Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » Скачать Реформа местного самоуправления: особенности и проблемы реализации в Краснодарском крае. Калашникова, Оксана Александровна бесплатно
2:03 AM
Скачать Реформа местного самоуправления: особенности и проблемы реализации в Краснодарском крае. Калашникова, Оксана Александровна бесплатно

Реформа местного самоуправления: особенности и проблемы реализации в Краснодарском крае

Диссертация

Автор: Калашникова, Оксана Александровна

Название: Реформа местного самоуправления: особенности и проблемы реализации в Краснодарском крае

Справка: Калашникова, Оксана Александровна. Реформа местного самоуправления: особенности и проблемы реализации в Краснодарском крае : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 / Калашникова Оксана Александровна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т] - Краснодар, 2009 - Количество страниц: 200 с. Краснодар, 2009 200 c. :

Объем: 200 стр.

Информация: Краснодар, 2009


Содержание:

Введение
1 Местное самоуправление в контексте политического реформирования: политико-правовой анализ
11 Методологические подходы к исследованию местного самоуправления
12 Конституционно-правовая практика реализации принципов местного самоуправления в Российской Федерации
13 Предпосылки и особенности современного этапа муниципальной реформы
2 Реформирование системы местного самоуправления в Краснодарском крае: особенности и перспективы (исследование на материалах экспертного опроса)
21 Региональная специфика реформы местного самоуправления: опыт и проблемы реализации
22 Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в контексте реформирования местного самоуправления
23 Участие населения в местном самоуправлении и проблемы взаимоотношения органов местного самоуправления и населения

Введение:

Актуальность темы исследования. Местное самоуправление является политическим институтом, составляющим одну из главных основ правового государства и гражданского общества, «уравновешивающего и контролирующего власть».1 Президент России Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства: «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху»." В современной России становление гражданского общества происходит в условиях реформы всех уровней государственной власти и государственного управления. Местное самоуправление, находясь вне системы органов государственной власти, функционирует и развивается в рамках взаимодействия, равноправного сотрудничества и баланса с ними, а также во взаимосвязи с негосударственными структурами и агентами гражданского общества.
Проблема самоуправления значима для каждого гражданина. Посредством реализации права на самоуправление он (гражданин) формируется как актор политического процесса, участвующий в принятии политических решений на локальном уровне. Поэтому степень развития местного самоуправления занимает одно из основных мест среди формализуемых показателей демократичности политической системы. Демократизация политической системы также призвана стимулировать вовлечение структур местного самоуправления в реализацию федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Поэтому сегодня как никогда актуальным становится вопрос повышения эффективности местного самоуправления посредством развития его инициативности, поиска путей инновационного развития местных сообществ, комплексного развития территорий, активными участниками которых должны становиться жители муниципальных образований.
Политический анализ местного самоуправления приобретает особую актуальность в условиях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года
1 Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетия//Российская газета. 2000.29 июня.
1 Медведев Д. Выступление на II Общероссийском гражданском форуме 22.01.2008//]Электронный ресурс. Режим доступа] URL: http://www.medvedev2008.ru.
131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти, закрепление принципов финансового обеспечения передаваемых полномочий и форм ответственности каждого уровня власти за их выполнение.
Эффективное развитие системы местного самоуправления невозможно без поддержки со стороны органов государственной и в большей степени региональной власти. Однако последние зачастую проводят различные курсы по отношению к местным сообществам. По-разному складываются финансово-бюджетные отношения между региональными властями и муниципалитетами. Существенно различается социально-экономическая политика, осуществляемая в российских регионах. Указанные курсы не просто характеризуют региональную специфику проводимых преобразований, но и предопределяют дальнейшие перспективы развития местного самоуправления с учетом условий, ресурсов, формальных и неформальных правил взаимодействия акторов регионального и локально политических процессов.
Степень научной разработанности проблемы.
Местное самоуправление как один из уровней публичной власти, наиболее приближенной к населению, изучается различными науками - социологией, политологией, экономикой, юриспруденцией. Однако в публикациях отмечается, что среди «российских муниципальных исследований еще относительно мало действительно междисциплинарных, интегративных работ, .очевиден недостаток собственно политических исследований, использующих достижения экономической, юридической и других наук».3
Основу теоретическому осмыслению проблем становления и развития института местного самоуправления положили труды российских ученых XIX-начала XX вв. - В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, А.Д. Градовского, К.Д. Кавелина, А.В. Кизеветтера, Н.И.Ковалевского, Н.М. Коркунова, Н.М.
3 Тихонов ДА. Политическая автономия местного самоуправления в России (исторический опыт и современные тенденции): а<|ггореф. дис. .канд. полит.наук. М., 2001.
Лазаревского, В.Н. Лешкова, П.А. Сорокина, Б.Н. Чичерина,4 а также работы зарубежных исследователей — У. Гелена, Д. Стокера, Д. Стюарта, О: Оффердала .5
Сущность местного самоуправления, его основные понятия и принципы определяли В.Ф. Абрамов, Е.Г. Анимица, А.А. Замотаев, Н.А. Игнатюк, Е.Е. Некрасов, А.В. Павлушкин, А.Т. Тертышный. В частности, Г.В. Барабашев отмечает двойственную природу местного самоуправления, включающую государственный и общественный компоненты. Исследованием теоретико-методологических основ местного самоуправления занимаются В.И. Васильев, А.А. Замотаев, И:И. Овчинников, Н.С.Тимофеев, А.Н.Широков.8 В качестве фактора становления гражданского общества местное самоуправление рассматривают М.А. Бажинов, И.К. Коломиец, В.В. Нелюбин, Р.И. Мельникова, Н.Г. Широкова, Е.С. Шугрина.9 Специфика демократических преобразований в современном российском обществе является предметом исследований Т.З. Алиева, Л.Е. Бляхера, Е.В. Галкиной, О.В. Гончаренко АЛО. Мельвиля.10 лБезобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874; Безобразов В.П. Государство и власть. Управление н самоуправление и судебная власть. СПб., 1882; Васильчиков А. И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869-1871. Т. 1-3.; Градовский Л.Д. История местного самоуправления в России//Градовский А.Д. Собр. соч. СПб., 1868. T.2; Кюеветтер А.А. Местное самоуправление в России. М., 1910; Ковалевский Н.И. Происхождение современной демократии. В 4 т. М., 1895-1899; Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1909. T.I.; Лазаревский Н.М. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910 Т. 2; Пешков В.Н. Опыт теории земств и его земских учреждений по Положению 1864 года января первого. М., 1865; Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899.
5Гачен фон У., Штадпер Г. Германия: местные органы власти в поисках эффективного управления'/ Проблемы теории и практики управления: 1995. № 5; Rethinking Local Democracy. EcLby D.King, G. Stoker. L., 1996; Stewart J, Local Government Today (an Observer's View). Luton, 1995; Оффердач О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправленииШолис. 1998.№ 1.
6Абрамов В.Ф. Местное самоуправление: шея и опыт//Социс. 1997. № 1; Анимица Е.Г., Терпшитый А.Т. Основы местного самоуправления. М. 2000; Игнапиок Н.А., Замотаев А.А., Пащткин А.В. Муниципальное право. М., 2005; Некрасов Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт исторического исследования. М., 1999.
7 Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действительноспУ/Государство и право. 1996. №11.
Васшьев В.И. Местное самоуправление. М., 1999; Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная шшсггь//Вестник государственной службы. 1993. № 11; Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. М., 1999; Овчинников ИИ. Местное самоуправление в системе народовластия. М., 1999; Tmio<})eee Н.С. О некоторых идейных и научно-теоретических аспектах формирования предметов местного самоуиравленияЖонституционное и муниципальное право. 2007. № 10; Широков А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации: основные понятия, термины, положения федерального законодательства. М., 2004.
9 Бажинов М.А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества: автореф. дне. . канд. полит, наук. М., 2004; Колаииец И.К Местное самоуправление как механизм формирования гражданского общества: автореф. дис. . канд. полит, наук. Ростов-н/Д., 2005; Нелюбин В.В. Современное российское городское местное самоуправление в условиях становления гражданского общества: автореф. дне. . канд. социол. наук. Красноярск, 2004; Мельникова Р.И. Развитие местного самоуправления как фактора становления гражданского общества: автореф. дис— канд. полит, наук. М., 2005; Широкова ИГ. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества: автореф. дисканд. полит, иаук. М., 2005; Шугрина Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по законодательству субъектов Российской ФедерацииЖонсппуционпо-правовая ре([юрма и региональное законодательство в субъектах Российской Федерации. М., 1999.
10 /1лиев Т.З. Местное самоуправление как демократический институт власти//Власть. 2008. № 8; Бчнхер Л.Е. Властные игры в кризисном социуме: преобразование российской инеппуциональной струкгуры//Полис. 2003. №1; Ганаша Е.В. Институт самоуправления и формирования гражданского общества в современной РоссииУГосударстненная власть и
Опыт организации местного самоуправления в зарубежных странах выявляют B.C. Авдонин, Г.И. Грибанова, И.Г. Животовская, E.J1. Морева, В. Руднаи.11 Исторический аспект развития местного самоуправления установлен в трудах Г.В. Барабашева, Е.С. Горбатюк, А.Дементьева, Н.Н. Ефремовой, Н.А. Емельяновой, JI.E. Лаптевой, И.Г. Савельевой, А.В. Симоновой.12 Правовые основы местного самоуправления раскрыты в работах А.Г. Гладышева,. В.И. Васильева, Q.E. Кутафина, С.Н. Мирошниковой, В.И. Фадеева, Д.Р. Хромова, Т.Я. Хабриевой.
Проблему взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления исследуют А.Воронков, И.И. Гусенбеков, Н. Жиров, В.Г. Карташов, H.JI. Пешин и др.14 В работах Е.Г. Антипьева, Н.И. Захарова, А. Кружкова, И. Мерсияновой, Е.А. Незнамовой, А.В. Шишигина, Е.С. Шугриной15 самоуправление. Ставрополь, 2003; Гончаренко О.В. Современные проблемы терминологии и специфика демократического процесса в России. Материалы «круглого стола» на тему: Демократия в современном мире//Власть. 2008. №2; Мелъвгаь А.Ю. Так что же случилось с «российским выбором?» //Полис. 2003. № 4.
11 Авдонин B.C. Развитие местного самоуправления в Германии и России: история, проблемы, перспективы//Политическая наука. М., 2008. №3; Грибанова Г.И. Местное самоуправление в Западной Европе. Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. СПб., 1998; Животворская И.Г Местные органы власти и предпринимательство в Италии. М, 1994; Морева ЕЛ. Местная власть в Испании: управление финансам и//Репюналыюе управление и местное самоуправление. М., 1994; Руднаи В. Самоуправление в Швеции//Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. М., 1994.
12 Барабашев Г.В. Ответственность органов местного самоуправления перед Советами//Советское государство и право. 1981. № 5; Барабашев Г.В. Самоуправление в начале пуш//Народный депутат. 1990. №4; Горбатюк ЕС. Концептуальные основы реформирования местного самоуправления в России второй половины XIX в.//Политэкс. СПб., 2009. № 1; Дементьев А. Проблемы реформирования территориальной организации местного самоуправления// Федерализм. 2005. №4; Exjipawoea Я, Я, Лаптева Л.Е. История земств и перспективы развития местного самоуправлениям/Государство и право. 1993. №11; Емельянова Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. Москва; Тула, 1997; ЛаптеваЛ.Е. Земские учреждения в России. М., 1993; Савельева И.Г. Современный этап развития местного самоуправления в России с учетом мирового и отечественного опыта: автореф. дис. .канд. ист. наук. СПб., 2001; Симонова А В. Местное самоуправление в России в 90-е гг. XX в - начале XXI в.: исторический опыт, теория и практика: автореф. дис. . .канд. ист. наук. Майкоп, 2005.
13 Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005; Гладышев А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М., 1999; Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской федерации. М., 2007; Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации/Под общ. ред. С.Н. Мирошникова. М., 2007; Итоги реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2007 году/Под общ. ред. Д.Р Храмова. М., 2007; Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измереншУ/Журнал российского права. 2008. № 3. и В оропк(Х1 А. Основные тенденции в развитии отношений государственной власти и местного самоупрааления//Власть. 2007. № 9; Гусенбеков Н.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти Российской Федерацик'/Журнал российского права. 2006. №1; Жиров Н. Политико-административное управление: инновационные аспекгы//Власть. 2007. №7; Карташов В.Г. Взапмодейсгвие органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления// Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19; Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития консппуционно-правовой модели. М., 2007. иАнтипьев А.Г., Захаров Н.И., Шишигин А.В. Местное самоуправление - социально-политический институт гражданского общества. Пермь, 1999; Кружков А. Где заряжаются аккумуляторы гражданского общества и социального партнерства?// Муниципальная власть. 2008. №4; Мерсиянова И. Реструктуризация общественных отношений в системе местного самоуправления//Городское управление. 2000. № 9; Мерсиянова И. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи//Власть. 2007 № 1; Иезнамова Е.А. Взаимодействие органов местного самоуправление с населением муниципального образования//Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9; рассматривается характер взаимодействия населения и местной власти. В.В. Бакушев, А.Г. Воронин, В.А. Иванковский, В.И. Голованов16 обобщают опыт организации городского управления, муниципального менеджмента.
Современные политические исследования института местного самоуправления, представленные в работах JI.H. Верченова, Д.Н. Матвеева, М.Ю.
Мартынова, П.В. Панова, в большей степени ориентированы на анализ политических процессов на субрегиональном (локальном) уровне. Перспективы развития местных сообществ, а также электоральные аспекты освещены в работах А.С. Бурмистрова, В.Г. Ледяева, В.П. Мохова, И.А. Халий.18 В исследованиях М.В. Назукиной, П.В. Панова, К.А. Сулимова1 рассматриваются специфика локальной идентичности личности, проблемы символической политики в муниципальных образованиях.
Поскольку в диссертации местное самоуправление исследуется в региональном контексте, особое значение приобретают работы А.В. Баранова,
Ю.Н. Гладкого А.И. Чистобаева." Проблемы местного самоуправления в Краснодарском крае стали предметом диссертационных исследований Ы.В. Голубихиной, В.И. Мячина, Т.В. Фарой.21 В ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» сложилась школа развития местных сообществ: изучением социально-экономических аспектов местного самоуправления
Шугрина Е.С. Гарантии выявления и учета мнения населения в местном самоуправлении//Консппуционное и муниципальное право. 2008. № 16.
16Бакушев В. В, Ивановский В. А., Молчанова Л.Л. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. М., 1998; Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004; Голованов В.И. Арбатский опыт самоуправления // Социс. 1997. № 6.
17Верченое Л.Н. Местная автономия и местная демократия: современные российские реалии/ЯТолитическая наука. 2008. №3; Матвеев Д.Н. Институт местного самоуправления в политической системе современной России: автореф. дис. . .канд. полит, наук. М., 2008; Мартынов М. Ю. Местное самоуправление в политической системе России: теоретико-прикладной анализ: автореф. дис. .канд ист. наук. М., 2003; Панов П.В. Локальная политика в разных измерениях//Полнтическая наука. 2008. №3.
18Бурмистров А.С. Местное сообщество как субъект самоуправления//Правоведение. 2000. № 5; Ледяев В.Г. Городские политические режимы: теория и опыт эмпирического исследования/ТПолитическая наука. 2008. №3; Мохов B.II. Проблемы властных отношений в местных городах/ЛГакая разная Россия: Политические процессы и местные сообщества в малых городах: сборник статей. Пермь, 2007; Халий И.А. Местные сообщества в России - носители инноваций и традиционализма'/ Власть. 2008. №5.
19Нспукнна М. В., Панов П. В., Сулимое К. А. Конструирование локальной политической самости на местном уровне // Веста. Пермского ун-та. Серия «Политология». 2007. Вып. 2.
20 Баранов А.В. Регион как объект исследования политической социологии: дискуссии о предметом поле//Сорокинские чтения 2004: Российское общество и вызовы глобализации: докл. I. Всерос. науч. конф. М., 2005; Гладкий Ю.Н., Чистобаев Л.И. Основы региональной пешггики. СПб., 1998.
21 Голубихина Н.В. Институт местного самоуправления в постсоветской России: историко-правовой анализ тенденций развития (на материалах Краснодарского края): автореф. дис. .канд. гарид. наук. Краснодар, 2007; Мячин ИВ. Развшие ' местного самоуправления в России: на примере Краснодарского края: автореф. дис. канд. соц. наук. Майкоп, 2007. Фарой ТВ.
Правовое регулирование системы государственного управления и самоуправления на Кубани конец XVIII-началоХХ века: автореф. дне. .канд. юриа шук. Краснодар,2002 занимаются Т.Т. Авдеева, Ю.В. Филиппов, Т.А. Мясникова. " социально
17 психологических составляющих - Е.В. Морозова, Е.В. Улько, вопросы политического реформирования системы местного самоуправления исследовались л в диссертационных исследованиях С.А. Миронцевой и JI.B. Рудакова."
Практика применения Федерального закона № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» освещена в большом количестве исследований. Только в период 2003-2008 гг. было защищено порядка 370 кандидатских и докторских диссертаций по проблемам местного самоуправления, из них более 50 диссертаций на соискание степени кандидата политических наук. Проблемы реформирования системы местного самоуправления являются предметом дискуссий в специализированных изданиях: «Муниципальная власть», «Российская муниципальная практика», «Журнал российского права», «Государственное и муниципальное управление», «Федерализм», «Регионология» и пр. Указанные дискуссии характеризуются критическими оценками современного состояния местного самоуправления и противоречивыми подходами к путям преодоления возникающих проблем.
Таким образом, комплекс существующих исследований местного самоуправления достаточно широк. Однако очевиден дефицит региональных политических исследований. Другой проблемой остается слабость прикладных исследований. Все это предопределило объектно-предметную область, а также цель и задачи реферируемого диссертационного исследования.
Объект диссертационного исследования - система местного самоуправления в Российской Федерации.
Предмет диссертационного исследования - процесс реформирования системы местного самоуправления в условиях реализации Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на примере Краснодарского края.
22Авдеева Т.Т. Экономическое развитие местного сообщества: методология технология. - Краснодар, 2001; /lakeт 'IT., iai Ю.В Основы рщвгпия местного хозяйства - М, 2000; Мясникова ТА Сущность города и его развил te7 Человек. Сообщество. Управление. Краснодар, 1999. Мяа тковаТА Развитие меси 1ых сообществ: теория и i ракттшп// Человек Сообщество. Управление. Краа кшр, 2006.
23 МорововаЕВ., Улько ЕВ. Локальная идентичность: <[юрмы актуализации итапьШошткс. СПб., 2008. №4.
2iMupomjeea С.А. Реформа местного самоуправления в контексте демократизации постсоциалистическнх систем (на примере Венгрии, Польши, России): автореф. дис. .канд. полит, наук. Краснодар, 2003. Рудаков J1.B. Политическое реформирование системы местного самоуправления в Российской Федерации (на примере городов Черноморского побережья России): автореф. дис. .канд. полет, наук. Краснодар, 2009.
Цель диссертационного исследования - раскрыть особенности и выявить проблемы реализации реформы местного самоуправления на современном этапе на материале Краснодарского края.
Для реализации указанной цели необходимым становится решение ряда задач:
• на основе анализа концептуальных подходов раскрыть роль местного самоуправления в системе публичной политики;
• выявить особенности конституционно-правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации как уровня публичной власти, максимально приближенного к населению;
• установить основные предпосылки и определить особенности современного этапа реформы местного самоуправления в Российской Федерации;
• определить особенности организации местного самоуправления в Краснодарском крае;
• раскрыть формы взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в контексте реформирования системы местного самоуправления в Краснодарском крае;
• выявить проблемы реформирования системы местного самоуправления в Краснодарском крае, в том числе касающиеся взаимоотношений органов местного самоуправления с населением; сформулировать практические рекомендации по их преодолению.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2003 по 2009 год. Определение указанного промежутка связано с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предварительными результатами его реализации по итогам 2009 года.
Теоретико-методологическую основу исследования такова:
• локалистская концепция местного самоуправления (Д. Джонс, Р. Роде, Дж. Чендлер)25, в соответствии с которой местные органы власти выступают как важный институт политической демократии;
25 Rhodes ПЛ. W. Control and Power in Central - Local Government Relations-Famborou gh; 1981. 9
• концепция социального обслуживания (Н.Нисканена и Дж. Таллока), согласно которой местное самоуправление действует исходя из доминирующих местных интересов, но оно ограничено в своих действиях необходимостью выступать в роли местного исполнителя решений, принимаемых центральным правительством;
• концепция «community government» Дж. Стюарта27 и Дж. Стокера,28 основной идеей которой является вовлечение местного самоуправления в управленческий процесс посредством построения на местном уровне общества, основанного на взаимодействиях сетевого типа. Важным представляется положение, согласно которому демократия участия должна быть обусловлена постоянными взаимоотношениями местной власти с местным сообществом, а также подчеркивается решающая роль местной власти в расширении и закреплении традиционных форм участия населения в решении вопросов местного значения.
В диссертации также применяется концептуальный подход Н. Мэннинга, Р.
Мухерджи и О. Гокекуса," позволяющий проследить связь между качеством институциональной среды (которое измеряется такими критериями, как доверие к правилам, доверие к проводимой властью политике и адекватность, ресурсов) и эффективностью управления (которая измеряется такими показателями, как ориентация на результат, подконтрольность, внутренняя организация деятельности, взаимодействие с потребителями услуг). Примером смешанной оценки эффективности муниципального управления может послужить подход Э. т П
Кампоса , который использует для анализа эффективности управленческих систем количественную оценку показателей качества управления (с акцентом на показателях качества администрирования и характера экономического роста).
Методологической основой исследования стали системный, сравнительно-политический и социологический подходы. Применение системного подхода продиктовано спецификой объекта исследования. Местное самоуправление — сложно организованная, регулируемая извне система, постоянно
26 'Пю Politics of Local Government/G. Stoker. London, 1991.
27 Stewart J Local Government Today (an Observer's View). Luton, 1995;
28 Rethinking Local Democracy/Ed.by D.King, G. Stoker. L., 1996.
29 Manning N, Mukherjee 11, Gokcekus O. Public Officials and Their Institutional Environment: An Analytical Model for Assessing the Impact of Institutional Change on Public Sector Performance. Washington, 2001.
30 Campos E, EdgardoJ. Corruption. The Boom and Bust ofEast Asia. Quezon City, 2001. взаимодействующая с различными элементами. Сложное взаимодействие составных элементов системы местного самоуправления обусловлено ее двойственным характером. Поэтому логичным является исследование связей данной системы, отношений и процессов внутри нее, а также степени влияния факторов внешней среды на ее развитие.
Использование сравнительно-политологического подхода позволило проследить процесс институционализации местного самоуправления на основе формирования новой модели местного самоуправления, заложенной в нормах Федерального закона №131-Ф3. В рамках работы проведен сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей процесс реформирования системы местного самоуправления.
Применение социологического подхода позволило выявить оценки современного состояния, проблем и перспектив развития местного самоуправления в региональном измерении представителями политико-административной элиты, общественных организаций и научного сообщества (по материалам экспертного опроса).
Эмпирическую базу исследования составили данные экспертного опроса, проведенного в форме свободного интервью с записью на диктофон и последующей расшифровкой и обработкой. Автором опрошены 40 экспертов, представляющих различные целевые группы: начальники управлений, отделов, структурных подразделений администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края (далее - целевая группа ОИВ); главы, заместители глав муниципальных образований различных уровней, члены Президиума Ассоциации «Совет муниципальных образований Краснодарского края» (далее - целевая группа МСУ); депутаты представительных органов власти регионального и муниципального уровней (далее — целевая группа Депутаты); представители научного сообщества, некоммерческих организаций (НКО), политических партий, (далее - целевая группа Наука-НКО).
Кроме того, использованы: нормативные правовые акты международного, федерального и регионального уровней31; политические документы, определяющие основные направления реформирования всех уровней публичной власти и системы местного самоуправления32;
• материалы печатных и электронных СМИ;
• данные социологических исследований Фонда «Общественное мнение» («Россияне об органах власти» (2004)); «Институт выборов и электоральное поведение россиян» (2006)); ВЦИОМ («Реформа местного самоуправления: что мы о ней знаем?»(2005)), «Представления россиян о местном самоуправлении и его месте в системе власти»(2009)); независимого центра РОМИР («Почти две третьих Интернет-пользователей готовы к онлайн-общению с властью» (2008); «Демократия в России» (2004, 2008)); ГУЛ «Краснодарский краевой социологический центр» («Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления Краснодарского края» (2007));
• ресурсы сети Интернет, включающие материалы, размещенные на интернет-серверах органов исполнительной и законодательной власти, муниципальных образований Краснодарского края, Ассоциации «Совет муниципальных образований» Краснодарского края;
• материалы текущих архивов структурных подразделений администрации и органов исполнительной власти Краснодарского края.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Европейская Хартия местного самоупранления//Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №36. Ст. 4466; Об общих принципах opraiшзации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон РФ от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005)//Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЭ (ред. от 07.052009)//Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. 06. окг.; О местном самоуправлении в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 07.06.2004 № 717-K3 (ред. от 05.05.2009 № 1733-КЗ)//Информационньш бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2004. № 18(1). 24 июня.
32Концепция разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоупрааления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления // Муниципальная власть. 2002. № 3; Доклад Общественной палаты Российской Федерации «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2007 год»//[Элекфонный ресурс. Режим доступа] URL: http://www.oprf.nynj/results/527/; Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гт. Аналитический доклад Института современного развития//[Электронный ресурс. Режим доступа] URL: http^/www. rioccn ter. пУш/program.s/d ос/3928.
• разработана авторская модель «поля сил», позволяющая отразить влияние факторов среды на процесс развития местного самоуправления;
• установлены и раскрыты две группы принципов, заложенные в Европейской Хартии местного самоуправления и конкретизирующие принцип демократического устройства и функционирования местного самоуправления;
• выделены предпосылки и определены особенности современного этапа реформы местного самоуправления в Российской Федерации, связанного с реализацией Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
• на основе экспертных оценок, анализа нормативных правовых актов, документальных и архивных источников охарактеризованы особенности организации местного самоуправления в Краснодарском крае;
• выявлены формы взаимоотношений между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в контексте политического реформирования местного самоуправления; определены проблемы реформирования местного самоуправления в Краснодарском крае, в том числе касающиеся взаимодействия населения и органов местного самоуправления, и даны практические рекомендации по их преодолению.
Положения, выносимые на защиту, таковы:

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 96 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz