Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 18 » Скачать Развитие специального образования в условиях губернского города во второй половине XIX века : На примере Пензы. Дунаева, бесплатно
9:12 PM
Скачать Развитие специального образования в условиях губернского города во второй половине XIX века : На примере Пензы. Дунаева, бесплатно
Развитие специального образования в условиях губернского города во второй половине XIX века : На примере Пензы

Диссертация

Автор: Дунаева, Ольга Викторовна

Название: Развитие специального образования в условиях губернского города во второй половине XIX века : На примере Пензы

Справка: Дунаева, Ольга Викторовна. Развитие специального образования в условиях губернского города во второй половине XIX века : На примере Пензы : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Пенза, 1999 174 c. : 61 00-13/527-7

Объем: 174 стр.

Информация: Пенза, 1999


Содержание:

Введение 3-17 стр
Глава 1 Специальное образование как предмет педагогического исследования 18 - 75 стр
11 Специальное образование в условиях губернского города как феномен общей системы образования Российской Империи18 - 49 стр
12 Педагогические кадры и контингент учащихся как условие развития специального образования в городе Пензе второй половины 19века 50 - 75 стр
Глава 2 Организация и содержание педагогического процесса специальных учебных заведений в условиях губернского города Пензы второй половины 19 века 76 - 136 стр
21 Организация учебно-воспитательного процесса в специальных учебных заведениях76 - 98 стр
22 Содержание учебно-воспитательного процесса в специальных учебных заведениях98 - 136 стр

Введение:

На современном этапе объективное и всестороннее исследование истории отечественного образования остается одной из актуальных проблем педагогической науки . В современном реформировании школы необходимо использовать уже накопленный опыт развития образовательной системы, особенно в части подготовки и воспитания квалифицированных специалистов для различных отраслей хозяйства.
Актуальность исследования подчёркивается её краеведческим характером. В истории педагогической науки России наиболее пристальное внимание уделялось вопросам истории образования крупных регионов и городов. Данное исследование посвящено истории образования Пензенского края. Учитывая возрастающий интерес к возможностям активизации регионального компонента в ф образовании, исследование специального образования в г. Пензе актуально, так как оно тесно связано с регионом, с его экономическим и социокультурным развитием. Результаты исследования позволят выделить специфические особенности, присущие развитию специального образования в провинциальном городе Пензе во второй половине 19 века и выявить общие закономерности, объединяющие его со всей системой образования Российской империи. Исследование позволит показать не только развитие специального образования в губернском городе во второй половине 19 века, но и его (специального образования ) влияние на общую социокультурную ситуацию в городе. * "
Цель исследования - выявление условий развития специального образования губернского города Пензы во второй половине 19 века.
Щ Хронологические рамки обусловлены предметом исследования и охватывают период второй половины 19 века, на который особое влияние оказала отмена крепостного права в 1861 году , давшая толчок развитию всей системы образования Российской империи, в « том числе и профессионального. Последующие реформы 60-х годов и контрреформы 70- 80-х годов 19 века в области образования стали определяющими факторами развития специального образования страны в целом и в губернском городе в частности.
Объект исследования - специальное образование губернского города как феномен общей системы образования России во второй половине 19 века.
Предмет исследования - процесс развития специального образования губернского города второй половине 19 века.
Основная цель определила следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть специальное образование губернского города как ш феномен общей системы образования России во второй половине 19 века.
2. Выявить влияние социально - экономической ситуации на процесс становления и развития специального образования в городе Пензе второй половины 19 века.
3. Выявить и проанализировать состояние педагогических кадров и контингента учащихся специальных учебных заведений губернского города Пензы во второй половине 19 века.
4.Охарактеризовать условия организации и основные направления содержания учебно - воспитательного процесса в специальных - * учебных заведениях города Пензы во второй половине 19 века.
Степень изученности проблемы. Исследование базируется на ф общеисторических работах отечественных ученых.1
В работах дореволюционных историков накоплен и систематизирован огромный фактический материал, который до сих пор не утратил своего исторического значения ( П.Ф. Каптерев, у ш Н. В. Чехов, И. М. Максин, И.А. Анопов).
В советской историографии в 1940 году вышла коллективная монография3 ,где впервые вопросы народного образования раскрывались с новых исторических позиций. В последующие годы выходили и другие коллективные работы под редакцией А.Й.Пискунова, Э.Д.Днепрова.4
В 60-х годах 20 века пристальное внимание стали уделять вопросам становления и развития сети общеобразовательных учебных заведений России, особенно в период реформ 60-х годов
2 См.: Анопов И.А. Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего, технического и ремесленного образования в России. - Спб., 1889; Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - Спб. : Изд. О.Богдановой, 1915. -305с.; Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. - М.: Польза, 1912.
1 Материалы по истории народного образования в России - Одесса, 1940,
4 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины 19 в. // Под ред. Пискунова А.И. - М.: Педагогика, 1976. -600с.; Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (кон. 19 в. - нач. 20 в.) // ф Под ред. Днепрова Э.Д. - М.: Педагогика, 1991. - 448с. 19 века.( В.З. Смирнов, Н.А. Константинов, В.Я. Струминский, В.В. Макаева, Е.Н. Медынский, Ш. И. Ганелин и многие другие).1
Много трудов было посвящено становлению и развитию общественно - педагогического движения второй половины 19 века. ( М.В. Михайлова, P.JI. Доватор, В.К. Тебиев ). 2
Вопросы , посвященные изучению становления и развития специальной школы, начали разрабатываться дореволюционными историками. Среди обобщающих работ этого периода по специальному образованию наибольший интерес представляют труды И.А.Анопова, И.М.Максина, а также многочисленные справочники, в которых содержится огромный фактический материал.
1 См.: Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы (гимназии и ф реальные училища с нач. 19 в. до Февральской революции 1917 г.) - М.: Учпед.из.,
1956. -247с.; Медынский Е.И. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции. - М.: Педагог, изд-во, 1936. - 472с.; Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х гг. 19 в. - М., 1954; Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России второй половины 19 в. - М-Л.: Учпед.из., 1954. -304с.
2 См.: Михайлова М.В. Возникновение и развитие научно-педагогических учреждений в России // Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. - М.: НИИОП, 1980. - с.89-106.; Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX - начала XX вв. // Автореф. дис. доктора пед. наук. - М.: 1991.; Казанова Е.А. Учительство средней школы как социально - профессиональная группа в русском обществе 2 пол. 19 в. // Автореф. дис. канд. пед. наук,- М. : 1996.; Водовозов В.И. Ученые Советы и
Ф съезды // Из педагогических сочинений. - М. : Педагогика, 1986.
Щ В конце 19 века появились первые исследования, связанные с изучением становления системы профессиональной школы ( Н.А.Китаев, А.С.Пугавин ) и изучением типов и структуры профессиональных училищ и школ ( Е.Н. Андреев, И.А. Анопов, » А.Г.Быкова, Е.Гаршин).1
Богатый фактический материал содержится в правительственных документах: законах и постановлениях, а также в статистических сборниках по различным Министерствам и ведомствам.2 Однако, многие из них дают противоречивые данные, что объясняется
1 См.Владимирский С.А. Заметки о современном состоянии низших профессиональных училищ в России. - М.: 1896; Миклашевский И.Н. Очерки по истории сельскохозяйственного образования в России. - Спб., 1893; Очерки развития промышленного образования в России за 1888-1898 гг. - Спб., 1900.
0 103с.; Рудин С.Д. Межевое законодательство и деятельность межевой части в России за 150 лет. - Пг., 1915; Средневский В.И. Список технических и профессиональных учебных заведений в России. - Спб., 1890; Краткий исторический очерк учебных заведений ведомства путей сообщения. - СПб., 1900.
Ь недостаточно разработанной официальной статистикой и контролем со стороны правительства по отношению к образованию. В то же время документальный материал все таки позволяет достаточно подробно исследовать ряд вопросов, таких как состояние и эволюцию * сословного состава школы рассматриваемого периода.
Наиболее изученными в дореволюционной России оказались проблемы развития специальных учебных заведений, занимавшихся подготовкой учителей для начальной школы ( К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, Н.И.Пирогов, Н.В.Чехов, В.И.Чернолусский).1 Вопросы подготовки педагогических кадров часто освещались на страницах дореволюционных педагогических журналов "Народная школа", "Вестник школы", "Русский начальный учитель" и другие.
В работах И. А. Анопова была предпринята попытка классификации специального образования России, но автор уделял внимание лишь учебным заведениям Министерства Народного просвещения. О системе профессионально-технического образования и других отделов специальной школы упоминалось лишь эпизодически.
В советской историографии продолжается пристальное изучение вопросов педагогического образования дореволюционной России
1 См.: Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности МНП 1802-1902. - Спб., 1902; Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6-т. - М.: Педагогика, 1988; Чернолусский В.И. Съезды по народному образованию. Сборник постановлений и резомаций всероссийских областных съездов по вопросам Ф народного образования. Пб., 1915. - 345с.
Н.А. Константинов, В.В. Макаев, В.А. Струминский, В.З. Смирнов, Н.Н. Кузьмин, Н.Х. Вессель )\
Изучалось состояние профессионально-технического образования в стране в целом и по регионам в частности ( Н.К.Воеводский, Е.Г.Осовский )2; анализировалась правительственная политика , деятельность частной и общественной инициативы, историко-педагогические аспекты.
В начале 60-х годов 20 века вводится сам термин "профессионально- техническое образование" ( А.Н.Веселое )\ До означенного периода обобщающего понятия, обозначающего данное явление, не существовало, а использовалось понятие промышленного, ремесленного, специального образования.
Параллельно с общими исследованиями появились работы по художественной, земледельческой, торговой, морской, военной и
1 См.: Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и система народного образования в России. - М.: Учпедгиз, 1959. - 320с; Кузьмин Н.Н. Учительские семинарии и их место в подготовке народных учителей. - Курск, 1970; Панагин Ф.Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. - М.:
I Педагогика, 1979. - 215с.; Сучков И.В. Учительство в России в конце i
I XIX - начале XX вв. - М.: Педагогика, 1994. - 126с.
См.: Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. - Челябинск: Южноуральское кн.изд-во, 1971; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР. - М.: Высшая школа, 1980,- 287 с.
3 Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. Очерки по истории среднего и низшего профессионально-Ш технического образования. - М.: Проф.тех.изд., 1961. - 435 с. ф другим специальным школам России ( М.С.Степанов, А.А.Покорна, Н.Н.Кузьмин ).1
Обобщающая работа Н.Н.Кузьмина по средней и низшей специальной школе дореволюционной России2 освещала вопрос * становления специального образования, развития его в пореформенный период.В данном исследовании анализировались экономические и социально - педагогические предпосылки организации системы специального образования России, влияние общественно - педагогического движения, правительственная политика, работа государственных и общественных деятелей в этой области. Детальное освещение получили учебные планы и программы рассматриваемых учебных заведений, их уставы, контингент учащихся.
Пристальное изучение истории Пензы и губернии началось лишь после 1917 года. Наряду с общими исследования по истории города ^ Пензы ( О. М. Савин, В.И. Лебедев, С. А. Петров )/ выходили
1 См.Кузьмин Н.Н. Железнодорожные училища дореволюционной России // Среднее специальное образование - 1969. - № 9; Степанов М.С. Средние и низшие художественно-промышленное образование в дореволюционной России. - М.: Педагогика, 1971. - 177 е.; Молева Н.М., Белютиг Э.М. Русские художественные школы. Конец XIX в. -нач. XX в. - М.: Искусство, 1967. - 591с.
2 Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в
• * дореволюционной России. - Челябинск: Южноуральское кн.изд-во, 1971. - 215с.
J Петров С. Памятные места Пензы. - Пенза: Приволж.кн.изд-во, «ф 1963.; Савин О.М. Времен связующая нить: историко-литературные
Щ работы, посвященные его культурной и образовательной жизни ( И. С. Федоров, Г. Е. Горланов, О. М. Савин, В. А.Власов).1
В последние годы выходят различные статьи и материалы по отдельным сторонам жизни общеобразовательных или специальных * учебных заведений в сборниках "Очерки краеведов", "Поиски и находки", "Земство", "Пензенский вестник любителей старины", "Историческое краеведение",2 История становления и развития специальной школы города Пензы отдельно изучена не была.
Источниковой базой исследования явились фонды Государственного архива Пензенской области (ГАПО)3, очерки. - Саранск: Мордовское кн.изд-во, 1991. - 416с. Савин О.М. Пенза.Очерк - Путеводитель - Саратов: Приволж.кн.изд-во,1978.
1 См.: Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края: ИПК и ПРО, 1994. - 241с.; Федоров Н.С. Выдающиеся учителя и просветители Пензенской губернии. - Пенза: Пензенское кн.изд-во, 1958. - 62с.; Волков Н.Д. Театральные вечера. - М.: Искусство, 1966. - 478 е.; Дергачев С. Народники Пензенского края. - Саратов: Приволж.кн.изд-во, пенз. отд-ние, 1979. - 128с.
3 ГАПО ф. 5 - Канцелярия Пензенского губернатора; ф. 120 - Пензенское художественное училище (1897-1917); ф. 136 - Пензенская учительская семинария ф статистические издания и справочники по Пензенской губернии, материалы периодической печати города .1
Нормативные документы и законодательные акты руководящих организаций ( министерств, учебных округов, попечительских % советов и др.) позволяют увидеть не только государственную политику в области профессионального образования, но и ее практическое воплощение в конкретных специальных учебных заведениях.
Педагогический процесс в специальных учебных заведениях исследовался на основе учебных планов, программ, уставов,
1874-1917); ф. 137 - Пензенский учительский институт (1915-1917); ф. 141 -Пензенское училище садоводов (1849-1918); ф. 152 - Пензенское землемерное училище (1877-1917); ф. 317 - Пензенское отделение Русского музыкального общества (1881-1917).
Отдельно следует выделить прошения учеников, позволяющие исследовать социальный состав абитуриентов и учащихся, их материальное положение и наиболее важные проблемы, стоящие перед ними.
Для исследования количественного и качественного состава учащихся использовались статистические сведения из архивных материалов и статистических сборников. Последние позволяют ярче увидеть местные особенности и выделить общие закономерности.
Материалы периодической печати исследуемого периода показывают специальные учебные заведения как составную часть общегородской жизни, их взаимодействие и взаимовлияние .
О материальном положении учителей и материальной базе специальных учебных заведений можно судить как по их внутренней документации ( бухгалтерские книги и сметы ), так и по мемуарной литературе, которая является интересным источником исследования. Мемуарные свидетельства преподавателей, учащихся и выпускников рисуют яркую, хотя и предвзятую, картину внутренней жизни учебных заведений и их жизни в городе.
Методологической основой исследования является диалектико-исторический метод в его применении к анализу общественно-педагогического явления, рассмотрению учебно-воспитательных явлений сквозь призму социокультурного контекста. Научным ориентиром в применении этого метода являются такие положения,
Щ как зависимость системы образования и педагогической науки от степени социально - экономического и культурного развития общества.
Основными принципами исследования являются научность и историзм, реализуемые посредством следующих методов: а) сравнительно-исторический и историко-логический метод, направленные на критическое осмысление и обобщение литературных материалов и архивных источников; б) историко-ретроспективный метод, требующий синтетического осмысления прошлого, раскрытия сложности социального процесса в целом; в) контентанализ публицистики того периода, отражающий проблему взаимодействия специальных учебных заведений и социокультурной среды; г) метод актуализации, выявляющий исторические факты, знание которых способно непосредственно обогатить современную практику учебно-воспитательной работы специальных учебных заведений.
Организация и основные этапы исследования:
Первый этап ( 1993-1994 гг.) - накопление эмпирического материала; разработка программы исследования, определение объекта и предмета работы, его задач и методики.
Второй этап ( 1994-1996 гг.) - разработка теоретических основ исследования, выявление и анализ архивных документов и материалов по специальным учебным заведениям г.Пензы второй t половины 19 века. * Третий этап ( 1996-1998 гг.) - обобщение архивных материалов, оформление результатов исследования, уточнение библиографии, оформление теоретических положений диссертации.
Щ. Достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных положений, комплексным применением методов исторического и научно-педагогического исследования, анализом значительного <1 объема архивных источников и важнейших публикаций по означенной проблеме.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования в том, что в нем :
• дан целостный анализ развития специального образования в условиях губернского города Пензы во второй половине 19 века под влиянием объективных ( общегосударственных тенденций развития общей системы образования Российской империи ) и субъективных ( социально - экономических и этнокультурных особенностей губернского города ) факторов ;
• рассмотрены педагогические кадры и контингент учащихся как w условие становления и развития специального образования в
Пензенской губернии;
• охарактеризовано содержание, организация, формы и методы учебно-воспитательного процесса специальных учебных заведений губернского города.
Практическая значимость исследования: содержащиеся в нем теоретические положения расширяют представления о системе специального образования в рамках губернского города Пензы во второй половине 19 века, обогащают практическую деятельность по использованию накопленного опыта в современных * профессиональных учебных заведениях, могут быть использованы в научных изысканиях по истории педагогики и краеведения и в преподавании вышеозначенных курсов в общеобразовательных и специальных учебных заведениях.
На защиту выносятся :
1. Концептуальная характеристика развития специального образования губернского города как элемента общей системы образования Российской Империи во второй половине 19 века. % Интенсивное экономическое развитие, обусловленное отменой крепостного права в 1861 году, повысило спрос на знающих подготовленных работников, что вызывало необходимость создания сети учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров, потребность в которых в губернии определялась не только государственной политикой, но и местными экономическими и этнокультурными условиями. Сельскохозяйственная специализация Пензенской губернии поставила перед местной властью вопрос о необходимости создания местных квалифицированных кадров в данной области хозяйства ( садоводческое и землемерное училище); реформа в народном образовании - в выпуске специалистов в этой области (учительская семинария ); открытие железной дороги повлекло за собой создание соответствующей учебной базы (железнодорожное училище ), повышение культурного уровня -создание музыкального и художественного училищ.
2. Систему подбора и подготовки педагогических кадров и формирование контингента учащихся специальных учебных заведений Пензы во второй половине 19 века определяли как общие факторы, характеризующие этот процесс в системе образования Российской Империи, так и особенности, присущие губернскому городу.
3. Содержание учебно-воспитательного процесса специальных * учебных заведений Пензы во второй половине 19 века характеризовалось :
• опорой на общегосударственные положения, определяющие общие направления обучения и воспитания ( отношение к
Ц профессиональной школе как к второстепенной, объем общеобразовательного курса был главным критерием определения статуса специального учебного заведения, хотя занимал второстепенное положение , воспитание подрастающего поколения ^ в духе правительственной доктрины " православие, самодержавие, народность " ); учетом специфики профессионального образования ( соотношение профессиональной и общеобразовательной направленности обучения, теории и практики );
• тенденциями развития профессионального образования в условиях губернского города ( преломление педагогического опыта на местах, авторские программы );
4. Научно - теоретический анализ общего и специфического в организации учебно-воспитательного процесса в специальных учебных заведениях Пензы во второй половине 19 века.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем выступлений на региональных научно-практических конференциях ( г.Пенза: 1995 г., 1996 г., 1997 г. ); при анализе архивных и литературных источников, раскрывающих историю становления и развития специального образования в условиях губернского города, при подготовке и публикации статей и тезисов по различным аспектам данной проблемы.
Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и использованных источников, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 143 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz