Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход. Блинов, Леонид бесплатно
6:54 AM
Скачать Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход. Блинов, Леонид бесплатно
Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход

Диссертация

Автор: Блинов, Леонид Викторович

Название: Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход

Справка: Блинов, Леонид Викторович. Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.08 Биробиджан, 2001 371 c. : 71 02-13/205-1

Объем: 371 стр.

Информация: Биробиджан, 2001


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионального самоопределения личности педагога
11 Сущность педагогической аксиологии профессионального самоопределения личности
111 Проблема классификации ценностей
12 Историография и современное состояние проблемы профессионально-личностного самоопределения
13 Методология и методы исследования профессионально-личностного самоопределения
Глава 2 Инициирующая роль ценностей в постдипломном образовании педагогов
21 Роль инновационных технологий в активизации аксиологического потенциала личности в постдипломном образовании
22 Аксиологический потенциал профессионального педагогического образования
23 Функции ценностей в формировании структуры личности педагога
Глава 3 Аксиологическая направленность постдипломного образования педагогов
31 Принципы построения аксиологически ориентированных технологий в постдипломном образовании педагогов
32 Моделрфование аксиологически ориентированной технологии постдипломного образования
321 Проектная деятельность педагога основа его профессионально-личностного^самоопределения в постдшшомыом образовании^ ^„ 184-^
312Средства активизации профессионально-личностного самоопределения педагогов в аксиологически ориентированной модели постдипломного образования
Глава 4 Профессионально-личностное становление педагогов в процессе аксиологически ориентированного постдипломного образования
41 Особенности аксиологической ориентации педагогов
42 Реализация аксиологически орие1ггированной модели в практике постдипломного образования педагогов
43 Мониторинг как средство активизации аксиологической направленности профессионального самоопределения личности педагога
44 Проверка валидности аксиологически ориентированной модели постдипломного образования педагогов 264-278
Заключение

Введение:

Актуальность исследования. Изменение аксиологических оснований социума и его институтов оказывает существенное влияние на формирование личностной системы ценностных ориентации. Эти ценностные ориентации выступают в качестве моральных императивов, содействующих пониманию социальной реальности и межличностных отношении, и являются основой самоорганизации, саморазвития и самоопределения личности.Очевидным является тот факт, что в современных условиях логика развития образования, в том числе постдипломного, не совпадает с логикой развития общества. Наблюдается расхождение целей системы постдипломного образования с целями-ценностями, декларируемыми обществом. Это явление заключается в том, что поствузовским образованием утеряна селективная - социоцентрированная функция, которая в должной мере должна отвечать ценностным ориентирам, мировоззрениям и запросам различных групп и категорий педагогов, обеспечивать условия для установления взаимного соответствия между рщгщвидом и социумом, предоставлять не только структурированную информацию, но и систему отношений, ценностей, составляющих основу профессионального самоопределения личности.Сегодня необычайно актуализируется аксиологически ориентированное образование педагогов постдипломного профессионального самоопределения. Для исследования этого феномена к настоящему времени созданы необходимые теоретические и практические предпосылки.Среди этих предпосылок можно назвать интерпретации постдатломного образования как выражершя ценностей конкретной культуры (С. Вргггенштейн, Д. Ли, К.Роджерс, Л. Рубинштейн, В.Франки, М. Шелер, Э. Шпрангер и др.}, осмыслевдюд и трансформированной в действиях субъекта (Л.И. Иванько, Э. Кант, Дж. Мид и др.), и представление ценностей как смысловых универсалий опыта предшествуюпщх поколений (В. Франки, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев и др.) или как источника потребностей и интересов индивидуума (К. Роджерс, Н.Д. Узнадзе, Дж. Дьюи, Э. Дюркгейм и др.). Продуктивным также является определе1ше ценности как продукта взаимодействия факторов потребности и ситуации, благодаря которому человек обретает себя как личность. Этот фактор служит основанием для трактовки двойственной природы ценностей. С одной стороны, это объективные реалии, выступающие в качестве нормативных спецификаций, с другой стороны - индивидуальные смысловые конструкты, находящие выражения в установках личности.В контексте аксиологической парадигмы профессионального самоопределения личности методологически значимыми являются концептуальные положения о социальной природе ценностей и их таксономии (М.М. Архангельский, Г. Гегель, Р. Ингарден, Р. Инглехарт, М.С. Каган, X. Каглес, Э. Кант, А. Маслоу, К. Маркс, Е. Олдемейер, В.Н. Розов, ВО. Тугаринов и др.).Психологические труды А. Адлера, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, Л. Рубинштейна, 3. Фрейда, Э. Фромма, В. Штерна, К. Юнга и др. позволяют уяснить механизм взаимодействия биопсихологических и социальных факторов, регулирующих процесс самоопределения личности.Процесс самоопределения личности трактуется как раскрытие ценностей своей персональной уникальности (Г. Гегель, Г. Зиммель, Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Франк, В. Франкл и др.); как поиск и раскрытие своей значимости посредством включения в мир человеческих отнощенш (Ю.В. Громыко, АН Леонтьев, Л. Рубинщтейн, p. Харпе и др.). Профессиональное самоопределение описывается как результат обретения индивидуумом собственного пути развития в конкретной исторической данности с проекцией на собственное будущее (Э. Фромм, П.Т. Щедровицкий, К. Ясперс и др.); как признание личности активным творцом конструрфования своего собственного пути самоопределения (ОС. Газман, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн, К. Роджерс и др.); 1сак раскрьггие роли «Значимого другого» в выборе стратегии самореализации ( Дж. Мид, М. Мид, Р. Парк, М. Р. Сандлер, У. Томас и др.); как формирование социальных установок личности при взаимодействии с социальным окружением (Дж. Брунер, Ф. Знанецки, М. Рокич, Т. Шибутани, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.); как смыслотворчество (О.С. Газман, Н.Б. Крылова, АН. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В. Франки, ГА. Цукерман и др) Вьщелены основные направления и пути оптимизации профессионального самоопределения личности с учетом интересов оптантов к выбранной профессии, предпосылок и установок самоопределения личности, возможностей построения собственной перспективы профессионализации (А.Ю. Винокур, М.Р. Гинзбург, Е.А.Климов, А.Б. Орлов, В.Н. Парамзрш, Н.С. Пряжников, В.Ф. Сафин, А.И. Смирнов, Л.В. Сохонь, НИ. Соболева).Несомненный интерес представляют работы, раскрывающие акмеологические закономерности, особенности профессионального становления личности (ОС. Анисимов, А.А. Бодалев) и посвященные профессиональному самоопределению личности педагога (С.С. Амирова, В.А Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Куликова, Ю.Н. Кулюткин, ИД. Лушников, АК. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, В.Н. Никитенко, В.Г. Онущкин, Г. Сухобская и др.).Особенно ценными для нашего исследования являются идеи аксиологической педагогики, изложенные в работах М.В. Богуславского, И.Ф. Исаева, ЛИ. Мищенко, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и докторских диссертациях P.M. Асадулина AM. Булынина, В.Г. Воронцовой, И.Ф. Исаева, Е.Г. Силяевой, В.Н. Соловьевой, АН. Ходусова, Г. И. Чижаковой, А. А. Шумейко и др.Представлению о нелинейном характере процесса самоопределения личности педагога и определению его инновационности содействовали идеи ученых - синергетиков Ф.Д. Абрахама, В.И. Аршинова, Е.Н. Князевой, В. Ксани, СП. Курдюмова, И. Пригожина, И. Стенгерса и др.Раскрытие аксиологического потенциала педагога неразрывно связано с инновационной деятельностью, различные аспекты которых отражены в работах Н.Т. Алексеева, О.С. Анисимова, Р.Н. Васютина, А.А. Вербицкого, Ю.В. Громыко, ВВ. Давьщова, А.А. Деркач, А.В. Зака, Н.В. Кузьминой, И.С. Ладенко, НИ. Лапина, Л.С. Подымовой, А.И. Пригожина, В.В. Рубцова, И.Н. Семенова, В.А. Сластенина, ПИ. Третьякова, А.А. Тюкова, ГА. Цукерман, Р.Н. Юсуфбековой и др.Большой вклад в развитие теории педагогического и постдипломного образования внесли исследования В.П. Беспалько, Б.З. Вульфова, В.А. Сластенина, ЕМ. Ямбурга, ММ. Левиной, Д. Полякова, A.M. Тубельского, В.Я. Ляудис, М.В. Кларина, ММ. Поташника, Т.И. Шамовой, Н.Е. Щурковой и др.Между тем в рассматриваемой области продолжает сохраняться ряд противоречий. Это: - между изменением приоритетов общественных ценностей и неразработанностью содержания и организации аксиологически ориентированного образования в учебных заведениях, осуществляющих переподготов!^ и повышение квалификации педагогических кадров; - между проводимыми «знаниевой» и гуманистической парадигмами педагогического образования; - между необходимостью повышения приоритета ценностноличностной ориентации в постдипломном образовании педагогов и ее второстепенной ролью на практике.С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные тенденции, принципы, психолого-педагогические условия и технологии профессионально-личностного самоопределения педагогов в аксиологически ориентированном образовании? Решение этой проблемы составляет цель исследования.Объект исследования - профессионально-личностное самоопределение педагогов.Предмет исследования - профессионально-личностное самоопределение педагогов в системе аксиологически ориентированного постдипломного образования.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в нем решались следующие задачи: 1. Разработать совокупность исходных положений, определяющих теоретико-методологические предпосьшки исследования и парадигмальные направления аксиологической ориентации в профессионально-личностном самоопределении педагогов.2. Раскрыть инициирующую роль ценностей в постдипломном образовании и профессионально-личностном самоопределении педагогов.3. Осуществить моделирова1ше и опытно-экспериментальную проверку аксиологически ориентированного процесса постдипломного образования педагогов и определить педагогические условия его организации.4. Обосновать психолого-педагогические условия и технологии профессионально-личностного самоопределения педагогов.5. Опираясь на результаты исследования, разработать научнопрактические рекомендавдш по обеспечению аксиологической направленности постдипломного образования педагогов.Гипотеза исследования. Профессиональное самоопределение, в контексте аксиологической парадигмы, является социокультурным феноменом нелинейного процесса самоорганизации личности.Процессуальный и содержательный аспекты этого явления зависят от форм ценностного сознания и общемировоззренческих представлений о пр1фоде, пространственно-временных характеристиках сущего, о причинноследственных связях явлений и вещей, о человеке и его потенциальньг>с возможностях, о его ценностных отношениях к миру, социуму и самому себе.Трактовка ценностей как инвариантного во времени явления определяет их системообразующую функцию в постдипломном образовании педагогов.Имманентные тенденции эволюции ценностей, сопровождаемые постепенной заменой априорных ценностей на апостериорные, с их постепенной интеграцией в систему образования, могут выступать либо фактором, стабилизирующим профессионально-личностное самоопределение педагогов, либо инициировать радикальные социально-психологические изменения личности в целом. Процесс профессионально-личностного самоопределения педагогов в постдипломном образовании будет протекать более эффективно, если; в постдипломном образовании педагогов будут созданы специфические психолого-педагогические условия, учитывающие нелинейный, инновационный характер процесса профессиональноличностного самоопределения, инициируемого взаимодействием апостериорных и априорных ценностей; созданы предпосылки для когнитивного диссонанса, приводящего внутреннюю структуру личности в состояние бифуркации, и последовательно задаются параметры поиска аттрактора, имеющего большее значение и потенциал для удовлетворения жизнедеятельности и восстановления относительного равновесия в профессионально-личностном самоопределении; постдишомное образование не ограничивается только рамками специально организованного обучения, а в самом процессе педагогической деятельности создаются условия для рефлексивной оценки результатов мониторинга наличного состояния ценностных ориентации и их соответствия ориентирам социума.Методологической основой исследования являются фундаментальные положения аксиологии, касающиеся проблем самоопределения личности и человеческого бытия в целом; идеи синергетики и социальной психологии; концептуальные идеи аксиологической педагогики; отечественные и зарубежные философские, педагогические и психологические теории развития и социализации личности; концептуальные идеи структурирования нелинейного процесса образования в контексте аксиологической парадигмы.Методы исследования. Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных теоретических предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа (сравнительносопоставрггельный, ретроспективный, моделируюшдй); методы обсерващюнного и практического исследования, сощюметрические (наблюдения, интервьюрфование, беседа), оцениваниерейтинг и анализ продуктов деятельности; методы психодиагностического исследования; методы экспериментального исследования.Экспериментальная база исследования. В качестве ее выступали отделения коррекционной педагогики Брфобиджанского государственного педагогического института расположенные в Биробиджане, Владивостоке, Хабаровске, Чите, Биробиджанский институт усовершенствования учителей, экспериментальные площадки «Института открытое общество Дж. Сороса» по реализации программы «Переподготовка учителей гуманитариев ЕАО», средние школы №№10,14 г. Биробиджана. В сравнительном плане привлекался опыт учреждений дополнительного педагогического образования городов Владивостока, Хабаровска, Читы.В исследовании принимали участие свыше 1300 педагогов.Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение. теоретически обоснованы и разработаны концептуальные положения аксиологического подхода в проектировании постдипломного образования и профессионально-личностного самоопределения педагогов; выявлена сущность процесса профессионально-личностного самоопределения педагога; раскрыты факторы, предпосьшки и условия эффективности профессионально-личностного самоопределения педагогов в аксиологически ориентированном постдипломном образовании; доказана необходимость в специально организованном психолого-педагогическом обеспечении аксиологической ориентации постдипломного образования педагогов; установлена взаимосвязь между аксиологической ориентацией в профессионально-личностном самоопределении педагога и уровнем его собственных аксиологических ориентации, которые обусловливают нелинейность процесса профессионального самоопределения; построена и экспериментально проверена аксиологически ориентированная модель постдипломного образования как фактора профессионально-личностного самоопределения педагогов; сформулированы ведущие тенденции, принципы, психологопедагогические условия и технология профессионально-личностного самоопределения педагогов в процессе аксиологически ориентированного постдипломного образования Практическая значимость исследования.Полученные в нем результаты могут быть использованы в системе непрерывного педагогического образования с целью пересмотра содержания постдипломного образования в контексте аксиологической парадигмы, а также для организации спецкурсов теоретико-методологической и прикладной направленности по проблеме аксиологической ориентации в образовании; разработанная модель аксиологически ориентированного образовагшя педагогов может непосредственно использоваться в процессе постдипломного образования как в педагогическом вузе, так и в системе повышения квалификации работников образования; свойства широкого переноса, которым обладают элементы аксиологически ориентированной модели, делают возможным конструирование аналогичных систем для повышения квалификации кадров, чья деятельность непосредственно связана с взаимодействием и управлением людскими ресурсами.Достоверность и надежность результатов обеспечены теоретрпсометодологической обоснованностью исходных параметров работы, связанных с аксиологическим, культурологическим, синергетическим и личностнодеятельностным подходами; реализацией комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок; воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в массовой практике.На защиту выносятся следующие положения Профессионально-личностное самоопределение педагога в постдипломном образовании характеризуется как социокультурный феномен, детерминированный ценностями определенного социального института, в содержании деятельности которого в достаточной степени отражаются процессы взаимодействия и конфрогггации априорных и апостериорных ценностей исторического этапа разаити» общества, и изменения, вьтзв1аннь1е флуктуационными процессами, возникающими в экзистенциальном мире ценностей индивидуума при реализации степеней свободы в поисках идей потребного будущего.Профессионально-личностное самоопределение педагога определяется степенью соответствия ценностно-смыслового ядра личности с ценностносмысловым содержанием профессионального социума и связано с актуализацией и дополнением ментального опыта, посредством осознания индивидуумом его когнитивных, метакогнитивных и га1тенциональных составляющих компонентов в процессе переоценки ценностей, обеспечивающих успешную интеграцию в профессиональной общности.Непрерывный характер профессионального самоопределения личности связан с эволюцией оценочных отношений общества по отношению к содержанию к таким социальным базовым ценностям, как: свобода, ответственность, равенство, справедливость, собственность, поскольку они в полной мере отражают характер и содержание межличностных отношений, которые, трансформируясь в педагогическую общность, обретают особое значение и играют роль социального эквивалента в формировании поля взаимодействия референтных групп и их агентов.Инвариантными элементами технологий, обеспечивающих процессуальную и содержательную стороны аксиологически ориентированных моделей постдипломного образования педагогов, являются: использование потенциала предметов гуманитарного и психологопедагогического циклов в качестве источника гуманитарньгс знаний, содействующих педагогу в поиске смысла своего профессионального предназначения и рациональной организации деятельности, соответствующей ценностям личности и общества; содержание, средства, формы и методы, доставляющие остов акеиологически ориентированных технологий постдипломного образования педагогов, должны исполнять роль аттрактора в актуализации тех значений, которые определяют скрытые перспективы разврггия и функционирования цершостно-смыслового мира личности педагога и педагогической общности.В аспекте структурирования нелинейного процесса аксиологически ориентированного образования, управление им представляется как процесс и результат фиксации точек бифуркации, их распредмечивание, поиск и введение соответствующих атгракторов, определяющих осцилляцию и ход устойчивого профессионального самоопределения педагога. Ориентация на относительно стабильный канон цеьюостей дает возможность представить четко диагностируемые цели, конкретно измеряемых и ожидаемых результатов профессионального роста педагога.Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и полученные результаты докладывались и обсуждались на всесоюзных, всероссийскнк, международных и региональных научно-методических конференциях; совещаниях работников образования ЕАО, Читинской области. Хабаровского и Приморского краев; коллегии МО РФ по проблеме специального образования (1995); на заседаниях УМО по специальному образованию РФ (1996, 1998, 1999); совещаниях проректоров вузов Дальневосточного региона.Результаты исследования внедрены в образовательный процесс отделений центра коррекционной педагогики БГПИ, расположенных во Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Хабаровске, Чите, Биробиджанского института усовершенствования учителей. Приморского, Читинского институтов повышения квалификации работников образоваьшя, а также ряда учебных заведешет различного типа Биробвджана и Нврейской автономной области. Основные теоретические положения успешно апробрфованы при реализации программы «Переподготовка учителей гуманитариев «Института открытое общество Дж. Сороса» (1996-1998).Основные результаты исследования нашли отражение в монографии, статьях, тезисах научных докладов, учебно-методических рекомендациях.Основные идеи аксиологически ориентированного образования отражены в кандидатских диссертационных исследованиях Г.З. Арутюновой, Н.Г. Баженовой, А. Болговой, В.Н. Иванченко, Г.В. Митиной, О.Е. Шафрановой, выполненных под нашим руководством.Структура диссертации. Диссертация состоргг из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.Во введении обоснована актуальность, определены проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, рассмотрены этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки исследования профессионально-личностного самоопределения педагогов» представлены концептуальные идеи, научный аппарат и логика исследования, историография и современное состояние проблемы.Во второй главе «Инициирующая роль ценностей в постдипломном образовании и профессионально-личностном становлении педагогов» рассматривается роль инновационных технологий в активизации аксиологического потенциала профессионально-личностного самоопределения педагогов. Исследуется сущность аксиологического потенциала профессионального педагогического образования. Выясняется функциональная роль ценностей в формрфовании структуры личности педагога. в третьей главе «Аксиологическая направленность постдипломного образования педагогов» вьщелены принципы построения модели профессионально-личностного становления педагогов в условиях аксиологически ориентированного постдипломного образования.В четвертой главе «Профессионально-личностное становление педагогов в процессе аксиологически ориентированного постдипломного образования» обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы.В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы и научно-практические рекомендащш.В приложениях содержатся методические материалы эмпирического исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 124 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz