Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 18 » Скачать Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Петрова, Анжела Львовна бесплатно
0:43 AM
Скачать Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг. Петрова, Анжела Львовна бесплатно
Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг

Диссертация

Автор: Петрова, Анжела Львовна

Название: Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг

Справка: Петрова, Анжела Львовна. Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2005 135 c. : 61 05-8/3292

Объем: 135 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Глава 1 Организационные и экономические особенности деятельности негосударственных вузов в условиях переходного периода
11 Основные факторы, определяющие стратегию негосударственных вузов на рынке образовательных услуг
12 Образовательная услуга как рыночная категория социально экономических отношений
13 Формирование конкурентоспособности образовательных услуг негосударственных вузов в рыночной социально-экономической среде
Глава 2 Методологические основы технологии комплексной оценки конкурентоспособности образовательных услуг
21 Структурные взаимосвязи показателей конкурентоспособности образовательных услуг
211 Концептуальная схема удовлетворения потребности населения в получении образован ия
212 Взаимосвязь показателей конкурентоспособности образовательных услуг
213 Алгоритм оценки конкурентоспособности образовательной услуги
214 Вероятностный метод оценки показателей конкурентоспособности
215 Анализ зависимости показателей конкурентоспособности от внешних и внутренних факторов
22 Критерии качества образовательной деятельности в рыночных экономических условиях
23 Методология оценки конкурентоспособности образовательных услуг негосударственного вуза
Глава 3 Пути совершенствования технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг
31 Методология исследования рынка образовательных услуг
32 Имитационное моделирование развития услуг в сфере образования
321 Моделирование развития образовательной системы вуза
322 Моделирование динамики спроса на образовательные услуги
33 Стоимостные и ценовые показатели образовательных услуг негосударственных гуманитарных вузов
331 Относительная потребительная стоимость образовательной услуги
332 Индексный метод маркетингового исследования образовательных услуг

Введение:

Актуальность темы исследования. В настоящее время исследование проблем маркетинга в сфере высшего профессионального образования в России становится весьма актуальной задачей. Такое положение объясняется, прежде всего, тем, что объём предложений российскими негосударственными вузами образовательных услуг превышает существующий спрос вследствие постоянного роста числа негосударственных вузов. В результате этого возникла ситуация, когда обеспечение набора студентов и эффективное функционирование любого вуза стало невозможным без проведения в жизнь мероприятий, относящихся к специальным вопросам маркетинговых исследований. Следует особо отметить, что в государственном секторе высшего образования реальные возможности многих государственных вузов по предложению образовательных услуг в последние годы реализуются не полностью. Причиной такого положения является, с одной стороны, недостаточное бюджетное финансирование, вызывающее необходимость получения дополнительных средств за счёт введения частичного платного обучения, и, с другой стороны, постоянное повышение требований к абитуриентам, поступающим в вуз.Всё это привело к тому, что в государственном секторе образования по многим специальностям (экономическим, юридическим и др.) спрос абитуриентов на поступление в государственные вузы превышает реально-возможное предложение образовательных услуг.В негосударственных вузах, наоборот, предложения устойчиво превышают спрос на образовательные услуги.Основными причинами такого положения являются: а) непрерывный рост представленного на образовательном рынке числа негосударственных вузов одинакового или близкого профиля; б) приемлемый размер платы за обучение; в) недостаточно высокие требования к абитуриентам, желающим поступить в негосударстве1П1ый вуз.В сложившихся условиях в числе ключевых проблем развития, с которыми сталкивается негосударственный сектор высшего профессионального образования в России особое место занимает обеспечение высокого качества образовательных услуг, удовлетворяющего требованиям к знаниям и умениям выпускников со стороны предприятий и организаций, нуждающихся в соответствующих специалистах.Отсюда вытекает необходимость поиска современных подходов к формированию маркетинговых стратегий негосударственных вузов, выявления и систематизации основных факторов, влияющих на качество и стоимость получения высшего профессионального образования. Такое направление исследований создаёт предпосылки для разработки мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности образовательных учреждений.В настоящее время сложилось ясное понимание того, что негосударственный сектор высшего образования в едином образовательном пространстве Российской Федерации состоялся и в основном, оправдывает своё предназначение. В соответствующих решениях коллегий Министерства образования Российской Федерации [3,4] особо подчеркнуто, что на протяжении последних лет продолжается процесс расширения негосударственного сектора высшего образования. В настоящее время доля негосударственных вузов в числе всех вузов России составляет 37,4%. В негосударственных вузах обучается 860 тыс. студентов [5]. В связи с этим, содержание программ обучения в негосударственных вузах, объём знаний, практических навыков и умений, получаемых в результате обучения, профессиональный уровень выпускников и их востребованность на рынке труда, приобретают общегосударственное значение.В свете изложенного весьма актуальной и важной проблемой дальнейшего развития негосударственного сектора высшего профессионального образования, на наш взгляд, становится проблема организации и проведения маркетинговых исследований, направленных на поиск эффективных направлений повышения уровня удовлетворения потребностей рынка в образовательных услугах по широкому перечню специальностей и специализаций с высоким качеством теоретической и практической подготовки.Степень разработанности проблемы исследования. В последние годы по маркетинговым проблемам, касающимся вопросов сбыта как товаров, так и услуг, в том числе образовательных, проведено значительное количество исследований, результатом которых явилось опубликование трудов большого числа российских и зарубежных экономистов. Среди публикаций появившихся за время перестройки экономики России, видное место занимают работы Балацкого Е.В., Ильинского И.В., Ковалёва А.И, Мамонтова А., Маяцкой И.Н., Павлова Н., Пащенко В.И., Пилипенко Н.Н., Розановой Т.П., Татарского Е.Л., Юданова А.И., Фатхутдинова Р.А., Хапенкова В.Н. и других учёных. Вопросы качества образовательной системы вуза исследовали отечественные учёные Аралов А.В., Вербицкий А.А., Зернов В.А., Итин Ю.К., Короткое Э.М., Субетто А.И., Селезнёва Н.А., Соловьёва Л.В., Татура Ю.Г., Яковлев Е.В. Вместе с тем, имеется лишь незначительное количество работ, в которых в качестве объекта исследования рассматривается качество образования и эффективность деятельности негосударственных вузов. Среди них заметны работы Аралова А.В.[2], Зернова В.А.[11], Голубкова Е.П. [9], Ковалёва А.И. и Войленко В.В.[15].Различным аспектам социально-экономических отношений в сфере высшего профессионального образования посвящены специальные научно-методические семинары и конференции.Проблематика совершенствования организации высшего профессионального образования в последние годы нашла отражение и в кандидатских и докторских диссертациях, а также в изданных по результатам исследований монографиях.Особое место среди них занимает докторская диссертация Ломакина А.Л.[19], посвященная вопросам повышения конкурентоспособности негосударственных гуманитарных вузов в сфере образовательных услуг. Изданная по результатам диссертационного исследования монография [20] содержит ряд разработанных автором принципиальных основополагающих положений, позволяющих решить насущные задачи повышения качества и конкурентоспособности негосударственных образовательных учреждений в условиях становления и развития рыночных отношений в сфере получения высшего профессионального образования.Следует подчеркнуть, что в отличие от других отраслей знаний, имеющих глубокие исторические традиции, проблемы негосударственного высшего профессионального образования в условиях рыночных отношений, сложившихся в России, относятся к «молодой» и поэтому малоизученной области знаний. Многие из рассматриваемых проблем ещё находятся в стадии разработки, отсутствуют единые мнения по поводу толкования целого ряда определяющих положений и понятий, используемых в оценках деятельности высших учебных заведений. Как показывает анализ многие аспекты маркетинговой сферы деятельности негосударственных вузов, в зависимости от складывающейся конъюнктуры образовательного рынка, остаются еще мало исследованными и требуют особого рассмотрения.Актуальность исследования данной проблемы применительно к негосударственному гуманитарному вузу значительно возрастает в связи с тем, что межвузовская конкуренция на рынке образовательных услуг именно в этой группе вузов одпородного профиля носит наиболее острый характер. С учётом вышеизложенного в диссертационном исследовании сделана попытка совершенствования методов решения насуишых маркетинговых задач деятельности негосударственного вуза.Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка научно- обоснованных методологических и организационных направлений совершенствования технологии организации и проведения маркетинговых исследований, способствующих повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг негосударственных вузов в рыночных экономических условиях, сложившихся в России.Указанная цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач: • проведение анализа особенностей деятельности негосударственных вузов на российском рынке образовательных услуг; • обоснование структуры комплексной модели маркетингового исследования рынка образовательных услуг; • разработка методологических подходов к технологии оценки конкурентоспособности образовательных услуг негосударственного гуманитарного вуза в рыночных условиях; • формирование алгоритма оценки зависимости показателей конкурентоспособности вуза от характеристик образовательного процесса; • конкретизация потребительских характеристик и определение критериев качества образовательных услуг; • анализ стоимостных и ценовых факторов, влияющих на конкурентоспособность негосударственного гуманитарного вуза; В качестве объекта исследования приняты формы и методы совершенствования маркетинговых исследований в целях повышения конкурентоспособности негосударственных гуманитарных вузов на российском рынке образовательных услуг.Предметом диссертационного исследования выступают социальноэкогюмические отношения субъектов управленческих структур негосударственных гуманитарных вузов, складывающиеся в процессе формирования образовательных услуг и предоставления их на российском рынке.Теоретической и методологической основой проведенных исследований явились: • основные положения нормативных и законодательных актов и документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов, как некоммерческих организаций; • опубликованные труды отечественных и зарубежных специалистов по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в негосударственных вузах в рыночных условиях и формирование образовательных услуг в соответствии со спросом; • опыт деятельности негосударственных гуманитарных вузов в части совершенствования технологии исследования рынка образовательных услуг и повышения конкурентоспособности удовлетворения потребностей населения в получении высшего образования; • концептуальные положения экономической науки по производству и сбыту товаров и услуг в условиях рыночных отношений с особенностями, присущими российской действительности переходного периода; Статистическую и информационную базу исследования составили: • опубликованные статистические данные, касающиеся структуры и особенностей развития системы образования Российской Федерации; • постановления Правительства Российской Федерации, решения коллегий и приказы Министерства образования по вопросам, касающимся образовательной деятельности негосударственных гуманитарных вузов как некоммерческих учреждений; • труды российских и зарубежных экономистов, посвященных анализу критериев качества образовательных услуг и формированию имиджа вуза в условиях рыночных социально-экономических отношений; • результаты научных исследований по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг негосударственного вуза, выполненных в Московском экономико-лингвистическом институте (МЭЛИ).Научная новизна исследования заключается в разработке эффективных форм и методов совершенствования организации и проведения методологических и социально-экономических мероприятий, позволяющих негосударственному вузу обеспечить должную конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг.Основные научные результаты и положения, представленные в диссертации, являющиеся личным вкладом соискателя и выдвигаемые на защиту: - разработка и обоснование комплексной модели маркетингового исследования рынка образовательных услуг; - формирование алгоритма оценки показателей конкурентоспособности образовательных услуг и их зависимости от характеристик образовательного процесса; - выявление оптимальных методологических подходов к оценке качества учебного процесса, определяющего имидж негосударственного вуза на рынке образовательных услуг; - обоснование форм и методов совершенствования технологии организации и проведения маркетинговых исследований в интересах достижения негосударственным вузом определённых преимуществ в удовлетворении спроса на образовательные услуги; - разработка методов оценки влияния стоимостных и ценовых факторов на конкурентоспособность образовательных услуг негосударственного вуза на образовательном рынке в условиях самофинансирования.Обоснованность, достоверность и практическая значимость полученных в диссертационном исследовании результатов подтверждается: выполнением соискателем в предшествующий период научноисследовательских работы по теме диссертации, результаты которой получили практическую реализацию; - одобрением в процессе широкого обсуждения на тематических конференциях и семинарах предлагаемых автором разработок, касающихся деятельности гуманитарных негосударственных вузов по предоставлению образовательных услуг, а также реализацией предложенных методов и форм совершенствования учебнометодической работы в направлении повышения качества подготовки специалистов и обеспечения конкурентоспособности вуза; - в практической реализации результатов исследований и рекомендаций в образовательной деятельности Московского экономико-лингвистического института, эффективность которых подтверждена успешным прохождением аттестации и аккредитации вуза Министерством образования РФ. Полученные результаты исследований обсуждались по докладам автора: - на научной конференции МЭЛИ «Повышение эффективности образовательной деятелыюсти гуманитарного негосударственного вуза на российском рынке образовательных услуг», Москва, апрель 2005 г.; - на расширенном заседании Кафедры экономики МЭЛИ, май 2005 г.Публикации по теме диссертационного исследования: 1. Ломакин А.Л., Петрова А.Л. Оценка эффективности воздействия факторов активного маркетинга на показатели конкурентоспособности образовательных услуг // Сборник научных трудов МЭЛИ.- № 3.- М., 2004.2. Петрова А.Л. Применение метода линейного программирования в практике маркетинговых исследований // Журнал-книга «Предпринимательство».- М.- 2005.- № 3.3. Петрова А.Л. Маркетинговое исследование рынка образовательных услуг негосударственных вузов // Сегодня и завтра российской экономики. - М.: Экономика.- 2005.- № 6.4. Петрова А.Л. Особенности негосударственного высшего образования в развитых странах // Совершенствование подготовки специалистов в условиях модернизации высшего образования в России: Тезисы докладов научно-практической конференции / МЭЛИ.- М., 2005.5. Петрова А.Л. Проблемы организации негосударственного высшего образования за рубежом и в России // Юбилейный сборник научных трудов МЭЛИ.-'№ 4. - М., 2005.6. Петрова А.Л. Комплексная оценка конкурентоспособности образовательных услуг негосударственного вуза // Юбилейный сборник научных трудов МЭЛИ.- № 4.-.М., 2005.7. Ломакин А.Л., Морошкин В.А., Нейман В.Г., Петрова А.Л. Повышение конкурентоспособности негосударственного вуза гуманитарного профиля в сфере образовательной деятельности (шифр «Конкурентоспособность 2») // Итоговый отчет о НИР/ МЭЛИ.- М., 2004.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 115 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz