Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 22 » Скачать Пути оптимизации компьютерного контроля за ходом и результатами обучения. Чиркова, Елизавета Константиновна бесплатно
10:38 PM
Скачать Пути оптимизации компьютерного контроля за ходом и результатами обучения. Чиркова, Елизавета Константиновна бесплатно
Пути оптимизации компьютерного контроля за ходом и результатами обучения

Диссертация

Автор: Чиркова, Елизавета Константиновна

Название: Пути оптимизации компьютерного контроля за ходом и результатами обучения

Справка: Чиркова, Елизавета Константиновна. Пути оптимизации компьютерного контроля за ходом и результатами обучения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2002 127 c. : 61 03-13/780-4

Объем: 127 стр.

Информация: Москва, 2002


Содержание:

ТТеоретические предпосылки целесообразности и правомерности использования компьютерного контроля знаний в учебном процессе
11 Особенности контроля знаний как органичной части учебно- воспитательного процесса
12Психолого-педагогические возможности и профориентационные особенности компьютерного контроля знаний П Методы совершенствования компьютерного контроля знаний
21Учет и реализация особенностей познавательной деятельности обучаемых при создании дидактических материалов для оперативного компьютерного контроля •) знаний
22Учет и реализация возможностей активизации учебной познавательной деятельности при создании дидактических материалов для оперативного компьютерного контроля знаний
23Учет и реализация возможностей объективизации измерений и оценки знаний при рубежном (итоговом) i) компьютерном контроле
24Педагогическая эффективность использования в учебном процессе дидактических материалов компьютерного контроля знаний, разработанных предлагаемыми методами

Введение:

В совокупности средств, обеспечивающих функционирование системы управления обучением, важная роль принадлежит контролю знаний. Это обусловлено принципиальными возможностями контроля не только обеспечивать фиксацию и оценку результатов завершенных этапов обучения, но и способствовать регуляции и корригированию учебного процесса, формированию и развитию у обучаемых различных ) структур умственной деятельности, решению общих задач учебновоспитательного процесса.Значимость контроля знаний в учебном процессе подчеркивается многими дидактами и психологами. Различные аспекты проблемы контроля уже давно исследуются. Это, в частности, аспекты, связанные: - с уточнением возможностей. управления учением через }^ контроль знаний (Г.Н. Александров, СИ. Архангельский, Ю.А. Белый, A.M. Дорошкевич, A.M. Матюшкин, Е.Л. Белкин, Н.Ф. Талызина, И.И. Аукумс, Г.Н. Александров, Б.П. Битинас, Г.В. Воробьев, М.И. Грабарь, О.Г.Грохольская, Е.Л. Белкин, В.И. Михеев и др.); - с обоснованием подходов и методик построения различных шкал оценок знаний (В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Е.Г. Черненко, Б.П. Битинас, М.И. Грабарь, Л.Б. Ительсон и др.).В настоящее время проблеме контроля знаний уделяется особо повышенное внимание, так как обучение в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов невозможно без реализации научно-обоснованных стандартизованных процедур контроля за ходом и результатами учебно-познавательной деятельности обучаемых.Поскольку стандартизованный контроль знаний может осуществляться с помощью компьютерной техники (без непосредственного личностного контакта преподавателя и обучаемого), то возникает объективная необходимость поиска методов построения структуры и содержания контрольных заданий, которые, с одной стороны, позволили бы обеспечить достоверность и надежность оценки достижений обучаемого, а, с другой стороны, дали бы возможность видеть причины ошибок, допускаемых обучаемыми в процессе компьютерного контроля, и опосредованно влиять на его познавательную деятельность, соответствовать формированию у него наиболее продуктивных приемов мышления.Нужно отметить, - что уже есть достаточно много работ, посвященных контролю знаний на основе использования компьютерной техники и специальным образом подготовленных контрольных заданий для обучаемых. Это работы, рассматривающие методики создания, так называемых, контролирующих программ с конструктивным вводом ответа и контролирующих программ с выборочным вводом ответа. Однако, анализ этих методик показывает. > что контрольные задания, включаемые в такие программы, не позволяют с достаточной достоверностью и надежностью оценить знания обучаемых, четко не программируют объем и характер мыслительных действий контролируемых, ограничивают их практическую деятельность уровнем распознавания объекта усвоения, не позволяют обучаемым достаточно полно использовать свои интеллектуальные возможности, а преподавателю однозначно выявлять причины допускаемых обучаемыми в процессе контроля ошибок. В итоге, такие задания не способствуют увеличению педагогической значимости контроля знаний, вообще.В связи с этим в качестве проблемы нашего исследования было сформулировано следующее: определение путей оптимизации компьютерного контроля знаний.Разработка и обоснование системы компьютерного контроля, достаточно полно реализующего оценочную и обучающевоспитывающую функции, является целью работы.Объектом исследования выступает организация и проведение компьютерного контроля в учебном процессе, а его предметом методики совершенствования компьютерного контроля.В основу исследования была положена гипотеза о том, что для повышения педагогической значимости компьютерного контроля I -знаний необходимо, чтобы: - , 2' " ДЛЯ реализации его оценочной функции при рубежном (итоговом) контроле обучаемым предъявлялись задания, структура и .содержание которых обеспечивают возможность объективного измерения и оценки результатов контрольной процедуры; - для реализации его обучающе-воспитывающей функции при оперативном контроле обучаемым предъявлялись задания, структура и ь р содержание которых обеспечивают возможность объективного измерения и оценки результатов контрольной процедуры; - для реализации его обучающе-воспитывающей функции при оперативном контроле обучаемым предъявлялись задания, структура и содержание которых адекватны особенностям учебной познавательной деятельности и обеспечивают возможность ее активизации.Необходимость проверки сформулированной гипотезы потребовала решения задач, связанных с: выявлением и обоснованием путей оптимизации компьютерного контроля знаний; - определением и обоснованием подходов к объективизации результатов рубежного (итогового) компьютерного контроля знаний и методов реализации этих подходов; - выявлением и обоснованием возможностей и методов прогностического моделирования мыслительных и практических действий обучаемых, а также возможностей и методов активизации их познавательной деятельности в процессе оперативного компьютерного контроля; - осуществлением экспериментальной проверки эффективности внедрения в учебный процесс разработанной системы компьютерного контроля знаний.Обшеметодологической основой исследования послужили фунда^лентальные положения, вытекающие из диалектической логики познания, положения философии, психологии и педагогики о сущности комплексного подхода к решению научных проблем. .. - ' . В качестве специальной методологии исследования выступили системный подход к анализу педагогических явлений, а такл<е разработанные в отечественной дидактике принципы познания диалектики у^шбно-воспитательного процесса, категориальность •3 ^ ID структуры педагогического исследования, определения логики и структуры научного педагогического поиска и др.Теоретическую основу исследования составили современные психологические теории обучения, теории отечественных педагогов об уровневом характере учебной познавательной деятельности, положения системно-структурной дидактики.Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующего комплекса методов: - теоретического анализа; - изучения и обобщения педагогического опыта; - моделирования психолого-педагогических объектов; - диагностических методов (анкетирование, интервьюирование, беседы); - прямого и косвенного наблюдения; - педагогического эксперимента; - статистических методов.В ходе теоретического исследования анализировались директивная, научная и методическая литература, относящаяся к рассматриваемой проблеме, опыт организации и совершенствования компьютерного контроля знаний, выявлялись и обосновывались подходы и методы создания дидактических материалов для проведения процедур объектного - рубежного (итогового) и обучающевоспитывающего • оперативного _^контроля знаний с _ помощью^ компьютерной техники.. " ' В ходе эксперимента . корригировались разработанные дидактические материалы компьютерного контроля знаний и проводилось экспериментальное обучение с целью проверки эффективности внедрения предлагаемой системы компьютерного контроля, подбирались и уточнялись параметры и критерии. характеризующие результаты обучения, методики статистической обработки данных эксперимента, проводились наблюдения, фиксация, сбор и обработка результатов экспериментального обучения, качественный анализ появления пололштельного эффекта от практической реализации наших разработок.Работа над диссертационным исследованием проводилась в несколько этапов: На первом этапе (1996-1997г.г.) проводился анализ теоретических исследований по проблеме контроля вообще, и компьютерного контроля, в частности, опыта постановки компьютерного контроля знаний на учебных занятиях, подходов и методов совершенствования процедур компьютерного контроля, теоретических основ объективизации результатов рубежного (итогового) компьютерного , контроля и усиления обучающевоспитывающей функции оперативного компьютерного контроля.На втором этапе (1997-2000гг.) разрабатывались и экспериментально апробировались методики оптимизации компьютерного контроля знаний, осуществлялся педагогический эксперимент.Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что даны психолого-дидактически обоснованные методы создания дидактических материалов рубежного (итогового) и оперативного компьютерного контроля знаний (методы, обеспечивающие ^ возможности объективизации результатов первого и усиления обучающе-воспитывающей функции второго).Практическая значимость исследования состоит в том, что j разработанная система компьютерного контроля знаний обнаружила достаточно высокую эффективность. Разработанные методы оптимизации компьютерного контроля знаний нашли применение в ряде учебных заведений (средние школы № 775, 1148, 913, 122 г.Москвы). . ^ ?- . - " По ряду учебных предметов внедрены в практику серии корггрольных заданий для констатирующего и корректирующего (рубежного и оперативного) компьютерного контроля.Основные выводы и результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов педагогики и методик преподавания. о Достоверность полученных в ходе исследования результатов базируется на общей и специальной методологии, реализации комплексной методики, адекватной природе проведенного исследования, репрезентативности и статистической значимости выборок, сочетании качественного и количественного анализа.Апробация результатов исследования. На материале исследования разработаны методические рекомендации по подготовке дидактических материалов компьютерного контроля знаний, которые используются в практике учителей школ.Ход и результаты исследования докладывались и получили одобрение на заседании лаборатории развития образовательных систем и технологий, на совещаниях, и ' семинарах для руководителей образовательных учреждений ЮВОУ и ЦОУ г. Москвы (1998 - 2002 гг.). .На защиту выносятся следующие основные положения: 1 .Психолого-педагогические возможности и информационные особенности компьютерного контроля знаний.2.Особенности формулирования частно-дидактических целей обучения и построения измерительных и оценочных процедур, обеспечивающи;^ объективизацию результатов рубежного (итогового) компьютерного контроля знаний.3.Особенности построения. - структуры и содержания дидактических материалов оперативн^эго компьютерного контроля знаний, обеспечивающие усиление -его обучающе-воспитывающей функции.' ^ г ^ i - "_ ID II

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 84 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz