Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 23 » Скачать Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей. Бокуть, Елена Леонидовна бесплатно
7:13 AM
Скачать Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей. Бокуть, Елена Леонидовна бесплатно
Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей

Диссертация

Автор: Бокуть, Елена Леонидовна

Название: Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей

Справка: Бокуть, Елена Леонидовна. Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2005 208 c. : 61 05-19/447

Объем: 208 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
11 Социальная перцепция в психологических исследованиях / 1 Проблема социального познания
112 Факторы, влияющие на межличностное познание
12 Анализ теорий Я-концепции
121 Анализ теорий Я — концепции в западной психологии
122 Теоретические подходы к изучению Я - концепции в отечественной психологии
13 Особенности социальной перцепции педагогов
14 Проблема психологической подготовки студентов к педагогической профессии
ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
21описание методов исследования
22 Результаты исследований первого этапа
23 Выводы по результатам первого этапа исследования
240собенности психологической подготовки студентов на втором этапе исследования
25 Выявление особенностей социальной перцепции на третьем этапе исследования
26 Сравнительно - сопоставительный анализ полученных данных
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Введение:

Актуальность темы. Исторические изменения в общественном устройстве России преобразовали ситуацию в сфере образования. В качестве приоритетной цели образования определяется воспитание личности, способной к самоопределению, самообразованию и саморазвитию. Среди современных проблем, характерных для российского образовательного пространства, значительное место занимают проблемы, связанные с необходимостью развития гуманистической составляющей образовательного процесса, с ориентацией на персональную поддержку становления личности ученика, в частности его гражданского и профессионального становления (Е.С.Романова).
Для реализации целей образования нужен новый учитель -профессиональный педагог, который не только имеет глубокую предметно-методическую подготовку, но и способен построить эффективное общение с учеником, опираясь на восприятие и понимание его внутреннего мира, понимание его переживаний, трудностей и проблем. Актуальной является проблема разработки эффективной программы психологической подготовки будущих учителей начальных классов, особенно в свете Программы модернизации педагогического образования, принятой Министерством образования Российской Федерации в 2003 г., в которой подчеркивается несоответствие подготовки учителей начальных классов требованиям современной школы и недостаточный уровень их психолого-педагогической подготовки. Мы считаем, что наше исследование вносит определённый вклад в решение этой проблемы.
Социальная перцепция, как познавательный компонент в структуре общения, как структурный компонент педагогических способностей, помогает учителю построить эффективное общение с ребёнком, овладеть искусством общения. Если эта способность недостаточно развита у учителя, то со временем он перестаёт видеть в каждом ребёнке неповторимую личность, а начинает видеть в нём объект воздействия и передачи 3 знаний. Упрощённое восприятие, основанное на закреплении социальных стереотипов, мешает процессу познания. Познание других и самопознание взаимодополняемы. Глубокое проникновение в собственную личность помогает лучше понять личность другого. Потребность в познании другого занимает первое место среди мотивов деятельности у лучших педагогов (участники конкурса «Учитель года»).
Подход, реализованный в предлагаемой нами программе психологической подготовки студентов педагогического колледжа, включает в себя углублённое изучение психологии, рефлексивную организацию познавательной деятельности, направленную на систематическую работу по самопознанию студентами своих личностных и профессиональных особенностей, и на познание студентами индивидуальных особенностей ребёнка. Организуя процесс самопознания, мы формируем у студентов интерес к познанию внутреннего мира ребёнка, что способствует лучшему пониманию ребёнка и восприятию его как субъекта учебной деятельности.
Реализация данного подхода способствует активному воздействию на Я-концепцию студентов, что приводит к положительным изменениям в социальной перцепции студентами себя и ребёнка, обеспечивающим повышение эффективности профессиональной педагогической деятельности.
Цель исследования: изучение психологических особенностей формирования социальной перцепции студентов через активное воздействие на содержание Я-концепции в процессе психологической подготовки для повышения эффективности профессиональной педагогической деятельности.
Объект исследования - социальная перцепция студентов первого и выпускного курса педагогического колледжа.
Предмет исследования - психологические особенности формирования социальной перцепции у студентов первого и выпускного курса педагогического колледжа.
Гипотеза исследования:
1 .Психологическая подготовка студентов, включающая систематиче4 скую работу по самопознанию студентами своих личностных и профессиональных особенностей и познание индивидуальных особенностей ребёнка способствует развитию Я-концепции студентов, необходимой для эффективной реализации учебно-воспитательного процесса и помогает осознанию уровня своей профессиональной компетенции.
2.Целенаправленное развитие Я-концепции студентов (когнитивного, оценочного и поведенческого компонентов) изменяет социальную перцепцию студентами ребёнка.
3.В процессе восприятия студентами ребёнка реализуется психологическая проекция, в результате которой собственные особенности личности приписываются ребёнку, что усиливает субъективную оценку личности ребёнка.
Задачи исследования.
1. Проанализировать состояние проблемы социальной перцепции, Я-концепции и их взаимосвязи.
2. Изучить особенности Я-концепции студентов первого курса.
3. Определить особенности социальной перцепции студентами себя и ребёнка на основе выявления тезауруса лексических понятий.
4. Выделить и обосновать основные принципы организации психолого-педагогической подготовки студентов, опора на которые обеспечивает целенаправленное изменение Я-концепции и социальной перцепции, что повышает эффективность познания человека человеком.
5. Разработать программу психологической подготовки студентов педагогического колледжа, основанную на выделенных принципах организации психолого-педагогической подготовки.
6. В ходе формирующего эксперимента использовать программу психологической подготовки студентов, выявить характер и направленность изменений содержания Я - концепции студентов и влияние Я-концепции на формирование социальной перцепции, способствующей пониманию внутреннего мира ребёнка и построению эффективного общения.
7. Исследовать взаимосвязь между особенностями восприятия студентами себя и особенностями восприятия студентами ребёнка, проанализировать влияние психологической проекции на восприятие.
Методы исследования.
Для решения задач исследования использовались методы экспериментальной психологии и психодиагностики. Психодиагностические методики, направленные на изучение структурных компонентов Я-концепции человека (компоненты выделены Р.Бёрнсом): методика М. Кун, Т. Макпартлэнд «Кто Я» («Тест 20 высказываний») - когнитивная составляющая (восприятие себя); методика «Самооценка» Будасси в модификации И.А.Киселёва - эмоционально-оценочная составляющая; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика Шварцландера (мотивация деятельности, прогноз успеха собственной деятельности) - поведенческая составляющая Я-концепции.
Методика М. Кун, Т. Макпартлэнд «Тест 20 высказываний» в модификации, направленная на изучение особенностей социальной перцепции ребёнка.
Методологической основой исследования являются:
Психологическая теория деятельности, активно разрабатываемая в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.): принцип развития психики в деятельности, разработанный А.Н. Леонтьевым на основе идей Л.С. Выготского — внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней ., сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний (экстериоризация); принцип активности - в методологии деятельностного подхода отстаивается положение, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный пристрастный характер, этот принцип выражается формулой С.Л.Рубинштейна, согласно которой внешние причины действуют через внутренние условия; принцип «творческой внутренние условия; принцип «творческой самодеятельности», разработанный в рамках деятельностного подхода C.JL Рубинштейном - «.субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть, направлением его деятельности можно определить и формировать его самого».
Психологические концепции социального познания и социальных представлений (Г.М.Андреева, А.А.Бодалёв, А.И.Донцов). Представления о Я-концепции западных и отечественных психологов (У.Джеймс, Дж.Мид, Ч.Кули, К.Роджерс, Р.Бернс, С.Л.Рубинштейн, Л.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, К.К.Платонов, И.С.Кон и др.). Положения теории планомерного формирования умственных действий, знания об ориентировочной основе деятельности и закономерностях её формирования (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина).
Научная новизна. В работе впервые рассмотрена проблема влияния психологических знаний на формирование социальной перцепции и Я-концепции выпускников педагогических колледжей. Выделены и обоснованы основные принципы организации психолого-педагогической подготовки студентов, опора на которые обеспечивает целенаправленное изменение Я-концепции и повышает эффективность познания человека человеком; выделенные принципы легли в основу разработанной нами программы. Проведено экспериментальное исследование, позволившее выявить первостепенное значение психологических знаний для развития Я-концепции и связанной с ней социальной перцепцией студентов, необходимой для эффективной реализации учебно-воспитательного процесса. Разработана и апробирована авторская программа психологической подготовки студентов, ориентированная на самопознание студентами своих личностных и профессиональных особенностей и познание индивидуальных особенностей ребёнка. Изучена структура и условия, определяющие динамику развития социальной перцепции будущих педагогов в процессе их обучения.
Практическая значимость. Принципы организации психолого-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа могут быть использованы и используются для повышения эффективности подготовки будущих учителей. Возможно использование результатов исследования в лекционных курсах и семинарских занятиях по социальной психологии, педагогической психологии и психодиагностике, а также в системе повышения квалификации педагогов. В результате формирующего эксперимента получен новый эмпирический материал, отражающий реальную картину развития Я-концепции и социальной перцепции студентов, выявленные особенности социальной перцепции студентов при восприятии себя и ребёнка могут учитываться преподавателями в практике подготовки будущих педагогов в системе педагогических колледжей.
Положения, выносимые на защиту.
1. На основе анализа выявленного тезауруса лексических понятий студентов первого курса определены особенности их социальной перцепции, которые приводят к построению не эффективной учебной деятельности.
2. Углублённое изучение психологии по специальной программе, основанной на принципах рефлексивной организации познавательной деятельности, направленной на самопознание студентами своих личностных и профессиональных качеств и познание индивидуальных особенностей ребёнка, вызывает значимые изменения в структурных компонентах Я-концепции: когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов.
3. Программа целенаправленного развития структурных компонентов Я-концепции студентов приводит к положительным изменениям социальной перцепции студентами ребёнка. Эти изменения характеризуются стремлением видеть в ребёнке прежде всего положительные качества личности, воспринимать его умным, творческим, любознательным, понимать интересы ребёнка, видеть перспективу личностного роста каждого ученика - что обеспечивает эффективное межличностное общение в процессе учебной деятельности.
4. Традиционные программы преподавания психологических дисциплин в педагогическом колледже имеют низкую практическую направленность, абстрактность и описательность курса психологии, и не дают желаемого эффекта изменения Я-концепции студентов, определяющего формирование адекватного образа себя и понимание личности ребёнка.
5. Специальная психологическая подготовка студентов обеспечивает достижение согласованности образов реального и идеального Я, это свидетельствует об увеличении интернальности в процессе приобретения студентами профессиональных знаний: они стали менее подвержены давлению стереотипных знаний о ребёнке, стали более адекватны в оценке детей.
6. Между восприятием студентами себя и восприятием ребёнка существует взаимосвязь в форме психологической проекции, при создании образа ребёнка студенты используют те же лексические характеристики (тезаурус), что и при создании образа себя.
Достоверность и надёжность результатов и выводов представленного диссертационного исследования обеспечена: исходными методологическими принципами; использованием комплекса объективных экспериментальных методик; репрезентативностью выборки; многократным обследованием одних и тех же студентов в четырёхлетнем лонгитюдном исследовании; применением математической обработки экспериментального материала.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:
• в процессе экспериментальной работы автора в педагогическом колледже №15 г. Москвы в качестве преподавателя психологии;
• в рабочих программах дисциплин «История психологии», «Основы психодиагностики и коррекции с практикумом», «Педагогическая психология», «Социальная психология» для специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» (с дополнительной подготовкой в области психологии), составленных диссертантом в 1998 г. и используемых в Московском педагогическом колледже №15;
• в рабочих программах дисциплин «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» для специальности 0312 «Преподавание в начальных классах», составленных авторов и используемых в Московском педагогическом колледже №15;
• в рабочей программе психолого - педагогической практики для специальности 0312 «Преподавание в начальных классах» (с дополнительной подготовкой в области психологии), составленных диссертантом в 1998 г.;
• в исследовательских работах студентов МПК№15;
• в принятой к реализации в 2002 г. Управлением среднего профессионального образования Минобразования России примерной программы учебной дисциплины «Психология» по группе специальностей 0300 Образования среднего профессионального образования, в разработке которой принимала участие автор;
• в лекционном курсе «Психодиагностика» на факультете психологии МГПУ, в курсе лекций по педагогической и социальной психологии на отделении начальных классов МПК№15;
• в докладах студентов на научно-практических конференциях МПГУ, МГПУ по исследовательским работам, проводимым под руководством диссертанта (1998-2002 гг.);
• в докладе, сделанном на Городской научно-практической конференции «Среднее педагогическое образование столицы на рубеже веков: опыт, достижения, перспективы» (2000 г.), в выступлениях на Городских методических объединениях по проблемам повышения эффективности подготовки учительских кадров (1998-2003 гг.).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 101 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz