Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20 - 30-е годы XX века. Разживина, бесплатно
2:04 AM
Скачать Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20 - 30-е годы XX века. Разживина, бесплатно
Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20 - 30-е годы XX века

Диссертация

Автор: Разживина, Дарья Анатольевна

Название: Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20 - 30-е годы XX века

Справка: Разживина, Дарья Анатольевна. Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20 - 30-е годы XX века : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ижевск, 2005 175 c. : 61 05-13/1938

Объем: 175 стр.

Информация: Ижевск, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века
11 Философско-педагогическое наполнение понятия «социальная действительность»
12 Факторы и этапы развития педагогических представлений о процессе ознакомления с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века
13 Теоретические представления о социальной действительности в общей и дошкольной педагогике 20-30-х годов XX века
Выводы по I главе
Глава 2 Решение проблемы ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века
21 Программы и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30- годы XX века
22 Практика дошкольных учреждений по ознакомлению детей с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века
23 Значение опыта 20-30-х годов XX века для решения современных проблем ознакомления дошкольников с социальной действительностью
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования. Политические и экономические изменения в нашем обществе привели к переменам в социальной ситуации, что • закономерно отразилось и на системе образования подрастающего поколения в целом и на дошкольном образовании, в частности. В настоящее время в содержании образования получают отражение новые явления социальной действительности. В связи с этим дошкольная педагогика приступает к исследованию некоторых новых направлений, одно из них — ознакомление дошкольников с социальной действительностью. В исследовании нами предпринята попытка проследить решение этой проблемы в 20-30-е годы XX столетия.
В этот период в теории и методике ознакомления дошкольников с социальной действительностью были найдены и проверены практикой несколько моделей решения данной проблемы. В современных условиях ih вариативности педагогической теории и практики возрастает интерес к истокам становления дошкольной педагогики. Поэтому мы считаем правомерным обращение к истории для того, чтобы сформулировать конструктивные выводы для решения современных задач ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
Данная проблема становилась предметом изучения в педагогике в разные периоды. Условно мы разделили эти исследования на три группы:
1) Труды классиков русской педагогики о значении ознакомления детей с окружающей жизнью для их умственного развития (В.Г.Белинский [7], Е.Н.Водовозова [24], Е.И.Тихеева [147], Л.К.Шлегер [161; 162]); (9 2) Педагогические исследования, в которых рассматриваются отдельные аспекты интересующей нас проблемы: а) ознакомление дошкольников с явлениями общественной жизни (В.Р.Беспалова [9], Н.Ф.Виноградова [22], Л.И.Зорило [56], С.А.Козлова [76], Л.В.Коломийченко [77], Н.В.Меньшикова
99]); б) знакомство детей с миром взрослых (О.В.Артамонова [5], И.Д.Власова [23], В.И.Глотова [34], С.М.Котлярова [83], Г.П.Лескова [92], Н.Г.Смирнова [134]); в) знакомство дошкольников с природным окружением (В.П.Арсентьева [4], Л.С.Игнатьева [57]); г) ознакомление детей с техникой (С.В.Гусарова [36], Н.Г.Комратова [78]); д) формирование отношения к окружающему миру (Л.В.Безрукова [6], Л.И.Беляева [8], Г.И.Панасенко [105]);
3) Историко-педагогические исследования, посвященные различным аспектам развития дошкольного дела, носят региональный характер, ограничены рассмотрением одного региона, областного центра, края: Е.Г.Андреева (Белоруссия) [2]; В.С.Крылова (Чувашия) [88]; М.Р.Рахимова (Киргизия) [123]; Г.А.Савенкова (Якутия) [130]; Л.К.Савинова (Петроград-Ленинград) [131] и другие.
В некоторых историко-педагогических исследованиях интересующая нас проблема рассматривается наряду с решением основных для каждого исследователя задач (А.М.Дементьева [45], ЛМКазарян [68], Н.К.Кугякова [89], Л.Н.Литвин [93]). Как показал анализ этих исследований, в большинстве из них раскрываются такие проблемы, как расширение сети дошкольных учреждений, организация дошкольного дела. Исследование Л.М.Казарян [68] наиболее близкое к нашей проблеме, посвящено реализации принципа связи воспитания с жизнью как одного из наиболее значимых в первые послереволюционные десятилетия. По содержанию данная работа имеет отношение к проблеме ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Отметим, что большинство исследований, в том числе и работа ЛМКазарян, написаны более двадцати лет назад с иных методологических позиций. Многое в этих работах требует переосмысления в парадигме гуманистической педагогики. Наша работа выполнена в рамках аксиологического подхода к историко-педагогическим явлениям (М.А.Захарищева [80], С.Н.Максимова [94], Т.Н.Шикалова [159], Н.М.Шкляева [160]).
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы ознакомления дошкольников с социальной действительностью в историко-педагогическом плане определяет перспективы для творческого научного поиска. Все проанализированные исследования приводят к выводу о необходимости тщательного специального изучения теории и практики данного периода (20-30-е гг. XX в.) в решении проблемы ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
Анализ педагогической литературы и практики работы современных дошкольных учреждений позволил нам обозначить три противоречия между:
• очевидными социальными переменами, произошедшими в последнее десятилетие XX столетия, и недостаточным уровнем их осмысления в теории образования;
• оформлением содержания дошкольного образования в программах нового поколения и его несоответствием жизненным реалиям современности;
• объективной необходимостью организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях с учетом новых явлений в социальной действительности и отсутствием практических разработок, соответствующих изменившимся условиям.
Исходя из этого, мы сформулировали тему нашего исследования: «Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20 — 30 -е годы XX века».
Проблема исследования может быть сформулирована в форме вопроса: «Как в процессе исторического развития преодолевалось противоречие между теоретическим и программно-методическим обеспечением процесса ознакомления дошкольников с социальной действительностью и практической реализацией этого процесса в рассматриваемый период?»
Объект исследования - развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
Предмет исследования - процесс ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века.
Цель исследования: представить в целостном виде процесс развития теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 2030-е годы XX века.
Задачи исследования:
1. Выявить факторы и этапы развития процесса ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века;
2. Проанализировать педагогическую теорию, в рамках которой получили интерпретацию проблемы ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века;
3. Определить основные тенденции и представить модели развития теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 2030-е годы XX века;
4. Представить дефиницию «социальная действительность».
Теоретико-методологической основой исследования являются философские (В.И.Вернадский [17, 18, 19], А.Макушинский [95]) и педагогические представления (Б.М.Бим-Бад [106], С.А.Козлова [74, 75], И.С.Кон [79], Ю.С.Мануйлов [96]) о социальной действительности как актуальном бытии человека, его окружающем мире, социальной реальности; концепция целостного педагогического процесса (В.А.Сластенин [133]); современные методологические разработки по истории образования
М.В.Богуславский [11], С.Ф.Егоров [53], М.А.Кондратьева [81], Г.Б.Корнетов [82], З.И.Равкин [115]); теория развивающего обучения (Л.А.Венгер [16], Л.С.Выготский [29, 31], А.В.Запорожец [55]); психолого-педагогическое обоснование возрастных особенностей детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский [30], В.С.Мухина [102, 103], Д.Б.Эльконин [167, 168]).
Методы исследования:
В исследовании используется комплекс общетеоретических методов (анализ, синтез, актуализация, систематизация) и историко-педагогических методов: щ а) историко-структурный - выявление основных системообразующих компонентов теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью; б) конструктивно-генетический — на основе изучения генезиса процесса ознакомления дошкольников с социальной действительностью формулирование позитивных выводов актуальных в современных условиях; в) историко-сравнительный - сравнительно-сопоставительный анализ процесса развития теории и практики ознакомления дошкольников с социальной действительностью на различных исторических этапах.
Положения, выносимые на защиту.
1. Внутренняя периодизация развития проблемы ознакомления дошкольников с социальной действительностью представлена тремя этапами: первый - теоретического осмысления (первая половина 20-х годов до 1925 г.), второй - системно-содержательный (с 1925 г. по 1932 г.), третий - программно-методический (1932 г. по 1940 г.).
2. В развитии теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью выделены следующие модели: социально-ориентированная (как часть содержания социального воспитания), гносеологическая (как процесс целенаправленного сообщения знаний), парциальная (как приоритетное направление содержания образования).
3. Развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в рассматриваемый период проходило в русле четырех тенденций:
• становления (актуализации) процесса ознакомления дошкольников с социальной действительностью в контексте социального воспитания;
• обогащения содержания образования;
• влияния педологических исследований на содержание дошкольного образования;
• приоритета классовых ценностей в процессе ознакомления с социальной действительностью.
4. Категория «социальная действительность» означает реально существующую и развивающуюся совокупность общественно-исторических явлений, связанную с совместной жизнью людей, окружением человека (в том числе и природным окружением), со всем, что относится к обществу и общности в конкретно-исторических условиях. В педагогике 20-30-х годов общеупотребительными терминами были «явления современности» и «явления общественной жизни».
Источниковая база исследования:
1. Произведения классиков общей педагогики (Н.Н.Иорданский [61, 62, 63], f А.Г.Калашников [69], С.А.Каменев [70], А.ПЛинкевич [107, 108], С.Т.Шацкий [156,
157], В.Н.Шульгин [164,165,166]).
2. Труды педагогов в области дошкольной педагогики (М.М.Виленская [21], Л.И.Красногорская [85], Н.К.Крупская [86, 87], Ф.СЛевин-Щирина [91], Д.В.Менджерицкая [98], Р.И.Прушицкая [113], Л.Е.Раскин [121], М.М.Рубинштейн [135], А.В.Суровцева [142,143,144], Е.И.Тихеева [147], Л.К.Шлегер [161,162]).
3. Официальные документы власти рассматриваемого периода (постановления, декреты, резолюции ВКПб).
4. Программы и методические материалы 20-30-х годов по дошкольному образованию (методические разработки ГУСа, программы работы дошкольных учреждений, методические указания к программам, планы учебно-воспитательной it работы в детском саду, отчеты о деятельности дошкольных учреждений).
5. Материалы периодической печати (журналы «Дошкольное воспитание», «Просвещение на транспорте»), отражающие состояние практической работы дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
6. Материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Научного архива Российской Академии Образования (НА РАО).
7. Диссертационные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с социальной действительностью.
Научная новизна исследования: щ • выявлен комплекс объективных факторов, оказавших влияние на развитие теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века;
• предложена внутренняя периодизация исследуемой проблемы, включающая этап теоретического осмысления, системно-содержательный и программно-методический этапы;
• разработаны социально-ориентированная, личностная, гносеологическая и парциальная модели и определены тенденции развития теории и методики ознакомления с социальной действительностью.
Теоретическая значимость исследования:
• обобщение процесса развития теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века вносит вклад в историю педагогики;
• представлен в целостном виде исторический процесс развития теории и методики ознакомления дошкольников с социальной действительностью в 20-30-е годы XX века;
• определено понятие «социальная действительность».
Практическая значимость заключается в том, что положения и выводы исследования обогащают содержание курсов «Педагогика», «Дошкольная педагогика», % составляют основу спецкурса и спецсеминара «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» для студентов педвузов, а также используются в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования. Выводы диссертации представляют интерес для практической реализации в дошкольных образовательных учреждениях страны.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными непротиворечивыми методологическими позициями автора, обоснованностью выбора комплекса методов исследования, опорой на принципы историзма, объективности; соответствием принципиальных положений, полученных научных результатов и выводов диссертации целям и задачам проведенного исследования, разнообразием привлеченных источников.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 108 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz