Воскресенье, 2024-05-12
Файлы для студентов
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 18 » Скачать Технология управления дистанционным образованием как фактор развития образовательных потребностей студентов: социологический бесплатно
0:50 AM
Скачать Технология управления дистанционным образованием как фактор развития образовательных потребностей студентов: социологический бесплатно
Технология управления дистанционным образованием как фактор развития образовательных потребностей студентов: социологический анализ

Диссертация

Автор: Прокопенко, Юлия Александровна

Название: Технология управления дистанционным образованием как фактор развития образовательных потребностей студентов: социологический анализ

Справка: Прокопенко, Юлия Александровна. Технология управления дистанционным образованием как фактор развития образовательных потребностей студентов: социологический анализ : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 Белгород, 2007 171 c. : 61 07-22/402

Объем: 171 стр.

Информация: Белгород, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретико-методологические основы дистанционного образования
Глава
II Социологический анализ образовательных потребностей студентов в дистанционной модели
Глава
III Формирование технологии управления дистанционным образованием
Заключение Библиографический указатель
Приложение
Приложение

Введение:

Актуальность проблемы исследования. Специфической особенностью современной жизнедеятельности общества все чаще становится стремительность изменений во всех его сферах. Активное развитие новых информационных технологий и средств коммуникаций, глобализация процессов производства, перераспределения и потребления; концентрация интеллектуального и технического потенциала в мегаполисах; постоянная миграция населения и изменение уровня жизни людей; развитие политической и экономической обстановки все это ведет к кардинальным переменам в специфике знаний, определяя качественно новое образование. Традиционное образование сегодня в той или иной степени переживает кризис во всех странах мира. Причинами этого являются: недоступность, консерватизм, инерционность, локальность, ограниченность. Классическая модель становится препятствием дальнейщего развития образования. нужно Современному человеку недостаточно имеющихся знаний, их непрерывно пополнять, поэтому необходимо научить его ориентироваться в условиях насыщенной информационно-образовательной среды. Для этого требуется создать предпосылки и условия непрерывного самообразования. Перспективным доступности, направлением в развитии является образования, его личностной ориентации использование дистанционных технологий. На практике их применение обнаруживается по мере продвижения процесса обучения от очной формы, с обязательной синхронизацией действий субъектов по времени и месту обучения, к смещанной и, впоследствии, к чисто дистанционной форме возможности обучения в любое время, в любом месте и в любом темпе. Использование модели дистанционного обучения поддерживается новыми информационнокоммуникационными технологиями (ИиКТ) и включает в себя все атрибуты Шитов, С Б Социально-философский анализ управления высшим профессиональным образованием в условиях информационного общества: дис. канд. филос. наук: 09.00.11 Сергей Борисович Шитов. Москва,2004.-с. 153.учебного процесса: цель, содержание, обучаемых и обучающих, а также средства, методы и формы обучения. Мировая тенденция развития образования связана с расширением применения дистанционного образования. Россия, участвуя в этом процессе, внедряет новые формы, которые существенно отличаются от мировых. Они связаны с особенностью российского образования, спецификой социальных ценностей и непродолжительным периодом апробации. Ученые сегодня работают над формированием системы отечественного дистанционного образования, способного, с одной стороны, компенсировать недостатки традиционной модели образования, с другой стороны, создать ориентиры образования соответствии будущего, с основанного условиями на информационной культуре человека в в новыми жизнедеятельности информационном обществе. Вопросы формирования дистанционного образования не новы. Однако, чаще всего дистанционное образование анализируется с точки зрения методики применения, а не с точки зрения его социальной ценности и адекватности применения. Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется: важностью задачи выявления расположенности потребителей образовательных услуг к обучению в условиях дистанционной модели; необходимостью компетентной оценки возможностей и результатов внедрения дистанционной модели в существующую систему российского образования; потребностью формирования эффективной технологии управления дистанционным образованием в соответствии с реальными запросами в образовании и перспективой его развития. Состояние степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема формирования образовательных моделей имеет статус междисциплинарной и изучается комплексом наук, среди которых социология, психология, педагогика, философия. Это обстоятельство обусловило обращение к широкому кругу источников. Анализ общетеоретических проблем образования рассматривается в работах К.А. Абульхановой-Славской, Е.Ю. Бикметова, К. Булдакова, Э.Н. Гусинского, А.С. Белкина, Б.М. Бим-Бада, Б.С. Герщунского, В.А. Дмитриенко, В.И. Кащперского, М.М. Потащника, Е.П.Белозерцева А.А. Бодалева, СИ. Гессена, 3.0. Долженко, В.Г. Кинелева, В.Д. Семенова, Л.А, Беляевой, Л.И. Божович, А.О. Грудзинского, В.И. Жукова, B.C. Леднева, Г.Е. Зборовского, Н.А. Люрья, Ю.И. Турчанинова и др Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысь, 1991. 299 с Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений А.С. Белкин. М.: Издательский центр «Академия». 2000. 192 с Белозерцев, Е.П. Образ и смысл русской школы: очерки прикладного философского образования Е.П. Белозерцев. Волгоград: Перемена, 2000. 461 с Беляева, Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности Л.А. Беляева. Екатеринбург, 1993. 99 с Бикметов, Е.Ю. Образование как сфера общения Е.Ю. Бикметов. Уфа: Башк. гос. ун-т, 1998. 121 с Бим-Бад, Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения Б.М. Бим-Бад. М., 1994. 120с.; Бодалев, А.А. Личность и общение А.А. Бодалев. М.: Просвещение, 1983. 271с.; Божович, Л.И. Избранные психологические труды Л.И. Божович. М., 1995; Булдаков, К. Социальнофилософские основания образования К. Булдаков. Кострома, 2000. 289 с Герщунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования Б.С. Гершунский. М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с Гессен, С И Основы педагогики СИ. Гессен. М.: Школа-Пресс. 1995; Грудзинский, А.О. Университет как предпринимательская организация А.О. Грудзинский Социологические исследования. 2003. 4. С И З Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования: учеб. пособие Э.П. Гусинский, Ю.И.Турчанинов. М.: Логос, 2000. 223 с Дмитриенко, В.А. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития) В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1989. 184 с Долженко, 3.0. Очерки по философии образования: учеб. пособие 3.0. Долженко. Москва: ПромоМедиа, 1995. 240 с Жуков, В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития В.И.Жуков. М.: Финстатинформ: МГСУ, 1998. 175 с Зборовский, Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию Г.Е. Зборовский Социологические исследования. 2003. 4. 99; Кашперовский, В.И. Человеческие качества и профессионализм: проблема лидерства в XXI веке В.И. Кащперовский Всемирный конгресс ВФАК ЮНЕСКО «На рубеже веков, на стыке континентов». Екатеринбург, 1999. 5 8; Кинелев, В.Г. Обьективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования в России В Г. Кинелев. М., 1995. 98 с Леднев, B.C. Содержание образования: сущносгь, структура, перспективы B.C. Леднев. М., 1991. 72 с Поташник, М.М. Школа и органы образования: трудный поиск, взаимодействия М.М. Поташник Директор HJKo.ibi. 1995. N2 2. 38 -34; Вопросам моделирования социальных процессов, прогнозирования их развития уделяется большое внимание в работах Е.М. Бабосова, Д. Белла, Е.В. Белоусова, Л.П. Владимировой, В.В. Глущенко, Л.Я. Дятченко, Д.Л. Константиновского, А.И. Кравченко, Т.Г. Морозовой, М.С. Мотышиной, А.В. Пикулькина, Ю.М. Плотинского и др. Зарубежный опыт развития систем высшего образования изучен в трудах О.Л. Ворожейкиной, Л.Г. Можаевой, Ф.Л. Ратнер, Л.П. Рябова, Л.Н. Тарасюк, К.Н. Цейковича, Л.В. Хоревой и др. Перспективы развития В.В. Чекмарев. Москва-Кострома, 1998; Воронина, Т.П. Образование в эпоху новых информационных технологий Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова. М., 1995. 220 с Добреньков, В.И. Общество и образование В.И. Добреньков, В.Я. Печаев. М., 2003; Недзвецкая, Е.А. Образование как социальный институт: специфика управления Е.А. Недзвецкая Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2003. Ш 1. 18-23; Печаев, В.Я. Основные тенденции институциональных изменений в образовании В.Я. Печаев Социология и общество. Труды Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2002. 385-389; Прокопчук, Л.О. Стратегия развития вьющего образования и обеспечение качества Л.О. Прокопчук Высшее образование сегодня. 2003. 4. N2 14 16; Сиволапов, А.В. Современные тенденции реформирования образования за рубежом: учеб. пособие А.В. Сиволапов. Челябинск: Челяб. Гос. ун-т, 2003; Филиппов, Ф.Р. Социология образования Ф.Р. Филлипов. М., 1980. 199 с.; Шереги, Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект Ф.Э. Шереги, В.Г. Харчева, В.В. Сериков. М., 1997. Бабосов, Е.М. Социология управления: учеб. пособие Е.М. Бабосов. Минск, 2002; Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Д.Белл. М., 1999; Белоусова, Е.В. Маркетинговое управление в сфере оказания образовательных услуг Е.В. Белоусова, А. Клименко Университетское управление. 2005. 2(35). 76-81; Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие Л.П. Владимирова. М., 2001. 308с.; Глущенко, В.В. Разработка управленческого рещения: Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов В.В. Глущенко. Железнодорожный (Моск. обл.): Крылья, 2000. 398 с Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами Л.Я. Дятченко. Белгород: Центр социальных технологий, 1993. 230 с Константиновский, Д.Л. Молодежь и образование: методические вопросы и опыт социального прогнозирования на материалах социологических обследований в Новосибирской области Д.Л. Константиновский, В.П. Шубкин. М.: Паука, 1977. 160 с.; Кравченко, А.И. Социология управления А.И. Кравченко. М.: Академический проект, 2005. 624 с Морозова, Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькин. М: Изд-во "ЮПИТИ-ДАПА", 1999; Мотышева, М.С. Исследование систем управления М.С. Мотыщева. Смоленск, 2006. -224 с Насибуллин, Р.Т. Социология управления: учеб. пособие Р.Т. Пасибуллин, Е.Ю. Бекметов. Уфа: УГАТУ, 2005; российской высшей школы исследованы В.И, Байденко, Л.А. Вербицкой, В.А. Садовничим, А.И. Субетто и др. При обосновании социологического подхода к анализу образовательных потребностей рассматривались труды как зарубежных авторов (П. Бергера, П. Бурдье, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Дж. Коулмена, Т. Лукмана, К. Мангейма, Р. Мертона, К. Поппера, Б. Саймона и др.), так и отечественных социологов И.В. Бестужева-Лады, Г.Е. Зборовского, Л.Г. Борисовой, Л.Н. Когана, Ю.Р. Вишневского, С И Григорьева, Д.Л. Константиновского, Лебедева и др.. Можаева, Л.Г. Эволюция форм подготовки специалистов за рубежом: (США, страны заподной Европы, Япония) Л.Г. Можаева. М.: ИНИОН. 1996. 92 с Рябов, Л.П. Сопоставительные исследования систем высшего образования; Методол. аспект Л.П. Рябов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2002. 271 с Цейкович, К.Н. Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании К.Н. Цейкович, В.И. Соловьев, Л.Н. Тарасюк, О.Л. Ворожейкина. М., 2003; Хорева, Л.В. Организация системы высшего образования в зарубежных странах: учеб, пособие Л.В. Хорева, М.Д. Сущинская. СНб.: Изд-во Петерб, гос. ун-та экономики и финансов, 1998. 103 с Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы В.И. Байденко. М., 2002. 100 с.;. Вербицкая, Л.А. О модернизации российской высшей: сегодняшние проблемы и возможные решения Л.А. Вербицкая, В.Б. Касевич Вопросы образования. 2005. 4. 8 10; Ратнер, ФЛ. Научная деятельность студентов в системе многоуровневого образования за рубежом Ф.Л. Ратнер. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. 27 с Садовничий, В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил России В.А. Садовничий. М., 2000. 100 с Субетто, А.И. Проблема фундаментализации и источников содержания высшего образования А.И. Субетто. М. Кострома: Исследоват. центр КГПУ им. Н.А. Некрасова, 1995. 336 с. Бергер, П. Социальное конструирование реатьности П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. 132 с Бурдье, П. Университетская доска и творчество П. Бурдье: пер. с фр. Н.А. Шматко Socio-Logos96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований РАН. М., 1996. 10 13; Здравомыслов, А.Г. Макс Вебер и его «преодоление» марксизма А.Г. Здравомыслов Социологические исследования. 1976. 4. 35 37; Дюркгейм, Э. Социология образования Э. Дюркгейм. М.: Канон, 1996. 217 с.; Коулмен, Дж. Капитал социальный и человеческий Дж. Коулман Общественные науки и современность. 2001. ШЗ. 122 139; Мангейм, К. Социология управления К. Мангейм. Берлин, 1970. 750 с Мертон, Р. Социальная структура и аномия Р. Мертон Социология: Хрестоматия Сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. М.: Гардарики, 2003. 289 308.; Ноппер, К. Логика и рост научного знания К. Поппер. М Нрогресс, 1983; Саймон, Б. Общество и образование Б. Саймон: пер. с анг. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1989. 200 с Бестужев-Лада, И.В. К школе 21 века. Размышления социолога И.В. Бестужев-Лада. М., 1988. 120 с Борисова, Л.Г. Региональная социологическая служба в системе образования: учебнометодическое пособие Л.Г. Борисова. Повосибирск: Изд-во Повосиб. гос. пед. ун-та, 2005; Вишневский, Ю.Р. Социальный облик студенчества 90-х годов Ю.Р. Вишневский, Л.Я. Рубина Социологические исследования. 1997. 10. 56 6 9 статьях В.Е. Бочкова, В.В. Ивановой, Е.В. Протпаса региональной системы и Д.В. Пpoтaca дистанционного Проблемы проектирования образования изучаются М.Т. Сикоевой, СМ. Ткачевым, А.Г. Шабановым Комплекс проблем, обусловленных формированием системы дистанционного образования, ее связи с внутренней страны, организационными и модели принципами отражены инфраструктурой в работах развития в сгатьях В.П. Тихомирова дистанционной М.П. Карпенко. образования Общая также идеология отражена М.П. Карпенко, В.Г. Домрачева, А.Н. Тихонова и А.Д. Иванникова. Большое количество статей предоставляют информацию об опыте внедрения дистанционных образовательных технологий в отдельных вузах. Но они, как правило, не содержат технологических подробностей, а отражают отношение вуза к проблеме, знакомят с успехами, трудностями и перспективами развития. Бочков, В.Е. Совершенствование правовой базы для развития системы открытого дистанционного образования и повышения его экспортного потенциала в странах СНГ В.Е. Бочков Право и образование. 2004. N2 6. 150 171; Иванова, В.В. Государственная политика в области дистанционного образования в России (правовой аспект) В.В. Иванова Право и образование. 2004. >ГУ 6. 134 149; Протас, Е.В. Дистанционное образование и современное законодательство об образовании Е.В. Протас, Д.В. Протас Право и образование. 2005. М; 1. 69 75. Сикоева, М.Т. Развитие дистанционного обучения в гуманитарной образовательной системе современного регионального вуза: дис. канд. пед. наук; 13.00.01 Мадина Тамирлановна Сикоева. Владикавказ, 2004. 164 с Ткачев, С М Система дистанционного образования высшего учебного заведения: структура и принципы формирования С М Ткачев, Д.В. Татьянченко Открытое образование. 2004. J b 3. V 81 86; Шабанов, А.Г. Условия и этапы проектирования региональной системы дистанционного обучения А.Г. Шабанов Право и образование. 2005. 2. С 128 137; Тихомиров, В.П. Технологии дистанционного образования в России В.П. Тихомиров Дистанционное образование. 1998. 1. С 4 9; Карненко, М.П. Будущему образованию технологию будущего М.П. Карпенко Обозреватель Observer. 1999. J o 6. С 69-72; Домрачев, В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы V В.Г. Домрачев Высшее образование в России. 1994. КУ 3 С 10 12; Тихонов, А.Н. Технология дистанционного образования в России А.П Тихонов. А.Д. Иванников Высшее образование в России. 1994. №3. С 35-37. См., например, Середа, В.И. Дистанционное обучение в Мурманском государственном техническом университете В.И. Середа, Б.Ф. Петров, О.А. Николаенко Новые технологии в образовании. 2006. о 1. С 168 170. Г 12 Анализ научной литературы показал, что основное внимание исследователи уделяют дидактическим вопросам реализации дистанционного образования, а также опыту организации различных форм дистанционной педагогической деятельности с применением информационно- коммуникационных технологий. При этом недостаточно внимания уделяется социальным аспектам управления дистанционным образованием, не учитываются образовательные потребности и ценностные ориентации обучающихся. С этой точки зрения тема диссертации представляется актуальной в теоретическом и прикладном аспектах. Анализ актуальности темы и степени ее разработанности дает основание для формулировки проблемы исследования, которая состоит в противоречии между потребностями практики в научно-обоснованных рекомендациях по управлению дистанционным образованием и отсутствием достаточных для этого социологических знаний. Научный аппарат исследования включает в себя: Объект исследования дистанционное образование. Предмет исследования технология управления дистанционным образованием. Целью исследования диссертационной работы является разработка технологии управления дистанционным образованием адекватного образовательным потребностям студентов. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач: 1) анализ образования; 2) диагностика образовательных потребностей студентов в теоретико-методологических основ дистанционного дистанционной модели образования; 13 разработка технологии управления развитием дистанционного образования с учетом существующих механизмов управления российским образованием и потребностями студентов. Гипотеза диссертационного исследования заключается в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга предположениях: во-первых, в предположении о том, что среди различных моделей образования именно дистанционная является инновационной и способна подстраиваться под удовлетворение запросов, как в обычных, так и особых образовательных потребностях; во-вторых, в предположении о том, что применяемая на практике дистанционная модель и реальные образовательные потребности студентов не адекватны друг другу; требуются изменения в формировании модели дистанционного образования; в-третьих, в предположении о том, что эффективное использование дистанционной модели предполагает применение технологии мягкого регулирования на основе внедрения современных систем управления. Теоретико-методологической базой исследования являются положения ведущих социологов России и зарубежных представителей социологического сообщества, работающих в области рещения проблем социального управления образованием Основу изучения теоретических особенностей дистанционного образования составили концепции как зарубежных Б. Холмберга, А. Ведемеера, М. Мура, О. Петерса, авторов, Д. Кигана, Г. Глисона, так и Григорьев, С И Неклассическая социология образования начала XXI века СИ. Григорьев, Н.А. Матвеева.- Барнаул, 2000; Дмитриенко, В.А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития В.А. Дмитриенко, Н.А. Люрья. Красноярск, 1989; Нечаев, В.Я. Основные тенденции институциональных изменений в образовании В.Я. Нечаев Социология и общество. Труды Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи», СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2002. 385 389; Зборовский, Г.Е. Парадигмы образования: социологический подход Г.Е.Зборовский Социология и общество. Труды Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского, 2002. 406-416; Саймон, Б. Общество и образование Б. Саймон: пер. с англ. М., 1989; 14 российских А.А. Андреева, О.А. Лаврова, В.М. Данильченко, В.А. ЛибинЛевава. В работе использованы положения социологической теории Э. Дюркгейма о взаимосвязи образования и потребностей общества. В качестве методологической базы был применен институционального подход к образованию, отраженный в трудах Б.С. Гершунского, Н.С. Ладыжец, В.А. Нечаева, А.М Осипова, Ф.Р. Филиппова, В.А. Ядова и др". Для разработки рекомендаций по формированию дистанционной модели были рассмотрены управления. Keegan, D. Theoretical principles of distance education D. Keegan. L., 1993. 368 p.; Moore, M. three types of interaction M. Moore The American Journal of Distance education. 1989. 2. Vol. 3. PP. 1 6.; Peters, 0. Otto Peters on distance education 0. Peters. L., 1994.-216 p.; Holmherg, B. Theory and practice of distance education B. Holmberg. L., 1995. 206 p.; Андреев, A.A. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» А.А.Андреев Дистанционное образование. 1997. 4. 16-19; Глисон, Г. Открытый мир: Международные отношения и мировой рынок Г. Глисон. Екатеринбург, 1997; Лавров, О.А. Дистанционное обучение: классификация проблем. термины и определения О.А.Лавров Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. 95. 39-46; Данильченко, В.М. Дистанционное обучение или дистанционное образование: к проблеме определения терминов В.М. Данильченко Телекоммуникации и информатизация образования. 2003. №4. 61-70; ЛибинЛевав,В.А Теория и практика дистанционного образования: дис. канд.пед.наук.: 13.00.01 В.А. Либин Левав. М., 1998. 220 с. Осинов, Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма Е.В. Осицова. М., 1977; Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: учеб. пособие для самообразования Б.С. Гершунский. М.: Педагогическое обн1ество России, 2002. 512 с.; Ладыжец, Н.С. Философия и практика университетского образования Н.С. Ладыжец. Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 1995. 255 с Нечаев, В.А.Социология образования В.А.Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1992; Осипов, A.M. Обн1ество и образование. Лекции по социологии образования A.M. Осипов. Новгород, 1998. 204 с Филиппов, Ф.Р. Социология образования Ф.Р. Филлипов. М.: Изд-во «Наука», 1980. 199 с.; Ядов, В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы В.А. Ядов.-М., 1997; Грудзинский, А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии А.О. Грудзинский Универеитетекое управление. 2004. 1(29). 9-20; Омаров, А.В. Социальное управление: некоторые вопросы и практики А.В. Омаров. М.: Мысль, 1980; Кравченко, А.И. Оеновы социологии: учеб. поеобие для системы сред. проф. образования А.И. Кравченко. М.: Академический проект, 2002. 384 с Виханский, О. Стратегическое управление: учебник для вузов О.С. Виханский. М: Гардарики, 2003. 292 с Аверин, Ю.Н. Люди управляют людьми: модель социологического анализа Ю.Н.Аверин. М., 1996; Слепенков, И.М. Основы теории социального управления И.М. Слепенков, Ю.Н.Аверин. М., 1990; Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными нроцессами: Монография Л.Я. 15 теоретические прикладные положения социологии качестве эмпирической документы базы РФ по исследования проблемам использовались дистанционного органов данные нормативно-правовые образования; управления официальная образованием, документация государственных учреждений; образовательных официальной статистики; международные и российские ресурсы интернет, а также вторичный анализ материалов исследований как отечественных, так и зарубежных социологов по изучаемой проблеме. Эмпирическая база исследования также включает результаты опроса потребителей образовательных услуг в вузах г. Белгорода, полученные лично автором методом квотной многоступенчатой случайной выборки с механическим отбором респондентов в 2005 году. Численность респондентов составила 1500 человек. Использованные методы исследования обусловлены характером поставленных задач: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документов, включая текстовые, графические, аудио-, видео- и другие материалы в глобальной компьютерной сети Интернет, сопоставление выводов, полученных в результате осмысления специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение, опрос, анализ статистической информации, анализ документов. Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечивается теоретико-методологическими положениями, адекватностью выбранных методов исследования, взаимопроверкой эмпирических данных, достаточной репрезентативностью выборки, корректным применением Дятченко. М.-Белгород: Центр социальных технологий, 1993 343 с.; Социальное управление: Словарь-справочник Ю.П.Аверин, И.М. Слепенков и др.. М., 1994; Основы современного социального управления: теории и методология Под ред. В.Н. Иванова. М., 2000; Бабосов, Е.М. Социология управления Е.М. Бабосов. Минск, 2000; Луков В.А. Социальное проектирование: учеб. пособие. В.А.Луков. М.: Изд-во «Флинта», 2005; Ларионов И.К. Социальная теория: общие основы и особенности России. И.К. Ларионов. М.: ИТК «Дашков и К», 2005; Теория и методология исследований социальных проблем Отв. ред. Р.С. Гринберг. М.: Наука, 2005; Пищулин, П.П. Социальное управление: теория и практика: учеб. пособие П.П. Пищулин, Н. Пищулин, А.А. Бетуганов. М., 2003; Основы социального управления: учеб. пособие А.Г. Гладыщев, В.П. Пванов, В.И. Патрущев. М., 2001. 16 методов обработки и содержательной социологической интерпретацией эмпирических результатов исследования. Основные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна: обосновано, системой что дистанционное способной образование является под инновационной обучения, подстраиваться удовлетворение запросов, как в обычных, так и особых образовательных потребностях в соответствии с тенденцией общественного развития; которая выделена специфика российского дистанционного образования, состоит в активном технологий, использовании и в отличие информационно от британской и телекоммуникационных американской модели может осуществляться в любой форме очной, заочной; управления обосновано, что в основе функционирования находится технологии дистанционным образованием образовательная образовательных потребность, которая воздействует на формирование интересов, ценностных ориентации, мотивов, целей, определяя, таким образом, черты новых моделей образования; обозначено, что традиционная модель образования реализует стратегические потребности в образовании: материальный рост, статусное продвижение, профессиональное совершенство, моральное самоутверждение, социальная адаптация и духовная самореализация, а дистанционная кроме стратегических способна удовлетворять тактические потребности в академической мобильности, еще и финансовой доступности образования, отсутствии конкурсного приема и возрастного ценза, своевременной модернизации и модификации учебного материала, в индивидуальном учебном планировании, в использовании современных информационных технологий в учебной деятельности, «самостоятельном» обучении; 17 установлено, что стратегические потребности одинаковы как обучающихся традиционно, так и дистанционно, и среди студентов, реализуются независимо от типа образовательной модели; онределено, что применяемая дистанционная модель востребуется не всеми обучающимися, а определенной группой студентов; не по всем ее отличительным мобильности, признакам, а только финансовой по потребности в академической доступности, отсутствии конкурсного приема и возрастного ценза, своевреме[иой модернизации и модификации учебного материала; выявлены эмпирические показатели состояния дистанционной модели образования, указывающие на необходимость ее формирования с учетом большого количества взаимосвязанных параметров системы и целенаправленности управленческой деятельности; адаптированы положения технических наук о развитии и управлении систем с большим количеством взаимосвязанных параметров применительно к формированию дистанционной модели, что позволило реализовать гибкие обратные связи, дающие возможность управлять благодаря существующим видам управления и их взаимосвязи; предложена конкретная технология управления, регулирующая систему дистанционного образования за счет гибких обратных связей. Она включает: соверщенствование дистанционной модели образования; организацию образовательных потребностей студентов; развитие адаптивных качеств личности студента; создание условий для апробации и развития дистанционной модели. раскрыты составляющие эффективного для наиболее внедрения, полного формирующие благоприятные перспективы использования достоинств дистанционной модели образования, а также адаптации ее к реальным потребностям студентов. 18 Основные положения, выносимые на защиту: 1. Дистанционная модель является новой ступенью развития образования, отличающейся реализующей но форме образовательных образовательные технологий и Она специфические потребности. предоставляет возможность удовлетворить стратегические потребности в образовании, характерные для традиционной модели, и специфические потребности, нереализуемые в ней: академическая мобильность, финансовая доступность образования, отсутствие конкурсного приема и возрастного ценза, своевременная модернизация и модификация учебного материала, индивидуальное учебное планирование, использование современных информационных технологий в учебной деятельности, «самостоятельное» обучение. 2. Потенциал дистанционной модели образования, задаваемый тактическими потребностями студентов востребуется частично; к числу полностью реализуемых относятся потребности в академической мобильности, финансовой доступности получения образования, отсутствии конкурсного приема и возрастного ценза для обучающихся, своевременной модернизации востребуются «живом» и модификации учебного материала; учебном не полностью потребности в индивидуальном не планировании, остаются общении с в преподавателем; востребованными потребности использовании технологий в современных учебной информационнодеятельности и коммуникационных «самостоятельном» обучении. 3. Дистанционная образовательная технология рассматривается как система методов, средств и форм при самостоятельно воспроизводимой реализации устойчивое заданного получение содержания знаний, образования и и обеспечивающая для будущей умений навыков профессиональной деятельности с использованием новейщих 1Т-разработок. Адаптация личности к новым условиям обучения при дистанционной модели образования осуществляется, главным образом, через развитие таких качеств 19 личности как: коммуникабельность, инициативность, самостоятельность, умение целостности изложения мысли, ответственность и самоконтроль. 4. применить Анализ системы управления образовательной средой позволил интеллектуальную систему, поскольку именно они ориентированы на решение трудно формализуемых задач в отсутствие полной и достоверной информации. Управление системами данного класса осуществляется за счет гибких обратных связей, образующих замкнутую структуру. Практика управления дистанционным образованием в данном случае представляет собой совокупность технических, организационнометодических и нормативно-правовых мероприятий, которые формируют благоприятные перспективы для наиболее полного использования достоинств новой модели образования, а также адаптации ее под реальрп:.1е потребности студентов. Практическая значимость исследования заключается в том, что: материалы исследования могут использоваться в реальной практике управления развитием дистагщионного образования в вузе, а также в разработке многовариантной образовательной модели, отвечающей новому уровню образовательных потребностей современного общества; выявленные компоненты комплексной схемы внедрения дистанционных технологий могут быть использованы в практической деятельности региональных органов управления образованием; предложенные рекомендации по интенсификации учебного процесса, а также подготовке преподавателей к работе дистанционно преподавателей позволяют применять их в практической деятельности высшей школы, организаторов учебного процесса в системе дистанционного образования; укрепляет осознание позиции эффективности образовательных дистанционного учреждений, образования использующих дистанционную модель, в современном образовательном пространстве и обществе в целом; 20 результаты исследования могут быть внедрены в нроцесс вузовской подготовки студентов по специальностям социологического профиля, государственного и муниципального управления, а также для подготовки и проведения вводных занятий для студентов заочной формы с применением дистанционных образовательных технологий. Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социологии Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, научно-практической конференции «Дистанционное образование: опыт и перспективы» (г. Белгород, 2001), всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности» (г. Белгород, 2003), первой международной научно-практической конференции «Научный потенциал мира 2004» (г. Днепропетровск, 2004), международной научной конференции «Диагностика и прогнозирование социальных процессов» (г. Белгород, 2005), всероссийской научно- практической конференции «1Т-инновации в образовании» (г. Петрозаводск, 2005), международной научной конференции «Наука и образование» (г.Мурманск, 2006), XIV международной научной конференции «Новые технологии конференции в образовании» Украинской (г.Воронеж, ассоциации 2006), 10-й международной образования дистанционного «Образование и виртуальность 2006» (г. Ялта, 2006). Но материалам диссертации подготовлено и опубликовано 14 научных печатных работ общим объемом 4,2 п.л., в том числе 2 в изданиях по перечню ВАК. 21

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 4142
Пароль: 4142
Скачать файл.
Просмотров: 135 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz