Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 31 » Скачать Социальные представления об успехе. Нефедова, Наталья Ивановна бесплатно
9:40 PM
Скачать Социальные представления об успехе. Нефедова, Наталья Ивановна бесплатно

Социальные представления об успехе

Диссертация

Автор: Нефедова, Наталья Ивановна

Название: Социальные представления об успехе

Справка: Нефедова, Наталья Ивановна. Социальные представления об успехе : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Ярославль, 2004 186 c. : 61 04-19/690

Объем: 186 стр.

Информация: Ярославль, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ
11 Понятие успеха в социальных науках
12 Психологический анализ феномена успеха
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ
21 Единицы анализа структуры социальных представлений об успехе
22 Ход исследования Методы исследования структуры СПУ
23 Общие закономерности структуры социальных представлений об успехе
231 Факторный анализ персонажей
232 Факторный анализ прилагательных, характеризующих персонажи
Глава 3 ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНСТРУКЦИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ
31 Личностно-смысловые детерминанты социальных представлений об успехе
311 Результаты сопоставления когнитивной дифференцированности социальных представлений и образа-Я
312 Интегрированность образа-Я в структуру социальных представлений об успехе
313 Связь образа-Я в контексте успеха с самоотношением и смысложизнеными ориентациями респондентов
32 Идентификационно- ролевые детерминанты СПУ
33 Типология личности как носителя социальных представлений об успехе
34 Содержание тренинга успеха

Введение:

Актуальность темы исследования. Успех относится к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых отчетливо представляется обыденному сознанию. Однако его психологическое содержание далеко не очевидно в силу многовариантности смыслов и отношений, проявляющихся в его семантике. Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что установка на успех, чувство удовлетворенности от достижения поставленной цели, приобретение престижа и статуса являются значимыми элементами эмоциональной саморегуляции и самоотношения человека, которые непосредственно влияют на его психологическое состояние, способствуют профессиональной самореализации, являются стимулами для совершенствования личности.
Успех как сложный феномен, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью, является объектом социальных наук: философии, социологии, педагогики. Философские и социологические подходы рассматривают успех как "жизненное предназначение человека", "ценность, связанную с реализацией позиции в борьбе за выживаемость", "показатель адаптированности к социокультурным требованиям". Многогранность феномена проявляется в том, что, с одной стороны, успех - индикатор переживания индивидом результата собственных действий и усилий, с другой, - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений (Дж.Болдуин, Л.Гумилев, Д. Дьюи, У.Джеймс, Р.Рорти, В.П.Федотов, Ф.Шиллер, Дж.Эдвардс. Социологический аспект исследования успеха представлен в работах Б. Бессонова, М.Вебера, А.Б.Здравомыслова, В.Зомбарта, К.Мангейма, И.Шумпетера, А.С.Кравченко, Г. Миица, Н.Наумовой, Ф. Филиппова, В. Ядова.
Значительное внимание проблематике успеха уделяется в психологической науке. С различных теоретических позиций к ней обращались А. Адлер, Р. Ассаджиоли, С. Бандура, Э. Берн, К. Левин, А. Маслоу, Л. Монахан, Д. Кун, П. Шейвер, Ф. Салили, К. Шибе и др. В тоже время, большинству психологических направлений свойственен "проблемно-клинический" подход, сосредоточенный скорее вокруг психологической проблематики индивида, нежели ориентированный на выявление детерминант и манифестаций его успеха (А. Сосланд).
В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода более употребимым является понятие "успешности деятельности" (А.Б. Леонова, В.И. Медведев, О.Н. Родина). Контекстуально близким к проблематике успеха является функционально-динамический подход к личности (К.А. Абульханова-Славская), методологически восходящий к вопросам субъектности и жизненного пути индивида (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн).
Вместе с тем, успех как самостоятельный объект психологического исследования заслуживает более пристального интереса. Это относится как к общепсихологическому пониманию сути данного феномена, так и прикладным аспектам. Во-первых, в феномене успеха зафиксированы социокультурные паттерны, которыми индивид овладевает и которым следует в своем поведении на протяжении жизни. С этой точки зрения, актуальным является изучение успеха в ракурсе обыденного сознания в форме социальных представлений о нем культурных и субкультурных групп. В настоящее время изучение характера и структуры социальных представлений стало важным исследовательским направлением (К.А.Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.И.Донцов, Т.П.Емельянова, П С.И.Ерина, В.Л. Калькова, Н.Шихирев, Е.В. Шморина, Е.В. Якимова). Его существенной чертой является стремление проникнуть в глубину семантических и смысловых образований субъектов социальных групп, выявить объективно складывающееся в ходе коммуникативных практик людей понимание социального контекста. Анализ литературы, посвященной исследованию социальных представлений, позволяет заключить, что успех до сих пор не рассматривался в качестве их предмета, хотя изучение данного феномена в этой плоскости несомненно необходимо. Во-вторых, успех для каждого человека имеет собственный смысл, обусловленный субъектностью индивида. Более того, собственный успех является предметом самооценки, органично вписывается в образ-Я. Еще одной важной дефиницией, проясняющей понятие «успех», на наш взгляд, является «смысл жизни». Проблеме субъектности, самосознания, образа-Я, самооценке, смыслу посвящена обширная литература (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.В.Брушлинский, В.К.Вилюнас, С.Л.Выготский, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Е.Е.Насиновская, В.В.Столин, Е.В. Субботский). Для нас актуальным является рассмотрение названных психологических конструктов в контексте успеха и соотнесение их с понятием социальных представлений.
Таким образом, актуальность исследования социальных представлений об успехе обусловлена психологической комплексностью этого феномена, необходимостью рассматривать его на разных уровнях анализа. Внутренняя противоречивость успеха как объекта исследования определила проблему данной работы: выявление соотношения и взаимосвязи надличностных (существующих в социальных представлениях) и индивидуально-личностных (как компонента образа-Я и самооценки) составляющих успеха.
Объект исследования - социальные представления об успехе.
Предмет исследования - структура социальных представлений об успехе и характер взаимосвязи элементов структуры социальных представлений об успехе с компонентами образа-Я в данном контексте.
Цель диссертационного исследования заключалась в выявлении типичных и своеобразных для различных социальных групп элементов, составляющих структуру их социальных представлений об успехе, и установление его смысловых и индивидуально-личностных детерминант.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения: в обыденном сознании, проявляющемся в форме социальных представлений, зафиксированы образы и ассоциации успеха, характерные для данной социокультурной и субкультурной среды; социальные представления об успехе имеют структуру, отражающую комплексную (социальную и индивидуальную) сущность феномена; различные социальные группы, принадлежащие к одной культуре, имеют как общие, так и специфические особенности структуры социальных представлений об успехе; структура социальных представлений об успехе и структура образа-Я в этом же контексте взаимосвязаны, но не тождественны.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой, решались следующие теоретические и эмпирические задачи:
1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить основные концептуальные подходы к феномену успеха в социальных науках и психологической науке.
2. На теоретическом уровне определить основные единицы анализа исследуемого феномена в контексте социальных представлений о нем.
3. В эмпирическом исследовании определить типичные и отличительные черты структуры социальных представлений об успехе в различных социальных группах.
4. Провести сопоставление структуры социальных представлений об успехе с компонентами образа-Я, реализующимися в том же контексте.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения различных психологических школ и направлений, включающие в свой предмет проблематику успеха и достижений человека (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г.Ананьев, Р. Ассаджиоли, С. Бандура, Э. Берн, Б. Бессонов, Дж.Болдуин, М.Вебер, И.Ведин, Л.Гумилев, У.Джеймс, Д.Дьюи, А. Здравомыслов, В.Зомбарт, Л.Коган, И.Кон, АКравченко, Д.Кун, К. Левин, А.Б. Леонова, К.Мангейм, А. Маслоу, В.И. Медведев, Г.Мииц, Л. Монахан, Н.Наумова, Г.Олпорт, О.Н. Родина, Р.Рорти, С.Л. Рубинштейн, Ф. Салили, В.Федотов, Ф. Филиппов, Э.Фромм, Х.Хекзаузен, К.Хорни, П. Шейвер, К. Шибе, Ф.Шиллер, И.Шумпетер, Дж.Эдвардс, В. Ядов).
Значительный пласт феномен успеха занимает в новой отрасли современной психологии - акмеологии (О.С.Анисимов, А.А.Бодалев, АА.Деркач, В.Г.Зазыкин, Н.В.Кузьмина, А.А.Мелик-Пашаев, Л.А.Рудкевич, А.П.Ситников, Е.И.Степанова, А.П.Чернышов).
При рассмотрении проблемы социальных представлений, определении их функций и структуры рассматривались работы К.А. Абульхановой-Славской, Е. Авериной, Г.М.Андреевой, Т. Березиной, М. Воловиковой, Е.В.Гордиенко, И.Д.Даренского, А.И. Донцова, Т.П. Емельяновой, В.Л. Кальковой, С.Московичи, А.Н. Славской, Н.Л.Смирновой, Е.В. Шмориной, П.Н. Шихирева, Е.В. Якимовой.
Сопоставление структуры социальных представлений об успехе и образа-Я строилось на основе работ, раскрывающих особенности самосознания, Я-концепции и образа-Я (Д.А.Леонтьев, В.В.Столин), а также типологического подхода в концепции К.А.Абульхановой-Славской.
В основу эмпирической части работы была положена психосемантическая концепция (Д.Баннистер, В.Ф.Петренко, В.И. Похилько, Е.О. Федотова, Ф.Франселла, А.Г.Шмелев).
В работе использовались следующие методы. Для определения содержания социальных представлений об успехе применялись качественные методы исследования. В рамках фокус-групп проводился ассоциативный эксперимент, ранжирование выявленных элементов социальных представлений, экспертная оценка результатов работы по применению качественных методов. В эмпирической части работы использовались методы психосемантики с широким применением статистических процедур - факторного, дисперсионного, кластерного анализа. Кроме этого, при сопоставлении особенностей структуры социальных представлений и образа-Я применялись методики "Самоотношения" (В.В. Столин) и "Смысложизненных ориентаций" (Д.А. Леонтьев).
Надежность и достоверность исследования обеспечивается согласованностью исходных теоретических принципов с данными эмпирического исследования; использованием методов, адекватных логике исследования, соответствующих поставленным целям и задачам; обоснованностью и надежностью применяемого математико-статистического аппарата; адекватным сочетанием качественных и количественных методов исследования фактического материала; подбором репрезентативных выборок испытуемых.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Впервые успех рассмотрен как психологический феномен; выявлена его сложная психосемантическая природа, состоящая в оппозиции социальных и личностно-смысловых дискурсов.
Рассмотрена структура социальных представлений об успехе, как с точки зрения идентификационных элементов, определяющих ассоциативно типичные "фигуры успеха", так и с точки зрения конструктов, позволяющих давать описания этим "фигурам". Единицы анализа социальных представлений об успехе выявлялись с учетом надличностной и личностной составляющих данного феномена. Определены общие и различные особенности структуры социальных представлений об успехе для различных социальных групп.
Проведено сопоставление структуры социальных представлений об успехе с компонентами образа-Я в контексте успеха. Констатировано отсутствие тождества структуры социальных представлений и структуры образа-Я в исследуемой области, определены "каналы" взаимосвязи социальных представлений об успехе и образа-Я,
Разработана и применена схема социально-психологического тренинга успеха, которую можно использовать в консультационной и коррекционной групповой работе в различных социальных группах.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты дополняют научные данные о структуре социальных представлений, о взаимосвязи устойчивых личностных образований * ( образа-Я) с культурно обусловленными конструктами, опосредованно влияющими на выбор эффективных форм поведения.
В ходе научно-исследовательской работы были достигнуты следующие результаты, имеющие теоретическое значение: показано содержание социальных представлений об успехе с учетом специфики различных социальных групп; выявлена структура социальных представлений об успехе; доказана обусловленность представлений индивида о себе (образ-Я) в контексте успеха личностно-смысловыми ориентирами обнаружена специфика социальных представлений об успехе в различных социальных группах и констатировано отсутствие тендерных различий.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в консультационной, коррекционной и просветительской деятельности. В ходе исследования разработаны подходы к построению и анализу психосемантического пространства успеха и методы обработки и презентации полученных данных, которые могут применяться для исследования социальных представлений в иных областях. Кроме этого разработаны основные принципы и процедуры тренинга успеха, прошедшие апробацию при работе с различными социальными группами. По материалам диссертации разработаны методические рекомендации спецкурса "Психология успеха", включенного в учебный план специальности 02040 "Психология" в качестве дисциплины специализации "Социальная психология".
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальные представления и успех как психологические феномены имеют сложное строение, включающее в себя как социально-психологические (надличностные) так и личностные компоненты.
2. На основе теоретического анализа феномена успеха были выявлены следующие единицы анализа: структура и содержание социальных представлений об успехе; идентификационные компоненты социальных представлений об успехе; личностные детерминанты социальных представлений об успехе; типология личности как носителя социальных представлений об успехе.
3. Содержание социальных представлений об успехе включает в себя конструкты, конвенционально обозначающие персонажей, ассоциированных с понятием "успех", и приписываемые этим персонажам свойства. Структура социальных представлений об успехе универсальна для представителей различных социальных групп; не выявлено значимых тендерных различий. Следовательно, социальные представления об успехе имеют выраженный культурный характер.
4. Последующие единицы анализа позволили установить соотношение структуры социальных представлений с индивидуально-личностными детерминантами успеха: структурой образа-Я, самоотношением, смысложизненными ориентациями. Идентификационный центр во всех группах респондентов неоднороден, имеет структуру, состоящую из семейного, кланового, профессионального, временного уровней. С точки зрения типологии, исследование выявило два типа респондентов, отличающихся уровнем осмысленности жизни и содержанием самооценки.
5. Главным принципом «Тренинга успеха» является его релевантность результатам исследования диссертационной работы. Важное значение в процессе оказания социально-психологической помощи имеет использование адекватных психотерапевтических факторов, являющихся механизмами формирования оптимальных социальных представлений об успехе, таких как: экзистенциальные, арт-терапевтические факторы, использование групповой динамики и обратной связи участников группы и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего в себя 156 источников, 18 таблиц, 12 рисунков и 2 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 118 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz