Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Психологические условия развития понимания научного текста в процессе подготовки студентов. Крутских, Елена Юрьевна бесплатно
4:13 AM
Скачать Психологические условия развития понимания научного текста в процессе подготовки студентов. Крутских, Елена Юрьевна бесплатно

Психологические условия развития понимания научного текста в процессе подготовки студентов

Диссертация

Автор: Крутских, Елена Юрьевна

Название: Психологические условия развития понимания научного текста в процессе подготовки студентов

Справка: Крутских, Елена Юрьевна. Психологические условия развития понимания научного текста в процессе подготовки студентов : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Астрахань, 2006 164 c. : 61 07-19/111

Объем: 164 стр.

Информация: Астрахань, 2006


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретический анализ проблемы понимания научного текста
11 Различные подходы к пониманию текста
12 Проблема понимания научного текста
Глава
II Психологические условия развития понимания научного текста
21 Психологические факторы понимания научного текста
211 Объектные факторы понимания научного текста
212 Субъектные факторы понимания научного текста 2Л
3 Ситуационные факторы понимания научного текста
22 Определение условий развития понимания научного 3-10 11-26 26-39 41-55 текста в процессе подготовки студентов
Глава
III Эмпирическое исследование условий развития понимания научного текста Заключение СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность нсследовання. Человек в современном мире находится в информационно перенасыщенном пространстве и сталкивается с необходимостью выбора наиболее продуктивных методов ориентации в нем. Нахождение целесообразной модели поведения в знаковом пространстве позволит ускорить процесс отбора и интерпретации значимой в определенном контексте информации, представленной в текстах, дальнейшей ее систематизации, моделирования системы практических действий в профессиональной деятельности. Процесс обучения в вузе в большей степени ориентирован на самостоятельную работу студентов с научной информацией. Известно, что смысловой анализ научных текстов сложная умственная деятельность, требующая владения приемами смыслового анализа текста. Практика работы со студентами показывает недостаточную сформированность навыков понимания текста. Таким образом, актуальной задачей сегодня является обучение организации самостоятельной работы с научной информацией, представленной в научных текстах. Процесс понимания текста является объектом изучения многих наук; философии, психологии, психолингвистики, лингвистики, в последнее время наблюдается усиление интереса исследователей к изучению разньк аспектов проблемы понимания текста вообще и научного текста в частности (А.А. Леонтьев, И.Р. Гальперин, Г.И. Богин, А.А. Брудный, А.А. Залевская, М.Л. Макаров, М.Н. Разинкина, М.Н. Кожина, О.И.Москальская, Л.П. Доблаев, А.Э. Бабайлова, Т.В. Дроздова, В. Кинч, Т.А. ван Дейк, К. Уоллес, Ф. Дэвис и др.). В работах рассматриваются модели, стратегемы, механизмы, приемы, способы понимания текстовой информации. Вместе с тем на сегодняшний день недостаточно исследована проблема развития понимания научного текста в процессе подготовки студентов.Исследователи сходятся во мнении, что развитие полноценного аппарата понимания текста возможно при условии наличия целенаправленного воздействия на познавательную деятельность студента и формирования у него в процессе обучения исходных теоретико- методологических знаний о научном тексте и умений, связанных с выбором и последующим применением стратегий и моделей понимания. Любая методика эффективна лищь в том случае, когда воздействующий в процессе обучения учитывает наличие целого ряда факторов, способствующих или препятствующих усвоению информации, и корректирует содержание программы обучения. Анализ научной литературы показывает, что в педагогических и психологических исследованиях отсутствуют комплексное описание условий развития понимания, анализ и систематизация факторов, определяющих эффективность обучающих программ. Актуальность настоящей работы определяется необходимостью экспериментального исследования процесса понимания научного текста с целью выявления и систематизации факторов, влияющих на понимание научного текста, и определения условий развития понимания, от которых зависит эффективность целенаправленного обучающего воздействия на студентов в процессе их подготовки. В связи с этим в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью педагогической практики в знании условий развития понимания текстовой информации, позволяющем организовать самостоятельную работу студентов с научными текстами, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования: выявить условия, определяющее развитие понимания научного текста в процессе подготовки студентов.Объектом исследования выступил процесс понимания научного текста. Предметом исследования явились психологические условия развития понимания научного текста студентами. Гинотеза исследования заключается в предположениях о том, что развитие понимания научного текста возможно при условии реализации специальной поэтапное комплексной формирование реализации обучающей навыков обучающей программы, смыслового программы направленной анализа зависит на текста. от учета Эффективность воздействия объектных, субъектных и ситуационных факторов понимания текста. Развивающее воздействие должно быть направлено на формирование индивидуальной модели понимания, которая вариативна в связи с профессиональной ориентацией студентов. Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа научной литературы компоненты рассмотреть психологическое содержание и структурные понимания научного текста. 2. Определить связь между условиями развития понимания научного текста и факторами, влияющими на процесс смыслового анализа научной информации. 3. текста. 4. Разработать в себя модели и апробировать обучающую на программу, формирование разных Определить и систематизировать факторы понимания научного включающую индивидуальной задания, направленные текста понимания студентами профессиональных групп. Методологической основой исследования являются теория деятельности и деятельностного подхода к развитию личности в процессе обучения (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); теории понимания (А.А. Леонтьев, А.А.Брудный, В.В. Знаков, А.А. Залевская); концепция диалогичности текста (М.М. Бахтин, B.C. Библер); теории понимания и интерпретации текста в психолингвистике и лингвистике, теории обучения пониманию текста (Л.П. Доблаев, Г.Г. Граник, Н.И. Жинкин, А.И. Новикова, Г.Д. Чистякова, И.В. Усачева, И.И. Ильясов, А.А. Соколов); теория смысловых опор (И.А. Зимняя, Т.М. Дридзе). Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, который включал в себя теоретический анализ, обобщение и интерпретацию научных данных, имеющихся в лингвистической, психолингвистической и психологической литературе по изучаемой проблеме; опросные методы (анкеты «Работа с научным текстом», «Факторы понимания текстовой информации»); метод наблюдения и интроспекции; метод моделирования; формирующего эксперимента; метод экспертной оценки; анализ продуктов деятельности. Для анализа уровня развития понимания научного текста были использованы: комплексная методика «Понимание научного текста», включающая элементы отдельных авторских методик («Ключевые слова», «Вторичный текст» и др.); методика «Цветовая кодировка текста». Для количественной обработки данных применялись следующие методы математической статистики: корреляционный, модульный и факторный анализ. Достоверность различий средних значений в исследуемых группах проверялась при помощи t критерия Стьюдента, Н критерия Крускала-Уолесса и критерия Уилкоксона. Научная новизна исследования состоит в том, что уточнены структурно-содержательные характеристики процесса понимания научного текста и понятие «развитие понимания научного текста»; впервые систематизированы по процессуальному и содержательному признакам факторы, влияющие на понимание научного текста и на развитие навыков смыслового анализа научной информации; определена зависимость развития понимания от ситуационных понимания научного текста. факторов; выявлены условия развития Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дополнены концепции понимания текста как многоуровневого процесса, направленного на выявление и разрешение проблемных ситуаций (Л.П. Доблаев, Т.М. Дридзе, А.А. Соколов, А.И. Новиков Н.И. Жинкин). Полученные данные позволяют расширить представления о способах и методах развития понимания текстовой информации. В работе представлены комплексное описание и классификация факторов, влияющих на понимание научного текста. Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию и совершенствованрпо умений и навыков работы с научным текстом, разработке программы, направленной на формирование «аппарата понимания» и собственной модели понимания научного текста. Полученные результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике в ходе проведения семинарских и практических занятий со студентами разных специальностей, консультаций со студентами заочной формы обучения. Разработанные и апробированные методики могут применяться преподавателями для вьивления уровня понимания научных текстов, предложенных студентам для самостоятельного изучения, и определения трудностей, возникаюпдих в процессе анализа текстового материала. Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений; применением совокупности методов, адекватных природе изучаемого явления, целям и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; сочетанием количественного и качественного анализа результатов; применением методов математической статистики.База исследования. Исследование проводилось в г. Астрахани с 2003 по 2005 г. В нем приняло участие 232 человека: 135 студентов 1, 2 курсов Астраханского филиала Международного юридического института при Министерстве Юстиции Российской Федерации; 45 студентов 1, 2 курсов психологического факультета Астраханского филиала Университета Российской Академии образования, 52 студента 3, 4 курсов Астраханского художественного училища имени П.А. Власова. Возраст испытуемых от 17 до 21 года. Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2003 2006 гг. и состояло из четырех этапов. На первом этапе (ноябрь 2003 март 2004) была сформулирована тема исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, гипотеза и разработан план экспериментального исследования. На втором этапе (апрель 2004 январь 2005) осуществлялся анализ и обобщение результатов отечественньк и зарубежных психологических, психолингвистических диссертационного экспериментального и лингвистических исследований по проблеме исследования; инструментария, был произведен подбор разработаны диагностические методики, адекватные природе изучаемого явления, целям и задачам исследования, определены группы испытуемых. На третьем этапе (февраль 2005 июнь 2006) был проведен констатирующий срез с применением психодиагностических методик, определяющих уровень развития понимания научного текста у студентов первого курса разных профессиональных групп. Нолученные в ходе исследования данные и их интерпретация позволили определить условия и факторы, способствующие формированию навыков смыслового анализа текстовой информации, и разработать программу развития понимания научного текста. Бьши определены экспериментальные и контрольная группы испытуемых которой и апробирована предусматривала разработанная варьирование программа, реализация операциональных факторов. На четвертом этапе (сентябрь ноябрь 2006) был проведен контрольный срез в экспериментальных и контрольной группах, качественный и количественный анализ данных, обобщение полученных результатов, формулирование основных выводов. Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Астраханского государственного университета; на семинарах для педагогов Астраханского филиала Международного юридического института при МЮ РФ и на заседаниях учебно-методического совета председателей цикла «Общегуманитарных и естественно-научных дисциплин» средних профессиональных учреждений г. Астрахани; на международных (Астрахань, 2002, 2006) и всероссийских (Ставрополь, 2005; Краснодар, 2004; Воронеж, 2002) научных конференциях. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами; во время разработки и апробации программы «Понимание научного текста» для студентов Астраханского филиала Международного юридического института при Министерстве Юстиции Российской Федерации и студентов ОГОУ СПО «Астраханское художественное училище им. П.А. Власова». Материалы исследования отражены в 7 публикациях. Положения, выносимые на защиту: 1. Понимание научного текста сложный многоуровневый процесс, направленный на постижение смысла объекта (научного текста) субъектом, предполагающий наличие различных видов деятельности (реконструктивной, творческой). 2. Развитие понимания научного текста будет проходить успещно, если у студентов будет сформирован методологический аппарат понимания текста. Развитие понимания связано с поэтапным освоением операций смыслового анализа, моделирования и репрезентации текстовой информации, с созданием позитивного личностного отнощения к чтению научного текста, с применением методик, способствующих реализации индивидуального подхода.Понимание как постижение смысла научного текста зависит от трех групп факторов: объектных, субъектных и ситуационнък (или операциональных). К объектным структурные, функциональные и факторам относятся семантические, лингвостилистические особенности изучаемого объекта, т.е. текста. К субъектным особенности познающего субъекта. К ситуационным многообразные факторы, связанные с внешними условиями протекания процесса понимания текста. 4. Программа по обучению пониманию научного текста должна быть комплексной, включающей разные формы работы (групповую, индивидуальную и т.п.) и систему разнообразных заданий, направленных на поэтапное формирование навыков смыслового анализа текста, механизмов понимания научного текста и активизирующих самостоятельный выбор модели понимания научных текстов. Подбор заданий должен осуществляется с учетом психологических особенностей студентов различных профессиональных групп. Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (243 наименования, из которых 7 на иностранном языке), 4 приложений. Диссертация иллюстрирована схемами, таблицами и рисунками. 10

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz