Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 17 » Скачать Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте. Чернов, Дмитрий Николаевич бесплатно
7:12 AM
Скачать Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте. Чернов, Дмитрий Николаевич бесплатно
Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте

Диссертация

Автор: Чернов, Дмитрий Николаевич

Название: Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте

Справка: Чернов, Дмитрий Николаевич. Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Москва, 2003 214 c. : 61 04-19/272

Объем: 214 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава 1 Речевое развитие в онтогенезе: закономерности и индивидуальные различия
11 Речевое развитие в детском возрасте
12 Индивидуальные особенности речи
121 Межиндивидуальная вариативность по оценкам различных компонентов речи
122 Неравномерность в развитии отдельных компонентов речи
123 Индивидуальные стили овладения речью
124 Факторы, влияющие на формирование индивидуальных особенностей речи
13 Выводы
Глава 2 Изучение индивидуальных особенностей речи у детей-близнецов
21 Отставание близнецов от одиночнорожденных детей в речевом развитии
22 Причины отставания близнецов в речевом развитии
23 Качественное своеобразие речевого развития детей-близнецов
24 Использование близнецового метода для изучения вклада наследственности и среды в индивидуальные особенности речи
241 Врожденность речевых способностей: представления и экспериментальные исследования
242 Общая характеристика генотип-средовых соотношений в вариативности оценок речи
243 Генотип-средовые соотношения в индивидуальных особенностях активной речи
244 Роль факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных особенностей активного словаря
245 Вклад наследственных и средовых детерминант в межиндивидуальную вариативность оценок активной грамматики
246 Генотип-средовые соотношения в индивидуальных особенностях понимания речи
247 Влияние наследственных и средовых факторов на формирование индивидуальных различий по артикуляционным способностям
248 Ограничения в использовании близнецового метода в психогенетических исследованиях речи
249 Обсуждение результатов мета-анализа психогенетических исследований речи
25 Выводы
Глава 3 Психогенетическое исследование индивидуальных особенностей речи в младшем школьном возрасте
1 Методики
11 Гейдельбергский тест речевого развития детей
12 Опросник для определения зиготности близнецов
13 Анкета для родителей детей-близнецов
14 Методы статистической обработки результатов
2 Описание выборки
21 Экспериментальная выборка близнецов
22 Контрольная выборка одиночнорожденных
3 Результаты и их обработка
31 Оценка воспроизводимости полученных результатов
32 Оценка генотип-средовых соотношений
321 Влияние феномена распределения ролей в паре на генотип-средовые соотношения по речевым характеристикам
322 Влияние половых различий на генотип-средовые соотношения в вариативности оценок речи
323 Влияние образовательного статуса родителей на генотип-средовые соотношения в вариативность оценок речи у их детей
324 Влияние количества детей в семье на генотип-средовые соотношения в вариативность оценок речи
325 Стабильность вклада наследственности и среды в индивидуальные характеристики речи
33 Влияние средовых факторов на индивидуальные особенности речи близнецов младшего школьного возраста
331 Сопоставление уровня речевого развития близнецов и одиночнорожденных детей
332 Воспроизводимость интеркорреляций между оценками Гейдельбергского теста речевого развития
333 Влияние биологических факторов риска на речевое развитие близнецов
334 Роль феномена близнецовости в формировании индивидуальных особенностей речи
335 Влияние общих для всех детей факторов на индивидуальные особенности речи детей-близнецов
34 Обсуждение результатов
4 Выводы

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования определяется той ролью, которую играет речь в становлении психики ребенка и формировании его личности в целом. Значение речи для развития психики делает важным изучение тех факторов, которые способствуют ее становлению в детском возрасте, помогая тем самым организации целенаправленных педагогических воздействий на этот процесс со стороны взрослых. Во многих работах - JT.C Выготского (1984), Д.Б. Эльконина (1971), М.И. Лисиной (1961, 1978), А.Г. Рузской (1989) и др., убедительно показано, что центральным фактором, играющим решающую роль в психическом развитии ребенка, является полноценное общение со взрослым. Дефицит такого общения негативно сказывается на становлении речи у детей (М.И. Лисина, 1985 и др.), что может приводить к задержке развития в интеллектуальной сфере (А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдо-вич, 1956 и др.).
Изучению индивидуальных особенностей речи уделяется сравнительно меньше внимания - и за рубежом (K.Nelson, 1981; Е. Bates et al, 1988), и в нашей стране (Н.А. Рыбников, 1926; Е.Д. Божович, 1997, 2002). Однако в некоторых работах показано, что такие факторы как пол (Е. Maccoby, С. Jacklin, 1974; М. O'Brien, К. Nagle, 1987), социо-экономический статус семьи и образование родителей (Е. Hoff-Ginsberg, 1991, 1998), конфигурация семьи (Т.А. Думитрашку, 1991, 1996; Т.Н. Трефилова, 1998) могут обуславливать индивидуальные различия в речи.
Однако если исследованию развития речи у различных групп одиноч-норожденных детей все таки уделялось внимание, речевое развитие близнецов как группы риска по психическому — в том числе и речевому - развитию изучено не достаточно хорошо. Некоторые исследования дают основания утверждать, что в раннем и дошкольном возрасте близнецы отстают по развитию речи от одиночнорожденных детей (Е. Day, 1932; P. Mittler, 1970, 1976). Главную роль в этом отставании играет минимизация общения со взрослым на ранних стадиях онтогенеза (А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович, 1956; S. Savic, 1980; М. Tomasello et al., 1987). Специальных исследований речевого развития близнецов-младших школьников — единицы (Е. Davis, 1937), и они позволяют предполагать, что к концу дошкольного возраста близнецы догоняют одиночнорожденных в речевом развитии, и, значит дефицит общения со взрослым перестает играть значимую роль. Однако основания для сомнений в справедливости такого заключения есть. Исследования детей-младших школьников из многодетных семей с маленькими интервалами от рождения ближайших к ним сиблингов, т.е. находящихся в ситуации развития, сходной с близнецовой, показали, что они отстают в речевом развитии от единственных в семье детей и детей из многодетных семей с большими интервалами между рождениями ближайших сиблингов (Т.Н. Трефилова, 1998).
Хотя вопрос о роли биологических и социальных факторов в развитии речевых способностей не раз поднимался в работах таких исследователей, как Л.С. Выготский (1982), А.Р. Лурия (1950, 1975, 1979), Н. Хомский (1981), Ж. Пиаже (1979), Е. Lenneberg (1967) и др., природа индивидуальных различий в характеристиках речи стала предметом рассмотрения сравнительно недавно. Большинство этих исследований выполнено при помощи близнецового метода (P. Mittler, 1969, 1976; Н. Munsinger, A. Douglass И, 1976; J. Locke, P. Mather, 1989). Результаты этих работ указывают на существенный вклад наследственных факторов в межиндивидуальную изменчивость речевых характеристик.
Специальных психогенетических исследований индивидуальных особенностей речи, выполненных на младшем школьном возрасте, не проводилось ни в нашей стране, ни за рубежом. Однако некоторые результаты изучения природы индивидуальных особенностей когнитивных характеристик (М.С. Егорова с соавт., 1995; A. Matheny et. al., 1982) дают основания полагать, что в этом возрасте индивидуальные различия по речи в существенной мере обусловлены влияниями общесемейной среды и наследственности. Проверка этого предположения и стала основной целью данной работы. Кроме того, исследования речевого развития близнецов позволяют предполагать, что существуют общесемейные, справедливые для всех детей, и специфичные именно для близнецов факторы, которые обуславливают их отставание в речи от одиночнорожденных детей. На отечественной выборке близнецов таких исследований не проводилось. Поэтому в диссертационном исследовании рассматривается и данный аспект.
Исходя из сказанного были сформулированы гипотезы исследования:
1) индивидуальные характеристики речи в младшем школьном возрасте в существенной мере определяются влиянием факторов общесемейной среды и наследственности; 2) для речевого развития близнецов младшего школьного возраста справедливы общие закономерности, действительные для всех детей, но, одновременно, существуют средовые влияния, специфичные только для близнецовой популяции.
Научная новизна и теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые в отечественной психологии предпринято психогенетическое исследование речевых характеристик и установлено, в какой мере их вариативность в младшем школьном возрасте обусловлена факторами среды и наследственности. Кроме того, в отечественной психологии наблюдается дефицит работ, посвященных исследованию речевого развития близнецов как особой популяции детей. Таких работ — единицы (А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович, 1956; Н.Г. Липовецкая, Г.Н. Пивоварова, 1977; Н.Ф. Талызина с соавт., 1991), выполнены они без использования стандартизованных психодиагностических методов и на маленьких выборках. Поэтому исследование с использованием адаптированного к русскому языку Гейдельбергского теста речевого развития (Н.Б. Михайлова, 1990) позволило впервые в отечественной психологии получить надежные сведения об уровне речевого развития близнецов, сопоставив их с оценками одиночнорожденных детей.
Практическое значение работы определяется необходимостью организации психолого-профилактической и коррекционной работы с детьми-близнецами. В среднем 1,2-1,5% всех родов являются многоплодными, к тому же число многоплодных беременностей в последние десятилетия во всем мире растет. Это означает, что существует довольно большая «группа риска», нуждающаяся в особом внимании со стороны психологов и педагогов. Результаты данного исследования могут быть использованы в психолого-профилактическом консультировании с целью предупреждения отставания детей-близнецов в речевом развитии. Это поможет избежать их возможной задержки и в интеллектуальном развитии.
В соответствии с гипотезой исследования выдвигались следующие конкретные задачи:
1. Получить оценки речевого развития близнецов и одиночнорожден-ных детей.
2. Оценить внутрипарное сходство МЗ и ДЗ пар близнецов и дать адекватное объяснение полученным результатам с позиций психогенетики.
3. Выявить, существует ли отставание близнецов в речевом развитии от одиночнорожденных детей, и какими средовыми факторами оно обусловлено.
Методологическая основа диссертационной работы. Общая схема исследования, использование метода близнецов и интерпретация полученных результатов основана на методологии психогенетических исследований. Анализ влияния средовых факторов на речевое развитие близнецов основан на положениях культурно-исторического подхода JI.C. Выготского. Анализ индивидуальных различий по характеристикам речи и обуславливающих их причин опирается на основные принципы дифференциальной психологии.
Объектом исследования стали близнецы 7-9 лет (29 МЗ и 31 ДЗ однополая пара; 120 чел.) и одиночнорожденные дети того же возраста (53 чел.).
Предметом исследования являются генотип-средовые соотношения в вариативности индивидуальных характеристик речи, а также общий уровень речевого развития близнецов младшего школьного возраста. Методы исследования: анализ психогенетической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; оценка индивидуальных различий по речевым характеристикам в выборках близнецов и одиночнорожденых детей при помощи тестирования; анкетирование родителей для оценки семейной среды ребенка и внут-рипарных отношений; выделение подгрупп по признакам внутрипарных отношений, пола близнецов, образования родителей и конфигурации семьи для дифференцированной оценки генотип-средовых соотношений; статистическая обработка полученных результатов при помощи гене-тико-математического метода и методов непараметрической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Индивидуальные характеристики речи в младшем школьном возрасте в значительной мере определяются факторами общесемейной среды; факторы наследственности в наибольшей мере влияют на индивидуальные характеристики речи, связанные с использованием в ней грамматических и морфологических структур.
2. Факторы, связанные с особенностями пре- и перинатального периода развития, не оказывают влияния на речевое развитие близнецов младшего школьного возраста.
3. Общими для всех детей средовыми факторами, влияющими на речевое развитие близнецов младшего школьного возраста, являются образование матери и наличие в семье дополнительных сиблингов.
4. Основным фактором, приводящим к снижению оценок речевого развития близнецов, является минимизация общения со взрослым.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии (157 наименований), 1 приложения, включает 76 таблиц, 1 график.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 114 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz