в разработке проблем психологии личности в разных направлениях психологического знания конца XIX - начала XX столетий, актуальные для современной психологической науки и общественной практики.
6. Провести историографический поиск и обосновать репрезентативную источниковую базу исследования, включающую как опубликованные, так и не использованные до настоящего времени материалы научных архивов.
Методологическую и теоретическую основы исследований составили:
• Ключевые общеметодологические положения и принципы, разработанные в отечественной психологии (Аллахвердов В. М., Абульханова-Славская К. А., Ананьев Б. Г., Анцыферова JI. И., Барабанщиков В. А., Бруш-линский А. В., Будилова Е. А., Кольцова В. А., Мазилов В. А., Марцинков-ская Т. Д., Соколова Е. Е., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. и др.). Основополагающее значение имела реализация требований системного и комплексного подходов (Ананьев Б. Г., Барабанщиков В. А., Будилова Е. А., Емельянов С. В., Лекторский В. А., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Кузьмин В. П.), интегрирующих главные положения и принципы проведения историко-психологического анализа и ориентирующих на целостное изучение исследуемой проблемы.
• Теоретико-методологические идеи, представленные в концепциях, разработанных в отечественной истории психологии (Ананьев Б. Г., Будилова Е. А., Большакова В. В., Ждан А. Н., Климов Е. А., Кольцова В. А., Логинова Н. А., Марцинковская Т. Д., Петровский А. В., Теплов Б. М., Якунин
В. А., Ярошевский М. Г. и др.).
• Теоретико-методологические идеи и подходы к исследованию проблемы личности в отечественных психологических школах К. А. Абульха-новой-Славской, Б. Г. Ананьева, JI. И. Божович, А. В. Брушлинского, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, К. К. Платонова С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теп лова.
Научная новизна диссертационной работы и ее теоретическая значимость состоит в комплексной психолого-исторической реконструкции недостаточно исследованных аспектов проблемы психологии личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли конца XIX - начала XX столетий.
Воссоздан общекультурный и общенаучный контекст, в рамках которого происходило становление и развитие психологического знания о личности.
Раскрыто творчество отечественных исследователей, разрабатывающих проблематику психологии личности в период становления психологии как самостоятельной отрасли знания в России. Обоснована его детерминированность социально-культурными условиями, идейными и методологическими позициями исследователей.
Выявлены и исследованы методолого-теоретические основы разработки проблемы личности в русле экспериментального, эмпирического и духовно-нравственного направлений отечественной психологии конца XIX - начала XX столетий.
Выделено и раскрыто проблемное поле исследований психологии личности в экспериментальном, эмпирическом и духовно-нравственном направлениях отечественной психологической мысли конца XIX - начала XX столетий.
Впервые исследована специфика понимания и трактовки личности в духовно-нравственном направлении отечественной психологической мысли.
Выделены важные для современной психологии перспективные идеи и практические разработки в области исследования психологии личности, выдвинутые представителями экспериментального, эмпирического и духовно-нравственного направлений отечественной психологической мысли конца XIX - начала XX столетий.
В научное обращение впервые введены ранее не публиковавшиеся архивные и мемуарные материалы, что позволило глубже раскрыть личностно-персоналистические аспекты развития психологического знания и расширить источниковую базу историко-психологического исследования проблемы личности в трудах представителей разных направлений психологии.
Положения, выносимые на защиту:
1.Развитие исследований в области психологии личности обусловлено социально-исторически - потребностями развивающейся практики (прежде всего, медицинской, педагогической, юридической, производственной), ан-тропологизацией культуры и ростом интереса к данной проблеме в широких слоях российского общества, усилением социальных противоречий и актуализацией в связи с этим роли личности в общественной жизни.
2. Предпосылками становления и развития личностной проблематики в структуре психологического знания России конца XIX - начала XX столетий выступали, как тенденции развития общенаучной мысли в целом (усиление влияния позитивистской методологии, выделение и исследование личност-но-персоналистического аспекта в естественнонаучных и гуманитарных направлениях знания), так и особенности развития отечественной психологии (ее становление как самостоятельной науки, утверждение объективного подхода в исследовании психической реальности и разработка научных методов психологического познания, широта и разнообразие трактовок личности в разных направлениях психологии).
3. В отечественной психологии конца XIX - начала XX столетий представлен широкий спектр ключевых проблем (определение сущности личности и методов ее исследования, рассмотрение совокупности факторов развития и формирования личности, ее психологической структуры) и методологических принципов и подходов (естественнонаучный подход, принцип комплексного анализа, деятельностный подход, принцип развития) в исследовании психологии личности, получивших дальнейшую разработку на последующих этапах отечественной психологической науки.
4. Определение сущности и методов исследования личности в разных направлениях психологии отличаются своеобразием, обусловленным идейными позициями и теоретико-методологическими подходами их представителей.
5. В русле экспериментального направления отечественной психологии исследуемого периода утверждаются естественнонаучная ориентация в определении личности как целостного биосоциального образования, комплексная методология и объективные экспериментальные методы ее изучения; реализуется медико-психиатрический подход в изучении личности в норме и в патологии; ставятся и решаются проблемы психического здоровья личности.
6. В эмпирическом направлении психологии доминирующим является феноменологический подход в изучении личности; акцентируется внимание на духовном бытии человека, на раскрытии разных аспектов психологической структуры личности - потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной, морально-нравственной, социально-психологической, проблеме ее развития.
7. В духовно-нравственном направлении отечественной психологической мысли в качестве центральной координаты исследования и трактовки личности выступает ее рассмотрение как духовной сущности, главное внимание уделяется раскрытию ее экзистенциально-бытийной сферы, духовно-нравственного роста и совершенствования.
Достоверность научных результатов и выводов обеспечивалась проработанностью методологических основ исследования, использованием совокупности методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, привлечением широкого круга оригинальных источников, отражающих разные аспекты исследуемой проблемы.
Практическая значимость диссертационной работы:
Полученный материал является источником расширения фактологической базы исследования в области истории психологии.
Результаты диссертационного исследования легли в основу построения курса «Понимание феномена "личность" в духовно-нравственном направлении отечественной психологии», а также подготовки специальных разделов в курсах «История психологии» и «Психология личности». На их основе разработаны учебные пособия и образовательные программы для подготовки студентов, изучающих психологию.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практическом плане при разработке способов и методов психологопедагогического воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия, для расширения арсенала средств духовно-нравственного развития личности.
Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении хода поэтапной работы над диссертацией в лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН; на методологическом совместном семинаре по общей психологии, психологии личности и истории психологии Института психологии РАН; на совместном заседании лабораторий системных исследований психики, психологии личности, истории психологии и исторической психологии Института психологии РАН; на заседании кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета; на заседаниях и методических семинарах кафедры психологии Астраханского государственного университета.
Основные положения и результаты работы обсуждались на различных научных и методических конференциях регионального, всероссийского и международного уровней: научно-методической конференций (Астрахань, 1990; Волгоград, 1994), V Международной конференции «Информатика. Образование. Экология и здоровье человека» (Астрахань, 2000), Международной конференции по истории психологии «III Московские встречи» (Москва, 2001), Всероссийском съезде психологов (С-Петербург, 2003), III Международной научно-практической конференции «Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона» (Астрахань, 2005).
Апробация основных положений работы проводилась также в ходе преподавания учебных курсов «История психологии», «Основы общей психологии», «Психология личности», «Психология развития», спецкурсов в Астраханском государственном университете, Астраханском институте повышения квалификации и переподготовки, Астраханском государственном колледже профессиональных технологий.
Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и 5 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 144 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz