Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Социально-психологические аспекты полоролевой дифференциации и системной интеграции семьи. Бурняшев, Михаил Геннадиевич бесплатно
6:06 AM
Скачать Социально-психологические аспекты полоролевой дифференциации и системной интеграции семьи. Бурняшев, Михаил Геннадиевич бесплатно

Социально-психологические аспекты полоролевой дифференциации и системной интеграции семьи

Диссертация

Автор: Бурняшев, Михаил Геннадиевич

Название: Социально-психологические аспекты полоролевой дифференциации и системной интеграции семьи

Справка: Бурняшев, Михаил Геннадиевич. Социально-психологические аспекты полоролевой дифференциации и системной интеграции семьи : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль, 2003 209 c. : 61 03-19/466-7

Объем: 209 стр.

Информация: Ярославль, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И
ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Глава 2 КРИЗИСНЫЕ СОСТОЯНИЯ СЕМЬИ И ПРОБЛЕМА
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
Глава 3 СИСТЕМНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СЕМЬИ КАК ПСИХОТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ КРИЗИСНОЙ СЕМЬИ И НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
31История и основные понятия системной интеграции семьи
32 Общие принципы функционирования семейных систем
33 Основные модели и школы системной семейной терапии
Глава 4 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
41 Программа исследования
42 Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком
43 Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация
44 Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи

Введение:

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.
Практически у всех народов на определенном уровне социально-экономического развития возникает парная семья, характеризующаяся комплиментарностью социальных ролей мужчины и женщины; дети усваивают и воспроизводят модели полоролевого поведения родителей, благодаря свойству человеческой психики - подражанию, активно проявляющемуся в процессе эмоционально-действенного контакта родителей с детьми.
В периоды социальных кризисов, при смене общественных систем, сопровождающихся массовыми разрушениями семей, наблюдаются явления инволюции человека: дезадаптивность, деструктивность, замещение творческих установок потребительскими, дезориентация в нравственно-этических и эстетических ценностях. Эти явления сопутствуют ослаблению авторитета традиционной семьи, массовым разводам, подмене семейного воспитания общественным. При этом отцовские качества, социальные по природе, утрачиваются быстрее, нежели материнские, обусловленные биологически.
Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования эмоционально стабильной жизнеспособной творчески ориентированной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на довербальном этапе в пренатальный и постнатальный периоды, когда ребенок находится в полной зависимости от родителей и нуждается в условиях, удовлетворяющих его базовые потребности.
Современное состояние российской семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы оказываются порой противоречивыми и трудноразрешимыми. Еще десять-пятнадцать лет назад в нашей литературе много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определялась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим. Сегодня почти все в нашей стране говорят о кризисе семьи. Встречаются даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше общество.
Чтобы обеспечить условия эффективного функционирования института семьи, необходимо, прежде всего, выявить его потенциальные возможности в решении экономических, демографических, социально-психологических, педагогических и других проблем. Этим и обусловлен целостный, системный подход к исследованию семьи, изучению различных сторон и проблем ее жизнедеятельности, а также ее системной интеграции.
Существующие на любом этапе развития человечества противоречия между интересами общества и семьи, с одной стороны, и семьи и личности - с другой, в настоящее время чрезвычайно обострились под воздействием комплекса социально-экономических проблем, накопившихся в нашем обществе. Многообразие этих проблем - жилищной, продовольственной, проблемы «двойной» женской занятости, отставания развития социальной инфраструктуры от потребностей населения, и семьи в частности - пагубно отражается на функционировании современной семьи.
Особого внимания заслуживают отрицательные последствия, вызванные распространением внесемейных ценностных ориентации, отторжением от семьи ее основных функций, все большей дезорганизацией семьи, как социального института.
Острота этих проблем усугубляется снижением социальной значимости семьи.
Социально-психологический анализ семьи позволяет раскрыть необычность современного этапа, беспрецедентность сложившейся семейной ситуации в промышленно развитых регионах мира, способствует пониманию необходимости для общества находить на каждом из этапов общественно-экономического развития адекватную форму разрешения противоречий общества, семьи и личности в отношении рождения и воспитания детей. Одна из центральных задач при этом - поиск закономерностей формирования и изменения семейных ценностей, ценностных ориентации личности на брак и семью, на детей и родительство.
Для современного мира характерны процессы индустриализации и глобализации, резкого ускорения изменений в системах социальных ролей, общепринятых норм, ценностей и установок.
Одним из важнейших показателей развития общества является положение и роль женщины в нем. Поэтому многие современные исследователи склонны объяснять перемены, происходящие с обществом в настоящее время, прежде всего изменением экономического и культурного статуса женщины.
При этом изменение положения женщины (все большее ее вовлечение в сферу профессиональной и общественной деятельности, ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей, как в семье, так и вне ее) оказывает важнейшее влияние на одну из наиболее органичных составляющих общества - семью.
Ломка старых стереотипов и установок, пересмотр ролей - процесс болезненный как для семьи, так и для отдельных ее членов.
На этом фоне исследование вопроса особенностей отношения к полоролевой дифференциации и их взаимосвязи с такой характеристикой семьи, как удовлетворенность браком, приобретает особую актуальность.
В работах ряда психологов освещены проблемы связи половой дифференциации и удовлетворенности браком (Ю.Е. Алешина, И.Ю. Борисов, Е.В. Антонюк и др.)> но, к сожалению, в большинстве случаев рассматривается только изменение распределения ролей в семье, не изучая отношение к изменению роли женщины в профессиональной сфере. В других случаях проблема изучается только с точки зрения женщины, а удовлетворенность браком мужчины в рассмотрение не принимается. Необходимость в новых исследованиях по этой теме также определяется тем, что все исследования проводились до девяностых годов. В настоящий же момент произошли серьезные изменения в нашей стране, которые не могли не повлиять на предмет исследования.
Наша работа стремится внести свой вклад в заполнение данных пробелов в психологических знаниях.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она дополняет научное понимание проблем, особенностей половой дифференциации в современном обществе, структурных ценностных установок в семье, а также их влияния на функционирование семьи как социального института. Особенная значимость работы заключается в адаптации и апробировании психосоциального метода коррекции семейных отношений - системной интеграции.
В практическом же плане полученные нами результаты могут быть полезны в консультативной работе по проблемам семейных отношений, психологическом консультировании по вопросам полового воспитания и половой идентификации, психотерапии и психокоррекции кризисных семей, а также они могут применяться в образовательных системах в психологии, педагогике и психотерапии.
Основной целью нашей работы является изучение кризисных состояний семьи как социально-психологического сообщества, полоролевой дифференциации у современных супругов и их взаимосвязи с удовлетворенностью браком, исследование ценностно-ориентационной системы в семье, а также разработка и апробирование психотехнологий системной интеграции семьи.
Соответственно, задачи исследования определены следующим образом:
1. изучение литературных данных по изучаемым проблемам - семейных кризисов, особенностей полоролевой дифференциации, методов помощи кризисной семье;
2. разработка опросника, направленного на исследование особенностей отношения к изменению роли женщины в современном обществе и эмпирическое исследование определения роли женщины в обществе мужчинами и женщинами;
3. Определение взаимосвязи изучаемых характеристик с удовлетворенностью браком.
4. Вычленение основных факторов кризисного состояния семьи.
5. Исследование ценностно-ориентационной системы семьи.
6. Разработка и апробация психотехнологии системной интеграции семьи.
7. Анализ социально-психологической динамики кризисной семьи при системной интеграции
В качестве основных гипотез были выдвинуты следующие предположения:
1. Существуют значимые различия в оценке роли женщины в семейной и профессиональной сферах между мужчинами и женщинами;
2. Эта оценка связана с удовлетворенностью браком как у мужчин, так и у женщин, но эта связь имеет значимые межполовые различия.
3. Кризисные состояния семей имеют системный характер и для позитивного разрешения требует системной интеграции.
4. Психотехнологии системной интеграции семьи способствуют позитивному завершению кризисного состояния семьи
В качестве основной теоретической базы в нашей работе был взят системный подход к изучению становления и проявления психологического пола, основным представителем которого в нашей стране является И.С. Кон, а также мы опирались на исследования, проведенные по вопросам полоролевой дифференциации и особенностей семейной жизни С.И. Голодом, Ю.Е. Алешиной, И.Ю. Борисовым, Е.В. Антонюк и др. Анализ кризисного состояния и стратегии позитивной интеграции семьи методологически опирались на положениях системности при исследовании социально-психологических объектов, разработанных В.Д. Шадриковым, В.В. Козловым,
A.B. Карповым, В.В. Новиковым, а также зарубежными психологами А. Адлер,
B. Франкл, Н. Аккерман, М. Боуэн, К. Витакер, С. Минухин, И. Боззормени-Наги, Г. Заг, Г. Бейтсон, Дж. Хейли, Дж. Уикланд, П. Вацлавик, В. Сатир, М. Сельвини Паллаццоли, X. Штирлин, Б. Хеллингер, Г. Вебер.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 136 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz