Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Роман Ю.В. Трифонова Старик: творческая история. Поэтика. Литературные традиции. Бугрова, Наталья Александровна бесплатно
5:51 AM
Скачать Роман Ю.В. Трифонова Старик: творческая история. Поэтика. Литературные традиции. Бугрова, Наталья Александровна бесплатно

Роман Ю.В. Трифонова "Старик": творческая история. Поэтика. Литературные традиции

Диссертация

Автор: Бугрова, Наталья Александровна

Название: Роман Ю.В. Трифонова "Старик": творческая история. Поэтика. Литературные традиции

Справка: Бугрова, Наталья Александровна. Роман Ю.В. Трифонова "Старик": творческая история. Поэтика. Литературные традиции : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 Волгоград, 2004 231 c. : 61 04-10/1432

Объем: 231 стр.

Информация: Волгоград, 2004


Содержание:

Введение
Глава 1 Основные этапы жизни и творчества
ФШпильгагена
11 Краткий экскурс в биографию ФШпильгагена
12 Периодизация и общая проблематика творчества
ФШпильгагена
13 Особенности поздних романов ФШпильгагена
14 "Женская тематика" в творчестве Ф Шпильгагена
Глава 2 Теоретические искания Ф Шпильгагена
21 Литературная ситуация в Германии во второй половине XIX века
22 История романа в немецкой традиции
23 Подходы к определению формы романа и драмы
24 Проблема героя в литературе и попытки классификации немецкого романа
25 Теория объективизма в немецком романе
Глава 3 Рецепция творчества Ф Шпильгагена в России
31 Специфика восприятия наследия ФШпильгагена в России
32 ФШпильгаген в оценке русских критиков
33 Влияние ФШпильгагена на русских литераторов
34 Современная оценка творчества Ф Шпильгагена

Введение:

В последние десятилетия заметно возрос интерес отечественных литературоведов к немецкой литературе второй половины XIX века, долгое время считавшейся литературой провинциальной, не имеющей общеевропейского значения. Отечественные германисты, исследуя данный период в истории немецкой культуры, ограничивались, как правило, творчеством крупнейших художников слова, в то время как литературный облик эпохи складывается из совокупности разнообразных творческих индивидуальностей, в том числе малоизвестных и забытых. В настоящее время имеется ряд работ российских ученых по творчеству значительных писателей этого периода - В.Раабе [119], Т.Фонтане [113], В. фон Поленца [142], М.Кретцера [148] и других. И все же, несмотря на наметившийся поворот в оценке, немецкая литература второй половины XIX столетия изучена отечественными учеными неполно. Особенно интересным и плодотворным этапом в ее развитии явились 70 - 90-е годы. В этой связи представляется актуальным изучение художественного наследия немецких писателей второй половины XIX века, сумевших в определенной мере подготовить выход немецкого романа в XX столетии на уровень мирового культурного развития.
Творчество Фридриха Шпильгагена (1829-1911), немецкого романиста второй половины XIX века, недостаточно изучено в современной отечественной германистике. А между тем, Ф.Шпильгаген вошел в историю немецкой литературы как автор романов, в которых были намечены темы и проблемы, ставшие одними из основных в немецкой реалистической литературе XX века.
Изучение наследия Ф.Шпильгагена приобретает свое значение в
• 4 современных "условиях в силу разных причин, но прежде всего назревшей необходимостью пересмотра оценок позднего творчества писателя, а также потребностью проникновения в художественный мир его романов 80 - 90-х годов XIX века.
Имя Ф.Шпильгагена малоизвестно нашему современному читателю, несмотря на то, что в свое время он пользовался европейской популярностью. Ф.Шпильгаген относился наряду с Т.Фонтане, Г.Фрейтагом и В.Раабе к значительным романистам своего времени. Он отмечен в немецкой литературе как новеллист, поэт, драматург, педагог, переводчик и теоретик литературы, активный журналист и редактор различных газет (в частности, "Северогерманской газеты" "Zeitung fur Norddeutschland") и журналов в Лейпциге и Гановере (долгое время он возглавлял журнал "Deutsche Wochenschrift").
Творческое наследие Ф.Шпильгагена многообразно в жанровом отношении: лирика, новеллы, повести, эссе, театральные пьесы, мемуары, письма, литературно-критические статьи и, главное, социальные романы. При всем разнообразии тематики и идейного содержания его произведения отразили своеобразие личности писателя и своеобразие современной ему эпохи. Ф. Шпильгаген создал свыше 60 художественных произведений,. среди них 20 романов. Лучшие из них "Проблематические натуры" ("Problematische Naturen", 1860), "Семейство Гогенштейн" ("Die von Hohenstein", 1864), "Один в поле не воин" ("In Reih und Glied", 1866), "Молот и наковальня" ("Hammer und Amboss", 1869) составили основную, наиболее значимую в идейно-художественном отношении часть его литературного наследия. Кроме того, он развил теорию романа, в которой отстаивал реалистические принципы "строгой объективности и действительности искусства" [8].
Материалом для анализа послужили поздние романы Ф.Шпильгаге-на: "Новый фараон" ("Ein neuer Fharao", 1889), "Для развлечения" ("Zum Zeitvertrieb", 1897), "Маленький Фауст" ("Faustulus", 1897), "Жертва" ("Opfer", 1900). Выбор обусловлен, во-первых, тем, что творчество Ф.Шпильгагена на данном этапе до сих пор не подвергнуто строгому научному исследованию и поэтому не до конца понято отечественными и зарубежными историками литературы, во-вторых, хронологической последовательностью этих произведений, что позволяет выявить жанровую специфику романов Ф. Шпильгагена.
Поздние создания Ф.Шпильгагена в области романного жанра, по весьма распространенному мнению, уступают ранним по глубине проблематики и по силе ее художественного воплощения. Они недооценивались потому, что немецкий писатель, по мнению советских исследователей, а также исследователей ГДР, был недостаточно революционен. Тем не менее, гуманистический пафос, свойственный ему, оставался с ним всегда. Этим и обоснован выбор темы данной диссертации.
С целью воссоздания полноты творческого и мировоззренческого контекста, были использованы также письма Ф.Шпильгагена, отдельные повести, новеллы и драмы этого периода, произведения автобиографического жанра, статьи и эссе на литературные, философские и политические темы. Привлекались к работе критические исследования немецких и отечественных литературоведов, а также материалы отечественной и зарубежной прессы.
Настоящая диссертация представляет собой первую попытку в отечественной германистике целостного исследования творчества Ф.Шпильгагена 80 - 90-х годов XIX века, поскольку данная проблема не поднималась в отечественном литературоведении и как самостоя
• 6 тельная не затрагивалась в работах зарубежных авторов. В этом и заключается научная новизна исследования.
Методологической основой работы является конкретно-исторический подход к оценке позднего творчества Ф. Шпильгагена. Исследование опирается на достижения современной истории литературы, а также на научные труды отечественных и зарубежных литературоведов в области теории и истории современного романа.
Методика исследования базируется на конкретно-текстовом, сравнительно-историческом и системном анализе художественной прозы Ф.Шпильгагена.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования литературного наследия Ф.Шпильгагена 80-90-х годов, расширяют представление об эволюции его творчества в целом, углубляют знания о закономерностях развития теории жанра в немецкой литературе второй половины XIX века.
Научно-практическая ценность предлагаемой диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в дальнейшем изучении творчества Ф.Шпильгагена, при разработке и чтении курсов лекций по зарубежной литературе второй половины XIX века, спецкурсов по истории немецкой литературы, проведении семинарских и практических занятий, а также для написания учебно-методических пособий.
Творчество Ф.Шпильгагена в разные времена привлекало внимание исследователей различных эстетических ориентаций.
В Германии опубликован ряд работ о Ф.Шпильгагене (статьи и рецензии, монографии, диссертационные исследования), но их перечень невелик. Основным и часто единственным источником для его биографов в XIX столетии оставалась художественная автобиография
Собиратель и изобретатель" ("Finder und Erfinder"), опубликованная Шпильгагеном в 1890 году [9]. Для нее было характерно преобладание "биографического" метода над историко-литературным подходом.
Зарубежное литературоведение и критика разных лет неоднозначно оценивали творчество Ф.Шпильгагена и его вклад в развитие немецкой литературы XIX века. Подход критиков и историков литературы к его произведениям был разным, поэтому необходимо проследить направления критических исследований и уяснить концепцию каждого из них.
Характерным явлением в 60-е годы XIX века были завышенные оценки шпильгагеновских сочинений. Произведения Ф. Шпильгагена вызывали интерес многих выдающихся деятелей немецкой культуры. В частности, юный Ф.Ницше, усмотрел в "Проблематических натурах" "поистине гетевскую мощь и выразительность" (письмо Карлу фон Герсдорфу от 25 мая 1865 года) [33,S.932].
Уже при жизни Ф.Шпильгагена появляются статьи, авторы которых рассматривали его произведения в социально-критическом аспекте, пытаясь связать конкретный анализ с социальными процессами времени. Среди таких исследователей следует назвать прежде всего Ю.Шмидта [177], который был одним из первых в Германии, кто обратился к Ф.Шпильгагену.
Первое критическое исследование теоретических исканий Ф.Шпильгагена принадлежит В.Шереру [175].
Г.Карпелес, автор первой монографии, посвященной творчеству Ф.Шпильгагена (1889г.), преимущественное внимание уделял анализу романов, которые справедливо определены как наиболее ценная часть его наследия. "Шпильгаген, - отмечал известный критик, - стано
• 8 вится писателем современной эпохи. Благодаря ему достиг расцвета социальный тенденциозный роман о современности" [167]. Г. Карпе-лес особо подчеркивал, что Ф.Шпильгаген в своих произведениях передавал настроения эпохи, характерные тенденции времени.
Представляют интерес статьи и рецензии натуралистов о Ф.Шпильгагене. Теоретики и основатели берлинского центра натурализма братья Генрих и Юлиус Гарт (Heinrich Hart, 1855-1906; Julius Hart, 1859-1930) высказывали весьма противоречивые суждения о нем. Они провозгласили натурализм - "революцией в литературе", а Ф.Шпильгагена - представителем канувшей в прошлое литературной эпохи. Их оценки, по словам Меринга, были зачастую столь же решительны, сколь и неосновательны. В 80-е годы в своей статье "Ф.Шпильгаген и современный немецкий роман" (1884) они упрекали его за то, что он "показывает человеческую жизнь не так, как он ее видел, а так, чтобы на этом примере доказать определенную мысль" [160, S. 76; здесь и далее перевод мой. - J1.4. ]. Разумеется, не все в творчестве Шпильгагена было приемлемо для натуралистов. Вместе с тем братья Гарт поучают его, указывая на то, что роман не является "средством распубликовывания своих мнений" и осуждают за то, что "люди и факты иллюстрируют политические положения, за то, что широта постановки проблемы и эмоциональность изложения противоречат научному описанию действительности" [141,С.172]. В то же время они указывали на то, что "Шпильгаген воплотил в себе целую эпоху немецкого искусства повествования" [160,S.73]. Этим они выражали преобладающее мнение литературной общественности конца XIX столетия.
Примеры отрицательных суждений лидеров немецких натуралистов о творчестве Ф.Шпильгагена можно умножить. М.Г.Конрад
1846-1927), издатель журнала мюнхенских натуралистов "Gesell-schaft", указывал на непродолжительный успех немецкого романиста у читателей и на быстрое его забвение. Он отнес Ф. Шпильгагена к числу незаслуженно возвеличенных "фабулистов", вызывающих восхищение лишь у "немецких обывателей от литературы". Сочинители подобного рода - "герои пера в шлафроке и мягких шлепанцах, корифеи дурной модной литературы" [151,S.397]. Критики из лагеря натуралистов не сумели дать полную картину творчества Ф.Шпильгагена, определить его место в немецкой литературе.
Творчество Ф.Шпильгагена нашло отражение в современной ему прессе. По случаю его 70-летия, многие немецкие журналы поместили статьи, посвященные деятельности этого писателя, являющегося несмотря на свой преклонный возраст "одним из популярнейших беллетристов". В этой связи представляют интерес две статьи, появившиеся в журналах "Deutsche Rundschau" (март, 1899) и "Der Turner" (март, 1899)
Первая работа раскрывает творчество Ф. Шпильгагена с биографической точки зрения. В ней отмечены обстоятельства, оказавшие влияние на развитие его творчества. В силу изменившихся условий общественной жизни, любимой темой романиста, как указывает автор статьи О.Цабель, по-прежнему оставалось "притеснение бедного богатым и человека низшего происхождения знатным" [129,С.732]. Этот упрек в определенной мере справедлив. О.Цабель дает несколько завышенную оценку Ф.Шпильгагену, указывая на "выдающийся талант рассказчика, которым обладает Шпильгаген и его умение обработать любую фабулу романа так, чтобы напряженный интерес читателя к произведению не ослабевал с начала и до конца" [129,С.732]. Этим, с точки зрения автора статьи, Шпильгаген обязан исключительно
• 10 своему природному дарованию. Однако, О.Цабель не прав, когда говорит о неудавшейся попытке Шпильгагена выработать особые правила "техники романа".
Психологический подход к наследию Ф. Шпильгагена положен также в основу статьи немецкого критика Ф.Лингарда, опубликованной в журнале "Der Turmer". В ней отсутствует конкретно-исторический анализ отдельных произведений и творчества в целом, связь с социальными явлениями, которые нашли отражение в его произведениях. "Шпильгаген, - пишет Ф.Лингард, - по природе своей слишком рассказчик и человек увлечения . Основу его натуры составляет страсть, граничащая с жадностью; она-то и делает его либералом, заставляя изображать в самом отрицательном, чисто тенденциозном виде всех богатых и сильных мира сего. Так и кажется, будто он сам стремится к почестям, любви, влиянию, славе, будто он сам -беспокойная, лишь внешне стремящаяся к идеалу душа, вечно чего-то ищущая и ничего не находящая . Эта беспокойная страсть, порою находящая себя в творчестве, придает манере Шпильгагена особую прелесть ." [129,0.733]. По мнению Ф. Лингарда, писатель не до конца использовал свой природный поэтический дар и поэтому остался на всю жизнь только интересным рассказчиком, тогда как по силе таланта мог бы стать настоящим художником слова.
В глазах многих немецких критиков начала XX века (А.Морис, В.Клемперер, М.Геллер) Ф.Шпильгаген считался художником, поднимавшим, пусть в давно прошедшие времена, фундаментальные проблемы действительности. Вариацией подобной точки зрения являются суждения о Ф.Шпильгагене других критиков. "Начиная с романа "Проблематические натуры" (1860) , Фридрих Шпильгаген стал господствующим писателем-романистом" (Г.Хеннинг), он был тем, кто "сохранил ела
• и ву первого немецкого рассказчика " (Г.Милке).
Кроме того, В.Клемперер и М.Геллер в своих исследованиях отмечали сходство прозы Ф.Шпильгагена и П.Гейзе (1830-1914).
Однако, далеко не все критики и историки литературы, занимавшиеся исследованием творчества Ф.Шпильгагена, были преисполнены уважения и восхищения к нему. Свидетельством тому является статья Ф.Меринга [126], которая появилась в 1909 году по случаю восьмидесятилетия Ф.Шпильгагена. Мы пользуемся случаем принести маститому писателю самые искренние поздравления. Правда, в наши дни достаточно вспомнить о Шпильгагене, чтобы быть заподозренным в безнадежной отсталости и косности" [126,С.323]. Меринг пояснил, что пренебрежительное отношение к Ф.Шпильгагену характерно для определенных групп критиков.
Историки литературы, потакающие "современным вкусам", стремятся, по образному выражению Ф.Меринга, "похоронить его в своих катакомбах, как труп, который даже не стоит анатомирования" [126, С. 325].
Ф. Меринг не закрывал глаза на недостатки шпильгагеновского творчества, однако, руководствовался иным критерием в их оценке. "Шпильгаген, - писал он, - как никто стремился в художественной форме отобразить свою эпоху со всеми ее великими событиями, и он вкладывал в это поистине недюжинную силу и блестящий талант, который тщетно стараются умалить буржуазные эстеты, ставящие его ниже Т. Шторма и прочих своих модных писателей" [126, С. 324].
Отрицательное отношение к творчеству Ф. Шпильгагена выражали также и собратья по перу. В частности, Г.Гессе (1877-1962) в "Размышлениях о Готфриде Келлере" (1931) характеризовал его как
• 12 давно устаревшего автора, указывая при этом, что ". милые стихи Гейбеля, романы Гейзе, книги модных авторов 1870-1890-х годов -всех этих Шпильгагенов, Хаклендеров . - исчезли и забыты" [114,С.172]. В статье "Магия книги" (1930) Г.Гессе писал: "В то время как Достоевский писал свои книги, а Ницше, безвестный или осмеянный одиночка, влачил свои дни в сделавшейся богатой, падкой на удовольствия Германии, немецкие читатели, старые и молодые, высокого и низкого происхождения, довольствовались каким-нибудь Шпильгагеном и Марлитт или в лучшем случае милыми стихами Эмануэля Гейбеля ." [114, С. 181].
В 50-е годы возрастает интерес к Ф.Шпильгагену. В ГДР появляются содержательные статьи о творчестве немецкого писателя, авторы которых (Г.Хохфельдер, К.Хайдрих) подошли к оценке наследия немецкого писателя, вооружившись передовыми методами исследования. Предметом их изучения стали политические и социальные проблемы произведений Ф.Шпильгагена.
В 1965 году в ГДР был выпущен тысяче страничный роман Ф.Шпильгагена "Проблематические натуры" с обстоятельным послесловием Т.Эрлер, в котором представлена достоверная биография писателя и подробный анализ романа, который принес ему европейскую известность.
Научная концепция теоретических изысканий Ф. Шпильгагена разрабатывается современным литературоведением и историками литературы Германии с целью справедливой оценки теоретической деятельности писателя, его значимости для развития теории жанра в немецкой и европейской традиции. Авторы специальных статей (Ф.Мартини, В.Гельман) и диссертационных исследований о Шпильгагене (Г.Ре-бинг, Г.Ламерс, А.Фишбахер-Босардт) указывают на то, что немецкий
• 13 писатель наряду с К.Тучковым и Г.Фрейтагом явился крупным представителем романа о современности, разработал теорию романа и придал ей новые важные акценты.
Соотнесенность персонажей романов Ф. Шпильгагена "Для развлечения" и Т.Фонтане "Эффи Брист" с прототипами и перестановка акцентов в обоих произведениях обстоятельно исследованы X.Зейферт и Т.Тирель.
Что касается современных немецких критиков, то здесь необходимо отметить ту высокую оценку, которую дал творчеству Ф.Шпильгагена В.Габлер в обстоятельной статье, предназначенной в качестве предисловия к юбилейному изданию, романа "Бурный поток" [13,S.313-359]. Статья представляет собой краткий очерк жизненного и творческого пути писателя, в котором анализируются становление и развитие философских, общественно-политических и эстетических взглядов Шпильгагена. Особое внимание при этом уделяется роману "Бурный поток" ("Sturmflut", 1876). Автор дает анализ произведения, включая его в контекст литературной эпохи Германии последней трети XIX века. Одна из важных задач статьи связана с актуальностью творчества немецкого романиста для наших дней, что придает ценность работе и свидетельствует о серьезной тенденции литературоведов Германии возродить Ф.Шпильгагена для современного читателя.
Лаконичные сообщения о Ф.Шпильгагене содержатся в справочной литературе на немецком языке.
В 3-х томной "Истории немецкой литературы" (1930) Альфреда Визе имеется небольшая статья о творчестве Шпильгагена, где указывается, что немецкий писатель "так же как политик, которым он прежде всего оставался в своем литературном творчестве, особо вы
• 14 делял неблагоприятные стороны времени". Автор стремится показать связь произведений Ф.Шпильгагена с временем, их породившим.
Подобным образом звучит оценка художественного наследия Шпильгагена в 3-х томной "Истории литературы", вышедшей в Германии почти через 60 лет. Статья о Шпильгагене в 7-м томе "Новейшей истории литературы" (1994г), в которой изображается литературная ситуация в Германии с 1848 года и до конца XIX века, насыщена богатым фактическим материалом, интересными и ценными наблюдениями современников, которые раскрывают Шпильгагена как творческую личность.
Не осталось незамеченным творчество Ф.Шпильгагена и в русском литературоведении. В прижизненной критической литературе его произведения рассматривались в свете тех проблем, которые волновали русскую демократическую литературу и демократического читателя: задачи служения народу, положительный герой ("новые люди" в жизни и в литературе, их нравственный кодекс), "женский вопрос" и т. д.
В России впервые в 1884 году в журнале "Вестник Европы" русский критик конца XIX века П.О.Морозов опубликовал очерк, в котором изложил сущность теории романа Шпильгагена [128,С.641-666].
Заслуживает внимания эрудиция и фактологические изыскания С.Моисеева, автора еще одного очерка о Шпильгагене, написанного в 1897 году [127]. Работа представляет несомненную ценность как первое монографическое исследование, охватывающее в целом многожанровое наследие писателя и дающее его исчерпывающую характеристику. Однако, основное внимание в ней уделяется биографии немецкого романиста, роли его личных переживаний и событий частной
• 15 жизни; отсутствует анализ произведений и социально-исторической ситуации, в которой они создавались.
Отечественная критическая литература о Ф. Шпильгагене на современном этапе относительно невелика по объему. Единственное диссертационное исследование творчества немецкого писателя "Роман Ф.Шпильгагена "Один в поле не воин" в оценке русской демократической критики последней трети XIX - начала XX века" (1976) принадлежит А.В.Рассказову [132]. Эта работа страдает односторонностью, поскольку она в значительной мере посвящена исследованию наиболее известного произведения Ф.Шпильгагена.
В настоящее время имеется небольшое количество работ, посвященных творчеству немецкого писателя: статьи в литературно-критических журналах (Т.А. Иванова), сборниках (Н.М. Теплинская, Н.С. Травушкин), главы в учебниках (Б.М. Проскурнин, Р.Я. Яшенькина) и монографиях (Е.М. Волков). Многие из них носят популяризаторский характер.
Проблемы исторической общности развития русской и немецкой литератур второй половины XIX столетия имеют место в исследованиях Н.И. Четвериковой [146] и К. Смола [136]. Исследователи прослеживают пути развития контактно-генетических связей, которые сложились в русской и немецкой культурах в сфере эстетических и философских исканий, указывают на огромную популярность творчества немецкого романиста у русского читателя 60 - 70-х годов XIX столетия.
Т.А. Иванова в статье "К истории одного названия" (1989) подвергает обсуждению название романа Ф.Шпильгагена "Один в поле не воин" [120]. Касаясь проблемы поэтики заглавий, автор с достаточным основанием проводит параллель вышеназванного произведения
• 16 с романом русского писателя-народника Г.А. Мачтета (1852-1901) "И один в поле воин" (1886).
Среди отечественных исследователей, интересный и, на наш взгляд, верный подход к творчеству Шпильгагена устанавливает Е.М.Волков [46]. В своей монографии "Немецкий роман 1870 - 1910-х годов: проблемы поэтики" (1996) он подводит итог многолетних изысканий. В отдельных ее главах дается анализ проблематики конфликта, системы образов и изобразительных средств наиболее значительных этапных произведений Ф.Шпильгагена, выявляется внутреннее единство его творчества с творчеством таких романистов как Т.Фонтане, В.Раабе, В. фон Поленц, Т.и Г.Манны, Г.Гессе и др. при наличии в нем многообразных, а подчас и взаимоисключающих тенденций. Используя множество критических источников, в том числе устаревших и несправедливо забытых, литературовед обращает внимание на то, что изучение творческого наследия Шпильгагена открывает большие перспективы для дальнейшего исследования проблем немецкой литературы конца XIX - начала XX века.
Статьи, посвященные немецкому романисту включены в учебники истории зарубежной литературы XIX века, справочники, энциклопедии. В 4-м томе академической "Истории немецкой литературы" ему посвящена обстоятельная статья, написанная M.J1. Тройской (1968г) [141,0.162-174]. Ей же принадлежит статья "Политические романы Шпильгагена", опубликованная в 1939 году [140,0.212-234].
Таким образом, представленный краткий обзор литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме изучения творчества Ф.Шпильгагена показывает, что в литературоведении отсутствует целостный подход к творчеству немецкого романиста и его общая объективная оценка. Несмотря на определенное количество работ, пос
• 17 вященных Ф. Шпильгагену, совершенно очевидно, что далеко не все стороны его разнообразного наследия получили достаточное освещение в отечественном литературоведении. Преимущественно исследованию подвергались его произведения раннего периода, а поздние романы еще не стали объектом внимания отечественных германистов.
В связи с этим, основной целью работы является исследование творчества Ф.Шпильгагена на материале его поздних произведений с учетом основных тенденций развития немецкого романа второй половины XIX века. Проблема рассматривается в связи с историко-литературным процессом Германии рубежа столетий. Для ее решения были поставлены следующие задачи:
• дать анализ романов Ф.Шпильгагена 80 - 90-х годов XIX века;
• учитывая особенности духовной атмосферы эпохи, охарактеризовать мировоззренческие и эстетические позиции Ф.Шпильгагена;
• выявить специфику и причины рецепции творчества Ф.Шпильгагена в России;
• определить место и роль Ф.Шпильгагена в истории немецкой литературы, его художественный вклад в национальную и европейскую, в том числе, русскую романистику.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 124 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz