Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 25 » Скачать Развитие духовно-личностных качеств студентов-психологов в условиях специально организованного обучения. Шматько, Ольга Евгеньевна бесплатно
3:58 AM
Скачать Развитие духовно-личностных качеств студентов-психологов в условиях специально организованного обучения. Шматько, Ольга Евгеньевна бесплатно
Развитие духовно-личностных качеств студентов-психологов в условиях специально организованного обучения

Диссертация

Автор: Шматько, Ольга Евгеньевна

Название: Развитие духовно-личностных качеств студентов-психологов в условиях специально организованного обучения

Справка: Шматько, Ольга Евгеньевна. Развитие духовно-личностных качеств студентов-психологов в условиях специально организованного обучения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Благовещенск, 2004 176 c. : 61 04-19/498

Объем: 176 стр.

Информация: Благовещенск, 2004


Содержание:

Введение
Глава
I Духовность как психолого-педагогическая проблема
11 Общефилософские подходы к изучению духовности личности
12 Проблема духовности в психолого-педагогической литературе
13 Духовно-личностные свойства в структуре профессионально значимых качеств практического психолога
14 Выводы
Глава
IIДуховно-личностные особенности студентов-психологов
21 Методы и организация исследования
22 Ценностные и смысложизненные ориентации студентов
23 Особенности эмпатии, самоактуализации и межличностного взаимодействия студентов
24 Выводы
Глава
III Развитие духовно-личностных качеств в условиях специально организованного обучения
31 Задачи, организация и программа развития
32 Динамика ценностных и смысложизненных ориентации в процессе обучения обучения
34 Выводы
Заключение Литература
Приложение
33 Развитие эмпатии и других духовно-личностных качеств в процессе

Введение:

Проблема духовности личности одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время философией, социологией, культурологией, психологией, педагогикой. В современных условиях переосмысления и пересмотра российских национальных ценностей проблема духовности приобретает особую значимость, так как от результатов её решения зависит функционирование и развитие личности. Указанная проблема становится особенно актуальной при исследовании профессии практического психолога, поскольку психолого-педагогическая деятельность является специфичной по содержанию, задачам и предъявляемым к ней общественным требованиям. Профессиональный психолог работает в условиях повышенной моральной ответственности, от качества выполняемой им деятельности зависит процесс развития и психическое здоровье не только отдельной личности, но и групп людей, а, следовательно, и прогресс общества в целом. Специфика и общественная значимость дея- тельности психолога требует от него своеобразного склада личности, высокого уровня духовности, определяющих успешность его труда. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска прогрессивных методов и форм подготовки будущих практических психологов. Образовательные учреждения, готовящие психологов, обращают недостаточное внимание на усиление духовной направленности в подготовке студентов, которая связана с осознанием нравственной ценности и социальной значимости будущей профессиональной деятельности. Студенты в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин и предметов гуманитарного цикла получают профессионально необходимые знания, но при этом недостаточное внимание уделяется духовному облику будущего специалиста. Поскольку дзосовноличностные качества относятся к числу наиболее существенных профессио- нально значимых качеств практического психолога, важное значение, на наш взгляд, приобретает их изучение и развитие в период обучения студентов в вузе. Цель исследования выявить особенности духовно-личностных качеств студентов и разработать программу их развития. Объект исследования духовно-личностные качества человека как важнейшая сфера психики. Предмет исследования духовно-личностные качества студентов и процесс их развития в условиях специально организованного обучения. Гипотеза. При проведении исследования мы исходили из нескольких допущений: духовность представляет собой динамическое образование личности, в структуре которого можно условно выделить внутренние качества личности (ценностные и смысложизненные ориентации) и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми (эмпатия, стремление к самоактуализации, положительное отношение к другому); можно предположить, что юношеский возраст является сензитивным для формирования духовно-личностных качеств и их целесообразно развивать в процессе специально организованного обучения. В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению проблемы духовности в психолого-педагогической и философской литературе. 2. Изучить особенности духовно-личностных качеств студентовпсихологов на начальном этапе обучения в вузе. 3. Разработать модель и программу психолого-педагогической поддержки студентов, направленные на развитие их духовно-личностных качеств. 4. Провести формирующий эксперимент по развитию духовноличностных качеств студентов и оценить его эффективность. Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности.принципы деятельностного и системного подходов к изучению целостной личности и индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов); положение культурно-исторической теории Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии и др. Кроме того, мы опирались на концептуальные положения, раскрывающие природу духовности в трудах отечественных и зарубежных учёных (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Л.И. Ларионова, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.Д. Шадриков, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.). Методы исследования. При решении поставленных задач использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ литературных источников, наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование. Диагностика духовно-личностных качеств осуществлялась с помощью теста смысложизненных ориентации Дж. Крамбо, Л. Махолика, адаптированного Д.А. Леонтьевым; теста ценностных ориентации М. Рокича, адаптированного А Гоштаусом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицированного Д.А. Леонтьевым; методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко; опросника POI, разработанного Э. Шострем и адаптированного Н.Ф. Калиной (САМОАЛ); методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Личностные смыслы и представления о духовности человека исследовались с помощью разработанной нами анкеты. Обработка материалов проводилась с помощью компьютерных программ SPSS 7.5 for Windows. Организация и база исследования. Работа проводилась в течение четырех лет (1999-2003гг.) на базе психолого-педагогического факультета Благовещенского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1999-2000 гг.) рассматривались основные теоретические подходы к изучению проблемы, подбирались методики для сбора эмпирических данных, уточнялась схема самого исследования. На втором этапе (2000-2001 гг.) осуществлялось изучение духовно-личностных особенностей студентов психолого-педагогического факультета. На третьем этапе (20012003 гг.) проводился формирующий эксперимент по развитию духовноличностных качеств студентов-психологов. Количество обследуемых составило 120 человек, обучающихся на первом и втором курсах психолого-педагогиЦк ческого факультета Благовещенского государственного педагогического университета, средний возраст студентов -19 лет. Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных психологических методов, сопоставлением результатов, полученных по разным методикам, применением статистических методов обработки, адекватных рещаемым задачам и характеру распределения экспериментальных данных (критерии Манна-Уитни, Вилкоксона, Крускала-Уоллиса). Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Новизна исследования заключается в том, что в нем на основе новых эмпирических данных, полученных в ходе констатирующего и обучающего экспериментов, уточнено представление о духовности как о динамическом личностном образовании. Показано, что в структуру этого образования входят внутренние качества личности (ценностные и смысложизненные ориентации) и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми (эмпатия, стремление к самоактуализации, положительное отношение к другому). Определено место духовности в системе профессиональных качеств психолога, необходимых для его успешной деятельности. Разработаны основные теоретические положения и принципы построения программы по развитию духовно-личностных качеств студентов-психологов. Установлено, что реализация этой программы позволяет успешно решать задачу развития духовно-личностных качеств студентов. Полученные данные свидетельствуют также о том, что юношеский возраст является благоприятным для развития указанных качеств. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при подготовке на)но-методических материалов по работе со студентами, а также при чтении соответствующих курсов в вузе и на кафедрах повышения квалификации работников образования. На основе полученных результатов были разработаны рекомендации по диагностике особенностей духовно-личностных качеств студентов. Автором исследования подго

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 119 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz