Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников. Швец, Ирина Геннадьевна бесплатно
9:23 PM
Скачать Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников. Швец, Ирина Геннадьевна бесплатно

Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников

Диссертация

Автор: Швец, Ирина Геннадьевна

Название: Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников

Справка: Швец, Ирина Геннадьевна. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Ярославль, 2001 181 c. : 61 01-19/406-8

Объем: 181 стр.

Информация: Ярославль, 2001


Содержание:

Введение
Глава 1 Феноменология тревожности
11 Проблема тревожности в психологии
12Подходы отечественных и зарубежных психологов к пониманию причин возникновения тревожности
13Детская тревожность
Глава 2 Изучение тревожности у дошкольников и влияния на ее появление личности родителей и детско-родительских взаимоотношений
21 Сравнительное исследование тревожности у дошкольников
22 Особенности личности родителей и их отношения к детям в семьях тревожных дошкольников
Глава 3 Коррекция личностной тревожности старших дошкольников -----------------------------г
31 Программа психологической поддержки тревожных дошкольников ---------------------------------------------------
311Концептуальное обоснование построения программы
312 Разработка основных компонентов программы
32 Программа социально-психологического тренинга для родителей тревожных дошкольников —
33 Оценка эффективности использования программы коррекции личностной тревожности дошкольников

Введение:

Актуальность проблемы. Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье являются причинами, которые обуславливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов "О положении детей в Российской Федерации" за 1995-1998гг количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями в донозологической форме все увеличивается. Устойчивая тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. В 90-х годах, по сравнению с 80-ми, количество тревожных детей среди младших школьников увеличилось почти в 5 раз. Предпосылкой формирования тревожности как черты личности к школьному возрасту является накопление дошкольником "достаточного багажа" неудачных способов преодоления состояния тревоги. Поэтому, для профилактики невротически-тревожного типа развития личности, необходимо помогать детям находить адекватные способы, с помощью которых они могли бы совладать с волнением, неуверенностью, с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. В связи с этим задача оказания психологической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически ценной.
В зарубежной психологии проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный характер, за исключением работ В.Р.Кисловской (1972); А.М.Прихожан (1977, 2000); Ю.Л.Ханина (1978,1991); И.А.Мусиной (1988); В.М.Астапова (1992). В настоящее время в нашей стране тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных проблем: школьная тревожность (Е.В.Новикова, Т.А.Нежнова, А.М.Прихожан, 2000), экзаменационная тревожность (В.С.Ротенберг,
С.М.Бондаренко, 1989), тревожность ожиданий в социальном общении (В.Р.Кисловская, 1972; А.М.Прихожан, 2000). Сравнительно большее количество исследований в отечественной психологии посвящено изучению тревожности у подростков и взрослых людей, исследований тревожности и возможностей ее коррекции у дошкольников практически нет. Этот факт определяет отсутствие своевременной помощи тревожным дошкольникам, что ведет к возникновению целого ряда психологических трудностей детства: тревожность является предвестником неврозов (К.Ногпеу, 1937; А.И.Захаров, 1988; А.С.Спиваковская, 1988; Б.Д.Карвасарский, 1990; A.Freud, 1993); способствует нарушениям поведения, дезорганизации интеллектуальной и продуктивной деятельности (Н.В.Имедадзе, 1971; Ч.Спилбергер, 1983; Л.Н.Собчик, 1985; Х.Хекхаузен, 1986; В.С.Ротенберг, 1989; И.А.Мусина, 1993).
Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве внешнего ее источника уверенно могут быть рассмотрены лишь детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых приводит к постоянным микротравмам детей (А.И.Захаров, 1988; А.М.Прихожан, 2000). Вместе с тем, в литературе практически отсутствуют данные об особенностях таких отношений, а также о влиянии личностных качеств родителей на появление тревожности у дошкольников. Таким образом, рассмотрение причин появления и фиксации тревожности в дошкольном возрасте, возможностей ее коррекции в связи с особенностями семейной среды представляется нам актуальным и соответствующим задачам развития психологической теории и потребностям практики.
Цель диссертационного исследования - анализ причин возникновения личностной тревожности у дошкольников, определение места и роли семейного окружения в ее появлении.
Данная цель обусловливает постановку следующих задач работы: 1. Проведение теоретического анализа современного состояния и основных направлений изучения лич'ностной тревожности;
2. Содержательное исследование основных групп изменений, возникающих при появлении личностной тревожности, определение их специфики и психологических механизмов формирования;
3. Изучение личностных особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений в семьях тревожных дошкольников, выявление их связи с появлением и фиксацией тревожности у детей;
4. Разработка и обоснование концептуальной модели, лежащей в основе психологического комплекса работы с тревожными дошкольниками и членами их семей, содержательное комплектование программ, апробация и оценка их эффективности.
Объект исследования - дошкольники 5-6 лет, имеющие высокий уровень тревожности, и их родители.
Предмет исследования - психологические особенности и механизмы формирования личностной тревожности у дошкольников.
Методологическую основу исследования составляют теория отношений В.Н.Мясищева; положения психологов о семейной среде как важнейшем условии развития личности (C.Rogers, Р.Берне, А.С.Спиваковская, А.Я.Варга, А.И.Захаров); концепция В.Н.Цапкина, определяющая принцип объединения психологических теорий, рассматривающих проблему личностной тревожности, на основе спектрального подхода; идея использования активных методов обучения при коррекции тревожности А.М.Прихожан; теория и практика активного социального обучения (А.Б.Добрович, Ю.Н.Емельянов, Н.В.Клюева, Л.А.Петровская).
В соответствии с намеченной целью и задачами были использованы следующие методы исследования:
• изучение и теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования;
• на констатирующем этапе: наблюдение за детьми; беседы с детьми, родителями, воспитателями; а также ряд психодиагностических методик: проективный рисунок "Моя семья", методика Р.Жиля, авторский тест "Незаконченные рассказы", тест тревожности Dorkey М., Amen Е., Tamml R., опросник "Склонность к манипулированию" R.Christie в модификации С.Л.Братченко, опросник D.Jongeward в модификации В.А.Петровского, "Тест-опросник родительского отношения" А.Я.Варга, В.В.Столина, опросник "Ребенок глазами родителя" Е.В.Бодровой, В.М.Слуцкого, шкала самооценки личностной тревожности Ch.Spielberger'a, Ю.Л.Ханина, опросник "Стили эмоциональных коммуникаций в семье" А.Б.Холмогоровой; MUST-тест П.Н.Иванова, Е.Ф.Колобовой;
• на формирующем этапе: разработка авторского комплекса психологических методов поддержки тревожных дошкольников и их родителей, включающего игровую программу работы с детьми, индивидуальные и групповые консультации с воспитателями и родителями, методы активного обучения родителей; для обработки результатов: использование математико-статистических методов: для определения значимости различий - параметрический t-критерия Стьюдента, для определения корреляции результатов -метод вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Гипотеза исследования. Тревожность у детей старшего дошкольного возраста является результатом нарушения взаимоотношений в семье и влияет на сферы общения и деятельности ребенка.
Данное общее предположение конкретизировалось в частных гипотезах работы:
1. Основным фактором, обуславливающим появление тревожности у дошкольников, является нарушение родительско-детских отношений, проявляющееся в нестабильности поведения и требований родителей, а также в их авторитарной, доминантной позиции.
2. Деформация родительско-детских отношений значимо связана с активизацией различных характеристик тревожности у детей: ожиданием неблагоприятного развития событий в объективно нейтральных ситуациях и в ситуациях взаимодействия с ближайшим социальным окружением, ухудшением результатов деятельности в психологически напряженных условиях, усилением закрытости в общении, ощущением собственной неполноценности.
3. Использование специальных психотехнологий в работе с тревожными дошкольниками позволяет значительно снизить у них интенсивность тревожности.
4. Психологическое воздействие на личность тревожного ребенка будет более эффективным при условии оптимизации родительского отношения к нему, при этом стабильность результатов, достигнутых в ходе коррекцион-ной работы, определяется их последующей поддержкой ближайшим социальным окружением ребенка.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Для изучения тревожности впервые привлекается спектральный подход, предполагающий комплексное исследование причин появления и особенностей течения тревожности. Он ориентирован на принятие равнозначного влияния различных аспектов-уровней человеческого бытия на возникновение тревожности: от неосознаваемых инстинктивных побуждений инфантильного аспекта жизненного мира, проявляющихся на уровне бессознательного, до искажения объективного восприятия реальности и нарушения ценностной структуры личности.
2. Выделены и проанализированы следующие социально-психологические факторы, влияющие на формирование тревожности как устойчивого свойства личности: изменение внутрисемейных отношений, нарушение когнитивных установок родителей, нестабильность эмоционального и поведенческого взаимодействия родителей с детьми.
3. Обнаружены общие причины появления тревоги у старших дошкольников, связанные с нарушением чувства защищенности ребенка в семье, что проявляется в опасениях детей по поводу ситуаций возможной агрессии, наказания со стороны родителей, изоляции и одиночества. Также обнаружены частные причины появления тревоги в дошкольном возрасте, характерные для детей с высоким уровнем тревожности. Они связаны с нарушением родительско-детских отношений, что у ребенка проявляется в опасениях по поводу ситуаций повседневного общения с родителями, братьями и сестрами.
4. Доказано влияние отношения родителей к ребенку на появление тревожности у последнего. Определены личностные особенности родителей и родительско-детских отношений в семьях тревожных дошкольников, выявлено содержание связей между их характером и особенностями тревожности у детей.
Практическая значимость работы.
1. На основе анализа экспериментальных данных определены особенности тревожности у дошкольников и специфические характеристики отношений в их ближайшем окружении, что позволило обозначить основные направления психологической коррекции. Разработан комплекс коррекции тревожности у дошкольников, обеспечивающий снижение интенсивности тревоги и способствующий адекватной социализации детей. В рамках диссертационного исследования проведена его апробация и дана оценка эффективности.
2. Оказание тревожному ребенку психологической поддержки на ранних этапах развития позволяет облегчить процесс социальной интеграции, что является значимым как для отдельного субъекта, так и для общества в целом.
3. Результаты исследования имеют определенное практическое значение для решения ряда проблем, связанных с воспитанием и развитием человека, становлением его личности. Адекватные представления о причинах и особенностях течения тревожности у дошкольников являются необходимым условием создания соответствующих развивающих и коррекционных программ, направленных на оптимизацию процесса личностного развития. Материалы исследования могут быть использованы в массовой практике работы психологов детского сада, а также в подготовке и повышении квалификации специалистов дошкольного профиля в педагогических вузах, колледжах.
4. Разработанные программы могут иметь более широкую сферу применения и использоваться для коррекции отдельных видов личностных нарушений у других групп детей. Возможно их применение в практике семейного консультирования не только для данной выборки, но и в работе с родителями детей, имеющих иные нарушения.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, адекватным целям и задачам работы; применением обоснованного психодиагностического плана; эффективностью проведения экспериментальной работы и ее длительным характером; сочетанием количественного и качественного анализа результатов; использованием методов математической статистики.
Этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов с 1996 по 2000 гг.
На первом этапе (1996-1997) проводился анализ психологической литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, определялась основная идея, теоретико-методологические принципы, гипотеза, задачи и методы исследования. Изучалось состояние проблемы в психологической практике.
На втором этапе (1997-1998) проводилось экспериментальное исследование особенностей тревожности у дошкольников, а также личностных характеристик родителей тревожных детей. Разрабатывался методический инструментарий исследования, обобщался и систематизировался полученный материал.
На третьем этапе (1998-2000) создавался и проходил апробацию коррекционный комплекс психологической поддержки тревожных дошкольников и их родителей. Проверялась его эффективность, осуществлялись обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положения. Результаты исследования внедрялись в психологическую практику.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Тревожность как устойчивая характеристика появляется в дошкольном возрасте. Она включается в дальнейшее развитие личности как существенная личностная особенность, становясь одним из факторов психического развития и определяя особенности деятельности и общения ребенка.
2. Причиной появления тревожности у детей дошкольного возраста является нарушение отношения родителей к ребенку, а именно: использование ими не оптимальных приемов взаимодействия с ним; трансляция постоянного недовольства поступками и поведением ребенка; отсутствие у родителей когнитивно четкого образа того, каким должен быть ребенок; непредсказуемость поведения и суждений родителей; склонность к доминированию в общении с ребенком.
3. Тревожность у дошкольников возможно скорректировать с помощью специально разработанных психологических программ. К процессу коррекции необходимо привлекать ближайшее социальное окружение ребенка, так как существуют устойчивые связи между характером отношений в семье и развитием тревожности у ребенка. Эффективность коррекции обеспечивается взаимосвязью детской и родительской программ, отбором приемов, соответствующих выявленным особенностям родителей и детей.
4. На защиту выносится комплекс психологических технологий поддержки тревожных дошкольников и членов их семей как метод коррекции тревожности у детей и средство гармонизации отношений в их ближайшем окружении. Наиболее эффективным способом, способствующим преодолению тревожности у дошкольников, является использование игровой программы. Для родителей наиболее эффективным методом коррекции родительского отношения является социально-психологический тренинг, направленный на установление доверительных отношений между детьми и родителями и повышение сензитивности родителей к чувствам и переживаниям детей.
Апробация работы. Апробация и оценка эффективности диссертационного исследования проходила в условиях реальной работы с тревожными детьми, которая проводилась на базе детских садов № 41, 46, 61 г.Северодвинска, а также в северодвинской городской Психологической Службе. Основные положения исследования докладывались и обсуждались на ИХ, IX, X Ломоносовских чтениях (Архангельск, 1997, 1998, 1999), на курсах воспитателей и методистов детских садов при Поморском государственном университете (г.Северодвинск, 1998г., 1999г.), научно-практической конференции, на методологическом семинаре факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Полученные результаты использовались автором для подготовки спецкурса "Проблема личностной тревожности".
Публикации: по материалам диссертации опубликовано 6 печатных работ.
Структура и объем работы. Диссертация изложена на 148 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, а также содержит 12 таблиц, 7 рисунков и 7 приложений. Библиография включает 192 отечественных и 21 зарубежную публикацию.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 144 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz