Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 16 » Скачать Таможенный инструментарий регулирования внешней торговли России. Венглинский, Роман Геннадьевич бесплатно
9:34 PM
Скачать Таможенный инструментарий регулирования внешней торговли России. Венглинский, Роман Геннадьевич бесплатно

Таможенный инструментарий регулирования внешней торговли России

Диссертация

Автор: Венглинский, Роман Геннадьевич

Название: Таможенный инструментарий регулирования внешней торговли России

Справка: Венглинский, Роман Геннадьевич. Таможенный инструментарий регулирования внешней торговли России : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.14 Москва, 2001 191 c. : 61 02-8/113-6

Объем: 191 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
11 Развитие международных таможенных отношений в условиях глобализации мирового хозяйства
12 Таможенный тариф в системе мер государственного регулирования и его корреляция с мировыми ценами
13 Возрастание значимости нетарифных регуляторов внешней торговли
14 Проблемы преобразования таможенного регулирования в процессе присоединения к ВТО
Глава II ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ РЕГУЛЯТОРОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
21 Диверсификация таможенных режимов -эффективный инструмент регулирования внешнеторговой деятельности
22 Протекционизм и конкурентоспособность отечественных производителей
23 Таможенный инструментарий в решении проблем экономической безопасности России

Введение:

Актуальность темы исследования. Проблемы рационального сочетания принципов свободной торговли и протекционизма являются сегодня одними из наиболее острых и дискуссионных в теории и практике как международных экономических отношений, так и в проведении экономических преобразований на территории России. В условиях формирования единого рыночного пространства в масштабах мировой экономики принципы свободной торговли рассматриваются как основополагающие правила осуществления внешнеэкономической деятельности.Вместе с тем мировой опыт доказывает, что чрезмерная либерализация внешнеэкономической деятельности в ряде случаев наносит ущерб национальной экономике, способствует консервации, отставанию от наиболее развитых стран, которые на практике фактически используют те или иные протекционистские меры, направленные на защиту интересов национальных производителей.Темпы либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в России вступили в противоречие с динамикой фактически реализуемых экономических преобразований. Однако основным фактором реализации ВЭД выступает создание условий в экономике, необходимых для экспортной экспансии. К примеру, США в обход требований Всемирной торговой организации (ВТО) давно субсидируют экспорт, увязывая выделение кредитов Эксимбанка США с обязательствами закупки продукции американских фирм. В ФРГ государство ежегодно выделяет германским компаниям-экспортерам 100 млрд марок. Французское правительство осуществляет господдержку экспортных отраслей сельского хозяйства в размере 200 млрд франков в год. США, настойчиво добивающиеся от России запрета на квотирование импорта сахара (например, из Украины), сами квотируют его, разрешая ввоз в объеме весьма "скромных" 100 тыс. тонн. А в Японии по сей день самым жестким образом отслеживается го-сударственная монополия на производство и реализацию алкоголя, включая внешнюю торговлю.В России же импорт, что не имеет прецедента ни в одной сколькоьшбудь развитой стране мира, лицензируется только на 5%. Страна до начала 1998 г. ни разу в своей новейшей истории не применила ввозных квот или антидемпинговых процедур. В результате развернувшейся в этих условиях экспансии иностранных фирм доля импорта в продовольственном секторе России повышалась до 40-50% , обуви - до 50%, швейных изделий - до 70%. Резко возросли поставки на российский рынок нефтяного и газового оборудования, главным образом из США, по причине снижения в 1996 г. в 4 раза импортных пошлин. Причем это произошло в то время, когда предприятия отечественного ВПК освоили выпуск аналогичного оборудования, а это уже напрямую создавало угрозу технологической безопасности России в ключевых отраслях экономики.В последние годы при стабильности поддержания активного сальдо внешнеторгового баланса идет процесс консервации отсталой структуры российского экспорта, где доминирует продукция сырьевых товарных групп. Вешнеэкономический комплекс России испытывает все более значительные трудности в своем развитии. По мере исчерпания резервов роста экспорта энергоносителей в условиях ярко выраженного усиления дискриминации западных стран к поставкам в Россию готовой продукции (ежегодные потери российских товаропроизводителей из-за антидемпинговых процедур, инициированных США и странами ЕС, оцениваются на 1-1,5 млрд долларов) и продолжающегося роста цен на сырье, электроэнергию, а также увеличения транспортных тарифов, положение как России, так и других стран СНГ на мировом рынке стало ухудшаться.Ситуацию усугубляют растущие с каждым годом расходы на обслуживание внешнего государственного долга, ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках по основной экспортной номенклатуре Рос-сии и стран СНГ, а также совершенно четко наметившаяся переориентация внешней торговли последних на страны дальнего зарубежья. Так, если в 1990 г. удельный вес дальнего зарубежья в экспорте 12 стран Содружества составлял в среднем 26%, то к 2000 г. этот показатель возрос до 2/3. Такая ситуация противоречит геополитическим и геоэкономическим интересам России. Свернутое и устаревшее производственное оборудование действующих комплексов, а также систематическая задержка осуществления расчетов на внутреннем рынке обусловили для целого ряда отраслей роль экспорта как едва ли не решающего фактора предотвращения обвального падения производства, уровня жизни населения и потенциально - как основу будущего экономического роста. Такое противоречие обусловливается двойственным характером внешнеэкономической деятельности, связанной с распространением экономических отношений за пределы национальных таможенных границ и, с одной стороны, расширяющей возможности экономического развития субъектов хозяйствования всех уровней, а с другой - увеличивающей риски, связанные с обеспечением их экономической безопасности.Исходя из сказанного, целью управления внешнеэкономической деятельностью является максимизация эффективного использования возможностей внешнеэкономической, и в первую очередь внешнеторговой, деятельности и нейтрализация угроз, связанных с ее осуществлением.При этом одним из приоритетов является обеспечение экономической безопасности национального хозяйственного комплекса. Повышение уровня экономической безопасности, оцениваемой лишь по фактору независимости национальной экономики от внешних партнеров, может привести к снижению устойчивости хозяйствующих систем за счет уменьшения роли субъекта хозяйствования, внешней торговли для каждого.Для преодоления отсталой структуры внешнеторговой деятельности России, соблюдения приоритета национальных экономических интересов и баланса целей взаимовыгодного партнерства на внешнем рынке необходима определенная централизация внешнеэкономической деятельности в рамках дальнейшего развития рыночных отношений. Достижение этой цели возможно лишь при условии оптимального сочетания методов протекционизма и либерализма при организации внешнеторговой деятельности. Инструментом достижения этого является таможенное регулирование, включающее широкий спектр тарифных и нетарифных мер, а также инструментов таможенного администрирования. Исследованию этого вопроса и посвящена настоящая работа, рассматривающая таможенный инструментарий регулирования внешнеторговой деятельности с учетом развития глобализационных тенденций в мировой экономике и предстоящего вступления России в ВТО, которые повлекут за собой необходимость изменения основных механизмов регулирования ВЭД. Степень разработанности проблемы. Анализ теоретических разработок, научной литературы, периодических изданий и других источников показывает, что проблема разработки алгоритма формирования современного механизма таможенного регулирования представляется новой сферой научного исследования. Особенно остро эти вопросы стоят для стран, осуществляюпщх процесс коренного преобразования хозяйственных систем и приступивших к либерализации и децентрализации внешнеторговой деятельности, соответствующим концепции преобладающего числа развитых стран мирового хозяйства. Россия столкнулась с необходимостью, во-первых, обозначения национальной таможенной границы, во-вторых, создания собственной таможенной службы лишь в начале 90-х гг. Следовательно, непосредственно механизм таможенного регулирования применялся в основном фрагментарно, избранный из достаточно общего арсенала инструментов, оперативно используемых в тактических целях без учета как стратегических задач и целей, так и взаимосвязанности с другими методами государственного регулирования внешней тор-говли. Таким образом, можно констатировать, что и отечественных, и зарубежных научных разработок, исследующих воздействие таможенного дела на трансформационный потенциал национальных экономик довольно мало.Вместе с тем базовые положения теоретико-методологического характера заложены в работах Авдокушина Е.Ф., Абалкина Л.И., Барамзи-на СВ., Блинова Н.М., Булатова А.С., Ванина М.В., Драганова В.Г., Дон-гарова А.Г., Дзюбенко П.В., Ершова А.Д., Кругового В.М., Кочетова Э.Г., Орешкина В.А., Перской В.В., Преснякова В.Ю., Тарасова А.Г., Фамин-ского И.П., Халевинской Е.Д., Шишкова Ю.В. В нашем исследовании использованы работы западных экономистов, занимающихся вопросами госрегулирования внешней торговли и международного сотрудничества, - А.Грема, М.Пебро, М.Портера, Л.Х.Радеба, В.Хойфа.Особое внимание уделено источникам фактологического материала, содержащегося в публикациях по теме исследования в "Бюллетене иностранной коммерческой информации", журналах: "Внешняя торговля", "Мировая экономика и международные экономические отношения", "Таможенные ведомости", "Таможня", "Таможенный вестник" и некоторых других, в том числе в изданиях Российской таможенной академии ГТК РФ. Кроме того, в работе использовались отчеты, доклады, статистические данные Минэкономразвития России, ГТК РФ, ВНИИВС, ВНИ-КИ, материалы ГАТТ/ВТО, ООН, МВФ и другие.Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в разработке теоретико-методологических подходов к проблемам выработки алгоритма формирования действенного инструментария таможенного регулирования внешней торговли России при условии обеспечения приоритета национальных экономических интересов в мировом хозяйстве и экономической безопасности страны, создания условий социально-р* экономического развития общества в целом и каждого его члена в условиях дальнейшего хода процесса реформирования.Согласно этому замыслу бьши поставлены следующие задачи: - исследовать роль международных таможенных отношений в условиях глобализации мирового хозяйства и выработки взаимоприемлемых подходов согласования национальных и межгосударственных интересов стран в процессе осуществления внешнеторгового обмена; - проанализировать механизм корреляции уровней таможенных тарифов с уровнем мировых цен и внести предложения по его применяемости в условиях регулирования внешней торговли России, а также целесообразность усиления неэкономических рычагов государственного воздействия; -исследовать механизм воздействия таможенных режимов на характер, структуру внешнеторговой деятельности и определить его место в системе мер таможенного регулирования государством внешней торговли; - обосновать целесообразность подчинения таможенно-тарифной политики идеологии "разумного" протекционизма, содействующего повышению национальной конкурентоспособности реального сектора, а также для создания устойчивых предпосылок реализации экспортной экспансии и формирования новых ниш на мировых товарных рынках; - исследовать составляющие механизма таможенного администрирования в вопросе обеспечения экономической безопасности России в условиях расширения ее участия в мирохозяйственных связях; - изучить опыт развитых стран в части использования ими выработанного международной практикой инструментария таможенного регулирования в целях реализации экспортной экспансии, разумного протекционизма и повышения экономической безопасности. к Предметом исследования являются экономические отношения, определяющие формирование таможенно-тарифного механизма регулирования внешней торговли.Объектом исследования выступает совокупность инструментов таможенного регулирования государством внешнеторгового оборота России, содействующих динамичному развитию воспроизводственного процесса в стране, обеспечивающих приоритет национальных интересов Рос-си на мировых рынках и отвечающих задачам национальной экономической безопасности.Методологическую и теоретическую основу проведенного исследования составляют диалектический подход, достижения отечественной и зарубежной науки, изложенные в трудах российских и западных экономистов, а также научно-практические разработки, которые представляют собой результаты дискуссий по содержанию, специфике и приоритетным целям таможенного регулирования внешней торговли России. В ходе работы тщательно изучались документы ГАТТ/ВТО, Всемирной таможенной организации, МВФ, а также ведомственные материалы Минэкономразвития России и ГТК РФ . В настоящей работе использованы статистические данные преимущественно из оперативных источников, в т.ч. таможенной статистики.Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в следующем: - на базе исследования путей согласования национальных внешнеторговых интересов стран мирового хозяйства доказано, что таможенный инструментарий выступает в роли амортизатора торговых разногласий и противоречий, с одной стороны, а с другой, учитывая высокую результативность инструментов таможенного регулирования внешней торговли, позволяет использовать их в качестве действенных регуляторов обеспече-ния национальных экономических приоритетов и экономической безопасности страны; - исходя из специфики реформационного преобразования российской экономики, логически обосновано, что результативность таможенного регулирования внешней торговли России в современных условиях может быть обеспечена лишь при условии усиления нетарифных рычагов и барьеров, при сохранении в целом ориентации на тарифные инструменты при их четком подчинении приоритетам национального экономического развития и постепенного отхода от концепции фискальной направленности таможенного тарифа; -доказано, что таможенные режимы являются средством гибкого регулирования внешнеторговой деятельности, позволяющие содействовать оптимизации структуры внешнеторговых потоков, формированию и развитию экспортоориентированных производств и созданию условий экспортной экспансии на рынках информационных технологий и инноваций, а также услуг; - обоснована целесообразность диверсификации таможенных режимов, сокращения бюрократических барьеров их применения, упрощения ряда технических процедур таможенного оформления, унификации правовых основ в рамках Таможенного союза, совершенствования механизма антидемпингового расследования и введения соответствующих таможенных пошлин в случае угрозы нанесения ущерба национальной экономике; -доказана целесообразность выработки национальной концепции "разумного протекционизма", базирующейся на приоритете национальных экономических интересов, безопасности и более агрессивного выхода на мировые рынки продукции с высокой долей добавленной стоимости, новых технологий и услуг, а также торговли правами на интеллектуальную собственность, которые и должны быть положены в основу Та-моженного тарифа России в соответствии с долгосрочной программой экономического развития страны.Практическая значимость и апробация. Практическая значимость исследования определяется направленностью диссертационной работы и преследует цели углубления теоретических и методических подходов реализации системы взаимосогласованных мер для повышения результативности таможенного воздействия на эффективность внешней торговли с целью органичного включения внешнеторговой деятельности в единую концепцию национально-государственного хозяйственного созидания и обеспечения достойного уровня жизни российского общества.Полученные результаты исследования нашли отражение в конкретных рекомендациях по совершенствованию организационного механизма таможенного регулирования, а также в разработке методики расчета таможенного тарифа с постепенным отходом от преобладающей ее ориентации на обеспечение фискальных функций. Основные теоретические положения исследования и ряд практических рекомендаций были доложены автором на научно-практической конференции в РАГС (апрель 2000 г.), а также изложены в его публикациях. < » • )

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 142 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz