Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Система власти и исламское гражданское общество в современной теократии : На примере Исламской республики Иран. Усманов, бесплатно
5:48 AM
Скачать Система власти и исламское гражданское общество в современной теократии : На примере Исламской республики Иран. Усманов, бесплатно

Система власти и исламское гражданское общество в современной теократии : На примере Исламской республики Иран

Диссертация

Автор: Усманов, Наиль Насимович

Название: Система власти и исламское гражданское общество в современной теократии : На примере Исламской республики Иран

Справка: Усманов, Наиль Насимович. Система власти и исламское гражданское общество в современной теократии : На примере Исламской республики Иран : диссертация кандидата политических наук : 23.00.02 Казань, 2004 183 c. : 61 05-23/40

Объем: 183 стр.

Информация: Казань, 2004


Содержание:

Введение
Раздел I Теоретико-методологическая база исследования теократического государства и гражданского общества
11 Теократия как религиозно — политическая система
12 Виды теократии
13 Проблема теократического государства
Раздел II Идеология иранской революции и принципы «Третьего пути развития»
21 Идеология традиционализма Ирана и проблема современного социального государства
22 Имамат - идеологическая основа системы власти в Иране
23 Практическое воплощение принципов «Третьего пути развития» от теории к практике
24 Гражданское общество в теократическом государстве
Раздел III Власть и государство в современном теократическом Иране
31 Теория и практика исламского государства Хомейни
32 Конституция Исламской Республики Иран 1979 года и политические аспекты теории «велайат-е-факих»
33 Тенденции демократизации во внутренней политике Ирана

Введение:

Актуальность диссертационного исследования определяется следующими основными аспектами:
I. Теократия относится к числу исторически одного из первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Пожалуй, в долголетии среди других видов государства теократическому нет равных. Сегодня можно встретиться с мнением, что теократическое государство - это "исторический анахронизм"1, реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации. Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так. Родившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные, как секуляризационные, так и обратные, религиозно- возрожденческие, изменения в настоящем. Причем сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что некоторыми странами, вставшими на путь самостоятельного развития после распада колониальных империй и государственных союзов, в качестве альтернативы ранее существовавшего режима была избрана теократическая модель властеотношений. Ее избрание не было случайным. Освободившиеся государства вернулись к истокам своей государственности, увидев в них более надежную основу решения социально- экономических и геополитических
1 См.: Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. с.370. задач, проверенное многовековой практикой средство достижения общественно значимых целей. Во многих странах, где религиозные институты традиционно играли важную роль в жизни общества, волна религиозного возрождения вызвала очередную теократизацию государственно - властных отношений. В политической системе таких государств наметились теократические тенденции. Организация и функционирование власти в теократических обществах и в обществах с теократическими тенденциями станут предметом анализа в настоящей работе.
И. Государственно-политическое устройство Ирана — это уникальный прецедент государственно-политического устройства современного общества. Возможность существования подобного устройства в современных условиях оказалось вполне реальной и жизнеспособной. Сама структура власти, государственных органов, взаимодействие власти и общества в Иране представляется очень интересной. Опыт существования, отличного от привычных стереотипов государственно-политического устройства Ирана, особенно на современном этапе, не достаточно изучен.
Современная система власти и государственное устройство Ирана - это во многом отражение теорий аятоллы Хомейни. Анализ его теоретических представлений и их практическое воплощение в современном Иране представляет определенный научный интерес и дает возможность критически оценить привычные (западные) формы государственного устройства и систем власти.
VI. Иран, с точки зрения соотношения государственных и идеологических приоритетов, - уникальный объект исследования. Иран относится к мусульманскому миру, потому что большинство его населения исповедуют ислам. Ислам имеет в Иране конституционный статус государственной религии, в официальное название страны введено определение ее как исламской республики. Но главное, что позволяет говорить об уникальности, — то, что это название подкреплено конституционно закрепленными атрибутами и структурами государственной власти, которые обеспечивают руководство страны духовенством, а также тем, что исламские нормы организации общества и экономики введены и реализуются как государственные правовые нормы. Главным конституционным принципом, обеспечивающим легитимность исламской власти, власти духовенства, является принцип велайат-е-факих, на основании которого высшим государственным лицом страны является рахбар-лидер. Этот принцип был выдвинут аятоллой Хомейни и впоследствии узаконен в новой иранской конституции. Этот принцип предоставляет беспрецедентные права религиозному лидеру - рахбару в вопросах военного руководства, утверждения избранного президента, основных направлений внешней политики и почти во всех других наиболее важных функциях.
После революции 1979 г. в повседневную жизнь страны стали активно внедряться исламские нормы, и эта тенденция была закреплена также конституционно. По ст. 4 «все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах». Исламская Республика Иран — это идеологизированное государство, с исламом в качестве государственной идеологии. Ислам со времени своего появления является религией государственно-социальной, однако в наши дни только Иран является исламским государством, а не просто исламской страной. Поэтому процессы, идущие в Иране, его отношение к внешнему миру вызывают чрезвычайный интерес не только со стороны его соседей, но и всех исламских стран, и всего мирового сообщества.
Опыт Ирана последних двух десятилетий показывает, что его политика и практика меняются, иногда довольно радикально, и эти изменения также обосновываются исламскими нормами, или исламскими понятиями. Изменения отмечены по всем векторам — политической, экономической, внешнеполитической, военной, культурной. Конечно, сразу же возникает вопрос: это — результат реформации самого ислама или внешних воздействий? Или — результат потенциальных возможностей ислама, в данном случае иранского направления шиизма, его адаптации к современным условиям? И на все эти вопросы, вероятно, можно дать положительные ответы, если их свести к соотношению интересов государства и ислама как государственной идеологии.
Есть ли противоречие в такой постановке вопроса? Ведь Иран — исламское государство по своему государственному устройству, а в исламе (и в сегодняшнем Иране) понятие справедливой власти адекватно исламской государственной власти. И, тем не менее, противоречие есть, так как многие из новых направлений в политике не могут быть объяснены иранскому населению только исламскими принципами, все больше начинает использоваться принцип государственной целесообразности, следование национальным традициям. Конечно, все это в высших политических кругах обосновывается тем, что все, что делается на пользу государства, сохраняющему исламскую форму, делается во имя интересов уммы и ислама. Имея в виду это толкование, и как догматически вынужденное, и как несущее определенное зерно истины, мы тем не менее должны пытаться отделить государственные приоритеты от чисто исламских. Тогда с полным основанием можно говорить, что главным направлением изменений в Иране становится прагматизм как принцип государственной целесообразности и национальных интересов. Недаром, ту часть политической элиты, которая более адекватно откликается на требования мирового развития, стараясь извлечь из него больше пользы для Ирана, называют в стране прагматиками, отделяя их от тех, кто в большей степени руководствуется идеологическими, или исламскими принципами, трактуемыми в духе первых послереволюционных лет. Так, в новый меджлис 6-го созыва пришло поколение, выросшее на идеях исламской справедливости, связывающих процессы идентификации с исламом, но готовое принять и воспринять достижения вестернизации, с условием использования их для повышения уровня самооценки и сохранения своего национального самосознания.
Нужно сказать, что прагматизм всегда отличал иранское духовенство, находившееся у власти, и его можно обнаружить среди самых разных группировок духовенства.
Столь же отчетливы стали перемены и в политической жизни страны. С приходом к власти М. Хатами реальностью политической жизни Ирана стало создание политических партий. Уже муниципальные выборы, прошедшие в октябре 1999 г. в обстановке острого противостояния, показали позитивность использования партийного строительства для завоевания власти на всех уровнях. После выборов в местные органы власти сразу же началась предвыборная борьба за меджлис 6-го созыва.
Таким образом, нарастание государственного прагматизма очевидно. Но знаковым подтверждением этого должно стать выдвижение на первый план политических общественных (светских) партий и кардинальное изменение структуры политической и военной элиты в пользу светски-технократических кадров. На сегодняшний день этого не произошло, и именно этот процесс идет наиболее остро. Достаточно напомнить не только о предвыборной (накануне выборов в меджлис 6-го созыва) борьбе, но и ожесточенной политической борьбе после этих выборов.
Изменилась и внешнеполитическая стратегия страны, в которой фактически военный аспект (цель ИРИ) — «экспорт исламской революции» преобразован в культурно-цивилизационный — «диалог цивилизаций».
Новые политические и экономические реалии, возникшие в Евразии, по существу, образование новых обществ в странах, относящихся к различным цивилизациям и представляющим различный уровень социально-экономического развития, обусловили необходимость выбора путей развития, перед которым оказались столь непохожие евразийские нации. Системные изменения условий экономической деятельности и обострение социальных проблем показали несостоятельность применения в экономической практике Евразии как радикально-либералистских, так и автаркийно-тотапитаристских подходов, приводящих в условиях сложившихся на континенте культурно-исторических типов к господству, либо национальной либеральной олигархии и формирования специфичного типа либерало-тоталитаризма, либо к более банальной диктатуре кланового типа.
Задачи выживания и развития евразийских наций в новых политических и социально-экономических условиях требуют осмысления иных подходов, иной идеологии, основанной не на универсализме и "экономизме" западного типа, а применения адекватных для Евразии подходов и методов, представляющих органическое единство иного самодостаточного направления общественного развития, - "Третьего пути развития". Основными целями данной идеологии являются - формирование общественных отношений и ценностей, предполагающих преодоление отчуждения человека от общества и государства - главного признака и "достижения" кризиса современного мира, то есть затрагивают наиболее болезненные аспекты проблем буржуазного общества. Квинтэссенцией идеологии "Третьего пути развития" или Консервативной революции являются - "правые в политике - левые в экономике", "самые правые среди левых - самые левые среди правых". Это означает, что идеология "Третьего пути развития" предполагает принципиальное изменение уже привычного и навязанного современному миру "противостояния" по схеме "правые - левые", которое уходит с исторической арены вместе с так называемыми социальными теориями, которые уже не могут править миром.
В настоящей работе рассматривается опыт ирано-шиитской революции, объявившей "Третий путь развития" своей политической идеологией. Политический и социально-политический опыт Ирана, являющегося в настоящее время практически единственным "островом" консервативно-революционной действительности и строящего свое общество на основе имамата - политической философии и доктрины ирано-шиитской революции в рамках своей цивилизации, вобравшей и древнюю индоиранскую, и шиитскую традиции, является весьма ценным и вполне применимым в ортодоксальном мире, столь близком к ирано-шиитскому миру.
В работе также рассматривается актуальность и значимость идеологии "Третьего пути развития" как конкретного политического и социального подхода в условиях тупиковости многих форм организации современного западного общества - социального государства западного типа, гражданского общества, рассматривается роль политической философии, основанной на духовных принципах в преодолении отчужденности в обществе, а также основные принципы политического и социально-экономического устройства общества "Третьего пути развития", а также применение данных принципов во внутренней и внешней политике.
Степень изученности проблемы. События иранской революции 19781979 г. и последовавшие за ними процессы становления в Иране своеобразного по форме и содержанию исламского государства нашли весьма широкое отражение в отечественной и зарубежной историографии, в специальной востоковедческой литературе. Немало внимания уделялось в этой связи отечественными и иностранными учеными «исламскому фактору», его воздействию на общественно-политическое развитие Ирана как в историческом аспекте, так и с точки зрения перспектив на будущее. Неординарность и специфика всего происходящего в Иране в последние годы дают немало оснований для споров и различных оценок явлений, событий, фактов - от восхваления хомейнизма как универсального руководства к действию для "угнетаемых западной цивилизацией" народов Азии и Африки, до резкого отрицания подобного опыта как "возврата Ирана в средневековье", реакционного невежества, "исламского фашизма" и т.п. При написании диссертации использовались отечественные, иранские и западные источники. Весьма насыщенный пласт информации содержится в официальных иранских документах: Конституции ИРИ, относящихся к теме работы законодательных актах государства, фирманах и фетвах Хомейни, а также в религиозно-политических сочинениях и выступлениях иранских лидеров и ведущих шиитских богословов, видных деятелей исламского режима, различных периодических изданиях. Эти и другие иранские источники стали фактологической базой для написания работы, поскольку они содержат в себе наиболее полные сведения, позволяющие проанализировать существо взглядов иранского правящего духовенства, их подходы к тем основополагающим проблемам, которые имеют непосредственное отношение к настоящему и будущему ислама в общественной и государственной жизни Ирана. Основой для научной разработки темы диссертации послужили главным образом работы отечественных авторов. По общей тематике исламо- и религиеведения, а также по проблематике развивающихся стран - это труды таких известных ученых как E.H. Салыгин, Н.М. Мамедова, И.П.Петрушевский, Н.А.Симония, Е.М.Примаков, Г.Ф.Ким, Л.Р.Полонская, Е.А.Дорошенко. Особое место и непреходящую ценность для исследователей ислама в Иране имеют работы
1 2 И.П.Петрушевского и Е.А.Дорошенко , которые дают базу для понимания места и роли ислама в иранском обществе. Существенные для исследования коренного вопроса соотношения религии и политики в современном государстве материалы и идеи содержат работы С.М.Алиева, C.JI. Агаева,
А.И.Ионовой, И.А.Ушакова, А.К.Лукоянова, С.Б.Дружиловского, Л.Е.Склярова и ряда других отечественных востоковедов и политологов по иранской и исламской проблематике. Кроме того, полезные сведения автор почерпнул в сборниках статей: "Исламский фактор" в международных отношениях в Азии"
М.: 1987, "Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики" М.:
1 Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций / Петрушевский И.П. - JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1966.-400 с.
2 Дорошенко Е.А. Духовенство в современном Иране. 2-е изд., испр. и доп. / Дорошенко Е.А. - М.: Наука, 1985. - 229 с. и
1986, "Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока" М.: 1982, "Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока" М.: 1986, "Ислам. Религия, общество, государство" М.: 1984. Основные факты и события современной иранской истории, подробно фиксировались, а их исламский аспект серьезно анализировался в ряде работ С.Л.Агаева1, а также во многих статьях этого автора. Из трудов западных востоковедов использовались книги М.Фишера "Иран. От религиозных споров к революции", Дж.Янсена "Воинственный ислам", И.Ришара "Шиизм в Иране. Ислам и революция", М.Родинсона "Ислам и капитализм", а также публикации некоторых других западных авторов в научных и специализированных журналах.
В целом тема иранской внутренней политики, власти, государства и общества на протяжении многих лет остается предметом пристального специального изучения отечественными и зарубежными востоковедами. Более того, она, так или иначе, находит отражение во многих политологических работах, особенно в аспекте анализа причин и следствий роста политического влияния ислама в наше время, прогнозирования путей и особенностей мирового развития в будущем.
Проблематика "исламского возрождения", в том числе, в увязке с ролью Ирана в активизации этого процесса, дала поводы для рассмотрения целого ряда аспектов мирового развития под углом зрения ставшей в последнее время весьма распространенной теории, согласно которой многие глобальные процессы и перспективы человечества определяются столкновением "культурно-цивилизационных блоков". Ряд ученых, преимущественно западных, таких, например, как С.Хантингтон2, считают, что с завершением "холодной войны" самыми важными становятся культурно-цивилизационные особенности, отражающие культурную общность религий, философии,
1 Агаев СЛ. Иран в прошлом и настоящем / Агаев С.Л. - М.: изд. "Наука", 1981. - 330 с.
2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. / Хантингтон С. - М.: изд-во ACT, 2003. - 603 с. исторического опыта, языка, уклада жизни. Столкновение этих блоков, среди которых одни из основных - христианский и исламский, объясняется ими, в частности тем, что в разных цивилизациях люди по-разному подходят к таким понятиям, как Бог и человек, индивидуум и общество, права и обязанности, свобода и власть, равенство и неравенство. Кроме того, к столкновению глобального характера приводит и развитие современного мира, где сокращаются расстояния и увеличивается число точек конфликтного соприкосновения между цивилизациями. Было бы методологически и фактически неверным излишне схематичное и упрощенное трактование сложных и многогранных по своему содержанию и форме процессов мирового социально-политического, экономического и технического развития, культурных и конфессиональных особенностей разных стран и народов, исследование их по искусственным шаблонам.
Многовекторность и противоречивость проявлений иранского "исламского феномена" может служить одним из весомых аргументов, опровергающих попытки рассматривать все нынешние конфликты в мире, особенно в мусульманском, главным образом через призму "борьбы цивилизаций", подходить к исследованию специфических проблем, связанных с шиитским исламским фундаментализмом в современных условиях, с односторонними исламо- и ирановедческими мерками. В этой связи следует заметить, что в трактовке феномена исламского возрождения, характера и направленности исламских движений у ряда западных исследователей имеет место недооценка социально-политических факторов, вызывающих усиление влияния ислама и определенных кругов, выступающих в качестве выразителей политического вызова ислама в ряде азиатских и африканских стран. У них просматривается тенденция к тому, чтобы представлять связанные с идеологией ислама процессы главным образом в негативном свете, рассматривать обращение к истокам религии как поиск идейно-политической базы для создания исламского государственного, общественного строя на основе экстремистских фундаменталистских взглядов. Такая односторонняя фундаменталистско-клерикальная интерпретация феномена современного исламского возрожденчества неправомерна, поскольку не отражает тот неоспоримый факт, что в большинстве мусульманских стран и общин исламизация преимущественно выражается в правовой, культурно-нравственной сфере и отнюдь не состоит в отказе от секуляристского государственного устройства. Тем более, не соответствуют истине утверждения о том, что, проявляющаяся в отдельных странах тенденция к экстремистским формам использования социально-политического потенциала ислама характерна для исламского мира в целом. Разумеется, критического подхода требуют и работы иранских авторов, большинство которых в апологетическом плане освещают деятельность исламского режима и, как правило, предлагают чересчур идеологизированные и тенденциозные выводы.
Несмотря на то, что проблемы государства, власти, внутренней политики Исламской республики Иран (ИРИ) во многих их проявлениях достаточно освещены в работах указанных авторов, аспекты современного состояния системы власти Ирана как уникального прецедента теократической власти в современном мире системно мало исследуются. Особенно это касается последнего десятилетия. Не секрет, что интерес научного сообщества, востоковедов и всех заинтересованных этой темой несколько снизился. Вслед за снижением интереса уменьшилась аналитичность материалов и работ посвященных указанной теме. Существует определенный пробел в понимании политической, идеологической и социально-экономической ситуации в ИРИ, в особенности тех изменений, которые произошли в последнее время. Также следует отметить необходимость выведения определения теократии (а именно к теократической форме правления можно отнести форму государства Ирана). Теократию рано списывать в анналы истории и она не «исторический анахронизм». Нужны более четкие дефиниции теократии и всех ее проявлений с целью раскрытия всех ее особенностей и перспектив.
Объектом настоящего исследования выступает политическая система Исламской республики Иран. Предметом исследования являются особенности идейно-политической эволюции ислама в Иране и практическая реализация в форме исламской республики фундаменталистских шиитских концепций теократического государства в интерпретации аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни и его последователей из числа современных иранских идеологов-богословов. Эти концепции государства и власти рассматриваются как возможная альтернатива современным концепциям власти и государственного устройства. Анализируется нынешняя политическая, идеологическая и социально-экономическая ситуация в ИРИ, предпосылки к возможным изменениям в подходах иранского исламского режима относительно путей решения проблем его внутренней и внешней политики.
Цель исследования состоит в определении основных политических, экономических, культурных и иных причин и следствий значительного усиления роли и влияния ислама в социально-политической сфере жизни современного иранского государства и общества, в раскрытии отличительных особенностей исламского режима в Иране, а также в анализе стоящих перед правящим иранским духовенством основных внутри и внешнеполитических задач и проблем. При этом акцент делается на рассмотрении этой проблематики с точки зрения соответствия методов и средств осуществления нынешним иранским режимом поставленных им задач создания некоего идеального исламского общества с действительными возможностями их осуществления. Выделяются факторы, которые ограничивают поле деятельности и маневрирования правительства ИРИ, в частности, расхождение интересов различных слоев и групп иранского общества, существующее внутри правящих иранских кругов, в среде влиятельных шиитских богословов, разногласия в подходах к вопросу о месте. и роли религии, духовенства в политике и государственном управлении. Путь к достижению поставленной' цели автор видит в решении следующих задач исследования:
• определение и выведение понятия теократической власти,
• выявление сути и особенностей государственно - политического устройства Ирана,
• исследование практического воплощения теории государственного устройства Хомейни в современных условиях иранской действительности,
• определение тенденций в современной внутриполитической жизни Ирана,
• исследование доктрины «третьего пути развития» сквозь призму ирано-шиитской революции 1979 г. и применимости понятия гражданского общества (исламского) в Иране.
Теоретике - методологическую основу работы составили в первую очередь работы отечественных ученых-религиеведов, востоковедов и политологов, так и труды некоторых зарубежных, в том числе иранских, специалистов по исламу и политической истории Ирана. Поскольку рассматриваемая тематика в ряде вопросов тесно сопряжена с общими проблемами массовых политических движений и идеологической борьбы в странах Востока, с теми процессами общественно-политического развития, которые уже давно являлись предметом основательной и вполне объективной разработки на теоретической и методологической базе марксизма, при рассмотрении такого рода вопросов автор использовал и некоторые общепризнанные и проверенные на практике положения этого учения, в частности в том, что относится к анализу роли религии и сущности власти, государства и революционных процессов в ходе общественного развития. При этом, автор исходит из признания плюралистического характера процесса постижения истины, что предполагает использование максимально широкого круга научных методов для достижения поставленной цели. В работе были использованы сравнительно-исторический, биографический, системный методы познания, метод типологического анализа.
Научная новизна данной диссертации заключается прежде всего в попытке рассмотреть взаимосвязь ислама и политики через призму фундаменталистского шиитского мировоззрения, ставшего в современном Иране официальной государственной идеологией, на основе которой правящее духовенство регламентирует все стороны жизни иранского общества. Шиитский фундаментализм в Иране и осуществляемый на его базе уникальный исторический эксперимент по созданию теократического исламского государства рассматривается как относительно самостоятельное социально-политическое явление в исламе, как объективное отражение преобладающих в последнее время на фоне глубоких изменений картины мира тенденций к государственному и общественному самоопределению и самоутверждению в политической, экономической и духовной сферах, в том числе через возрождение культурно-национальных, конфессиональных и традиционных ценностей. Иранский опыт "исламского строительства" анализируется в мировоззренческо-историческом аспекте, через исследование основ и специфики шиитского исламского фундаментализма, стержневых моментов идеологии "исламской революции" и политической ориентации нынешнего режима в Иране. В работе проводится анализ системы власти в современном теократическом обществе и государстве и сделана попытка определить наличие гражданского общества (исламского) в контексте сравнения с. западными демократиями.
Хронологические рамки диссертации определены в основном периодом 1978-2004 годов, т.е. со времени возникновения массовых антишахских народных выступлений в Иране и быстрого нарастания воздействия на революционное движение со стороны религиозно-политических кругов во главе с аятоллой Хомейни до настоящих дней. Вместе с тем, в целях более полного раскрытия темы автор счел целесообразным в ряде мест работы, главным образом в первой главе, выйти за эти временные рамки. Это позволило включить в материал характеристики ряда связанных с темой диссертации важных событий и явлений, имевших место в период с эпохи раннего ислама до времени начала революционных событий, которые привели к установлению исламской республики в Иране.
Практическая значимость данной работы видится в возможности использования некоторых ее положений, выводов и рекомендаций при подготовке аналитических материалов, связанных с составляющей предмет диссертации проблематикой, для дальнейшего аналитического изучения рассматриваемой в работе и смежных с ней тем, а также, в известной степени, при проработке соответствующих вопросов в целях реализации практических задач российской политики. Выводы данной диссертационной работы можно также использовать в издании обобщающих трудов по истории социально-политической мысли, в курсах политической науки и политической философии, в том числе и в вузовских учебных курсах и т. д.
Основные положения, выносимые на защиту.
• Теократия, являясь исторически первым типом организации политической власти, сегодня не потеряла своей актуальности и не представляет из себя реликт прошлого или «исторической анахронизм»1. Сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность.
• Государство Иран, с точки зрения исследования государственно-политического устройства, соотношения государственных и идеологических приоритетов, — уникальный объект исследования. Ислам имеет в Иране конституционный статус государственной религии, в официальное название страны введено определение ее как исламской республики.
1 См.: Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. с.370.
Но главное, что позволяет говорить об уникальности, — то, что это название подкреплено конституционно закрепленными атрибутами и структурами государственной власти, которые обеспечивают руководство страны духовенством, а также тем, что исламские нормы организации общества и экономики введены и реализуются как государственные правовые нормы.
• Опыт Ирана последних двух десятилетий показывает, что его политика и практика меняется, иногда довольно радикально, и эти изменения также обосновываются исламскими нормами, или исламскими понятиями. Конечно, сразу же возникает вопрос - это результат реформации самого ислама или внешних воздействий? Или результат потенциальных возможностей ислама, в данном случае шиитского направления в Иране, его адаптации к современным условиям?
• Задачи выживания и развития евразийских наций в новых политических и социально-экономических условиях требуют осмысления иных подходов, иной идеологии, основанной не на универсализме и "экономизме" западного типа, а применении адекватных для Евразии подходов и методов, представляющих органическое единство иного самодостаточного направления общественного развития - "третьего пути развития". Политический и социально-политический опыт Ирана, являющегося в настоящее время практически единственным "островком" консервативно-революционной действительности и строящего свое общество на основе имамата - политической философии и доктрины ирано-шиитской революции в рамках своей цивилизации, вобравшей и древнюю индоиранскую и шиитскую традицию, является весьма ценным и вполне применимым в ортодоксальном мире, столь близком к ирано-шиитскому миру.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы. Общий объем

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 138 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz