Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий : Средние специальные учебные заведения. бесплатно
9:19 PM
Скачать Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий : Средние специальные учебные заведения. бесплатно
Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий : Средние специальные учебные заведения

Диссертация

Автор: Татару, Николай Дионисьевич

Название: Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий : Средние специальные учебные заведения

Справка: Татару, Николай Дионисьевич. Пути совершенствования профессионального образования на основе информационных технологий : Средние специальные учебные заведения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2001 232 c. : 61 02-13/296-6

Объем: 232 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3-12 стр
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 13-61 стр ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
§1 Проблема информационных технологий в педагогике 13-24 стр средней профессиональной школы
§2 Сущность и характеристика информационных техноло- 25-42 стр гий в обучении студентов
§3 Педагогический анализ использования информацион- 43-61 стр ных технологий в учебных заведениях среднего профессионального образования
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО 62-96 стр ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВА-I ТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
§1 Цель, задачи и методика педагогического эксперимента 62-72 стр ф
§2 Критерии оценки эффективности применения инфор- 73-82 стр мационных технологий в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования
§3 Анализ динамики и результатов педагогического экспе- 83-96 стр римента
Глава 3 ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УС- 97-134 стр ЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
§1 Информатизация учебно-методического комплекса уч- 97-108 стр реждения среднего профессионального образования
§2 Использование мультимедиа-технологий в обучении 109-119 стр студентов среднего профессионального образования
§3 Формирование информационной культуры у участников 120-134 стр образовательного процесса

Введение:

Современный этап развития человеческого общества рассматривается как век информатизации. В развитых странах проводится активная политика повсеместной информатизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования, включая систему подготовки кадров среднего профессионального образования.
Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и на первой ступени высшего профессионального образования.
В области образования невозможно идти в ногу с мировым прогрессом, осуществлять модернизацию средней профессиональной школы в соответствии с процессами преобразования российского профессионального образования, интеграцией ее в мировое образовательное пространство, если педагогическое целеопределение среднего профессионального образования, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на вооружение знаниями, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, не основываются на полной, объективной и своевременной информации, собираемой, обрабатываемой и распространяемой с помощью научных методов и современных технических средств.
Именно в этом видится первая причина, обусловливающая специальное внимание к проблемам информатизации образования, использования современных информационных технологий как непосредственно в образовательном процессе, так и в управлении им. В динамично развивающейся практике модернизации среднего профессионального образования невозможно с помощью традиционных средств отслеживать направление и качественные параметры изменений в системе подготовки кадров, адекватно реагировать на возникающие проблемы без осмысления огромных массивов своевременной и точной информации. В условиях информационной перенасыщенности указанные проблемы можно решить, активно применяя новые информационные технологии и современные электронно-вычислительные и коммуникационные средства.
Практическое воплощение современных тенденций развития системы среднего профессионального образования в РФ самым непосредственным образом связано с проблемой разработки соответствующих технологий обучения. Но осознанное управление этим процессом и выбор наилучшей педагогической технологии все еще остаются за пределами возможностей хрестоматийной педагогической науки и реальной практики.
К настоящему времени накоплен значительный опыт использования информационных технологий непосредственно в обучении. Прежде всего -для обновления научного наполнения образовательного процесса, отбора и проектирования содержания обучения, для совершенствования методов и средств обучения, повышения качества контроля за учебным трудом, познавательной деятельностью обучаемых на занятиях, их успеваемостью.
Вместе с тем потенциал информационных технологий реализуется в образовательном процессе в ограниченной степени. Несомненно, самые большие надежды возлагались на компьютер в решении проблем интенсификации обучения в традиционной образовательной среде учебного заведения среднего профессионального образования (СПО).
Как одно из средств информационных технологий компьютер успешно применялся для выполнения монотонных или сложных операций, которые обычно отнимают много времени и ограничивают участие обучаемых в различных видах учебно-познавательной деятельности. Имитационное моделирование, применение компьютерной графики при исследовании характеристик сложных технических, технологических и социальных процессов, использование электронных таблиц для выявления тенденций в количественных данных и развитие навыков прогнозирования - все это важные аспекты педагогического приложения информационных технологий.
Введение компьютеров в образовательный процесс учебных заведений СПО в качестве учебных средств позволило осуществить разработку и использование компьютеризованных дидактических материалов, представленных широким спектром компьютерных программ - от контролирующих и сугубо обучающих с множеством разнообразных прикладных программ, включая программные средства общего назначения, такие, как текстовые процессоры, электронные таблицы и базы данных, - до универсальных.
Но даже самые совершенные из них обладают весьма ограниченной точностью по отношению к образовательным, познавательным потребностям студентов. Эффективность компьютеризованных обучающих, тренировочных, контролирующих и тому подобных программ ограничивается довольно примитивным характером механизмов диагностики, закладываемых в те или иные виды программ. Они обладают минимальной способностью интерпретировать вводимые обучаемым данные и логически выбирать последовательность представления им очередных порций учебного материала (заданий, вопросов и др.).
Наиболее успешные результаты отмечаются в тех ситуациях, когда речь идет об ограниченной совокупности знаний и имеются правила логических выводов из них. Другими словами, информационные технологии используются - в контексте обучающих или контрольно-тренировочных компьютерных программ - для контроля за ходом рутинной познавательной деятельности обучающихся в предсказуемых ситуациях. Использование компьютерных программ, представляющих на дисплей текст книги или статьи для прочтения, никак нельзя считать педагогически оправданным, т.к. возможности современных информационных технологий значительно шире.
Более того, качество многих используемых компьютерных дидактических материалов можно охарактеризовать как посредственное, и именно отсутствие эффективного программного обеспечения служит очевидным препятствием на пути внедрения в образовательный процесс информационных технологий на базе ЭВМ.
Разработка обучающих программ связана со значительными трудностями, т.к. в такого рода программных продуктах воплощаются знания таких наук, как педагогика, психология, математика, кибернетика, информатика и содержание определенной предметной области вместе с присущей ей спецификой обучения.
Одна из основных перечисленных причин и ряда других трудностей кроется в недостаточно полной педагогической интерпретации информации, которая формируется в разных областях науки и техники, неточной "стыковки" результатов специальных исследований в педагогической практике.
По проблемам информации и информационных технологий до сих пор исследования проводились с позиций той или иной конкретной науки: теории информации, кибернетики, информатики, инженерии и др. Они носили самостоятельный, разрозненный характер изучения отдельных сторон информационных процессов в образовании (применение вычислительной техники и средств коммуникации для предоставления учебной информации, определение форм и методов ее предоставления и т.д.), но не охватывали процесс обучения в его сущностном, педагогическом измерении. Это привело к преобладанию либо технократического, либо кибернетического подхода к раскрытию проблем использования информационных технологий в образовательном процессе как системе, вне их педагогического аспекта.
Вне педагогического исследования оказались сущность категории "информация" как потенциального знания и характер ее использования в образовательном процессе. Существует теоретическая многополосица, значительный разброс в трактовке понятий "информационная технология", "современная информационная технология", "новая информационная технология". Отсутствует именно педагогический анализ практики применения современных информационных технологий (ИТ)в образовательном процессе, обучении, подготовке профессиональных кадров.
До сих пор не ставились вопросы использования ИТ в образовательном процессе как целостной системе. Именно отставание в разработке психолого-педагогических проблем является главной причиной разрыва между потенциальными и реальными возможностями информационных технологий в образовании. Педагогические приложения информационной технологии станут одним из основных инструментов развития образовательного процесса в учебных заведениях СПО Таким образом, налицо потребность устранить недостаточную педагогическую разработанность проблемы информационных технологий, выработать педагогически обоснованные направления, формы и методы их применения в практике учебных заведений СПО, что и обусловило актуальность темы диссертационного исследования.
Объектом исследования - образовательный процесс в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования - пути совершенствования профессионального образования в средних специальных учебных заведениях на основе ИТ.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические пути и условия совершенствования образовательного процесса в учебных заведениях СПО на основе применения информационных технологий .
Задачи исследования:
1. Уточнить современное состояние проблемы, сущностные признаки образовательного процесса на основе ИТ, его особенности и влияние на эффективность исследуемого объекта.
2. Экспериментально проверить эффективность образовательного процесса в условиях сочетания традиционных и новых информационных технологий обучения.
3. Обосновать педагогические пути и условия использования ИТ в образовательном процессе учебных заведениях СПО.
В качестве рабочей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что одним из направлений повышения эффективности образовательного процесса в учебных заведениях СПО является комплексное использование новых информационных технологий в сочетании с традиционными. Однако сфера их педагогических приложений учитывается поверхностно, практике присуща стереотипизация, ситуативное использование данных научных исследований. Совершенствование образовательного процесса возможно при комплексном применении ИТ с использованием следующих основных путей и условий: информатизацией учебно-методического комплекса учебного заведения среднего профессионального образования; использованием мультимедиа-технологий в обучении студентов; формированием информационной культуры участников образовательного процесса.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ информатизации образовательного процесса в ее развитии, через противоречивые связи сторон, элементов, видов и форм, единство качественных и количественных характеристик, логического и исторического подходов и т.д., а также основные закономерности обучения, дидактические принципы и разрабатываемая в педагогике средней профессиональной школы проблемно-деятельностная концепция обучения.
В диссертации использовались научно-теоретические выводы и практические рекомендации, разработанные видными отечественными учеными-педагогами и психологами Н.В. Баклановой, А.В. Барабанщиковым, В.В. Давыдовым, С.И. Архангельским, Б.С. Гершунским, И.В. Роберт, А.Я. Савельевым, Д.В. Чернилевским и др.
Материалы исследования были получены в Техникуме автоматизации и радиоэлектроники, Электромеханическом техникуме, Технологическом колледже № 309 г. Москвы. Основной опытно-экспериментальной базой явился Техникум автоматизации и радиоэлектроники. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов, с использованием комплексной методики.
На первом этапе (1997-1998 гг.) осуществлен предварительный анализ исследуемой проблемы, сбор литературных источников и изучение истории возникновения и развития проблемы, состояние ее решения на современном этапе развития педагогики. Определены объект и предмет, цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза.
Второй этап (1999-2000гг.) представлял собой опытно-экспериментальную часть исследования, обоснование и апробацию основных путей и условий совершенствования образовательного процесса на основе новых информационных технологий. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, некоторые из них внедрялись в образовательный процесс учебных заведений СПО.
Третий этап (2001 г.) связан с теоретическим обобщением материалов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрением выводов и рекомендаций в практику учебных заведений среднего профессионального образования, литературным оформлением диссертации.
Общий объем проделанной работы. В ходе исследования изучено и проанализировано более 300 литературных источников по проблеме исследования. Диссертант являлся соисполнителем трех комплексных научных исследований, проводимых Учебно-методическим кабинетом по профессиональному образованию Московского комитета образования: "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования на основе широкого внедрения автоматизированных обучающих систем, автоматизированных систем управления и перспективных методик преподавания" ("Обучение"); "Исследование проблемы совершенствования системы подготовки специалистов СПО в условиях реформирования российского образования" ("Профи - М"); "Совершенствование подготовки специалистов СПО на основе системы дистанционного образования России" ("Дидактика-Центр"). Проведено более 200 занятий со студентами с применением новых информационных технологий. Лично разработаны два варианта автоматизированной системы управления учебным заведением СПО - "АСУ-Техникум".
Научная новизна исследования состоит в том, что уточнены представления о сущности новых информационных технологий в образовательном процессе учебного заведения среднего профессионального образования; выявлены и систематизированы их педагогические приложения; установлено педагогически целесообразное соотношение новых информационных и традиционных технологий в обучении студентов СПО; разработаны и экспериментально проверены основные пути, условия и рекомендации по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс учебных заведений СПО.
На защиту выносятся:
1. Уточненное понятие новой информационной технологии в образовательном процессе учебного заведения среднего профессионального образования как совокупности приемов и способов сбора, хранения, обработки, анализа, синтеза и предъявления учебной информации, основанной на широком использовании прогрессивной вычислительной и информационной техники, современных информационных фондов с целью повышения эффективности обучения, познавательной деятельности студентов, а также управления образовательным процессом.
2. Обоснованная методика сочетания традиционных и новых информационных технологий в обучении студентов учебных заведений СПО.
3. Разработанные и экспериментально апробированные пути и условия совершенствования образовательного процесса учебного заведения среднего профессионального образования на основе информатизации учебно-методического комплекса, применения мультимедиа-технологий в обучении студентов СПО; формирования информационной культуры участников образовательного процесса.
4. Комплекс практических рекомендаций по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс учебных заведений СПО.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование образовательного процесса в учебных заведениях среднего профессионального образования, позволяет определить пути информатизации образования в средней профессиональной школе, ориентирует руководство учебных заведений СПО и преподавательский состав на осмысленное и педагогически оправданное применение новых информационных технологий в обучении студентов. Материалы диссертации могут быть использованы при определении содержания информационной подготовки преподавателей, студентов СПО, а также на занятиях по дисциплинам профессиональной специализации и информатике.
Достоверность и обоснованность выводов и научных результатов обеспечена реализацией концепции проблемно-деятельностного обучения, системой разнообразных методов, адекватной целям и задачам исследования, использованием аппарата математической статистики, всесторонним анализом результатов опытно-экспериментальной работы и подтверждена практикой работы учебных заведениях СПО.
Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования и в ходе педагогического эксперимента, проводимого в учебных заведениях среднего профессионального образования. Предварительные итоги, результаты исследования, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях педагогических советов Электромеханического техникума, Техникума автоматизации и радиоэлектроники (см. приложение № 1),Технологического колледжа № 309, предметно-методических комиссиях «Автоматизация технологических процессов и производств», «Электронные приборы и устройства» Техникума автоматизации и радиоэлектроники, учебнометодических подразделений ряда учебных заведений СПО Московского комитета образования. Теоретические положения исследования рассмотрены на конференции "Применение новых технологий в среднем профессиональном образовании" (Москва, 29 февраля - 2 марта 2001 г.).
Часть материалов исследования вошла в проект Государственной программы создания систем интенсивного обучения в учебных заведениях СПО (Раздел 4. «Компьютеризация образовательного процесса, разработка и внедрение автоматизированных систем интенсивного обучения»). В ходе выполнения опытно-экспериментальной работы сформулировано теоретическое обоснование содержания подготовки по специальности 2002 «Электронные приборы и устройства» повышенного уровня СПО с присвоением квалификации «техник с дополнительной подготовкой в области информационных технологий», включенное в ГОС СПО и используемое в практической деятельности (см. приложение №2). Ряд теоретических положений и практических рекомендаций по проблеме излагался диссертантом на методических семинарах преподавательского состава учебных заведений СПО, семинарах по обмену педагогическим опытом, проводимых в Учебно-методическом кабинете Московского комитета образования (1997-2001 гг.).
Замысел исследования, его цель и задачи определили структуру и содержание диссертации, которая состоит из введения, трех глав (I -Теоретические основы использования информационных технологий в образовательном процессе учебного заведения среднего профессионального образования; II - Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе; III - Основные педагогические пути и условия совершенствования образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий), заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 139 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz