Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Производственные отношения и экономическая политика стран среднеразвитого капитализма (на примере Мексиканских Соединенных бесплатно
7:00 AM
Скачать Производственные отношения и экономическая политика стран среднеразвитого капитализма (на примере Мексиканских Соединенных бесплатно
Производственные отношения и экономическая политика стран среднеразвитого капитализма (на примере Мексиканских Соединенных Штатов)

Диссертация

Автор: Агилера Батиста, Леонардо

Название: Производственные отношения и экономическая политика стран среднеразвитого капитализма (на примере Мексиканских Соединенных Штатов)

Справка: Агилера Батиста, Леонардо. Производственные отношения и экономическая политика стран среднеразвитого капитализма (на примере Мексиканских Соединенных Штатов) : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Одесса, 1984 163 c. : 61 85-8/416

Объем: 163 стр.

Информация: Одесса, 1984


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3 - II
ГЛАВА I ПРОШВОДОТЗЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРОБЛЕШ СООТВЕТСТВИЯ 12 - об
§ 1* Производственные отношения и волевые отношения12-2 б
§ 2 Государство в условиях капитализма свободной конкуренции25
§ 3» Экономическая политика в странах развитого капитализма35
ГЛАВА П ПРОБЛЕШ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТРАН СРЕДНЕРАЗВИТОГО КАЛИГ АЛИВ Ж57
§ I Методология анализа57
§ 2 Концентрация производства, как критерий, отражающий уровень развития производственных отношений в Мексиканских
Соединенных Штатах 74
§ 3 Государственный, частный и иностранный капиталы в мексиканской экономике /соотношение сил/ 91
ГЛАВА Ш ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МЕКСИКАНСКОГО
ГОСУДАРСТВА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ 108
§ I Основные направления экономической политики мексиканского государства 108 -
§ 2 Проблемы и альтернатива экономической политики Мексики 128

Введение:

Главнейшей чертой общественного развития является переход от капитализма к социализму во всемирном масштабе. Однако это не означает, что все страны следуют одинаковой дорогой к социализму, каждая страна вносит свои особенности в этот процесс, преодолевая непредвиденные трудности и противоречия.
Особое место в мире занимают так называемые страны "третьего мира", а среди них страны среднеразвитого капитализма,- которые занимают весьма своеобразное промежуточное положение между высокоразвитыми и отсталыми в экономическом отношении страными.
Вццеление в особую категорию понятия "среднеразвитый капитализм" обусловлено необходимостью решения чрезвычайно широкого круга вопросов, как теоретического так и практического свойства.
В этих странах происходит формирование особых капиталистических отношений в условиях, когда в паразитических центрах капитализма они приходят в состояние загнивания и разложения. Страны среднеразвитого капитализма занимают значительный, все возрастающий удельный вес в мировом производстве и играют все большую роль в мировой экономике и международных; отношениях. Стало настоятельной необходимостью экономического анализа установить характер и тенденции их экономического и политического развития, имеющих немаловажное последствие для всего исторического прогресса.
Далеко не безразличной становится проблема их дальнейшего развития, по какому пути они будут развиваться.Состав-ляют ли они потенциальный резерв империализма или идут по социалистическому пуши. Исключительную важность поэтому приобретает анализ условий и факторов будущих судеб их исторического развития.
Проблемы стран среднеразвитого капитализма вызывают все возрастающий интерес в советской экономической литературе. С середины 70-х годов регулярно проводятся дискуссии и публикуются материалы с изложением различных взглядов по этим вопросам. Особое внимание уделил им советский экономист Шей -нис В.Л., который обосновал существование стран среднеразвитого капитализма.* Этот материал был в значительной мере проанализирован и использован автором.
Стремясь внести посильный вклад в решение данной проблемы, где, естественно, далеко не все вопросы выяснены с достаточной полнотой и последовательностью, в работе поставлена задача - определить основные методологические пути анализа и на этой основе показать специфические особенности развития капитализма в этих странах, выявить при этом условия, при которых они могут развиваться по некапиталистическому пути.
Руководствуясь основными идеями классиков марксизма-ле-нинивма об огромном значении экономической политики,особенно в современном мире, в работе ставится задача показать значение для данных стран на примере Мексиканских Соединенных Штатов экономической политики, которая бы обеспечила их успеш
I."Развивающиеся страны и страны среднеразвитого капитализма: проблемы экономического роста.-В кн.:Раввивающиеся страны и экономический рос т.-М., 1977, с. 53-79; Страны среднеразвитого капитализма/некоторые вопросы методологии/.-МЭ и МО, 1977, Р 9, с. 105-324, 350-357;Как оценивать особенности и уровень развития капитализма в Латинской Америке? - Латинская Америка, 3979, № 1,2* ное развитие по такому пути, который отвечал бы интересам трудящихся классов и привел бы их к необходимости переориентации на социалистический путь развития. Особое значение при этом уделяется ленинской теории государственного капитализма, как альтернативе капиталистического развития.
Теоретические предпосылки анализа, цели и задачи исследования цредопределили и соответствующую структуру работы.
Экономическая политика - это сложное переплетение объективных и субъективных элементов, которое должно отражаться в системе мероприятий, направленных на укрепление и развитие экономической системы. Объективным элементом этой системы являются производственные отношения: субъективными -подход, умение экономического руководства, учет сложившегося уровня производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая политика зависит от уровня этих отношений,которые определяют главные направления экономической политики. Однако, не ".только экономическое положение является причиной, что только оно является активной, а все остальные -элементы экономической жизни, Л.Б. - лишь пассивные следствия. Нет тут взаимодействия на основе экономической необходимости".1
Вопрос о взаимодействии экономической политики и производственных отношений был так охарактеризован ф.Энгельсом: "Все правительства, - пишет он, - даже саше абсолютистские в конечном счете только исполнители экономической необходимости, вытекающей из положения страны. Они могут делать по-разному - хорошо, плохо или посредственно, они могут ускорять или замедлять экономическое развитие с вытекающими из нее политическими и юридическими последствиями, но в конеч
• б ном итоге должны следовать за этим развитием"* *
Поэтому в первой главе работы ставится проблема соотношения производственных отношений и экономической политики.
Здесь мы исходим из того, что производственные отношения являются базисом общества, т.е.через их познание можно проникнуть в глубинные процессы, происходящие в экономической системе ив то же время они позволяют исследовать и понять в общих чертах формы, которые вырастают из экономических отношений. А именно, волевые и юридические отношения, которые регламентируют переход вещей от одного лица к другому.
Производственные отношения, как система, развиваются как целостный организм, следовательно, экономическая политика должна отражать все происходящие в них изменения, именно поэтому экономическая политика периода капитализма свободной конкуренции, развивающейся на основе стихийного механизма действия экономических законов, выступала против всяческой регламентации, эареживающей экономическое развитие.
Государство в тот исторический период сделало акцент лишь на внешнеэкономическую торговую политику, в зависимости от степени конкурентоспособности своих товаров на мировом рынке. Неслучайно поэтому представители классической буржуазной политэкономии Великобритании - самой развитой сяраны промышленного капитализма Адам Смит и Д.Рикардо требовали свободной торговли и отмены регламентации со стороны государства.
В те времена господствовали идеи о невмешательстве государства, которое должно только воздействовать на общие условия производства, тогда рыночный механизм регулировал воспроизводство экономической системы и гарантировал буржуазии присвоение результатов неоплаченного труда наемных рабочих.
Таким образом,- в период капитализма свободной конкуренции экономическая политика основывалась на зрелости производственных отношений, требующих свободного действия каждого члена общества, на ограничении роли государства, не допускала его вмешательства в хозяйственную жизнь,регулирование рыночной стихии требовало от государства лишь создания благоприятных условий для эксплуатации пролетариата.
Процесс перерастания капитализма свободной конкуренции в монополистический капитализм поставил перед самой системой капитализма вопрос о самом ее существовании как общественного строя, требовалось приспособиться к новым условиям воспроизводства в условиях подрыва товарных отношений, т.е. прямое вмешательство государства в экономику путем государственно-монополистического регулирования и огосурадствления некоторых отраслей экономики. роль и функции государства в условиях перезрелых экономических отношений в эпоху империализма не ограничиваются обеспечением функционирования инфраструктуры, но требуют и активного участия в экономическом развитии путем инвестиционной, кредитной и налоговой политики, путем регулирования производства, национализации, покупки и строительства новых предприятий.
При господстве ГМК экономика капитализма послевоенного периода более или менее поддерживала стабильный курс,но как свидетельствуют данные последних лет, экономическая неустойчивость мира капитализма является прямой угрозой самой системы» Если в период капитализма свободной конкуренции вмешательства государства затормозило развитие государственных отношений, то в системе ГЖ оно в определенной границе стимулирует их развитие. Поэтому невмешательство при капитализме свободной конкуренции и прямое вмешательство при господстве ГЖ преследуют однй и ту же цель: получение максимальных прибылей и защиту капитализма как общественной организации.
Итак, государственное вмешательство в экономическую жизнь как результат процессов обобществления и появления монополий является инструментом, при котором ставится задача ослабить противоречия капиталистического способа производства. Несмотря на то, что экономическая политика в странах развитого капитализма не смогла эффективно регулировать функционирование хозяйственной системы, сохраняется постоянная необходимость государственного вмешательства, направленного на ослабление таких губительных противоречий капитализма, как инфляция, безработица, резкая диспропорциональность, глубокие спады производства и т.д.
Во второй главе рассматривается экономическая структура стран среднеразвитого капитализма, процесс концентрации производства и капитала как критерий, отражающий уровень производственных отношений, а затем и основные отношения этой системы.
Одной из важных особенностей стран среднеразвитого капитализма является степень развития в них капиталисти -ческих отношений, поскольку здесь капитализм не уравновешивается массой'иных укладов, он намного сильнее их всех, вместе взятых. Здесь речь идет о мелких остатках докапиталистической формации, по сущности и по форме существующие уклады находятся внутри капиталистической системы на разных уровнях.
Внутри капиталистичеакой системы стран среднеразвитого капитализма господствующими укладами являются: монополистический сектор - национальные и иностранные монополии - сектор средних национальных предприятий и государственно-монополистический. Остальные уклады находятся в процессе исчезновения и не играют существенной роли. Словами Маркса можно охарактеризовать эту группу стран как ".общество с крупным промышленным производством, т.е. современное буржуазное общество".^
Процессы, определяющие дальнейшую эволюцию капиталистических производственных отношений, концентрация и монополизация экономики, являются результатом обобществления производства. В Мексике параллельно протекают два процесса: реальный - на основе становления и развития крупного машинного производства и обобществление в форме финансового контроля.
При переплетении этих двух процессов преобладающая роль принадлежит формальному обобществлению, тем не менее,формальное обобществление стимулирует процессы реального обобществления, т.е.техническую перестройку экономики. Повышение уровня конкуренции и монополизации производства и капитала являются одними из самых важных моментов мексиканской экономики. Это особенно ощущается в 70-е годы. Тем не менее ряд особенностей этих процессов и характер процесса обобществления детерминируют как рае и ее средний уровень.
Вместе с тем, основные отношения мексиканской экономической системы представляют собой треугольный камень:частно-национальные, государственные и иностранные капиталы. Необ
• 10 ходимо иметь ввиду, что иностранный капитал тут действует не в качестве анклава, а как составной элемент мексиканской экономической системы.
В механизме взаимодействия и взаимозависимости между государственными, частнонациональными и иностранными капиталами необходимо понимать не просто как удельный вес каждого сектора, а как единую, самодвижущуюся структуру связи, которая субординируется общим законом капиталистической системы.
Достаточно сказать, что в обрабатывающей промышленности Мексики частнонациональный капитал обладает абсолютным большинством всех предприятий и дает 54,8$ валовой продукции, тогда как инсотранный, владея всего 0,8$ всех предприятий, производит 33,2$ валовой продукции. Доля государства значительно низке и составляет 0,8$ и 12,0$ соответственно. ^ Однако, оно занимает господствующие позиции в важнейших областях экономики. Под его контролем находятся добыча нефти, нефтехимия, радиотелеграфная связь, электроэнергетика, железные дороги и т.д.
Роль иностранного капитала ощутима во всех сферах еизни Мексики, но его влияние ощущается наиболее сильно в производстве машин и оборудования - 80-90$; вторичные продукты нефти - 100$; машиностроение - б2$; в табачном производстве - 100$ и др.2 Надо учитывать, что в процессе развития мексиканской экономики частнонациональный, иностранный и государственный капиталы переплетаются друг с другом.
В третьей главе рассматривается экономическая политика
1 / "Principales rasgos del proceso de industrializaci?n y de la pol?tica industrial.de M?xico.en la d?cada de los setenta". U.N.Cepal, M?xico, 10i-I, rev. I, junio, 1979, pag.93. 2/ Anuario econ&raico. M?xico, 1982, pag.213.
• II мексиканского государства и ее возможные альтернативы.
Экономическая политика мексиканского государства на протяжении 60-70-х годов формировалась под воздействием множества факторов экономического,политического социального характера.Среди них немаловажное значение тлели и исторические особенности развития страны,пережившей одну из наиболее бурнах буржуазно-демократических революций 20-го века/1910-1917 гг./, революцию,имевшую ярко выраженную антиимпериалистическую направленность, и наложившую неизгладимый отпечаток на все последующее развитие страны,на ее политику,в том числе и экономическую. Государственная собственность на землю,ее недра,воды и регулирование использования природных ресурсов зафиксировано в Конституции 1917 г.»действующей до наших дней.
Мексиканское государство начало активное вмешательство в хозяйственную жизнь страны с 30-х годов,когда в результате мирового кризиса 1929-1933 гг.экономика находилась в крайне тяжелом состоянии.В этой ситуации президент страны Ласаро Карде-нас/1934-1940 гг./,опираясь на поддержку народных масс,начал осуществлять глубокие социально-экономические преобразования с целью совершенствования производственной структуры страны и обеспечения ее экономического развития.
Мексика в послевоенный период оказалась наиболее стабильной моделью страны среднеразвитого капитализма в Латинской Америке.В 1978 г.она занимала 14 место по абсолютным размерам ВЩ/92 млрд .долл./, все более приближаясь к таким государствам как Бельгия,Австралия и Испания,а в 1981 г. по данным мексиканской печати она находилась уже на II месте.^
Рост промышленного производства во4 многом был связан с развитием новых для Мексики отраслей,производящих товары
I. Шереметьев И.К. Мексика: современные проблемы развития. -МЭ и МО, 1983, ® 2, с.63.
• 12 длительного пользования, а также средства производства.
Стимулирование производства в наиболее важных отраслях народного хозяйства со стороны государства явилось одним из главных стимулирующих факторов развития экономики Мексики в последние годы. В 1980 году теш прироста производства средств производства составил 12,9%, в 1981 г. - уже 16,3$. В течение последних 3-х лет он возрастал в среднем до 17,8% за год.
Последние 30 лет Мексика сохраняла высокий показатель роста ВВП, примерно на уровне 7% в год. Этот показатель превышал даже 6% уровень, который ООН считала оптимальным для развития экономики страны.
Быстрый рост ВВП и промышленной продукции в последнее десятилетие является прямым последствием увеличения экспорта нефти и роста цен на нее.
Несомненно, что высокая конъюнктура рынка нефти швилась для Мексики поистине "золотым дном", однако развитие экономики за счет этого источника делает ее весьма уязвимой от мировой конъюнктуры вообще, а рынка нефти в особенности. Будущее показало, что ориентироваться на такой шаткий источник экономического роста оказалось ненадежным делом.
Большое социальное значение мелкой и средней буржуазии Мексики несомненно оказывает влияние на экономическую политику страны. Государство выступает в роли "защитника" этих социальных слоев. Оно разрабатывает мероприятия, направленные на поддержку мелких и средних предприятий. Такая экономическая политика, направленная на стимулирование производства в немонополистическом секторе, основывается на обеспечении большого количества рабочих мест на единицу капитала, чем это воэможно в монополистическом секторе.
Однако главное влияние на формирование экономической политики мексиканского государства оказывает национальная
• 13 буржуазия через свои организации, которые принято называть "группами давления"»
Концентрация богатств в руках немногих,неравномерность развития и глубокие диспропорции в экономике, массовая безработица, галопирующая инфляция, резкие социальные контрасты, обострение противоречий между трудом и капиталом - „таковы последствия развития мексиканской экономики в послевоенный период, в чем немалая "заслуга" и руководителей ее экономической политики»
На конкретном примере Мексиканских Соединенных Штатов рассматриваются альтернативные возможности экономической политики страны» Здесь мы опираемся на ленинскую теорию госкапитализма как особую форму для перехода к новому общественному строю при условии создания широкого народного фронта,когда в корне подрывается господство финансового капитала и подготавливаются предпосылки социалистического общественного производства»

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 107 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz