Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике. Голованова, бесплатно
5:10 AM
Скачать Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике. Голованова, бесплатно
Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике

Диссертация

Автор: Голованова, Марина Михайловна

Название: Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике

Справка: Голованова, Марина Михайловна. Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Голованова Марина Михайловна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т] Москва, 2007 227 c. : 61 07-13/2218

Объем: 227 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Г л а в а 1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ ИЗО-БРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУ-ЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИ-ЬСИ
11 Понятие и структура профессиональных качествбудущего учителя изобразительногоискусства
12 Психолого-педагогические условия развития про-фессиональных качеств будущего учителя изобрази-тельного искусства
13 Модель методической системы обучения сту-дентов компьютерной графики, способствующаяразвитию профессиональных качеств будущего учи-теля изобразительного искусства
131 Цель, задачи и содержание учебного предме-та «Компьютерная графика»
132 Дидактические принципы, методы, приемыобучения дисциплине «Компьютерная гра-фика»
133 Средства обеспечения учебных, воспитатель-ных и развивающих процессов 70Выводы 79Г л а в а ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИЧЕСКОЙСИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕН-НО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОСНОВАМ КОМ-ПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕ-СКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
21 Ход и результаты констатирующего эксперимента
22 Ход и результаты обучающего эксперимента
23 Результаты контрольно-сравнительного эксперимен-та 145Выводы

Введение:

Проблема исследования и его актуальность. Проблема компьютеризации и информатизации общества в целом и образовательной сферы в частности рассматривается на государственном уровне в разделе по образованиюФедеральной программы «Электронная Россия» (2002 -2010), «Развитие единой образовательной информационной среды» (2002-2005), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу» (2001 - 2005). Проблемав большей степени заключается в теоретических и методических аспектахадаптации новых технических средств обучения к учебному процессу, вовнесении изменений в теорию и методику обучения под их воздействием, вподготовке и переподготовке педагогических кадров, повышении уровняпрофессиональной компетенции.В научных трудах психологов и педагогов рассматриваются аспектыпрофессионального становления личности.Закономерности профессиональной подготовки и формирования личности учителя раскрываются в работах О.А. Абдуллиной, Ю.К. Бабанского,B.C. Ильина, Н.В. Кузьминой, В.А. Канн-Калика, Н.В. Половниковой, Л.П. Раченко, Л.И.Рувинского, A.M. Щербакова, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинскогои др. Изучением вопроса профессиональных качеств занимались отечественные и иностранные психологи. Значительный вклад в изучение профессиональных качеств внесли выдающиеся исследователи Л. Рубинштейн (1957),Б.Г. Ананьев (1980), Н.Д. Левитов (1960), Ф.Н. Гоноболин (1962, 1975), В.А. Крутецкий (1982, 1991), В.Д. Шадриков (1983, 1991), Л. Кондратьева(1984), Б.М. Теплова (1985), B.C. Мерлина (1986), Н.В. Кузьмина (1961,1993), Э.А. Голубева (1993), Н.А. Аминов(1997), Б.Б. Коссов (1998), М.К. Кабардов (2000), Ю.П. Поваренков (2002) и др.Изучением структуры профессиональных художественно-графическихспособностей учителей изобразительного искусства занимались ХарламоваМ.Т., Корзинова Е. И.5Применение средств компьютерной графики в различных областяхжизнедеятельности человека оказывает влияние на формирование личностипо четырем основным направлениям: философское (формирование научногомиропонимания, эстетических идеалов), инструментальное (формированиекомпьютерной грамотности и информационной культуры), практическое(применение программных средств при решении задач профессиональнойдеятельности), психологическое (развитие психических процессов памяти,внимания, мышления, воображения, поддержание высокого уровня мотивации деятельности)Новообразования, возникающие в процессе работы с компьютернымисредствами, переносятся в условия традиционного общения, в частности приработе с компьютером (компьютерной графикой) повышается активность познающего субъекта, индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия, стимулируется развитиеличности обучаемого - самостоятельности его суждений, инициативности,значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичностии последовательности изложения, повышается значение рефлексии, что является профессионально важными характеристиками для педагогической деятельности и лежит в основе гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного компонентов профессиональныхкачеств педагога (по Н.В. Кузьминой).На сегодняшний день компьютер, как инструмент широко используетсяв художественно-графической деятельности, в связи с этим разработаны ииспользуются методики преподавания информатики и компьютерной графики B.C. Кузнецова, Н. Надалко, В.Д. Наронджанова, А.Ульянова, Н.В. Софронова, Э.М. Кравченя, Т.И. Абрагимович, Л.Я. Нодельман, Ю.Ф. Катхановой, М.Н. Марченко, А.Н. Агошковой; широко используется применениесредств компьютерной графики в сфере подготовки учителей изобразительного искусства на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна под руководством Ю.Ф. Катхановой при Московском педагоги6ческом государственном университете; однако, эти методики направлены наприобщение к работе с персональным компьютером, ознакомление студентовс программными средствами, применяемыми в области компьютерной графики и широко известными компьютерными технологиями и возможностямиэтих технологий в сфере культуры и образовании, и не ставят перед собойцель - развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусства на стадии подготовки к профессиональной педагогической деятельности.Таким образом, определилась область исследования, что позволилосформулировать проблему - развитие профессиональных качеств учителяизобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике.Образовательная система в школе диктует потребность в учителях изобразительного искусства, обладающих развитыми профессиональными качествами: гностическими, проектировочными, конструктивными, организаторскими, коммуникативными; а также владеющих компьютерным инструментарием. Недостаточная разработанность методик подготовки таких специалистов ведет к снижению профессионального уровня выпускников художественно-педагогических вузов, оставляя проблему неразрешенной. Поэтомудля разрешения этой образовательной ситуации необходимо разработать методическую систему, построенную таким образом, чтобы студент приобретализобразительные, графические навыки и навыки работы с компьютером ичтобы занятия ориентировали его на будущую педагогическую деятельность.Потребность общества в компетентных, профессионально развитых, обладающих компьютерной графической культурой учителях изобразительногоискусства подтверждает целесообразность, своевременность и актуальностьданного исследования.Цель исследования: решение проблемы исследования посредством разработки методической системы, направленной на развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике.7Гипотеза исследования: развитие профессиональных качеств учителяизобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике будет успешно, если будет разработана методическая система, включающая всебя:- цели, задачи и содержание развития профессиональных качеств (использование средств компьютерной графики для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональнойподготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений изобласти компьютерной графики, организацию разнообразных форм проведения занятий по курсу «Компьютерная графика»)- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающихмотивацию к изучению средств компьютерной графики, способствующихразвитию профессиональных качеств;- средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.Предмет исследоваиия. Методика развития профессиональных знаний, умений, навыков будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике.Объект исследования. Процесс обучения студентов старших курсовхудожественно-графических факультетов компьютерной графике.В соответствии с целью и гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:- выявить и проанализировать структуру профессиональных качествбудущего учителя изобразительного искусства;- определить условия и психолого-педагогические предпосылки развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства;- изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютерных средств обучения студентов, способствующих разви. , 8тию профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства;- определить основные знания, умения и навыки в области компьютерной графики, необходимых будущему учителю для практической педагогической деятельности в условиях информатизации образования;- спроектировать и реализовать педагогические методы развития профессиональных качеств учителя;- разработать систему учебных заданий, направленную на овладениестудентами понятийно-терминологическим аппаратом и практикой работы сграфическими программами;- провести диагностику развития профессиональных качеств в процессе изучения компьютерной графики на начальном и заключительном этапахобучения; оценить эффективность предлагаемой методики, сделать выводы.В ходе исследования предполагается применить следующие методы:- изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ в рамках темы исследования;- диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезыи т.д.)- анализ текущих учебных, курсовых и дипломных работ студентовХГФ;- педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий;- статистические методы обработки полученных данных.Методологической основой исследования явились труды ведущихученых, психологов, педагогов; достижения современной педагогическойнауки (концепция о формировании способностей в деятельности, деятельностно-творческий подход к образованию), нормативные документы (государственный образовательный стандарт), а также научные изыскания по проблеме исследования,В ходе эксперимента применены следующие методы исследования:9- анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования: учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, информатике, дизайну, изобразительному искусству;- наблюдение за учебно-воспитательным процессом, познавательнойи художественно-творческой деятельностью студентов;- анализ выполненных в процессе обучения графических работ студентов;- разработка теоретических положений развития профессиональныхкачеств в процессе освоения компьютерной графики;- подбор и составление учебных заданий;- экспериментальное обучение, диагностика, обработка полученныхрезультатов;Организация исследоваиия. Экспериментальную базу исследованиясоставили художественно-графические факультеты г.г. Ростова-на-Дону,Москвы, Махачкалы, Экспериментальна работа проводилась в 2004-2007 гг.,в эксперименте участвовали студенты 3-х курсов, обучающихся по специальности «Учитель изобразительного искусства».Исследование проходило в несколько этапов.На первом этапе (2003-2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, по вопросу развития профессиональных качеств студентов педагогических вузов,определение структуры, целей, задач, содержание, методов подготовки педагогических кадров, владеющих информационной культурой осуществлялиськонструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становлениямолодых специалистов в процессе освоения основ компьютерной графики,накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы,определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальнойработы, проведение констатирующего эксперимента.10На втором этапе (2004-2005 гг.) осуществлялись опытноэкспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному развитию профессиональных качеств студентов, разработка и апробация методики, анализ, обобщение и сравнение полученныхрезультатов в процессе педагогического эксперимента.На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественнокачественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации теоретической модели организационно-педагогического обеспечения развития профессиональных качеств в процессе изучения компьютернойграфики, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационноеисследование.На защиту выносятся следующие положения:1. Средства фафических программ, обеспечивающие развитие профессиональны качеств будущих учителей изобразительного искусства2. Методическая система развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики,включающая в себя:- цели, задачи и содержание развития профессиональных качеств (использование средств компьютерной графики для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональнойподготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений изобласти компьютерной графики, Организация разнообразных форм проведения занятий по курсу «Компьютерная графика»)- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающихмотивацию к изучению средств компьютерной графики, способствующейразвитию профессиональных качеств.3. Критерии оценки развития профессиональных качеств средствамикомпьютерной графики.114. Научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследованиявывод о том, что развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики открывает новые возможности для самореализации, творческой педагогической деятельности и создает условия для вхождения в профессию.Научная новизна исследования заключается в следующем:1. Дано научно - методическое обоснование возможности развитияпрофессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусствасредствами компьютерной графики.2. Разработано содержание учебного курса «Компьютерная графика», сиспользованием межпредметных связей, направленное на развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусства с расширением иуточнением целей и задач дисциплины.3. Разработана и экспериментально проверена методическая системаразвития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики, включающая в себя:- цели, задачи и содержание развития профессиональных качеств (использование средств компьютерной графики для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональнойподготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений изобласти компьютерной графики. Организация разнообразных форм проведения занятий по курсу «Компьютерная графика»- группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающихмотивацию к изучению средств компьютерной графики, способствующейразвитию профессиональных качеств.- средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.4. Исследована и экспериментально подтверждена достоверность разработанных критериев оценки (низкий, средний, высокий) развития профессиональных качеств студентов ХГФ средствами компьютерной графики.125. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают,что освоение средств компьютерной графики обеспечивает поэтапное развитие профессиональных качеств у будущих учителей изобразительного искусства и создает условия для вхождения в педагогическую профессию.Теоретическая значимость результатов исследования заключается втом, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания:- решена проблема развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики;- выявлены психолого-педагогические условия развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства (студентовстарших курсов) в процессе обучения компьютерной графике;- уточнено содержание учебного курса «Компьютерная графика», способствующего наиболее эффективному развитию профессиональных качествстудентов старших курсов как будущих учителей изобразительного искусства;- разработаны методические рекомендации освоения графических программ, способствующие эффективному развитию профессиональных качествбудущих учителей изобразительного искусства.Практическая значимость результатов исследования заключается втом, что они успешно внедрены в практику преподавания художественнографических факультетов педагогических вузов, а также могут использоваться при разработке методических рекомендаций, подборке тематики и содержании занятий, направленных на развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусства; предложенные в исследовании методическиеразработки могут быть применены в образовательном процессе высших исредних учебных заведениях художественной направленности в качестве алгоритмов эффективного освоения графических программ учебных дисциплинна базе компьютерного обучения, в организации обучения старших школьников, на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 113 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz