Пятница, 2024-05-10
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Становление художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах. Болд Лхамцэрэн бесплатно
5:54 AM
Скачать Становление художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах. Болд Лхамцэрэн бесплатно

Становление художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах

Диссертация

Автор: Болд Лхамцэрэн

Название: Становление художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах

Справка: Болд Лхамцэрэн. Становление художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Болд Лхамцэрэн; [Место защиты: Моск. гос. пед. ун-т] - Москва, 2009 - Количество страниц: 192 с. Москва, 2009 192 c. :

Объем: 192 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
ГЛАВА I Этнопсихологические и педагогические особенности 11 становления художественных интересов
11 Теоретические подходы к проблеме исследования художественных 11 интересов в современной педагогике и психологии
12 Проблемы становления и формирования художественных 37 интересов
13 Особенности отношения монголов к художественной культуре и 83 народному искусству
ГЛАВА II Эмпирическое исследование особенностей становления художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах
II 1 Организация и методы эмпирического исследования особенностей становления художественных интересов монгольских ^^ студентов
112 Результаты эмпирического исследования особенностей становления художественных интересов монгольских ^^ студентов

Введение:

Актуальность исследования. Изучение влияния искусства на духовный мир молодежи - одна из важнейших задач педагогики и образовательной практики. Направленность художественных интересов молодежи - надежный индикатор ее образованности, степени ориентации на художественную культуру, ценности и традиции своего и чужого этноса. Интересы человека являются важнейшим доминирующим фактором, обуславливающим, в конечном счете, общее направление человеческой деятельности по созданию ценностей общества и его культурного потенциала.
В современной ситуации в связи с ростом глобальной интеграции культур, интересы к художественной культуре монгольской молодежи изменяются. Процесс глобализации, несомненно, оказывает самое непосредственное влияние не только на искусство, культуру, но и ценности человека.
До конца 80-х годов XX века Монголия настаивала на консервативности внешнеполитического курса, приветствовавшего закрытость границ. Социально-демократическая партия, выступив против этого консервативизма, утвердила стратегию открытия границ Монголии для контактов с внешним миром. Такая смена перехода не может быть безболезненной и сопровождается различными последствиями, влияющими на мировоззрение граждан страны.
Сегодня в Монголии можно наблюдать выражения культур разных стран мира. В этих сложных, противоречивых условиях перехода от старой модели развития к новой особенно остро встают проблемы изучения влияния искусства, культуры на духовный мир молодежи и также разумного регулирования взаимодействия и взаимовлияния современной культуры разных стран.
Следует отметить, что Монголия, ранее ассоциировавшаяся в географическом плане со степями, а в демографическом с многодетностью, и сейчас имеет все права называться молодой: по статистическим данным на конец 1996 года 74,6% населения занимают дети и молодежь в возрасте до 35 лет, из них 36% в возрасте от 16 до 35 лет, причем сохранение данной тенденции прогнозируется и на ближайшие 20 лет. Студенты - как часть молодежи, наряду со специфическими качествами, которые формируются в процессе обучения в вузе, обладают общими чертами, характерными для всей молодежи. Студенчество, являясь одной из общественных групп, имеет некоторые особенности, связанные с переходным статусом и условиями жизнедеятельности вузовской молодежи.
Экономические процессы, происходящие в стране, охватили и культуру, в результате чего художественно-творческая деятельность различных социальных общностей, групп и индивидов оказалась довольно проблематичной. Произошло разрушение идеалов, наступил кризис культуры, выразившийся в столкновении ставших привычными, устоявшимися знаний, ценностей, норм, образцов жизнедеятельности с новыми социокультурными ориентациями общества, повлекшими за собой ломку представлений, переоценку многих ценностей, перестройку менталитета и всей картины мира. Актуальность исследования художественных интересов монгольской молодежи определяется сложностью и противоречивостью современного состояния духовности монгольского общества в условиях переходного периода.
Художественные интересы монгольских студентов имеют свои специфики. Они характеризуются специфическим сочетанием стремления к взаимодействию с национальным и мировым искусством. Изучение этих особенностей позволит глубже понять характер становления этнической идентичности монгольской студенческой молодежи, обучающейся в Монголии и за рубежом.
Воздействие глобализации на мировые культуры и искусства делает актуальным и необходимым изучение особенностей художественных интересов монгольской молодёжи, определение места интересов молодёжи в искусстве и культуре, прогнозирование развития и влияния художественных интересов на поведенческие мотивации.
Раскрытие культурологических, социальных и психологических особенностей механизма формирования художественных интересов подает нам возможность не только проследить эволюцию отношения к искусству, но и способствует более глубокому проникновению в суть изменений, происходящих в культуре на настоящем этапе.
Степень разработанности проблемы исследования. Основное внимание автора данной работы уделено исследованию комплексной 1 проблемы, каковой является проблема формирования художественных интересов студентов, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения.
Ряд ученых рассматривали различные аспекты восприятия произведений искусства (В.М. Аллахвердов, Б.Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л.Л. Бочкарёв, Л.С. Выготский, Е.П. Крупник, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Х. Раппопорт, С.Л. Рубинштейн, В.Е. Семенов, Ю.В. Шаров, Ю.У.Фохт-Бабушкин, П.М. Якобсон и др.).
Методологические аспекты деятельностного и личностного подходов к пониманию сущности восприятия искусства освещены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, ДА. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и др. Общее направление в изучении художественного восприятия заключается в переходе от формы художественного произведения, через функциональный анализ ее элементов и структуры к воссозданию эстетического переживания и установлению общих законов (Л.С. Выготский). С точки зрения С.Л. Рубинштейна, личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Деятельность определяется своим объектом не прямо, а через 1 внутренние, специфические закономерности (цели, мотивы). Личностный подход в рассмотрении взаимодействия искусства и личности центрирует основное внимание как на взаимодействии средств и видов искусства, так и на роли смысловых, мотивационных характеристик индивидуальности человека. Индивидуальное развитие Б.Г. Ананьев рассматривал как внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности. По мнению П.М. Якобсона, уровень развития художественного восприятия определяется жизненным опытом, знаниями воспринимающего субъекта; фондом художественных впечатлений; сложившимися привычками; стереотипами, приобретенными в процессе жизни.
Ряд ученых рассматривает проблему формирования и развития художественных интересов через использование различных, художественных средств (В.Н. Банников, JI.J1. Бочкарёв, П.И. Буцаев, Е.П. Крупник, Ф.Р. Зевахина, И.Л. Левин, Б.Т. Лихачев, Б.И. Мустафаев, В.И. Петрушин, С.Х. Раппопорт, H.H. Свичинская, А.Н. Семашко, В.Е. Семенов, A.A. Сергеева, A.A. Сихаев, В.М. Тарбоков, Б.М. Теплов, Е.А. Черкашин, Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.).
Этнические аспекты интересующей нас проблемы отражены в работах исследователей (Ю. В. Бромлей, В. Вундт, Л.Н. Гумилев и др.); монгольских культурологов и искусствоведов (Л. Батчулуун, Ч. Далай, Ж. Долгорсурэн, С. Дулам, Б. Катуу, С. Лувсанвандан, Д. Оюунцэцэг, О. Пурэв, С. Сумъяа, Хурэлбаатар, Д. Цэрэнсодном, Ж. Энэбиш, Л. Эрдэнэчимэг и др.), российских монголоведов (Л.Л. Викторова, К.В. Вяткина, Н.Л. Жуковская, М.И. Каратыгина, И.В. Кочешков, И.В. Кульганек, И.И. Ломакин, Т.М. Михайлов, Р.Д. Санжаева, Т.В. Сергеева и др.).
Изучение научной литературы позволяет заключить, что вопросы формирования художественных интересов рассматривались с разных позиций, но аспект формирования художественных интересов студентов, обучающихся на территории титульного и чужого этноса, является малоизученным, поскольку не был предметом специального исследования.
Таким образом, с одной стороны — сложность и противоречивость современного состояния духовности общества, во многом вызванного условиями переходного периода, с другой стороны — недостаточное теоретическое обоснование и практическая обработка проблемы формирования художественных интересов определили актуальность проблемы и темы исследования.
Проблема исследования: определение психолого-педагогических особенностей становления художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах.
Цель исследования - изучение особенности становления художественных интересов монгольских студентов.
Объект исследования - становление художественных интересов монгольских студентов.
Предмет исследования — особенности становления художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах Гипотезы исследования
1. Художественные интересы монгольских студентов являются индикаторами их социокультурной адаптации.
2. При глобальной интеграции в начале XXI века художественные интересы испытывают двойное влияние: во-первых, ценностей традиционной культуры; во-вторых, культуры стран международного сообщества.
3. У современных монгольских студентов, обучающихся за рубежом , более выражены унифицирующие влияния современной мировой художественной культуры. У студентов, обучающихся в Монголии, ярче представлены интересы к национальной культуре.
В соответствии с методологией, теоретической позицией и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить основные теоретические подходы к проблеме исследования художественных интересов в современной педагогике и психологии.
2. Выявить психолого-педагогические особенности аккультурации современной монгольской молодежи на территории титульного и чужого этноса.
3. Раскрыть особенности становления художественных интересов монгольских студентов в условиях разных социокультурных влияний.
4. Выявить тендерные особенности становления художественных интересов монгольских студентов.
Теоретико-методологической основой исследования являются: положение культурно-исторической концепции развития психики человека JI.C. Выготского о зависимости развития личности от социокультурной ситуации; личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна; научные психолого-педагогические работы по проблемам психологии искусства (Б.Г. Ананьев, В.М. Аллахвердов, Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, Е.П. Крупник, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, С. X. Раппопорт, С.Л. Рубинштейн, В. Е. Семенов, П.М. Ю.У. Фохт-Бабушкин, Якобсон и др.); труды исследователей формирования художественных интересов (В. Н. Банников, Л. Л. Бочкарёв, П.И. Буцаев, Ф. Р. Зевахина, И. Л. Левин, Б. И. Мустафаев, В. И. Петрушин, А. А. Сергеева, Н. Н. Свичинская, А. А. Сихаев, В. М. Тарбоков, Б. М. Теплов, Е. А. Черкашин и др.). Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы применяем следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические - исторический, искусствоведческий анализ художественной культуры, изучение исторической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме изучения художественных интересов.
2. Эмпирические - «Экспресс-диагностика межэтнической аккультурации» (B.C. Мухина); опросник художественных интересов (А.И. Савенков); методика «Измерение художественно-эстетической потребности» (B.C. Аванесов); методика «Диагностики потребности в поисках ощущения» (М. Цукерман); метод включенного наблюдения; анкет, составленный автором.
3. Методы математической обработки - программа STATISTIC A for Windows 8.0; критерия Манна-Уитни; корреляция Пирсона (г-Пирсона), X2 (хи-квадрат).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые предложено рассмотрение особенностей становления художественных интересов монгольских студентов в разных социокультурных средах, в связи с аккультурационным процессом. Выявлены особенности формирования художественных интересов, художественно-эстетических потребностей в зависимости от разных социокультурных сред и половых различий.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что выявлена зависимость характера художественно-эстетических потребностей, интересов к искусству и художественной деятельности у студентов от процесса межэтнической аккультурации. Суть их заключается в том, что студенты, обучающиеся и проживающие на территории титульного этноса более подвержены унифицирующим влияниям глобализации, на что вполне определенно указывают художественные интересы.
Практическая значимость исследования
Результаты исследования могут быть использованы для разработки молодежных программ с целью диагностики психологических особенностей студентов. Специфика художественных интересов может учитываться в практической работе психолога со студентами, а также в воспитательной, учебной работе образовательных учреждений и в разных культурно-просветительных учреждениях в процессе приобщения молодежи к художественной деятельностью.
Достоверность исследования обеспечивается реализацией комплексных методов, адекватных задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, практической проверкой теоретических разработок и материалами проведенной опытно-экспериментальной работы.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Художественные интересы монгольских студентов являются индикаторами их социокультурной адаптации. И свидетельствуют о том, что: - Готовность к интеграции у монгольской молодёжи, находящейся на территории титульного этноса выражена, более отчетливо.
• Готовность к интеграции заметно повышается, если учащаяся молодёжь выезжает на длительный срок, в другую страну, где доминирует культура иного титульного этноса.
• При явной доминирующей готовности к интеграции, наблюдается тенденция сепарации. Эта амбивалентная позиция является выраженной тенденцией выбора современной монгольской молодёжи.
2. Ведущим фактором становления художественных интересов современных монгольских студентов в разных социокультурных средах является информационно-образовательный контекст, в котором они живут. Ценностные ориентации и культурно-эстетические предпочтения, укоренившиеся традиции задают общее направление процессу формирования художественных интересов и ценностных ориентации в целом.
3. У монгольских студентов, обучающихся в Монголии и России наиболее отчетливо выражены интересы к современному, классическому мировому искусству. Значительно меньше выражены интересы к национальному народному искусству.
4. Отношение к искусству, его различным видам у студентов по своему характеру неодинаковое. В области литературы и кино художественный интерес наиболее развит. Практически отсутствует серьезный интерес к театру, изобразительному искусству. В области музыки художественные интересы более устойчивы. Поверхностный интерес к изобразительному искусству и театру. Молодежь хорошо воспринимает популярные, известные произведения, независимо от жанра. В таком случае потребление искусства происходит и с целью отдыха, и с целью получения эстетического наслаждения. Хотя уровень интересов по видам и направлениям искусства у монгольских студентов в Монголии намного выше, чем у студентов в России, их знания об искусстве являются недостаточными.
5. Современные монгольские студенты, обучающиеся в Монголии, в силу ориентации своих художественных интересов на классическое и современное искусство демонстрируют более высокую готовность к этнической ассимиляции, чем их монгольские сверстники, обучающиеся в России.
6. Художественные интересы монгольских девушек-студенток выражены более ярко по сравнению с художественными интересами юношей-студентов.
7. Художественные интересы современных монгольских студентов свидетельствуют о том, что они склонны к интеграции в мировое сообщество. У монгольских студентов, обучающихся в России, наблюдается большее стремление к интеграции в иную культуру, чем у монгольских студентов в Монголии. А монгольские студенты, обучающиеся в Монголии демонстрируют более высокую готовность к ассимиляции, чем монгольские студенты в России.
Апробация работы. Представленные в работе результаты исследования обсуждались на объединении молодых ученых кафедры педагогики и психологии образования МГПУ, докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, 2005, 2006); на московской научной теоретико-практической конференции монгольских студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов, обучающихся в вузах Российской Федерации (Москва, 2005, 2006); на международной научно-практической конференции «Россия - Монголия: самобытность и взаимовлияние культур в условиях глобализации» (Санкт-Петербург, 2008).
Структура и объем работы
Диссертация включает 182 страниц. Структурно работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. Библиография содержит 217 наименования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 103 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz