Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Павленко, Ирина бесплатно
9:42 PM
Скачать Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад. Павленко, Ирина бесплатно

Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад

Диссертация

Автор: Павленко, Ирина Николаевна

Название: Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад

Справка: Павленко, Ирина Николаевна. Сравнительный анализ познавательного развития старших дошкольников, посещающих и не посещающих детский сад : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Москва, 2006 166 c. : 61 06-19/190

Объем: 166 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Психологические и педагогические особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
11 Познавательное развитие дошкольников, как предмет научного исследования
12Роль взрослого в формировании познавательного отношения ребенка к окружающей действительности
13 Проблема интеграции содержания образования в психологопедагогическом аспекте
Глава 2 Экспериментальное изучение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад
21 Организация и методы исследования
22Особенности познавательного развития дошкольников, не посещающих детский сад, в сравнении с их сверстниками, посещающими дошкольное учреждение
221Состояние здоровья детей Социальный статус семей
222Уровень интеллектуального развития, состояние фонематического слуха у старших дошкольников
223Роль педагогической компетенции в познавательном развитии детей
2240собенности общения детей экспериментальной группы
Глава 3 Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, не посещающих детский сад, в процессе интегрированных занятий
31 Содержание экспериментального обучения
32 Коммуникативная направленность деятельности педагога
33 Технология экспериментального обучения
34 Динамика познавательного развития детей, не посещающих детский сад, по окончании экспериментального обучения в сравнении с их сверстниками, посещающими дошкольное учреждение
35 Сравнительный анализ интеллектуальной готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад
36 Развитие общения и социальной компетентности детей

Введение:

Актуальность исследования.
Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, JI.H. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес.
В работах J1.C. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.
Изучение познавательной деятельности дошкольников в нашей стране осуществлялось, как правило, в условиях общественного дошкольного воспитания. В настоящее время, по сведениям Министерства образования и науки РФ, 41% дошкольников в России не посещают детский сад. В Москве эта цифра ниже и составляет 34% («О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»: доклад на заседании Правительства РФ 09.10.2005г.). Исследования особенностей психического развития детей, находящихся вне общественного дошкольного воспитания (далее «домашних» детей) практически отсутствуют. Имеются лишь многочисленные высказывания учителей начальных классов о том, что дети, не посещающие детский сад, испытывают значительные трудности адаптации к школе.
Многие родители дошкольников, не посещающих детский сад, приводят 2-3 раза в неделю своих детей в дошкольные учреждения или в школы на подготовительные занятия. В некоторых дошкольных учреждениях открываются группы кратковременного пребывания.
Необходимость научного обоснования психолого-педагогических условий, благоприятствующих целенаправленному познавательному развитию волевой регуляции и социальной компетентности у дошкольников, не посещающих детский сад (в относительно короткие сроки), обусловливает актуальность диссертационного исследования.
Цель исследования: изучение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, не посещающих дошкольное учреждение в сравнении с их сверстниками, посещающими детский сад.
Объект исследования: познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях интегрированных занятий.
Гипотеза исследования: дефицит общения с чужими взрослыми и сверстниками, бессистемное приобретение знаний и представлений об окружающем мире детьми, не посещающими детский сад, препятствует актуализации потенциальных возможностей их психического развития. Это диктует необходимость проведения с ними учебно-игровых занятий, направленных на развитие недостаточно сформированных в соответствии с возрастом сторон познавательной деятельности, социальной и коммуникативной компетентности.
В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать имеющиеся в литературе психолого-педагогические теоретические подходы к пониманию проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, роли взрослого в формировании познавательного отношения ребенка к окружающей действительности и изучить проблему интеграции содержания образования в науке и практике;
2. Изучить особенности познавательного развития старших дошкольников, посещающих детский сад и их ровесников, воспитывающихся вне дошкольных учреждений;
3. Определить основные составляющие экспериментального обучения;
4. Разработать и апробировать систему интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, не посещающими детский сад;
5. Исследовать влияние интегрированного обучения на динамику познавательного развития «домашних» детей;
6. Определить степень интеллектуальной готовности к школьному обучению старших дошкольников, посещавших в течение года экспериментальные занятия. Методологической основой исследования являются основополагающие принципы отечественной психологии о роли деятельности в формировании психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); ключевые положения теории развития высших психических функций и концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); теоретические положения, раскрывающие специфику психического развития детей дошкольного возраста Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина; понимание роли общения, взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в его личностном и интеллектуальном развитии, нашедшие отражение в исследованиях М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой. Методы исследования.
В соответствии с целью исследования и поставленными задачами в работе использовались следующие методы:
•изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
•анкетирование родителей; изучение медицинской документации дошкольников;
•констатирующий эксперимент: использовалась методика исследования интеллекта Д. Векслера (адаптированный вариант для детей от 5 до 16 лет Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев), включенное наблюдение; -формирующий эксперимент: система интегрированных занятий; -экспериментальное изучение интеллектуальной готовности детей к школьному обучению: использовалась МЭДИС - методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей детей А.С. Авериной, Е.И. Щебланоцой, Е.Н. Задориной, применяемой для отбора детей 6-7 лет в школы с программами обучения повещенной трудности;
•наблюдение за общением и поведением детей в процессе экспериментальных исследований и на занятиях;
•качественный и количественный анализ данных констатирующего и обучающего экспериментов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Умственное развитие старших дошкольников, не посещающих детский сад, характеризуется невысоким уровнем сформированности ряда мыслительных операций, общей осведомленности, волевой регуляции по сравнению с их сверстниками, посещающими детский сад.
2. Потенциальные возможности познавательного развития детей, воспитывающихся вне дошкольного образовательного учреждения, могут быть реализованы путем организации специальных учебно-игровых занятий.
3. Система экспериментальных занятий эффективна при научном отборе содержания знаний, построении взаимодействия с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, использовании игровых технологий с учетом закономерностей психического развития дошкольников.
4. Интегрированное содержание занятий, реализация адекватных возрасту форм и способов общения взрослого с детьми обеспечивают интенсивное познавательное развитие детей, не посещающих детский сад, актуализируют их познавательные возможности, формируют социальную и коммуникативную компетентность. Система интегрированных занятий эффективна при подготовке этих детей к школьному обучению.
Научная новизна и теоретическое значение диссертационного исследования заключается в том, что:
1. Экспериментально определены особенности познавательного развития старших дошкольников, не посещающих детский сад, в сравнении с их сверстниками, систематически посещающими дошкольное учреждение;
2. Определена специфика психологических и педагогических условий проведения интегрированных занятий, направленных на познавательное развитие старших дошкольников и основанная на важнейших теоретических положениях о развивающем обучении;
3. Разработана и апробирована система интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольное учреждение, доказавшая свою эффективность в развитии познавательной и коммуникативной деятельности детей, повышении их волевой регуляции;
4. Получены фактические данные, подтверждающие положительное влияние интегрированных занятий на психическое развитие детей, показано, что эти занятия могут быть эффективно использованы в различных педагогических условиях.
Практическое значение заключается в разработке системы интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста, как современной психолого - педагогической технологии, благодаря которой дети имеют возможность за достаточно короткий срок (один учебный год) реализовать свои потенциальные познавательные возможности. Данная технология может быть использована в подготовительных при школе группах, группах кратковременного пребывания детей, в индивидуальной работе с дошкольниками.
Достоверность и надежность полученных данных обеспечены применением комплекса взаимодополняемых методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, обработкой результатов с помощью методов математической статистики, сочетанием качественного и количественного анализа полученных экспериментальных данных.
Диссертационное исследование проводилось в три этапа:
1 этап (1997-1998 гг.) - изучение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования познавательной активности дошкольников и технологии проведения интегрированных занятий, определение методологии и методов исследования;
2 этап (1998-1999 гг.) - разработка системы интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию фонематического восприятия и речи в целом, апробация разработанной системы с «домашними» детьми на подготовительных к школе занятиях;
3 этап (1999-2005 гг.) - проведение констатирующего и формирующего эксперимента. Работа проводилась в ГОУ прогимназия №1633 и в ДОУ №735 г. Москвы. В эксперименте приняло участие 180 детей: 135 детей из детских садов и 45 детей, не посещающих детский сад. На этом этапе также происходило обобщение экспериментальных данных, уточнение системы интегрированных занятий, оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов: материалы и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях Московского государственного педагогического университета (2003г., 2005г.), на Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (2004г.), заседаниях лаборатории Психологического института РАО, городской конференции Департамента образования г. Москвы «Перспективы дошкольного детства» (2002г.), республиканских курсах повышения квалификации руководителей ДОУ (2003г.), международном семинаре в рамках обмена опытом с директорами школ и прогимназий в г. Рига (2003г.), городской научно-практической конференции «Метод проекта в обеспечении индивидуального стиля социализации и личностного роста детей» (2005г.).
Система интегрированных занятий была внедрена в практику работы ГОУ прогимназия №1633 г. Москвы в рамках городской экспериментальной площадки «Личностное развитие детей средствами интегрированных занятий». Результаты исследования используются в практике ДОУ № 735, 1003,1834, 644, 1638, 47 г. Москвы.
Основные положения диссертации отражены в 11 публикациях общим объемом 14 печатных листов.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (230 наименований) и трех приложений. Основной текст диссертации изложен на 153 страницах, включая 13 гистограмм и 7 таблиц.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 101 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz