Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 23 » Скачать Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Смирнов, Юрий Алексеевич бесплатно
0:11 AM
Скачать Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Смирнов, Юрий Алексеевич бесплатно

Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности

Диссертация

Автор: Смирнов, Юрий Алексеевич

Название: Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности

Справка: Смирнов, Юрий Алексеевич. Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 / Смирнов Юрий Алексеевич; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т] Москва, 2007 159 c. : 61 07-19/764

Объем: 159 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Стиль жизни и формирование тревожности в процессе развития личности
11 Современное состояние проблемы стиля жизни личности в психологической литературе
11 ЛПсихологическая характеристика развития личности ребенка в раннем возрасте и детско-родительские взаимоотношения как факторы, влияющие на формирование стиля жизни
12 Основные подходы к пониманию тревожности в отечественной и зарубежной психологии
13 Связь тревожности и социально-психологической адаптации
Глава
II Эмпирическое изучение тревожности связи стиля жизни и личностной
21 Обоснование и характеристика программы, методов и выборки эмпирического исследования
22 Анализ ранних воспоминаний респондентов с высоким и низким уровнями личностной тревожности
23 Особенности социально-психологической адаптивности людей с разным уровнем личностной тревожности и стилем жизни
24 Связь стиля жизни, уровня личностной тревожности и социальнопсихологической адаптации
25 Связь самооценки стиля жизни с личностной тревожностью
26 Связь стиля жизни и тревожности в группах разного пола, возраста и социального статуса
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность проблемы. Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наблюдается возрастание количества тревожных людей вне зависимости от половых, возрастных и других характеристик [73]. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции. В настоящее время ученые придают большое значение не только разработке новых методов снижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения возникновения этой личностной черты. Высокая тревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в своих силах, является условием формирования отрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылки для агрессивного поведения (Левитов Н.Д., Габдреева Г.Ш., Имедадзе Н.В., Прихожан A.M., Ханин Ю.Л., Спилбергер Ч. и др.). Тревожность может повышать активность, конкретизировать возможную опасность, а может порождать ощущение беспомощности, неуверенности [73]. Поэтому решение проблемы тревожности относится к числу актуальных задач практической психологии. В нашей работе мы придерживаемся индивидуальной психологии А.Адлера, согласно которой проблема возникновения тревожности кроется в раннем детстве, а именно в том, какой жизненный стиль избирает для себя человек, будучи еще ребенком. Стиль жизни представляет собой реализацию принятого человеком в раннем детстве решения о том, что такое мир, что такое «Я» и каково его место в этом мире (Сидоренко Е.В., 2000). Стиль жизни формируется на основе личного опыта ребенка в общении со средой и остается неизменным в течение всей жизни, проявляясь во всех формах взаимодействия человека с окружающим миром. Отношения, которые складываются между родителями и детьми в раннем детстве, являются очень важными, так как на основе этого взаимодействия ребенком будут приняты решения относительно того, как мир относится к нему и каково его место в этом мире (Адлер А., Хорни К., Берн Э.)- Негативные переживания детских лет, физические ограничения, дефекты в социальных взаимоотношениях могут привести к появлению у ребенка чувства неполноценности, к нарушениям социальной оценки себя (Адлер А.). Для защиты собственного «Я» от осознания неполноценности личность вырабатывает цели; при этом у нее складывается определенный стиль жизни. Основатель индивидуальной психологии А.Адлер считает, что стиль жизни определяется двумя основными факторами: жизненной целью и способом ее достижения. Однажды сформировавшись, с целью компенсации чувства неполноценности у маленького ребенка, стиль жизни становится стержнем личности, системообразующим фактором, предопределяющим все выборы и решения данного индивидуума, развитие всех отдельных черт его характера [2, 5]. Таким образом, исходя из теории А. Адлера, можно предположить, что тревожность как черта личности должна коррелировать со стилем жизни, сложившимся еще в раннем детстве. Следовательно, стиль жизни индивида с высоким уровнем тревожности будет отличаться от стиля жизни индивида с низкой тревожностью. Узнать о стиле жизни личности и о тех событиях детства, которые его определили можно на основании анализа ранних воспоминаний, который является особой техникой, предложенной А.Адлером. Этот метод дает ключ к пониманию поставленных индивидом целей и способов их достижения. В индивидуальной психологии А. Адлера подчеркивается, что ранние воспоминания человека могут объяснять особенности стиля жизни данной личности, так как они хранятся в памяти именно потому, что содержат в себе ключевые для его образования события детства. Специальных исследований связи стиля жизни личности и личностной тревожности ранее не проводилось. Таким образом, актуальность проблемы стиля жизни применительно к личностной тревожности, ее практическая значимость, недостаточная ее разработанность в теоретическом и методическом аспекте разработанности определили выбор темы исследования «Стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности». Цель исследования: определить особенности стиля жизни у лиц с высоким и низким уровнем личностной тревожности. Объект исследования: респонденты с высоким и низким уровнем личностной тревожности разного пола, возраста и социального положения. Предмет исследования: стиль жизни у лиц с разным уровнем личностной тревожности. Задачи исследования: 1. Провести анализ психологической литературы, посвященной проблемам тревожности и стиля жизни. Рассмотреть понятие стиля жизни (в концепции А. Адлера), его содержание, условия формирования, факторы, влияющие на этот процесс. 2. Выявить две группы респондентов, существенно отличающихся по уровню личностной тревожности (с высоким и низким уровнем). 3. Исследовать стиль жизни респондентов с высоким и низким уровнями личностной тревожности на основе их ранних воспоминаний. 4. Выявить содержательные характеристики стиля жизни лиц с высоким и низким уровнем личностной тревожности. 5. Исследовать связь между стилем жизни и личностной тревожностью в разных (по полу, возрасту, социальному положению) группах респондентов.Изучить особенности с разными социально-психологической стилями жизни и адаптации респондентов тревожности. уровнями личностной Гипотезы исследования: 1. Предполагается наличие связи между стилем жизпи индивида и уровнем его личностной тревожности. 2. Стили жизни респондентов, обладающих разными уровнями личностной тревожности, различаются между собой. 3. Существует связь между уровнем личностной тревожности и социально- психологической адаптацией личности. Методы обработки результатов: Методы количественного и качественного анализа ранних воспоминаний схема контент-анализа Е.В. Сидоренко. Методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни для выявления значимости различий критерий между углового независимыми преобразования выборками; ф-Фишера, пакет многофункциональный коэффициент ранговой Statistika-6). корреляции Спирмена (компьютерный Теоретико-методологическую осиову исследования составили: принципы детерминизма, системности, комплексного подхода к рассматриваемым проблемам (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Выготский Л.С, Ломов Б.Ф., Рубинштейн Л.). Адлера; работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам концепция стиля жизни в индивидуальной психологии Альфреда тревожности и её особенностей в детском и подростковом возрасте (Астапов В.М., Кочубей Б.И., Прихожан A.M., Фельдштейн Д.И., Ю.Л.Ханин и др.). Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены их опорой на фундаментальные методологические и теоретические положения отечественной и зарубежной психологии, репрезентативностью выборки, использованием совокупности апробированных, взаимно дополняющих друг друга методов, соответствующих целям и задачам исследования и применением адекватных методов математической обработки и оценки полученных данных. База исследования: исследование проводилось в общеобразовательных школах 8 г. Реутова и «Земской гимназии» г. Балашихи, а также в фирме «ФРАГРА» клининговой компании. Объем выборки составил 347 человек, из них: педагоги 25 человек (27-40 лет), старшеклассники 104 человека (14-16 лет), менеджеры 22 человека (25-40 лет), сотрудники фирмы 26 человек (40-50 лет), В исследовании участвовало 177 респондентов с высокой и низкой личностной тревожностью, из них 86 мужчин и 91 женщина, умеренной личностной тревожностью в 170 респондентов с нами не дальнейшем рассматривались. Апробация работы: материалы диссертационного исследования отражены в пяти публикациях и на разных его этапах обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития и акмеологии Московского гуманитарного практические университета положения (ННОУ), Основные теоретические на и диссертации докладывались научных конференциях молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов МосГУ (IfflOy) (Москва, 2003, 2004, 2005), на XIV Международных Рождественских чтениях на секции «Инновационные методы в образовании» (Москва, 2007), Результаты исследования используются в курсах «Психология развития и возрастная психология», «Основы психотерапии», читаемых на факультете психологии МосГУ (ЬШОУ), Также использовались в учебном процессе (на уроках результаты психологии, при индивидуальном психологическом консультировании, в психокоррекционной работе, на образовательных Балашиха. семинарах) в Земской гимназии города Научная новизна и теоретическая значимость исследования: впервые проведено исследование связи стиля жизни и личностной тревожности; установлена корреляционная связь между стилем жизни и личностной тревожностью у разных групп респондентов; выявлены содержательные особенности стиля жизни, характерные для лиц с высокой и низкой личностной тревожностью; показано существование различий в жизненных целях и способах их достижения у испытуемых с высокой и низкой личностной тревожностью; обнаружено, что связь между стилем жизни и уровнем тревожности совпадает у представителей разных групп, отличающихся по полу, возрасту, социальному положению (а именно: лица с высокой личностной тревожностью проявляют признаки стиля жизни «Борьба», лица с низкой личностной тревожностью проявляют признаки стиля жизни «Дружба»); определены различия в уровнях и характеристиках социальнопсихологической адаптации у респондентов с высокой и низкой личностной тревожностью, а также обладающих разными стилями жизни. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в индивидуальном психологическом консультировании и психокоррекции. Они могут быть полезны в практике воспитания детей в семье и школе. Результаты диссертационного исследования могут быть применены при разработке учебных курсов по психологии личности, возрастной психологии и развития, а также по основам психологического практического психологии консультирования. Перспективным направлением использования результатов исследования может быть разработка новых методов коррекции тревожности через осознание индивидом своих целей и способов жизни.На защиту выносятся следующие положения диссертациоиной работы: 1. Стили жизни респондентов, обладающих высокой и низкой личностной тревожностью, качественно различаются между собой. Так, стиль жизни высокотревожных респондентов характеризуется стремлением к высокому уровню достижений и чувством борьбы с враждебным окружающим миром, а у низкотревожных респондентов характеризуется отсутствием стремления к высокому уровню достижений, дружеским взаимодействием с окружающим миром, связанным с чувством безопасности и комфортности. 2. Выявлена достоверная корреляционная связь средней степени между стилем жизни и уровнем личностной тревожности. Отметим, что это не позволяет утверждать, что именно стиль жизни, возникающий под влиянием условий раннего детства, является причиной формирования высокой или низкой тревожности, как черты личности. 3. Влияния половозрастных характеристик и социального положения на выявленную связь между стилем жизни и личностной тревожностью не было обнаружено. 4. Респонденты с высокой и низкой личностной тревожностью и стилями жизни обладают разными уровнями и соответствующими характеристиками социально-психологической адаптации. Так, индивиды с низкой личностной тревожностью обладают социально-психологической тревожностью. Структура диссертациоиного исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа иллюстрирована таблицами, графиками и рисунками. адаптации, чем более высоким уровнем индивиды с высокой

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 168 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz