Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Социализация личности через освоение профессионального языка в социальном институте образования. Якуба, Татьяна Юрьевна бесплатно
6:05 AM
Скачать Социализация личности через освоение профессионального языка в социальном институте образования. Якуба, Татьяна Юрьевна бесплатно

Социализация личности через освоение профессионального языка в социальном институте образования

Диссертация

Автор: Якуба, Татьяна Юрьевна

Название: Социализация личности через освоение профессионального языка в социальном институте образования

Справка: Якуба, Татьяна Юрьевна. Социализация личности через освоение профессионального языка в социальном институте образования : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 / Якуба Татьяна Юрьевна; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т] Хабаровск, 2008 202 c. : 61 09-22/65

Объем: 202 стр.

Информация: Хабаровск, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЭВОЛЮЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ
11 Познание социальной реальности посредством языка
12 Факторы формирования профессиональной языковой системы, принципы самоорганизации при формировании профессиональной языковой среды
13 Язык специалиста как средство социализации личности
ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ 73 ЭКОНОМИКИ
21 Стуктурно-функциональные факторы профессионального образования
22 Разработка условий декомпозиции системы управления высшим образованием на подсистемы информационных концентраций
23 Синергетический подход к подготовке специалистов в вузе
ГЛАВА 3 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОЦИАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ 101 ОБРАЗОВАНИЯ
31 Мониторинг высшего профессионального образования в Хабаровском крае
32 Дискурс-анализ образовательной среды как метод исследования профессиональной подготовки специалистов
33 Освоение иноязычных профессиональных терминов как условие формирования профессионализма будущих специалистов

Введение:

Актуальность темы исследования. Данная диссертация подключается к ряду отечественных и зарубежных исследований, касающихся проблем социализации личности посредством языка. Социологи относительно недавно заинтересовались языком и коммуникацией как процессами, посредством которых индивиды становятся носителями своей культуры. На рубеже XIX-XX вв. язык рассматривался как фундамент процесса социализации. Эдвард Сепир1 в своих классических работах утверждал, что «язык это великий рычаг социализации, возможно величайший из всех существующих, язык — это символический ключ к поведению». Возникло новое исследовательское поле — языковая социализации, в котором язык рассматривается как инструмент социализации личности.
В системе высшего профессионального образования языковая социализация направлена на приобретение профессиональной лингвистической и коммуникативной компетентности. Языковая социализация в социальном институте высшего профессионального образования проходит две ступени: ступень овладения языком в контексте общей языковой подготовки и ступень концептуального познания - овладение словами, терминами, категориями, профессиональными аспектами языка в контексте научной и узкопрофессиональной языковой подготовки. Результаты эмпирических исследований языковой компетентности студентов показывают низкий уровень владения профессиональным языком, особенно в интенсивно развивающейся языковой базе различных технических специальностей, которая отличается появлением новых предметных областей с характерным для них, новым языком профессиональных иноязычных терминов. Известно, что студенты, усваивая профессиональную
1 Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи/ Э. Сепир. - М., 2002. - 655 е.; терминологию, не только укрепляют интерес к своей будущей профессии и повышают свой уровень образования, но и самоидентифицируется в профессиональной среде. Профессиональный язык влияет на сознание, формирует профессиональное мышление, является средством ориентации в профессиональной деятельности, помогая адаптироваться к новым условиям, т. е. выступает агентом социализации. Освоение профессионального языка в вузе (в нашем исследовании - современной иноязычной терминологии), «задает дальнейшую успешную программу поведения участникам профессиональной коммуникации в пространстве профессиональной деятельности.коммуникация эффективна в том случае, если субъекты общения владеют единым профессиональным языком, который формируется в сфере их образовательной, а затем производственной деятельности»11.
Русский язык, в эпоху бурных социальных и экономических преобразований, является достаточно быстро меняющейся системой, во многом реагирующей на социальные изменения, происходящие в обществе. В переломные моменты, сопровождающиеся кардинальными изменениями общественного сознания, с развертыванием процессов глобализации и интернационализации языковая ситуация резко изменилась. В результате интеграционных процессов стираются экономические границы, что обеспечивает легкое проникновение иноязычной терминологии, а развитие российской экономики по «западной модели» инициировало огромное вливание иностранной терминологии. Также внедрение иноязычных профессиональных терминов вызвано необходимостью номинации новых предметов, понятий, и явлений современной российской действительности. Русский язык в целом на 1/3 состоит из иностранных слов. Вследствие этого,
11 Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю./ Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю. Кобрин.-M., 1987. -240 с. изучение проблемы освоения будущими молодыми специалистами иноязычных современных профессиональных терминов и выявление социализирующей роли профессионального языка в пространстве профессиональной деятельности индивида, является на наш взгляд, актуальной задачей. Социальный институт образования - важный момент в процессе формирования языковой профессиональной системы будущего молодого специалиста. В данной работе проведен мониторинг освоения иноязычных профессиональных терминов в социальном институте высшего профессионального образования, как средства социализации будущего молодого специалиста, способствующего достижению высокого уровня мобильности и адаптации личности в его будущей профессиональной деятельности. Показана роль социального института высшего профессионального образования -: в - процессе'! формирования профессиональной языковой системы будущего молодого специалиста и методы совершенствования профессиональной подготовки в условиях транзитивной экономики. Степень научной разработанности проблемы.
Изучаемая проблема широко представлена в научной литературе. Понимание и объяснение языка как социального явления происходит в конце XIX века. Первая трактовка языка как выражения общего миропонимания принадлежит немецкому философу и филологу В. фон Гумбольду111. Под влиянием социологизма Э. Дюркгейма1У -французского социолога-позитивиста, основателя французской социологической школы, языкознание развивается в социологическом направлении. Наиболее известными представителями этой школы являются швейцарский лингвист Ф. де СоссюрУ, американский лингвист и антрополог Эдвард СепирУ1, американский этнолингвист Б.Л. УорфУП. ш Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры / В. Фон. Гумбольдт. - М., 1985. - 449с.
Язык и речь, как особое социальное действие в коммуникативном аспекте, как явление, конструирующее социальную реальность, рассматривались философами Д. Серлем, JI. Витгенштейном, Б. РасселомУШ. Отечественную школу в изучении данной проблематики представляют труды социолингвистов советского периода начала XX века - Г.О. Винокура, Л.П. Якубинского, JI.B. Щербы, Е.Д. Поливанова, JI.C. Выгодского 1Х др.
Со второй половины XX века проблемой социальной обусловленности языка занимались отечественные лингвисты - У. Лабов, Н.С. Валгина, В.Г. Костомаров, В.К. Журавлев, Е.В. Сергеева, А. М. Камчатнов, Л. П. Крысинх.
Теоретико-методологическое разнообразие и тенденции современной социолингвистики в- исследовании социальной и - социально-коммуникативной функции языка представлены в работах В.И. Беликова, Ю.А. Бельчикова, Р.А. Будагова, В.М. Алпатова, Г.О. Винокура, В.Г. Гака, Е.И. Головановой, Б.Н. Головина, Р.Ю. Кобрина,
1,711 Whorf В. L.Language, Thought, and Reality: Selected Writings / B. L. Whorf. - Cambridge, 1956. - 278 Pg vm Searle, J. R. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language / J. R. Searle. - Cambridge, 1980. -300 pg
Searle, J. R. Expression and Meaning: Studies in the Theory of Speech Acts / J. R.Searle. - Cambridge, 1985. -250 pg
Витгенштейн Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн. - М., 2005. - 440 с.
Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Б Рассел. - М., 2000.- 464 с.
LV Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук / Г.О. Винокур. - М., 2000. - 192 е.;
Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование / Л. П. Якубинский. - М., 1986.
Щерба Л.В. О понятии смешения языков/ Л. В. Щерба. - Л., 1958. - С. 40-53;
Поливанов Е.Д. Круг очередных проблем современной лингвистики / Е. Д. Поливанов.- M., 1968. -117с.;
Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Л. В. Выготский. - М., 2001. 368 с. х Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. VII. - М., 1975. - С. 114-129; Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Валгина. -М., 2003. - 304 е.;
Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи / В.Г. Костомаров. - М., 1994. - 498 е.;
Журавлев В. К. Взаимодействие внешних и внутренних факторов развития языка / В. К. Журавлев. -М., 1982.-356 е.;
Сергеева Е. В. Заимствования 90-х годов в социолингвистическом аспекте // Русская речь. - 1996. - № 5. - С. 42-48;
Камчатнов А. М. Введение в языкознание / А. М. Камчатнов. - М., 2000. - 218 е.;
Крысин Л. П. Проблема социальной обусловленности языка в современной лингвистике / Л, П,
Крысин. - М., 2004. - 310 е.;
Ю.Д. Деширева, А. Вежбицкой. В.Я. Ядова, В.А. Звегинцева, А.Р. ут
Лаурии, Т.В. Левина, Н.Б. Мечковской, А.А. Потебни .
В работах О. Конта, Ч. Кули, Дж. Мида, Д. Элкинда, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франки, Г. Олпорта, Г.С. Салливана исследуется феномен социального развития личности хп.
Факторному анализу социализации личности, посвящены труды
XIII зарубежных (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) и отечественных ученых (А. И. Пригожин, Е. Ю. Бикметов, Ю. Г. Волков, М. Б. ути
Глотов) . Положение о системном характере языка раскрыты в трудах w Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика / В. И. Беликов, Л.П. Крысин . - М., 2001. - С. 42-246.
Бельчиков Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лексики / Ю. А. Бельчиков. - М., 1988. - С. 30-35.;
Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка / Р. А. Будагов. - М., 1977. - 283с.;
Алпатов В.М. История лингвистических учений / В. М. Алпатов. - М., 1999. - 368 е.;
Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук /Г. О. Винокур.--М., 2000. - 192 е.; ? •
Гак В.Г. Русская динамическая языковая картина мира / В. Г. Гак. - М., 1998. -С. 18-20.;
Голованова Е. И. Лингвистическая интерпретация термина: когнитивно-коммуникативный подход //
Известия Уральского государственного университета. - 2004. -№ 33. - С. 18-25.;
Головин Б. Н., Кобрин Р. Ю. Лингвистические основы учения о терминах / Б. Н. Головин, Р. Ю.
Кобрин, - М., 1987.-240 е.;
Левина Т.В. Сознательное воздействие на язык со стороны человека и общества / Т. В. Левина. - М., 2003. - С. 72-87.
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика / Н. Б. Мечковская. - М., 2000. - С. 117-131. Потебня А.А. Мысль и язык / А. А. Потебня. - M., 1999. - 272 с.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - М., 1998. - 218 с.
Язык о языке / под ред. Н. Д. Арутюновой. - М., 2000. - 624 с. Конт О. Дух позитивной философии / О. Конт.- СПб., 1910. - 76 е.;
Кули 4. Социальная самость / Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В. И. Добренькова. - М., 1996.- 327 с.;
Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии / Г. С. Салливан. - СПб., М., 1999. - 347 с.
Х1И Спенсер Г. Собрание сочинений / Г. Спенсер. - СПб., 1867-1869. - 500 е.;
Дюркгейм Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. - М., 1996. - 425 е.;
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М., 1996. - 432 е.;
Мнд Дж. От жеста к символу / Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В. И.
Добренькова. - М., 1996. - 248 е.;
И.И. Мещанинова, А.И. Смирницкого, Б.А. Серебренниковаху. В работах Ю.Н. Караулова рассмотрены вопросы формирование языковой
XVI личности . Проблемам социализации посредствам языка посвящены работы П.Я. Гальперина, Ю.С. Степанова xvn. Среди отечественных ученых - Г. П. Бакулев, В.М. Березин, В. П. Конецкая, М.М. Назарова, В.П. Терин, JI.H. Федотова, Ф.И. Шарков, Г.Г. Почепцов, хуш, которые исследовали теорию массовых коммуникаций. Концептуальные подходы к исследованию коммуникативного пространства были сформулированы такими представителями современной теоретической социологии, как
Н. Луман и П. Бергер . Принципы системного анализа отражены трудах И. Ансоффа, П. Ф. Друкера, Э. Класа, С. Дудченко, А. Зуева, Р.
Акоффа, Ф. И., Перегудова . В работе А.Н. Сербиновской
Бикметов Е. Ю. О самооптимизирующейся модели развития образования // Социально-гуманитарные знания. - 2004. №1. - С. 220-233.;
Волков Ю. Г. Дополнительное профессиональное образование - новый социальный институт в России //Социально-гуманитарные знания. - 2004. №3. - С. 197-207;
Глотов М. Б. Социальный институт: определение, структура, классификация // Социологические исследования. - 2003. - №10. - С. 13-20. Мещанинов И.И. Общее языкознание: К проблеме стадиальности в развитии слова и предложения / И. И. Мещанинов. - JI. 1940. - 260 е.;
Смирницкий А.И. К вопросу о слове //Труды института языкознания. Том IV. - М., 1954. - С. 17-37; Серебренников Б.А. Об относительной самостоятельности развития системы языка / Б. А. Серебренников. - М., 1968. - 126 стр.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: Методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. - М., 2003,- 240 с.
Друкер П. Ф. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения / П. Ф.
Друкер.-М., 1998.-284 е.;
Клас Э. Эффективная экономика. Шведская модель / Э Класс. - M., 1991. - 348 е.;
Дудченко В. С. Основы инновационной методологии / В. Дудченко.- М.; 1996. - 349 е.;
Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Р. Акофф, Ф. Эмири. - M., 1974. - 272 е.;
Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. В. Тарасенко.
M., 1989.-368 е.; рассмотрена тема влияние процессов глобализации на современное студенчество.
Количественное и содержательное многообразие научных трудов позволяет сделать вывод о достаточно полной разработанности вопросов, касающихся общей и языковой социализации личности. Анализ источников показал, что представляется возможным дополнить имеющийся опыт методологических обобщений социологическим анализом языковой социализации студенчества в ее направленности на приобретение профессиональной лингвистической и коммуникативной компетентности в социальном институте образования в период развития интеграционных процессов, новых экономических отношений, в условиях внедрения инновационных технологий на производстве и повышения требований профессиональной подготовки специалистов.- - -Цель и задачи диссертационного исследования.
Цель диссертационной работы заключается в выявлении закономерностей социализации через освоение новых иноязычных профессиональных терминов в социальном институте образования. Реализация поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
• проанализировать состояние современной профессиональной языковой системы, обосновать основные закономерности ее формирования;
• выявить специфику языковой социализации будущих молодых специалистов в социальном институте высшего профессионального образования;
•показать эффективность процесса социализации при лингвистической и коммуникативной компетенции; Сербиновская А.Н. Влияние процессов глобализации на современное студенчество. Автореф. дис. . канд. соц. Наук / А. Н. Сербиновская. - Минск, 2004.- 18 с.
•исследовать структурно-функциональные факторы и методы, повышающие качество профессиональной подготовки специалистов в условиях транзитивной экономики.
Объект исследования — студенты технических и экономических специальностей вуза.
Предмет исследования - специфика, механизмы и факторы процесса языковой социализации студентов вуза в условиях трансформирующегося общества.
Теоретико-методологическая основа исследования. В основе диссертационного исследования лежат положения и выводы ведущих российских и западных ученых, специализирующихся на анализе процессов языковой социализации и теории социальных коммуникаций. -• - "Анализ базировался на совокупности приемов, методов и-принципов, применяемых в социологии и смежных с ней науках, прежде всего, социолингвистике. Применены принципы синергетики. При выполнении диссертационной работы использованы основные положения системного анализа и синтеза, статистического анализа, метод анализа документов, теории иерархических систем.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили социологические исследования, выполненные в 1998 - 2008 г. в Хабаровском крае.
Для комплексного освещения проблемы диссертационного исследования использовались следующие источники информации:
•законодательство РФ в области образования; материалы Госкомстата России «Образование в России»;
•материалы федеральной и региональной СМИ по вопросам инновационной деятельности образовательных учреждений;
•данные формализованных опросов, полученных на предприятиях Дальневосточного экономического района и в Тихоокеанском государственном университете;
Научная новизна. Диссертация представляет собой комплексное междисциплинарное исследование актуальной проблемы языковой социализации студентов высшего учебного заведения в условиях трансформирующегося общества. В соответствии с этим:
1. Исследованы закономерности адаптации будущих молодых специалистов через освоение современных профессиональных иноязычных терминов в социальном институте образования в условиях трансформирующегося общества.
2. Установлено, что лингвистическая и коммуникативная компетентность будущего специалиста, характеризует потенциал его-профессиональной востребованности на современном рынке труда.
3. Выявлены принципы самоорганизации как условие формирования профессионального языка будущего молодого специалиста,
4. Предложен метод целенаправленного структурно-функционального синтеза социального института высшего профессионального образования.
5. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Языковая социализация будущих молодых специалистов в социальном институте высшего профессионального образования направлена на приобретение профессиональной коммуникативной и лингвистической компетентности.
2. На примере освоения современных иноязычных терминов, современный профессиональный язык рассматривается как значимый компонент социального развития и социализации личности, определяющий важнейшие характеристики специалиста.
3. Предложен подход целенаправленного структурно-функционального синтеза социального института высшего профессионального образования на подсистемы информационных концентраций.
Практическая значимость. Положения и выводы диссертации дополняют сферу научного познания о механизмах, факторах, содержании, показателях эффективности и методах исследования языковой социализации, позволяют расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки стратегии инновационной деятельности образовательных учреждений системы высшего профессионального образования. Предлагаемые в работе методы структурно-функционального синтеза были использованы • при-разработке научно-технической программы--«Технологии информационного сопровождения и поддержки этапов жизненного цикла наукоемких изделий (ИПИ-технологии)» по теме «Разработка концепции региональной системы управления качеством образовательных услуг» (2002 — 2003 г. г.), а также «Разработка действующей модели Инновационно-технологического центра в Тихоокеанском государственном университете» (2005 - 2006 г. г.). Результаты диссертационного исследования могут быть включены в разработки учебных курсов по общей и прикладной социологии, таких как, «Социология образования», «Социология личности», «Социология труда», «Управление инновационными процессами». Результаты научных разработок использовались при подготовке учебного плана по специальности «Управление инновациями» на кафедре «Технологической информатики и информационных систем» Тихоокеанского государственного университета.
Апробация. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на международных, всесоюзных, республиканских и региональных конференциях, среди которых: «Проблемы высшего образования», Хабаровск, 2004 г., «Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: проблемы и перспективы», Брянск, 2006 г., «Языковые и культурные контакты различных народов», Пенза, 2004 г., «Современные технологии обучения иностранным языкам», Пенза, 2004 г., «Проблемы высшего образования», Комсомольск-на-Амуре, 2005г. Основные положения диссертационной работы изложены в шестнадцати печатных работах, в том числе статьях в центральных журналах, трудах университетов и. институтов, симпозиумов и конференций. Результаты работы докладывались на пяти международных симпозиумах и конференциях. Структура диссертации определена целью и логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав^ заключения, приложений и библиографического списка используемых источников

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 140 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz