Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное. Матасова, Ирина Михайловна бесплатно
5:56 AM
Скачать Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное. Матасова, Ирина Михайловна бесплатно

Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное

Диссертация

Автор: Матасова, Ирина Михайловна

Название: Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное

Справка: Матасова, Ирина Михайловна. Стили руководства на государственных и частных предприятиях: общее и особенное : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 / Матасова Ирина Михайловна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)] - Москва, 2009 - Количество страниц: 188 с. Москва, 2009 188 c. :

Объем: 188 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
§ 1 Теория личностных черт
§2 Бихевиористский (поведенческий) подход
§3 Ситуационный подход
§4 Российская школа моделей руководства
§5 Современные теории стилей руководства и понятие стиля руководства
ГЛАВА 2 ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА НА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
§ 1 Основные характеристики стиля руководства
§ 2 Специфика стиля руководства на государственных предприятиях
§ 3 Особенности стиля руководства на частных предприятиях

Введение:

Актуальность исследования. Переход на рыночные отношения потребовал изменения, совершенствования, а в ряде случаев смену устоявшихся и ранее апробированных методов руководства предприятиями. У руководителей государственных компаний появились прямые конкуренты в борьбе за достижение эффективности производства, за его соответствие новым вызовам времени, что потребовало в первую очередь улучшения работы с кадрами. Если перед государственными предприятиями стояли социально-экономические дели -повышение рентабельности производства, соблюдение социальных программ развития, выполнение и, по возможности, перевыполнение поставленных государством планов, то перед компаниями частной формы собственности стояли иные цели — достижение прибыли, завоевание конкурентоспособных позиций, увеличение максимальной доходности. Решая поставленные задачи, руководители частных предприятий уже не могли сосредоточиваться только на внутренних процессах компании и ориентироваться на межличностные отношения в коллективе, создание комфортной и благополучной атмосферы. Они были вынуждены прибегнуть к опыту западных традиций управления, как то: привлечение сотрудников к принятию ключевых решений, передача им части полномочий, использование комплексного подхода к стимулированию, предоставление социального пакета и бонусов. В результате государственные предприятия для того, чтобы удержать сотрудников, были вынуждены изменить привычные методы руководства, применив новые инновационные модели, успешно использованные руководителями частных организаций. Стремление управленцев частных компаний соответствовать западным образцам или адаптировать их в повседневных практиках, а руководителей государственных предприятий соответствовать запросам современной экономической ситуации породило множественные проблемы в использовании социальных и организационных ресурсов, в формах, методах и стилях управления.
В рамках исследования поведенческих стратегий управленцев,, направленных на поиски эффективных путей влияния на подчиненных с целью побуждения их к достижению целей компании, остается актуальным вопрос относительно общих и особенных черт стилей руководства, используемых на государственных и частных предприятиях.
Этим определяется актуальность, теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема эффективности управления является одной из наиболее дискутируемых и находит свое отражение как в работах экономистов (Ф. Тейлор, А. Файоль, М. Мескон, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова), где в фокусе рассмотрения находится предпринимательская деятельность, правильная организация труда на рабочем месте, распределение обязанностей на производстве, факторы воздействия на повышение финансово-производственных показателей; так и психологов (Г. Беккер, М. Олсон, Б. Скиннер, В.М. Бехтерев, A.JI. Журавлев, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев), где особое внимание уделяется изучению взаимодействия между группами, анализу поведенческих стратегий, рассмотрению социально-психологических условий среды, комплексному описанию личности всех звеньев управления. Также данный вопрос освещается в трудах социологов (М. Вебер, Н. Смелзер, Дж. Хоманс, В.И. Башмаков, В.И. Герчиков, А.И. Кравченко, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Шаленко, В.В. Щербина), предметом исследования которых являются процессы целеполагания, рынок труда, функции лидерства, проектирование организации и типы организаций, кадровый менеджмент и др.
В рамках изучения общих проблем управления и проблем эффективности управления предприятиями особое внимание уделяется описанию отдельных элементов руководства, таким как методы руководства (Г. Аммельбург, Т. Питере, С.С. Фролов, С.В. Шекшня), конфликтная вертикаль (JI. Ланг, В.Л. Добла-ев, С.И. Ерина, Е.С. Кузьмин), мотивация деятельности (Д. Мак Клиланд, А.
Маслоу, Ф. Херцберг, А.В. Сергейчук), организационная культура (Р. Моран, Р. Уотермен, Ф. Харрис, Э. Шейн, А.Е. Браков), влияние тендерного фактора на поведение подчиненных (Е.И. Комаров, О.Н. Кричевская, Г.В. Турецкая, А.Е. Чирикова, А.Г. Штейнберг) и др.
Для социологии особый интерес представляет изучение стилей руководства, поскольку в последнее время особенно остро встал вопрос о поиске эффективных путей управления людьми на предприятиях. В рамках концепции, поднятой в социологической науке в конце XIX века, было уделено внимание таким аспектам, как обнаружение перечня врожденных качеств личности, в полной мере характеризовавших образ «идеального руководителя» (У. Беннис, Э. Богардус, П. Дракер, М. Макколл и М. Ломбардо, Б. Нанус, М. Де При, Ю.Д. Красовский, A.M. Омаров); анализ поведенческих установок и способов их воздействия на персонал (Р. Блейк и Д.С. Мутон, Д. Кац, К. Левин, Д. Мак Грегор, Р. Лайкерт, Н. Маккоби, В.Ф. Рубахин, В.Г. Шорин); обозначение ситуативных обстоятельств, оказывающих влияние на поведение управляющего лица (К. Бланшард и П. Херси, В. Врум и Ф. Йеттон, Т. Митчелл и Р. Хаус, У. Реддин, Р. Танненбаум и У. Шмидт, Ф. Фидлер, И.В. Липсиц, Е.С. Кузьмин, Ю.Н. Емельянов); идентификация схем стимулирования сотрудников, которая позволяет обозначить идеальную модель сотрудничества руководителя с подчиненными через материальные стимулы (Г. Аароне, Б. Басс, Д. Берне, А.В. Радченко) или моральные стимулы (Б. Басс, Д. Берне, Д. Бож); а также вычленение особенностей поведения руководителей в зависимости от культуры (Г. Хофстед).
Однако при изучении обозначенных проблем понятие стиля руководства, несмотря на многократное рассмотрение с разных ракурсов, не было эмпирически проинтерпретировано, не были выделены индикаторы, которые позволяли бы его операционализировать. Соответственно, данный вопрос выпал из исследовательского поля ученых.
В равной степени не было обращено должного внимания на то, как появление частной формы собственности сказалось на поведении руководителей предприятий и какие методы и приемы стали использоваться в государственных и частных компаниях для управления сотрудниками. Так и невыяснено, сформировался ли в результате рыночных изменений новый стиль руководства.
Объектом исследования являются руководители современных российских государственных и частных предприятий.
Предмет исследования: Стили руководства на предприятиях государственной и частной форм собственности.
Цель исследования: Выявление общих черт и особенных характеристик в стилях руководства на предприятиях государственной и частной форм собственности.
Для ее достижения определены следующие задачи исследования: Теоретические:
1) Типологизировать основные подходы к исследованию стилей руководства.
2) Уточнить и дать определение понятия «стиль руководства». Методические и методологические:
1) Выявить основные характеристики понятия «стиль руководства».
2) Охарактеризовать стили руководства на государственных и частных предприятиях.
3) Выделить общее в стилях руководства на государственных и частных предприятиях.
4) Определить особенные черты стилей руководства на государственных и частных предприятиях.
Теоретическую основу исследования составляют положения бихевиористского подхода и сравнительного анализа, разрабатываемые в трудах зарубежных (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Д. Мак Грегор, Р. Лайкерт, Д. Кац, Р. Блейк и Д.С. Мутон, Э. Флейшмэн) и отечественных (С.И. Ерина, Ю.Д. Красов-ский, Е.С. Кузьмин, A.M. Омаров, А.И. Пригожин, А.В. Тихонов) исследователей.
Эмпирическую и источниковую базу диссертационного исследования составили:
Эмпирическая база.
• 135 экспертных интервью с генеральными директорами российских компаний государственной и частной форм собственности, опубликованных в специализированных журналах («Управление персоналом», «Управление компанией», Top-Manager, «Элитный персонал») в период с 2001 по 2008 г. На их основании был проведен контент-анализ, который позволил выделить основные характеристики понятия «стиль руководства». (ЭИ - 2008)
• 100 полуформализованных интервью с линейными руководителями государственных и частных предприятий (по 50 соответственно) для выявления общих и особенных черт в их стилях руководства. Интервью проводились в период с ноября 2005 по июль 2007 г. (ПР — 2007)
• 10 свободных интервью с линейными руководителями государственных и частных предприятий о стиле и применяемых ими методах управления. Это позволило выявить индикаторы и подготовить инструментарий исследования, в дальнейшем использовавшийся для решения поставленных задач. Интервью проводились в период с января по май 2005 г. (СИ-2005)
• Данные опроса работников 67 предприятий, проведенного консалтинговой компанией «Решение» в 2002 г. с целью определения, насколько используемый руководителями стиль соответствует ожиданиям сотрудников. (РП - 2002)
• Данные опроса 19 980 работников компаний 19 стран, проведенного компанией GFK в 2007 г. на предмет определения уровня их доверия профессионалам. (ИД - 2007)
Источниковая база.
• Трудовой кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. №201-ФЗ.
• Данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации о распределении среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности в период с 1995 по 2007 г.
• Данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации о распределении предприятий и организаций по формам собственности в период с 1995 по 2008 г.
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.
1) Определены основные индикаторы, которые характеризуют сущность «стиля руководства»:
Организационные способности и профессиональные качества: а) характер контроля со стороны руководителя (тотальный, частичный, самоконтроль); б) ориентация на централизацию власти или делегирование полномочий; в) методы взаимодействия с подчиненными при принятии решений (как часто руководитель обращается к ним за советом, какие вопросы чаще всего подлежат обсуждению); г) уровень организационных способностей (сосредоточенность руководителя на совершенствовании производственного процесса, степень ответственности за принятые решения); д) умение определять и использовать основные параметры управленческого процесса (четко устанавливать цели работы, вовлекать сотрудников в разработку и реализацию планов развития, подбор кадров, соответствующих профилю компании и корпоративной культуре, и проч.); е) способы обеспечения имиджа предприятия и корпоративной этики (в т.ч. проявляющиеся через личные девизы руководителей).
Умение работать с людьми: а) применяемые формы и методы стимулирования работников (моральные и материальные); б) ориентация на отношения внутри коллектива (коммуникационные схемы взаимодействия, создание благоприятной психологической атмосферы, предоставление пакета социального обеспечения, забота о подчиненных); в) используемые способы разрешения конфликтных ситуаций (ведение переговоров, работа с инициаторами конфликта, применение санкций); г) обеспечение возможности подчиненным реализовывать творческий потенциал (проявить инициативу, применить принципы, предложения и подходы по совершенствованию своих функций).
2) Дана дефиниция понятия «стиль руководства» как индивидуально-типической манеры поведения руководителя, проявляющейся через комплекс таких характеристик, как уровень контроля и организационных способностей, степень взаимодействия с подчиненными, ориентация на централизацию власти, способы стимулирования, приемы разрешения конфликтных ситуаций, ориентация на отношения внутри коллектива, определение и использование при руководстве наиболее важных составляющих управленческого процесса, способы обеспечения имиджа предприятия, корпоративной этики и возможности реализовывать творческий потенциал.
3) Выявлены общие черты в стилях руководства на государственных и частных предприятиях, которые проявляются в таких составляющих, как: применение тотального контроля; низкий уровень участия подчиненных в принятии решений, которые носят преимущественно производственный характер (использование ресурсов, применение только одобренных подходов для решения поставленных задач, слабое противостояние негативному влиянию внешних факторов); видение в качестве эффективных составляющих управленческого прогресса акмеологических параметров (постановка цели, умение и способность самостоятельно решать поставленные задачи), социальнопсихологических (сплоченный коллектив) и лршностных параметров (профессионализм руководителя, его умение предвидеть и анализировать ситуацию, преданность делу, умение находить общий язык с подчиненными); ориентация на отношения внутри коллектива, проявляющаяся через заботу о подчиненных и предоставление им социального обеспечения (медицинская страховка, льготные путевки в санатории, доплата на обеды и мобильную связь и проч.); применение авторитарно-командных методов.
4) Обозначены особенные черты в стилях на государственных и частных предприятиях, которые прослеживаются через ориентацию на централизацию власти у руководителей государственных компаний и делегирование полномочий - у частных. Уровень организационных способностей у руководителей государственных и частных предприятий также различается. Первые в случае выявленных недостатков pi нерешенных задач апеллируют не к личной несостоятельности, а к внешним факторам, в большей степени сосредоточиваются на внутренних процессах в коллективе. Руководители на частных предприятиях, напротив, преимущественно орргентированы на решение внешних проблем (си-туацрхя на рынке труда, конкуренция и проч.).
Особенные черты в стилях руководства проявляются и через способы разрешения конфликтных ситуаций руководителями государственных предприятий (поиск компромисса, ведение переговоров, поиск общих решений) и частных (увольнение, штрафы, вынесение выговора).
Использование моральных способов стимулирования (вручение грамот, благодарность на словах за отлично выполненную работу, возможность выбора удобного графика работы, поощрение лучшего сотрудника на доске почета и проч.) в большинстве случаев применяется руководрггелями государственных компаний, тогда как на частных предприятиях — преобладание материальных стимулов (премирование, увеличение заработной платы, обеспечение соц. пакетом).
Реализация творческого потенциала проявляется в государственных компаниях через использование традиционных шаблонов выполнения заданий и в частных - через определенный уровень свободы в возможности использовать креативные методы по совершенствованию своих функций.
Способы обеспечения имиджа предприятия и корпоративной этики проявляются у руководителей государственных предприятий преимущественно через личные девизы, которые носят социальный характер («уважай не только себя, но и окружающих», «гуманизм должен быть во всем»), тогда как в частных компаниях - профессиональный и победный характер («все или ничего», «всегда к победе», «экспедиторы бывают дешевые, а бывают хорошие»).
Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в развитие и уточнение понятия «стиль руководства», а также в разработку его индикаторов, которые поддаются эмпирической интерпретации.
Практическая значимость исследования связана с применением результатов в подготовке методик повышения эффективности управленческой деятельности на предприятиях и консультировании руководителей по вопросам поиска путей взаимодействия с сотрудниками. Ряд выводов диссертации был применен управленцами государственного предприятия «Контур» и частных предприятий — «Октава» и «ТЭКО». Материалы настоящего исследования могут быть использованы при чтении курсов «Экономическая социология», «Социология организаций» и «Социология управления».
Апробация.
Результаты и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории социологии (2005-2009 гг.), опубликованы в материалах всероссийских и межрегиональных научных конференций. Материалы исследования использованы в преподавании курса «Экономическая социология».

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 201 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz