Суббота, 2024-05-11
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 30 » Скачать Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов. Сорокин, Дмитрий Юрьевич бесплатно
6:22 AM
Скачать Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов. Сорокин, Дмитрий Юрьевич бесплатно

Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов

Диссертация

Автор: Сорокин, Дмитрий Юрьевич

Название: Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов

Справка: Сорокин, Дмитрий Юрьевич. Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Б. м., Б. г. 183 c. : 61 02-13/1884-6

Объем: 183 стр.

Информация: Б. м., Б. г.


Содержание:

Глава 1 Формирование физической культуры как цель современного образования
11 Физическая культура как явление науки и предмет психолого-педагогических исследований
12 Физическая культура в системе профессионально-прикладной физической подготовки студентов
Выводы по первой главе
Глава 2 Разработка и апробация технологического комплекса формирования физической культуры студентов
21 Теоретический анализ методики экспериментального исследования
22 Результаты констатирующего эксперимента
23 Ход и результаты формирующего эксперимента
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Современный этап становления России, вступления ее в мировое сообщество требует приобщения молодого поколения к культурным ценностям, создания условий для разностороннего его развития. Являясь важнейшим компонентом целостного развития личности, физическая культура представляет обязательный раздел в гуманитарном компоненте современного высшего образования, предполагающий гармонизацию духовных и физических сил и способностей обучаемых. Физическая культура будучи фактором социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, имеет многовековую историю; сам же термин претерпел значительные изменения и связан с целым рядом коррелирующих понятий.В течение многих столетий в педагогической теории и практике исследовались различные вопросы физического воспитания. Впервые оно возникло в связи с трудовой деятельностью, предполагающей наличие у человека развитых физических способностей.Широко известны античные идеалы гармонического физического развития, оно было актуально в эпоху Возрождения. Физическое воспитание как важный компонент развития личности отмечали известные педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Рабле, Ж-Ж. Руссо. В России различные его аспекты рассматривались в трудах таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский (физическое воспитание), Н.Г. Чернышевский (физические упражнения). Теоретические основы физического образования были разработаны А.Д. Бутковским, В.В. Гориневсим, П.Ф. Лесгафтом, А.В.Луначарским.Выдающиеся представители отечественной физиологической и психологической науки обратились к разработке и апробации ряда важных в контексте проводимого исследования концепций: двигательной активности (Н.Е. Введенский, Н.А.Бернштейн, И.П.Павлов, И.М. Сеченов, А.А.
Ухтомский); теории обучения двигательным действиям (В.В.Белинович, М.М. Боген, А.Н.Крестовников, П.Ф. Лесгафт).Возникнув впервые в США и Англии, термин «физическая культура» в научных и нормативных документах, трудах представителей отечественной педагогической науки советского периода первоначально соотносился с разработкой системы упражнений; в 20-е годы он рассматривался в широком аспекте, включающим наряду с физическими упражнениями и спортом охрану здоровья, режимы питания, использование естественных факторов в физическом совершенствовании личности.В контексте обсуждаемой проблемы в последние годы выполнен ряд диссертационных исследований: - формирование физической культуры личности (Н.Х. Хакунов, Н.В.Барышева); - проектирование личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «физическая культура» (И.Г. Холкин); личностно-ориентированный подход к организации профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры (В.Н.
Мишагин); - научно-методические основы истории физической культуры и спорта как учебной дисциплины (Н.Ф. Кулинко ); физическое воспитание и образование (О.Н. Голубева, М.Х.Кодженная); - физическое воспитание в различных типах учебных заведений (Т.Р.Берлига, В.А. Шлыков, А.А. Федоров).Вместе с тем, как показывает анализ педагогической теории и практики высшей школы, проблема формирования и развития физической культуры еще не стала объектом теоретико-методологического осознания и адекватного технологического освоения многими педагогами высшей и средней школы. На протяжении ряда лет отмечается устойчивая тенденция снижения уровня физического здоровья абитуриентов и студентов высших учебных заведений. Отмеченные факты связаны не только с ухудшением социально-бытовых и материальных условий жизни студентов, но и потерей четких социально-культурных ориентиров в физическом образовании.Недостаточно полное теоретическое осмысление такого сложного феномена, как физическая культура, является причиной слабой разработанности методик, адекватных для внедрения в практику высшего профессионального образования. К числу проблем, требующих своего теоретического осмысления и практической апробации в существующей практике подготовки студентов относятся: разработка теоретического и технологического аспекта развития физической культуры студентов, выявление психолого-педагогических условий для ее успешного становления; создание учебно-методических комплексов, включающих авторские курсы, учебно-методические пособия, рекомендации для преподавателей и студентов, способствующие их физическому совершенствованию.Актуальность предпринятого исследования определяется противоречиями между: - объективными потребностями современного общества в высоком уровне развития физической культуры студентов и недостаточным вниманием высшей школы к данной проблеме; - важностью исследования сущностных характеристик феномена физическая культура и недостаточной их теоретической разработанностью; - насущной необходимостью формирования физической культуры студентов и слабой разработанностью соответствующих педагогических средств.Данные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов».Данная работа является составной частью комплексного исследования: «Развивающее обучение в современном вузе: проблемы и перспективы». разрабатываемого на кафедре педагогики Саратовского госуниверситета под руководством академика Л.Г. Вяткина» (номер госрегистрации 01. 960.Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в современном вузе.Предмет исследования - технологическое обеспечение формирования физической культуры студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях.Цель исследования - теоретическая разработка, экспериментальная проверка научно-методического и технологического обеспечивания формирования физической культуры студентов.Учитывая состояние проблемы в педагогической теории и практике, была определена следующая гипотеза исследования: процесс формирования физической культуры студентов будет протекать успешно, если: физическая культура будет рассматриваться как сложное интегративное образование, базирующееся на знании студентами ее научнопрактических основ, овладении двигательной деятельностью, формирований физических качеств; - в учебно-воспитательный процесс будет внедрена эффективная педагогическая технология, ориентированная на формирование физической культуры студентов, качественное освоение базового курса и курсов по выбору на основе государственных образовательных стандартов; - будет разработана методика диагностики сформированности физической культуры студентов с помощью комплекса тестов, психологопедагогических и медико-биологических методов исследования.Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Уточнить понятийный аппарат исследования, сущность и структуру физической культуры, а также сопряженных с этой категорией понятий.2. Разработать педагогическую технологию формирования физической культуры студентов, рекомендации преподавателям по ее использованию на аудиторных и внеаудиторных занятиях.3. Провести экспериментальную проверку эффективности авторской технологии на различных этапах обучения.4. Спроектировать критериально-диагностическую систему определения сформированности физической культуры студентов.Методологическую основу исследования составили философские, педагогические, социологические и психологические представления о многоаспектной природе культуры общества и физической культуры как социального феномена; о развитии личности обучаемого как сложного многофакторного процесса. В работе реализованы междисциплинарный и системно-деятельный подходы к анализу объекта исследования, предполагающие синтез философского, социологического, культурологического, психолого-физиологического и педагогического аспектов проблемы.Методы исследования определялись гипотезой и задачами заявленной проблемы. В работе в соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов: теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; изучение нормативных документов; сравнительно - сопоставительный анализ учебного процесса в различных режимах его функционирования.Педагогическому эксперименту в работе отводилась ведущая роль, в ходе его применялись наблюдения, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности и документации, тестирование, методы математической статистики в обработке итоговых данных. Физические качества студентов изучались с помощью медико-биологических и психологических методов и методик.Логика и этапы исследования. Исследование велось в течение 7 лет с сентября 1996 по май 2002 года и состояло из трех этапов.На первом этапе (1996 - 1998 гг.) изучалась философская, психологофизиологическая, педагогическая и методическая литература, определялось состояние разработанности проблемы в науке; на базе Камышинского технологического института. Саратовского госуниверситета и Волгоградского государственного технического университета велась поисковая экспериментальная работа по определению форм и методов исследования, изучалась практика работы различных вузов страны, отбирался дидактический материал для данного исследования, формулировалась гипотеза, разрабатывалась методика исследования.На втором этапе (1998 - 2000 гг.) проводился констатирующий эксперимент, направленный на определение сформированности физической культуры студентов, состояние их физической подготовленности.На третьем этапе (2000 - 2002 гг.) проводился формирующий эксперимент с целью выявления необходимых психолого-педагогических условий реализации авторской технологии формирования физической культуры студентов в системе профессионально-прикладной физической подготовки, осуществлялось теоретическое осмысление полученных результатов и дальнейшее внедрение разработанного технологического комплекса в деятельность образовательных учреждений Волгоградской и Саратовской областей.Научная новизна и теоретическая значимость исследования: 1. Дополнен и уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс формирования физической культуры студентов.Раскрыты сущностные характеристики данного понятия, соотносимые со знанием студентами ее научно-практических основ, овладения механизмом двигательных действий, способствующими достижению готовности к будущей профессиональной деятельности. Показана взаимосвязь данного понятия с коррелирующими понятиями - физическое воспитание, физическое образование и физическое совершенство.2. На концептуальном, содержательном и процессуальном уровнях теоретически обоснована и апробирована педагогическая технология как целостная совокупность форм, методов и средств обучения, применение которых способствует формированию физической культуры. В ней представлены два взаимосвязанных содержательных компонента: базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры, и вариативный, включающий учебный материал с учетом физкультурно-спортивных интересов и способностей студентов. В процессуальный компонент наряду с методами и средствами включены 3 блока различных видов практических занятий: обучения двигательным действиям, совершенствования двигательных действий, формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.3. Формирование физической культуры исследовано как процесс последовательного включения студентов в теоретический этап, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний о физической культуре; учебно-тренировочный этап, способствующий приобретению практического опыта физической деятельности; творческий, соотносимый с достижением физического совершенства, формированием высокого уровня функциональных и двигательных способностей.4. Разработана и научно обоснована критериально-диагностическая система определения сформированности физической культуры студентов, включающая количественные и качественные показатели (общая выносливость, силовая выносливость, взрывная сила, быстрота реакции, координация движений).Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в процессе обучения студентов различных вузов, применимости методик констатирующего и формирующего экспериментов в практике работы высшей и средней школы. Созданный учебно-методический комплекс, состоящий из авторского курса, системы физических упражнений, методических рекомендаций для преподавателей и студентов способствует формированию физических качеств, приобретению психофизической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.Прикладное значение исследования состоит в создании научнометодического обеспечения формирования физической культуры студентов, включающего в себя: 1. Методические рекомендации, алгоритмические предписания для преподавателей и студентов, направленные на эффективное формирование физической культуры, улучшение физиолого-психологических показателей обучаемых.2. Физкультурные комплексы, способствующие развитию физических качеств студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях.3. Комплекс технических и наглядных средств обучения, тренажерного, спортивного оборудования.НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ: 1. Понятийное обеспечение проблемы формирования физической культуры студентов, базирующееся на основных положениях концепций физической культуры как части общечеловеческой культуры; теории управления усвоением знаний, формированием действий и понятий; концепции обучения двигательным действиям в совокупности с теоретическим осмыслением проблемы физического воспитания и образования в истории развития педагогической мысли.2. Комплекс учебно-технологического обеспечения формирования физической культуры студентов, включающий педагогическую технологию, которая, наряду с целевыми установками, принципами, используемыми методами представлена: - системой лекционно-практических занятий; и - методическими пособиями и рекомендациями, алгоритмическими предписаниями для преподавателей и студентов, направленными на эффективное формирование физических качеств обучаемых; - авторскими физкультурными комплексами, используемыми на аудиторных и внеаудиторных занятиях; - техническими и наглядными средствами обучения, тренажерным оборудованием.3. Критериально-диагностическая система, включающая наряду с количественными и качественными показателями сформированности физической культуры студентов общепедагогическими методами исследования специальные методы (хронометрирование, контрольные испытания); медико-биологические методы, позволяющие проводить антропометрические измерения, определять уровень функционального состояния; а также психологические методы, направленные на изучение ряда психологических характеристик (оперативной памяти, переключения внимания, динамического тремора, равновесия и др.).Достоверность и обоснованность основных положений и выводов обеспечены последовательной и логически не противоречивой реализацией методологической основы исследования на всех этапах; применением совокупности методов исследования, адекватных целям и задачам; репрезентативностью методик исследования; широким использованием результатов в учебно-воспитательном процессе вузов Волгоградской и Саратовской областей, а также Камышинского технологического института, личным многолетним опытом работы диссертанта в средней и высшей школе.Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись через обсуждение материалов диссертации на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского и кафедры физической культуры Камышинского технологического института (1998-2002 гг.); в процессе выступлений на региональных научно-практических конференциях (Камышин, 1998, 1999 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий» (Санкт-Петербург, 2000 г.); городской научнопрактической конференции (Волгоград, 2000 г.); Всероссийской начнопрактической конференции «Прогрессивные технологии в обучении и производстве» (Камышин, 2002 г.); в ходе опытно-экспериментальной работы в Камышинском технологическом институте.Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий Камышинского технологического института. Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Саратовского института повышения квалификации работников образования, Волгоградского государственного технического университета, Камышинского технического колледжа, Камышинского лицея №15, средних школ №1 и №6.Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. I j

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 148 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz